Новенький
— Парадокс это такая логическая задачка, но хитрая… — сказал Лёша, помешивая варево в котелке. — Вроде решение есть, но оно неправильное. В лоб не возьмешь.
Ане он нравился. Загорелый, в потёртом тренировочном костюме и наброшенной брезентовой куртке. Она чувствовала, что тоже нравится ему, потому он такой говорливый. Бабушка однажды высказала ей ворчливо: “Куда только девчонки ни попрутся чтобы мужа найти! Лучше бы в библиотеку ходила…” Аня слушала Лёшу и замечала, как он распускает хвост, как павлин, и ей было хорошо. “Нет, бабушка, библиотека не лучше,” — думала она с внутренней улыбкой.
В вечернем лесу на поляне было тихо, только потрескивал костёр, и ветер шуршал в вершинах сосен. Где-то ухнула сова.
— Парадоксы бывают не только логические, — заметил могучий и волосатый Миха в своём вечном хаки. — Есть в физике. Всякие близнецы, эффект наблюдателя…
— Мне больше нравится старинный анекдот, — заметила Аня, — про то как чёрт занял у мужика копеечку.
— Это какой? — спросил Миха.
— Ну мужик начал приходить за долгом, а чёрт на воротах ада написал записку: “Приходи завтра”. Не помнишь?
— Нет.
— Ну ходит мужик каждый день, а раз не пришёл. На следующий день на воротах записка: “Приходи вчера”.
Все рассмеялись.
— По мне так куда крепче парадокс в песне Высоцкого, — заметил Миха, — Если друг оказался вдруг. Непроверенного человека брать в горы это как? Типа он стонал, но держал… А если не держал? Если он оказался из тех, кого в горы лучше не брать? Что тогда?
Все замолчали, задумавшись. С Высоцким спорить не хотелось, но Миха был прав. И все невольно подумали про новенького. В разговоре он участия не принимал, просто подставил свою миску под поварёшку и получил порцию густого супа и снова отсел в сторону. Невысокий и весь — от кроссовок до вязаной шапочки — в чёрном найки. В затенённых очках и с неподвижным желтоватым лицом. Аня почувствовала неловкость, потому что именно она уговорила Миху взять новенького в поход. По просьбе подруги.
— Слушай, — Лёша повернулся к новенькому, получив свою порцию ужина, — как тебя там, Николай? Ты хоть расскажи, зачем тебе Зона?
Тот удивлённо оторвался от миски и посмотрел на Лёшу из своих очков.
— Зови меня Ник. И это не Зона, — ответил он нехотя, — Зона это когда артефакты, мутанты и всё такое. Здесь этого нет.
— Это Зона, — возразил обиженно Лёша. — Здесь аномалии!
— Вот я и хочу увидеть, — ответил Ник. — И пока ничего не увидел.
— Так мы ещё не вышли на место.
— А где оно? — оживился Ник, — Можешь показать на карте?
— Утром, — ответил Лёша.
— А когда мы туда попадём? — спросила Аня.
— Завтра. Наверное к вечеру, — ответил Лёша, — У меня помечены точки, где зафиксированы явления.
— Покажи, — попросил Ник.
— И правда, покажи! — подхватила Аня.
Нехотя Лёша достал карту, развернул на траве и направил фонарик:
— Ну ладно. Вот, смотрите. Здесь мы, а вот тут точки, где зафиксированы эти… аномалии. А вот это карта Валентина, — он достал вторую карту, — они другим маршрутом ходили. Видишь, другие точки?
— А в чём они состоят, аномалии эти?
— Ну… Ребята рассказывают разное. Чаще всего сны. Очень похожие на реальность.
— Всего лишь сны? — разочарованно сказала Аня.
— И особые состояния. Как дежавю. Помнишь в Матрице?
— Ну ладно, — махнула рукой Аня, — посмотрим на месте. А давай на одну карту нанесём.
Они разложили карты на ровном участке земли и, светя фонариками, начали переносить пометки с одной на другую. Миха, который внимательно наблюдал за работой, заметил:
— Маршруты тоже нанесите. Чтобы видно было, где они ходили. А то непонятно.
— Логично, — заметил Лёша.
Когда они закончили переносить метки, Ник достал ещё одну карту и протянул Лёше:
— И отсюда метки снимите.
Все удивлённо умолкли, глядя на новичка. Тот пояснил:
— Это от Байды. Он в прошлом году ходил.
— Вот гад, — в сердцах сказал Миха, — мог бы позвать. Ладно, давай сюда.
И после нескольких минут перенесения маршрутов и точек на одну карту, они увидели, что метки ложатся в аккуратную дугу.
— Фигасе! — сказал Лёша, — вот это да! Точками как путь проложен! Смотри, идёт в Комское ущелье.
— Может прямо туда и махнём? — спросил Миха.
— А может наоборот? — заметила Аня. — Другой конец в Налымское ведёт. А что, в Каменной Чаше ничего нет?
— Да, не видно, — ответил Лёша. — Смотри, все три маршрута через неё, а там пусто. А вот по Северному гребню просто класс!
— И немного по Восточному, — заметила Аня.
— А может в Чашу всё же зайдём? — спросил Ник.
— Ну можно, конечно, пройти посмотреть, — заметил Лёша, — но ведь если там пусто, то только время тратить. У нас его мало.
* * *
Вечером следующего дня они достигли подножья Восточного хребта. Горы были покрыты лесом, а тропы почти пропали. Миха нашёл старую стоянку на небольшой поляне, и они расположились на ночлег. Это место было уже близко к точке аномалии, и Аня поняла, что невольно ждёт чего-то необычного.
Ночью её разбудил странный шелест. Она открыла глаза и в свете полной луны увидела, как поодаль Ник осторожно разворачивает карты, изъятые из Лёшиного рюкзака. И рассматривает без фонарика и без своих вечных очков. И, видимо почувствовав взгляд, он повернул к ней голову. Хоть лицо его было в тени, но из этой тени отчётливо сверкнули два жёлтых глаза, как фонарики. Аня сдавленно ахнула и оцепенела в ужасе.
Ник поднял палец к губам, словно призывая её к молчанию, а сам осторожно сложил карты и сунул их за пазуху, не сводя с неё светящихся глаз. Потом он подхватил свой рюкзак и скользнул в черноту леса. Аня только увидела, что что-то выпало из бокового кармана рюкзака. Или ей это показалось?
Несколько минут она не могла прийти в себя, но наконец разбудила ребят. Они долго ругались на Ника и немного на неё, но главным образом между собой, о том, что делать — ведь пропал один из членов экспедиции. Идти искать? Ловить? Возвращаться? В светящиеся глаза они не поверили. Наконец они выпустили весь пар и легли досыпать. Ничего другого в той ситуации сделать они не могли.
Отсутствие карт их не особо расстроило; у Михи был навигатор, кроме того он и без карт знал все перевалы и тропы. Аня напротив не могла сомкнуть глаз. Она даже положила рядом ледоруб. На всякий случай. Впрочем, через пару часов она и сама почувствовала сомнение, что видела горящие глаза. Может это как раз из-за аномалии? И она немного успокоилась и даже задремала. И неожиданно во сне увидела окружённую горами долину. Ярко, словно в реальности.
* * *
— Он пошёл в Каменную Чашу, — сказала она утром за завтраком.
— Почему? — удивился Миха.
— Потому что он туда хотел. Он туда и шёл, — ответила Аня задумчиво. — Эта дуга точек… Я думаю, это не траектория, не путь, это часть окружности. Как волны расходятся от камушка. Я думаю, что это… Может быть что-то важное в центре? А это Чаша и есть. Может такое быть?
Парни сначала смотрели на неё, как на умалишённую, но наконец Миха заметил:
— Если хочешь, то можем проходя подняться на восточный хребет. Он высокий, но пологий с этой стороны. Лысая вершина. Оттуда Чаша как на ладони. Там и увидим.
Собравшись и надевая рюкзак, Аня невольно посмотрела на то место, где ночью сидел Ник. И вдруг заметила в траве небольшой серый сплюснутый цилиндр, словно пульт от телевизора, только без кнопок; по нему неторопливо ползла божья коровка. Аня повертела предмет в руках, сдунула коровку. Вдруг у неё закружилась голова, и она обнаружила, что предмет снова лежит в траве и по нему снова ползёт божья коровка.
Дежавю? — испугалась Аня. — Матрица? Аномалия?
Она осторожно подняла предмет снова и положила в рюкзак, а потом замерла на несколько секунд, чтобы заметить последствия. Но на сей раз мир решил не реагировать.
* * *
— Ну вот и твоя Каменная Чаша, — сказал Миха, стоя на лысом гребне горы.
Позади них вниз шёл глубокий обрывистый склон, а дальше расстилалась обширная долина, окружённая горами. Покрытая яркой зеленью, синими и оранжевыми цветами, она была необыкновенно красивой. Прямо посередине протекала маленькая чистая речка, извиваясь по пути.
— Странно, а почему не растёт лес? — спросила Аня.
— Сели проходят часто. Вон оттуда. — Лёша показал ущелье между гор, откуда вытекала речка. — Всё сносит. Потому и деревьев нет.
— Ну насмотрелись? Ничего и никого, — сказал Миха и пошёл вдоль гребня на север.
Лёша потянулся за ним.
Аня огляделась, достала сотовый и начала делать панорамный снимок. И вздрогнула, когда обернувшись заметила знакомую чёрную фигуру. Ник поднимался к ним от редких сосен по тому же пути, что пришли они. Рюкзака на нём не было.
— Ник? — воскликнула Аня. — Где ты был? Зачем…
— Отдай мне это, — сказал Ник, выходя на гребень.
Лёша обернулся и с криком “Эй, ты, придурок!” бросился к Нику.
А дальше Аня не успела понять, что произошло. Она успела заметить какое-то молниеносное движение, и увидела, как Лёша отлетел в сторону обрыва. На долю секунды он замер на краю, и не удержавшись полетел вниз. Страшный крик оборвался глухим ударом.
— Лёша! — в ужасе закричала Аня, бросаясь к обрыву, но Ник схватил её за руку, и его хватка была железной.
— Дай мне это, — громко повторил Ник. — Я не хочу причинить тебе вреда, но…
— Ты… Ты… — только и могла произнести Аня, вырываясь.
— Ты что наделал?! — зарычал Миха, бросаясь к Нику.
— Стой, — сказал тот безо всякого выражения, — иначе полетишь следом. У меня нет времени.
Огромный Миха не слушая налетел на него как разъярённый медведь. Ник отпустил Аню, и та от ужаса присела на корточки, прижав ладони к щекам.
— Миха, не надо! — закричала она. — Назад!
И увидела, что огромный Миха уже лежит на земле, скорчившись от боли, а Ник сидит сверху и душит его мёртвой хваткой. У Михи уже побагровело лицо.
— Вот твоя штука, — закричала Аня, — отпусти его!
Она выхватила цилиндр из рюкзака и швырнула его в ту же пропасть, в которую улетел Лёша.
Ник отпустил горло Михи, бросился за этой штукой и прыгнул с обрыва.
Аня ахнула и припала к краю пропасти. Далеко внизу лежало искорёженное тело Лёши, а ещё ниже, прыгая с камня на камень, бежало вниз странное существо в чёрном, и в его движениях уже не было ничего человеческого.
Существо подхватило что-то с земли и вдруг утёс завибрировал, и воздух наполнился страшным гулом. Аня увидела, как птицы замедлились, причём, чем ближе они были к центру долины, тем медленнее был их полёт. А некоторые просто повисли в воздухе. И вдруг начали двигаться назад, словно кто-то проигрывал видео задом наперёд.
Словно набирая ход, в центре долины, как в центре огромной сферы, начали мелькать картины, сменяя друг друга. Эта смена происходила всё быстрее и быстрее. Сначала это было мелькание дня и ночи — как на большом объёмном сферическом экране размером в пол-мира. Потом стремительная смена картин лета и зимы. Потом наконец действие замедлилось, и внезапно долина стала буро-чёрной. Аня увидела грязевой поток уходящий из долины вверх и освобождающий пространство зелени и цветов. И мерцающий огромный продолговатый диск, стоящий в долине на низких стойках-ногах.
Мир замер. Время остановилось и пошло нормальным темпом. Пели птицы, звенели насекомые. И существо в чёрном, которое когда-то было Ником, неслось на огромной скорости к этому диску. Наконец оно подбежало под серебристое брюхо, остановилось на мгновение. Далеко, страшно далеко, но Ане показалось, что существо обернулось к ней и сделало рукой круг в воздухе. И запрыгнуло внутрь. В то же время диск начал медленно подниматься над землёй, и одновременно в долину выплеснулось море вязкой грязи, убивая всё на своём пути…
Аня потеряла сознание.
* * *
— Парадокс это такая логическая задачка, но хитрая… — сказал Лёша. — Вроде решение есть, но оно неправильное. В лоб не возьмешь.
— Не только логические, — заметил Миха. — Есть парадоксы в физике…
В вечернем лесу на поляне потрескивал костёр. Где-то ухнула сова.
Аня очнулась и смотрела на Лёшу. На Миху. И не помнила, как они оказались там, где они оказались. Повисло молчание, которое она не заполнила шуткой про мужика и копеечку. Она осмотрелась и не увидела Ника.
— Может заглянем в Каменную Чашу? — спросил Миха.
— Не надо, — ответила Аня, — там частые сели. Мы там уже были. Пошли лучше в Таёжный.
— Когда мы там были? — удивился Лёша.
— Послезавтра. Но вернулись. И ты даже не представляешь, как это хорошо, — тихо ответила Аня.
Они глянули на неё, как на сумасшедшую. А она смотрела на Лёшу и думала о том, что… Ни о чём не думала. Просто была рада, что он жив.
Засыпая рядом с ним и слушая его ровное дыхание, она смотрела на ночное звёздное небо и думала, остался ли в её телефоне снимок Чаши и Ника? И что это было? Видение из аномалии или инопланетная операция по спасению погибшего корабля? И немного жалела, что не узнает об этом никогда.
В общем, рассказ о девушке с богатым воображением. Горы есть, поход есть, желание выйти замуж тоже имеется. А вот фантастики — нет. Но рассказ хороший.
А так — все нормально.
Сюжет — горы, зона, шажок назад — это всё понятное. Но стиль вот не очень.
«Вечером составляли телеграмму в Москву. Шурка писал, бабка диктовала.
– Дорогой сынок Паша, если уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я, конечно, могу, хотя мне на старости лет…
– Привет! – сказал Шурка. – Кто же так телеграммы пишет?
– А как надо, по-твоему?
– Приедем. Точка. Или так: приедем после Нового года. Точка. Подпись: мама. Все.
Бабка даже обиделась.
– В шестой класс ходишь, Шурка, а понятия никакого. Надо же умнеть помаленьку!
Шурка тоже обиделся.
– Пожалуйста, – сказал он. – Мы так, знаешь, на сколько напишем? Рублей на двадцать по старым деньгам.
Бабка сделала губы трубочкой, подумала.
– Ну, пиши так: сынок, я тут посоветовалась кое с кем…
Шурка отложил ручку.
– Я не могу так. Кому это интересно, что ты тут посоветовалась кое с кем? Нас на почте на смех поднимут.
– Пиши, как тебе говорят! – приказала бабка. – Что я, для сына двадцать рублей пожалею?
Шурка взял ручку и, снисходительно сморщившись, склонился к бумаге.
– Дорогой сынок Паша, поговорила я тут с соседями – все советуют ехать. Конечно, мне на старости лет боязно маленько…
– На почте все равно переделают, – вставил Шурка.
– Пусть только попробуют!
– Ты и знать не будешь.
– Пиши дальше: мне, конечно, боязно маленько, но уж… ладно. Приедем после Нового года. Точка. С Шуркой. Он уж теперь большой стал. Ничего, послушный парень…
Шурка пропустил эти слова – насчет того, что он стал большой и послушный.
– Мне с ним не так боязно будет. Пока до свиданья, сынок. Я сама об вас шибко…
Шурка написал: «жутко».
– …соскучилась. Ребятишек твоих хоть посмотрю. Точка. Мама.
– Посчитаем, – злорадно сказал Шурка и стал тыкать пером в слова и считать шепотом: – Раз, два, три, четыре…
Бабка стояла за его спиной, ждала.
– Пятьдесят восемь, пятьдесят девять, шестьдесят! Так? Множим шестьдесят на тридцать – одна тыща восемьсот? Так? Делим на сто – имеем восемнадцать… На двадцать с чем-то рублей! – торжественно объявил Шурка.
Бабка забрала телеграмму и спрятала в карман.
– Сама на почту пойду. Ты тут насчитаешь, грамотей.
– Пожалуйста. То же самое будет. Может, на копейки какие-нибудь ошибся.
»
По-своему иной.
Можно было бы взять все рассказы этой дуэли и сделать отдельным сборником.
Хороший рассказ, бойкий, для юношества самое то. Романтика, горы, штучка непонятная, Любовь, опять же.
Нет, я не говорю, что плохо написано, но по мере чтения знаешь чего ждать дальше.
Очень понравилось, что инопланетянин перед отлётом оживил Лёшу.
Очень трудный выбор, все работы прекрасны и все настолько разные!
Выбираю «Новенького». :)) Тут всё хорошо закончилось (Лёша жив) и интрига осталась («остался ли в её телефоне снимок Чаши и Ника? И что это было?»), и мистику -фантастику люблю!
В общем, сама перед собой оправдалась, что не оставила «голос» остальным авторам, жаль, нельзя за всех проголосовать. :))
Легко и приятно написано. А Анне ещё представит обдумать, что это было: предвидение, или перемещение во времени. Хотя возможно и не стоит над этим задумываться, а просто принять.
Классно чё — это я уже говорил. Это классно, потому что фантастика. И потому что микс из знакомых и любимых с детства фантастик.
Здесь и Зона, и Инопланетянин, и парадоксы времени, и даже каким-то боком Люди в чёрном. Всё узнаваемо, понятно, привычно. Поэтому чувствуешь себя в рассказе уютно, как дома.
Но это и главный недостаток рассказа — в нём нет ничего авторского. Более того, насовав идеи признанных классиков, автор не потрудился развить ни одну из них.
Упоминание Зоны и артефактов зашевелило во мне селезёнку. Сладкое предвкушение увлекательного путешествия в неизведанное! Однако первый облом постиг очень скоро — путешествие не получилось, артефакты остались только на словах.
Вторая сюжетная линия — о пришельце. Очень хорошо подана загадка — кто он, таинственный незнакомец? Несколько ходов усиливают интерес, но снова внезапно всё выясняется. Разочарование.
Непонятная хрень, изменяющая время. Вообще никак не сыграла, кроме понятной своей функции — вернуть всё на круги своя. Ничем не удивила, потому что кусты оказались слишком низкими, а рояль чересчур большим. И ненужным.
Любовная линия. А она была? А не было. Хотя должна была быть, об этом мы узнаём в конце.
В итоге — несколько страниц из разных книг, сброшюрованных вместе. Раскрытие героев, мотивация и логика поступков остались на других страницах. Потому что идея рассказа на самом деле не на 10 тыс знаков. Здесь получилась такая ленивая селёдка под шубой, когда ингредиенты не укладываются слоями, а перемешиваются. Кстати, получается вкусно, но всё равно несколько не так, как надо. Только не забудьте майонезом полить — и всё. Здесь в качестве майонеза финальная предсказуемая повисшая в воздухе мысль «а был ли мальчик».
Вот и здесь — несмотря ни на что — получилось интересно. А ведь это очень многое для рассказа, не так ли? Многие вообще скажут, что это главное. И я поддакну.
Мне было интересно с самого начала. Но чем дальше я читала, тем больше возникало ощущение сильной урезанности сюжета. И это мешало погружению в рассказ.
Размер дуэльного рассказа слишком мал, чтоб впихивать в него много всего. Возьми вы одну интригу и закрути вокруг неё сюжет, получилось бы выигрышнее.
И ещё – чем меньше размер рассказа, тем меньше в нем должно быть воды. Всё, что не играет на сюжет – нафиг. Романтическая линия не сыграла. Понимаю, вы хотели добавить остроты, чувств в сцену гибели Лёши. Но не сыграло. Ведь чувств то нет никаких у героини. Они едва познакомились.
И количество персонажей туда же – раскрыть каждого при малом объеме сложно. А это значит они тянут на себя лишние знаки в ущерб сюжету.
Но задумка с этими аномалиями, в которых происходит чёрт те что, а потом пойди разбери, что было, что нет – мне очень понравилась. Сдаётся, автора подвела спешка – срочная дуэль дело такое. Думаю, будь у вас больше времени и больший объём – вы бы написали очень интересную историю.
Спасибо за рассказ!