За хлебом
Поздним летним утром Галинка торопливо семенила по пыльной деревенской улице в сторону магазина. За хлебом. В прошлый раз, когда его привозили, она не смогла уйти с работы, будний день был. Вот ведь, кто б подумал, в деревне жителей ладно, если человек сто наберётся, только когда ей надо отлучиться, обязательно у кого-нибудь что-нибудь да произойдёт. Ничего серьёзного, конечно, что она тут, в их Богом забытом фельдшерском пункте, могла бы сделать, так, давление измерить, ну, укол какой поставить. В серьёзных случаях по инструкции сразу скорую из райцентра положено вызывать. Но ведь не прогонишь же какую-нибудь бабульку, хоть той зачастую просто поговорить надо. Пообщаться.
Галинка судорожно вздохнула, переводя сбившееся от быстрой ходьбы дыхание, и перехватила сумку для продуктов в другую руку. Всем поговорить охота. Она бы тоже с удовольствием поговорила, да не с кем. Муж её, Юра, царствие ему небесное, не особо с ней разговаривал, только когда выпьет, тут уж не остановишь. Правда, в такие моменты много неприятного приходилось Галинке выслушивать, детей-то у них не случилось. Ну, это ладно. А так живая душа, всё-таки, хмыкнет в ответ, и то хорошо. Но последние три года, как Юрик не проснулся однажды утром после очередного приступа говорливости, дома Галинка общалась только с кошкой. Страждущие её нехитрой медицинской помощи не в счёт – их самих приходилось слушать.
- Галинка, привет! Ты куда в такую рань в воскресенье-то побежала? – из-за невысокого сплошного забора показалась голова соседки Тамары, аккуратно повязанная светлым платочком.
- Привет, Аркадьевна! Да за хлебом, как раз подвезти ж должны, позавчера не ходила, работала.
- А-а-а, ну давай, давай! – Тамара опёрлась о край забора руками, в которых держала вперемешку пучки укропа и чесночные перья. Сезон заготовок был в разгаре. – Ты вечерком загляни к нам, я тебе картошечки свежей насыплю, подкопаем сегодня.
- Загляну, Аркадьевна, спасибочки тебе!
Помахав свободной рукой, Галинка заторопилась дальше. Ей самой картошку выращивать было некогда, да и тяжело одной-то. А соседи вон целое поле сажают, детям в город отправляют, ну, и ей немного перепадает. Она тоже в долгу не остаётся, таблетки, уколы, если что, давление, опять же, померить. Так и живут, помогают друг другу.
Машина с хлебом обычно приезжала где-то после девяти, но те, кто не заморачивался со своим, домашним, а покупал привозной, уже часов в восемь, сразу после открытия, собирались в магазине. Тоже пообщаться. Галинка ускорила шаг. Главное, чтоб хватило. Продавщица Лена, бывало, обсчитывалась при заказе, и частенько хлеб доставался не всем.
Когда закончился соседский забор, Галинка свернула на тропку. Высокая трава, ещё не просохшая от утренней росы, бодряще начала хлестать её по ногам. Можно было бы, конечно, обойти кругом, но по тропинке быстрее. Да и приятнее, несмотря на промокшие ноги. В этом небольшом перелеске, разделившем деревню на две части, стояло полуразрушенное здание деревенской школы. Фруктовый сад, расположенный за ней, со временем разросся, почти одичав, а в небольшой низине непонятно откуда стала собираться вода. Застоявшись, она превратила бы это место в непроходимое, но неравнодушные жители перекинули через неё мостик, правда, такой шаткий, что каждый раз, перебираясь по нему, Галинка со страхом держалась за одиночную перекладину. И всё равно, ходить здесь ей нравилось, казалось, что идёт по лесу, куда вообще-то выбираться тоже было некогда, да и не с кем, а лес она любила. Галинка даже пошла медленнее, хоть и торопилась. И с удовольствием вдыхала почти лесные запахи.
- Женщина!
От неожиданности Галинка замерла, как кролик, почуявший удава. Сердце сразу заколотилось где-то в горле. Она только что осторожно миновала мостик и ступила на твёрдую землю, но рукой всё ещё держалась за перекладину.
- А, женщина!
Придя в себя и сообразив, что незнакомый мужской голос звучит где-то сзади, неподалёку, но точно не рядом, Галинка медленно обернулась.
Он стоял примерно там, где она только что шла, на другом берегу этой стихийной канавы. Черноволосый, небритый, в мятой рубашке. Совершенно пьяный.
- Женщина, а, женщина, скажите, пожалуйста, - изо всех сил пытаясь произносить слова членораздельно, мужчина одновременно, хоть и явно с трудом, поймал Галинку в фокус своего зрения, - а где я, а?
Оторвавшись наконец от перекладины, Галинка перехватила сумку в обе руки, сглотнула и неуверенно произнесла:
- З-здесь, в Сосновке.
На некоторое время незнакомец погрузился в какой-то транс, раскачиваясь из стороны в сторону на неустойчивых ногах. Потом снова сконцентрировал взгляд на Галинке:
- А как мне отсюда выйти?
Чтобы выйти из деревни, ему надо было пройти мимо Галинки. Она похолодела. Но врать не умела.
- Туда, - оторвав одну руку от сумки, Галинка махнула ею куда-то себе за спину.
- Спасибо, - мужик сделал попытку благодарно ей поклониться, но не удержался и со всего размаха шлёпнулся лицом прямо в мутноватую грязную жижу. И так и остался лежать ничком.
Галинка вскрикнула и бросилась к нему. Бесстрашно перебежав обратно по мостику, она кинула сумку куда-то в траву и, не снимая обувь, парой шагов по воде добралась до его головы. Глубоко здесь не было, чуть выше щиколотки, но как медик она знала – захлёбываются и на такой глубине. Наклонившись над мужиком, попыталась перевернуть, но не тут-то было! Сил не хватило. Подумав секунду, снова выбралась на траву. Присела между его широко раскинутыми ногами, взяла их в руки, подтянула повыше, подмышки. И еле-еле поднявшись, медленно пошла вперёд.
Минут через пять мужик был спасён. Отдышавшись, Галинка присела перед ним на корточки и просто повернула его голову немного в сторону, чтобы очистить лицо от грязи и проверить, дышит он или нет. Вроде дышит.
- Эй, - она потрясла его за плечо, - вы меня слышите?
И тут он захрапел!
Галинка затряслась в нервном смехе. Немного посидела, успокоилась. Потом поднялась, вылила воду из туфель, вытерла травой перепачканные ноги. Нашла сумку. Снова присела рядом с мужиком, всмотрелась в его лицо, всё в чёрных разводах. Симпатичный. Хоть и небритый.
Ладно, надо бежать за хлебом, и так, поди, только чёрный остался. А когда она будет идти обратно, мужик, наверное, как раз проснётся…
Хлеб купить Галинка успела. Но мужика уже не было. И только примятая мокрая трава с грязными проплешинами подтверждала, что всё это Галинке не привиделось.
Ближе к вечеру, перед ужином, она отправилась к соседке. Пересыпав в пакет пару небольших ведёрок молодой картошки и положив сверху солидный кабачок, Тамара устало присела на стоявшую прямо в огороде лавочку:
- Садись, Галин, отдохнём немного, ты чего смурная какая? Хлеб-то купила?
Галинка со вздохом присела рядом, безвольно опустив руки на колени:
- Купила.
Тамара внимательно посмотрела на неё:
- Слыхала, Альбинка нового мужика в дом привела, сразу пьяного и почему-то мокрого, - невесело усмехнувшись, она перевела взгляд вдаль, за забор, на темнеющую кромку леса, - где взяла, фиг знает. Мать её опять сегодня на всю улицу причитала, житья от них нет.
Альбинка была местная Мэрилин Монро, так же часто мужей меняла. И пила. Только не джин-тоник, а самогон в основном.
Галинка молчала, глядя в одну точку. Тамара опять покосилась на неё:
- Тебе тоже мужика бы, сколько думаешь вдовий век-то коротать?
Та ещё немного помолчала, потом отрешённо качнула головой:
- Да кого я тут найду? Мне ж в этом году сорок семь будет, а у нас только пацаны пятнадцатилетние на каникулы к бабкам-дедкам ещё пока приезжают. Скоро и они не будут, - она опять вздохнула, поднялась и с усилием подхватила пакет. – Ладно, пойду я, бывайте. Спасибо за картошку.
Дома, разогрев вчерашний гуляш с гречкой и отрезав ломоть хлеба, Галинка уселась ужинать. Телевизор опять не показывал, какие-то настройки на антенне сбились. И в этой тишине на Галинку вдруг накатила такая тоска, что она, зажмурившись, с силой сжала в руке кусок хлеба и с каким-то неожиданно вырвавшимся подвыванием бросила его об стену. Отскочив, он шмякнулся на пол, испуганная кошка бросилась вон из кухни, а из глаз Галинки наконец-то потекли горькие слёзы.
Ясно, что заработком, а не травами. Данный рассказ набит нелепостями, как Дед Мороз ватой. Например:
Зачем она повыше подмышки подтягивала? И зачем запятая?
Когда за хлебом идут, в сумке гири?
Нет, не гири, описание скорее для штанги подходит.
Вот зачем ёрничать? Где автор сказал про ровно сто жителей?
Все это ненужные нелепости из-за некачественных описаний, создающие из слезоточивой «трагеди» мыльную «комедь». Детали в рассказе притянуты за уши. Автор усиленно «гонит» посыл о незаменимости героини (за хлебом нельзя отлучиться) и вступающий в контры посыл о «поговорить не с кем». При столкновении этих изначально ложных посылов, возникает корявый бумс, исправляя который, автор вносит еще больше комизма. Естественно, отлучиться можно хоть на год — ничего серьезного там быть не может по определению. Естественно, проблема собеседников высосана из пальца, есть хотя бы соседка. Но «их самих приходилось слушать» — не беседы нужны героине (в обычном толковании).
И, естественно, менее корявый язык устранит предлог для шуток.
На мой взгляд, глаголы оторвав и перехватив абсолютно ничего говорят о тяжести сумки. Кроме того, если это сумка типа кошелка, она имеет собственный вес, жёсткие ручки, которые вполне можно взять в обе руки и т.д.
Да, можно выслушивать кучу народу и при этом быть не в состоянии говорить с ними о своих проблемах.
Да, можно ничего не делать толком на работе и при этом бояться с неё отлучиться.
И т.д. и т п. Есть неувязки в тексте, те же одинокие «подмышки», но язык живой, естественный.
Ну, во-первых, всё село не рвётся, об этом в тексте опять же ни слова, да и не село, а деревня. Во-вторых, Вам известно состояние – одиночество в толпе? Это об этом
Почему Вы решили, что с пустой? В деревнях за продуктами частенько ходят именно с кошёлками, если Вам неизвестно, как она выглядит, скину фото, в рассказе ориентировалась именно на неё. Она сама по себе весит с килограмм, внутри, разумеется, ещё есть какие-то вещи, которые всегда в сумке находятся, может быть, расчёска, пакеты, зеркальце, платок, и самое ценное, кошелёк с деньгами, и одинокой женщине в такой ситуации захотелось всё это защитить, поэтому она так вцепилась в неё; упоминание гири и штанги ничем, кроме неуместного сарказма, объяснить не могу
Чем не понравилось царствие небесное? Что Достоевский такие же слова употреблял? Их, вообще-то, почти на каждых православных похоронах употребляют, и после, вспоминая покойного, царствия небесного, земля пухом? Если штамп, клише, так и надо писать, этот сарказм мне тоже трудно понять
Чистая, ничем не обоснованная вкусовщина
Детали в рассказе не притянуты за уши, считаю, они обоснованы сюжетом, выбранным мною способом его раскрытия, характерами и поведением героев, обратное Вы ничем не обосновали
Почему Вы считаете эти посылы ложными, я также не увидела. От того, что Вам они неизвестны, Вы с ними, возможно, не сталкивались, ложными они не становятся, на мой взгляд, эти два посыла обоснованы идеей, сюжетом и характером героини
Отлучиться можно хоть на веки вечные)) но это не в характере героини, она не может себе такого позволить, такой психотип, будет до конца слушать пустую болтовню бабульки даже себе в ущерб; именно такой психотип отличает женщин, которые годами живут с алкоголиками – жалостливая спасительница
Слова «естественно» недостаточно для обоснования мысли. Других обоснований этого Вашего тезиса я не увидела. Считаю, что я, как автор, привела достаточное количество деталей для такого короткого рассказа в обоснование, как Вы её называете, проблемы собеседников
Что такое корявый бумс мне неизвестно и даже разбираться не хочу, так как уже поняла, у нас с Вами кардинально различаются представления о корявости) И мне очень жаль, но тоже вынуждена отметить, что ёрничанье, а потом защита своего ёрничанья начинают превалировать в Ваших комментариях в ущерб конструктивной критике.
Спасибо за комментарии и внимание к рассказу
Слово «естественно», вызвавшее у вас неприятие, прошу заменить на слово «вероятно», хотя оно тоже очень плохое. Читатель не должен строить предположения. Так вот, мое прочтение вашего рассказа такое (и оно отличается от вашего, авторского).
а) героиня могла совершенно спокойно отлучаться в любой день, «ничего страшного случиться не могло», сомнительно, что в воскресенье возили хлеб (эпоха у вас не дана, фантазировать не хочу).
б) героиня могла совершенно спокойно разговаривать с соседкой на личные темы, фраза «поговорить не с кем» — не выражает сути ее проблемы.
в) фраза «все хотели поговорить» абсурдна по двум причинам — чисто по расположению в тексте перед фразой с обратным смыслом. Смысл ее в корне неверный, не ВСЕ, а две-три старухи, не «поговорить», а пожаловаться на болячки.
в) фразы о перекладывании и «отрывании» (согласно словарю — с усилием) руки от сумки и судорожном дыхании не соответствуют ситуации, абсурдны, но главное — вообще замусоривают текст, не несут информации, создают сферу заведомо ложных догадок читателя — либо она больна, либо несет жуткую тяжесть, либо… я должен прочесть ваш блог о кошелках и кошельках с фото…
2) То же самое с сумкой — ну должна же быть причина частого перекладывания (и у автора частого упоминания). Или вес сумки, или страх за кошелек, нервы, проблемы со здоровьем или еще что-то… на что мне намекают?
3) человек существо социальное, что ли, то есть это непонятно?
Непонятно. То ли деревня на редкость общительная, а героиня востребована (и как собеседница, и как фельдшер), то ли все наоборот («поговорить не с кем»). А вероятно (плохое слово), истина посередине, просто фразы неточные, неверные.
На мой взгляд, такая тактика резко сокращает кругозор читателя, и уж тем более критика.
2) по тексту ГГ всего лишь однажды переложила сумку из одной руки в другую, и один раз схватилась за неё обеими руками, потом, оторвав от сумки одну руку, указала направление. И всё! Частого перекладывания и частого упоминания не было. Часто — это более половины раз из всех упоминавшихся, нет у меня в тексте такого, придумать не получится, всё перед глазами.
И ещё я подумала насчёт того, что Вам было непонятно, что это за сумка, из вчерашнего комментария. В тексте — просто сумка. Антураж — деревня, баба, идёт в магазин за продуктами. Можно предположить, что это у неё сумочка от Шанель? И тем не менее, Вы утверждаете, что это пустая сумка, что это лёгкая сумка. На мой взгляд это нелогично. То, что у неё кошёлка в руках — ожидаемо и предсказуемо. Вот если бы она шла с сумочкой от Шанель по деревне за продуктами, тогда это стоило бы обозначить в тексте. Вы же предпочли вывернуть ситуацию наизнанку, вместо того, чтобы увидеть то, что заложено окружающей обстановкой, другими описанными деталями и вообще сюжетом. Никаких звёздочек, никаких ссылок тут не требуется, просто нужно обращать внимание на то, в каком сеттинге действуют герои.
3) ну, это учту, конечно, знаю прекрасно, что лучше не использовать фразы, которые можно неоднозначно истолковать, но опыта пока маловато, чтобы все их распознать при написании.
Но все же написано нормально. Остальные работы еще не все прочитала.
ржунимагу
Насчёт остального — читайте внимательнее. Про ведёрки — фейспалм.
Я не вижу здесь ляпов. Есть мелкие ошибки, но фразы составлены в соответствии со стилем. Здесь «неправильно» как раз достоинство текста. Благодаря некоторым индивидуальным оборотами тест становится живым. Не по канонам, но при этом вполне художественно.
Содержание практически ни о чем, но по исполнению мне этот текст понравился больше других.
ГОЛОС
как по мне, этот рассказ изящнее всех отражает тему дуэли
и, соглашусь с уже высказанными мнениями, он самый цельный.
ГОЛОС
Очень рад за вас
А идея моего рассказа лежит буквально на поверхности, в широком смысле – все мы одиноки, как ни крути, в более узком – трагедия жертвы, ведь даже если б ГГ удалось забрать себе этого мужика, всё повторилось бы, как в первый раз, она точно так же осталась бы одинока, так как дело не в том, есть с тобой рядом мужик или нет, а в том, ценишь ты сама себя или нет.
Ну, а то, что мой рассказ Вам не понравится, в этом я не сомневалась, кому ж понравятся сплетни, ведь о них здесь целое предложение)))
В такой степени. А идея да, это анекдот оказывается. Отсюда еще больше отторжение. В моих рассказах герои живые.
не из-за алкаша, а из-за неосознаваемого тотального одиночества. Но я Вас поняла, насчёт передачи состояния не только этим актом, постараюсь это учесть, спасибо.
Вы, если хотите в улучшение, не в штыки замечания-то воспринимайте. Нет тут ваших личных врагов. Нет у меня цели сделать авторам хуже. Я вижу несовершенства и даю обратную связь, со мной спорят, меня ненавидят, хейтерят и прочее. Да пишите вы все, как писали, и пусть все остается как есть. Проблем-то…
Самоедство до добра не доводит…
И если в короткой форме анекдота в этом есть смысл, то здесь от концовки такое противное, почти брезгливое чувство. Женщина до слез переживает, что ей не достался очередной алкаш. В этом есть, конечно, какой-то сатирический реализм, но для читателя — ни уму, ни сердцу. Не понравилось.
ГОЛОС
Мне кажется, для того, чтобы выделить именно эти идеи, нужно было бы немного по-другому расставить акценты. А то правда как анекдот получается, только не смешной, а тягостный. Написано хорошо, лучше других дуэльных рассказов.
Мне из всего текста только последний абзац показался интересным. Ну и про взаимопомощь сельчан — это хорошо.
В данном пограничном случае голосование засчитано, поскольку минимальная аргументация в комментарии присутствует. В принципе, из комментария можно понять, что текст вызывает у читателя сопереживание и эмоциональный отклик. Но на будущее настоятельно прошу обосновывать свой выбор в более конкретных формулировках. Ваш голос, безусловно, важен для участников дуэли, но все же самое ценное — это Ваше развернутое мнение.
— Можно подумать, хлеба три года не ела!
Поздравляю Вас! Ещё раз) УСПЕХОВ!!!
Поздравляю с заслуженной победой!
Героиня, по человечески разговаривающая только с кошкой, бежит по кругу безнадежности, при этом она остается человеком, бесстрашно вытащившим из воды пьяницу и терпеливо пропускающим через себя словесные потоки бабулек. И тут же сожаление об упущенном пьянице. А вдруг срослось бы? И это тоже оттуда, из этой безнадежности. Я верю каждому слову в рассказе.
Тесса, отличный рассказ! Заслуженная победа