Ян Кзар

Премьера

Премьера
Работа №1. Тема дуэли: Нарцисс
Текст:

- Толик, смотри, какую программку напечатают для премьерного спектакля! Мне удалось раздобыть макет, - весело сообщила Юля, появившаяся в репетиционном зале с маленькой брошюрой в руках.

- Дай-ка посмотреть, - Толик заинтересованно пробежался взглядом по заглавной странице, оформленной затейливым витым шрифтом: «15 мая. Вечер одноактных балетов Михаила Фокина». Заглянул в список исполнителей, в оформление на развороте.

- Ну, как тебе? Правда, красиво?

- Да нормально, вот и наши фамилии уже здесь. А либретто расписали – целый роман. Зрители ведь придут не читать, а балет смотреть. Можно изложить просто: речной бог Нарцисс отверг нимфу Эхо и в наказание за это влюбился в собственное отражение, но не мог от него оторваться, умер и превратился в цветок. Остальное мы станцуем.

- Да, а нимфа, между прочим, от горя превратилась в камень – откликнулась Юля, торопливо затягивая ленты на пуантах.

Толик рассмеялся и обнял её за талию:

- Но ты у меня в камень не превратишься, не переживай.

- Толик, пусти! Слышишь, Татьяна Сергеевна уже идёт.

Решение художественного совета воссоздать несколько творений выдающегося хореографа прошлого столетия Михаила Фокина требовало немало времени и сил от главного балетмейстера-репетитора театра. Эта строгая женщина, в прошлом блистательная прима-балерина, не любила тратить время зря, поэтому, переступив порог зала, сразу начала репетицию:

- Юлечка, Толя, к станку. На разогрев пятнадцать минут, затем пройдем всё с самого начала. Ниночка! Уже можно.

Концертмейстер Ниночка, едва догнавшая у дверей Татьяну Сергеевну, проскочила к роялю и, ещё не раскрыв ноты, сыграла вступительное предложение в мажорной тональности.

Толик, выполняя привычные упражнения, невольно старался поймать взгляд Юли. Казалось бы, с детства всё время вместе – уроки, репетиции, выступления, а он готов не отходить от неё ни на минуту. Ещё в хореографическом училище у них сложился замечательный дуэт, поэтому после первого года службы в театре молодым талантливым танцовщикам доверили главные партии в одноактном балете «Нарцисс и Эхо», открывающем премьеру.

Античные образы, некогда воплощенные Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной, требовали особого подхода. Несмотря на технически безупречное исполнение, Нарцисс у Толика получился не сразу, ведь от персонажей в предыдущих спектаклях требовалось то, что совпадало с его личным настроем – боготворить свою возлюбленную. Здесь же приходилось смеяться над чувствами прекрасной нимфы Эхо, как бы издеваясь над ней и заставляя её повторять каждое своё движение.

Конечно, несколько месяцев работы сделали своё дело. Сегодня Татьяна Сергеевна, казалось, осталась вполне довольна, поэтому отпустила Толика и решила доработать несколько моментов в Юлиной вариации:

- А вот здесь ты опаздываешь, милая моя. Не задерживайся в плие, на начало такта сразу переходи в арабеск. Плечо назад сильно не отводи… Так, хорошо… Взгляд чуть в сторону, за рукой…

Толик направился в раздевалку, сжимая в руках тяжелое, насквозь мокрое от пота полотенце. Бодрящие струйки душа постепенно приводили в чувство, снимая усталость. Он закрыл глаза, вспомнил о колечке, которое приобрел для запланированного после премьеры события. С размером гадать не приходилось, Юлины пальчики он чувствовал как свои. Ведь столько раз она медленно вращалась в аттитюде, опираясь тонкой изящной ручкой на его крепкую и надежную ладонь, не говоря уже об остальных элементах классического адажио.

Толик сообщил Юле, что сегодня должен навестить дальнюю родственницу, однако планы у него были несколько иными. С начала весны он начал ощущать странную тянущую боль в сердце. Она возникала нерегулярно, внезапно, когда он находился в расслабленном состоянии, но с каждым разом становилась все сильнее. Толик втайне от всех уже обращался в различные медицинские центры в надежде прояснить ситуацию, но никаких отклонений у него не обнаружили. Пациентка в одной из клиник, разговорившаяся с Толиком, порекомендовала ему знахарку-ведунью, которая могла пролить свет на эту странную болезнь. К ней, в загородный посёлок и направился Толик под вечер.

* * *

Калитка указанного дома оказалась открыта. Мохнатая серая кошка выскочила из-за сарая, промчалась к крыльцу и скрылась под нижней ступенькой. Толик поднялся, постучал в старую массивную дверь. Никто не ответил.

- Можно? – спросил он, дернув за ручку и заглядывая в комнату. Огромная собака, лежавшая посередине, лениво взглянула на посетителя и снова уронила голову на лапы.

- Заходи, дружок, - раздался глухой голос, и откуда-то сбоку к нему вышла пожилая женщина в пуховом вязаном платке, накинутом на плечи. – Садись вот сюда, на стул. Да не бойся, псина тебя не тронет.

Толик хотел рассказать о причине своего визита, но ведунья жестом остановила его, указывая, что в словах нет необходимости. Она встала за ним и, закрыв глаза, принялась медленно водить руками над его головой. Затем подошла к окну, взяла в руки висящий на шее амулет, потерла ладонями. Через некоторое время знахарка повернулась к Толику и сказала:

- Обрадовать нечем.

Толик даже вскочил с места:

- Говорите, пожалуйста.

- Ну что ж, изволь. Сердечко твое долго не протянет. Недели две, от силы. Ты уж, дружок, прости, но я ничего сделать не могу. Разве что чудо поможет тебе, а сейчас ступай.

Толик не помнил, как добрался до города, поднялся в квартиру. Родители уже спали, они привыкли к поздним репетициям и не беспокоили сына вопросами. Не раздеваясь, он прошел в свою комнату, сел на кровать и обхватил голову руками, понимая, что остаётся наедине со своей бедой.

«Почему со мной такое происходит? Может быть, всё рассказать? Нет, исключено! Премьера же ровно через две недели. Подвести Юлю? Ни за что. А родители? Да они с ума сойдут в поисках врачей, а ничто не поможет. Пусть лучше всё разом закончится. И вообще, откуда эта бабка может что-то знать?» - мысли одна за другой крутились в голове. Вряд ли сознание способно принять такую новость, да ещё в том возрасте, когда жизнь кажется прекрасной и бесконечной.

Просидев достаточно долго, Толик забылся, рухнув прямо в одежде на кровать. Очнулся внезапно, под утро, ощутив новый приступ тянущей боли, захватившей всю левую половину грудной клетки. Как только немного отпустило, он вскочил, наскоро умылся, собрал сумку. Мама позвала завтракать, но Толик лишь поцеловал её в щеку и выбежал из квартиры.

День на удивление обещал быть солнечным. Небо, залитое розовыми оттенками, отражалось в еще мокром от вчерашнего дождя асфальте.

«Это возникает в состоянии покоя, значит, во время репетиции и выступления ничего случиться не должно. Надеюсь, дотяну до спектакля, а там будь что будет», - в таких размышлениях Толик бродил вдоль набережной, не замечая, как город наполняется привычным шумом и суетой. Его охватило странное спокойствие, страха он уже почему-то не испытывал.

Прилетело утреннее сообщение - Юля его ждала, как обычно, на углу сквера. Её лёгкую фигурку Толик всегда узнавал издалека.

- Юля, привет!

- Привет, Толик, как прошел вечер?

Он подхватил Юлю на руки и закружился вместе с ней:

- Нормально. Юль, прости, приехал поздно, не стал тебе звонить.

- Ты какой-то странный сегодня. Все в порядке?

- Всё хорошо, вхожу в образ. Представляешь, до полуночи перед зеркалом любовался своим отражением.

* * *

К удивлению Толика, за последнее время больше не случилось ни одного приступа, правда, он чувствовал, что затишье временное. Единственное, что его беспокоило, - это повторяющийся сон, в котором он танцевал не с Юлей, а с каменной статуей.

Спектакль прошел с небывалым успехом. После банкета в театре, устроенного администрацией по случаю премьеры, Юля и Толик направились на прогулку в городской парк. Огни аттракционов, смех и беспечная суета будоражили тёплую майскую ночь. Внезапно Толик почувствовал, как воздух, наполненный терпкими весенними ароматами, становится всё более густым, насыщенным, тяжёлым. Он остановился, потянул слабеющими руками воротник рубашки, покачнулся и упал ничком на тропинку. А из свежей травы на него смотрели те самые жёлто-белые цветы, получившие имя несчастного речного бога.

* * *

Юля ворвалась в палату вместе с утренними лучами и огненно-оранжевыми апельсинами сразу, как только разрешили посещение. Села, смешно жмурясь и прикрывая глаза.

- Юль, ты что?

- Просто… солнышко такое яркое. Я очень соскучилась по тебе!

- Да меня уже скоро выпишут, операция прошла успешно. Просто оказалась редкая форма патологии, не поддаётся диагностике. Юля, скажи, а если я не смогу танцевать как раньше? Вдруг я совсем не смогу танцевать? Ты меня бросишь?

Юля махнула рукой, едва успевая вытирать покатившиеся по лицу слёзы:

- Толик, ты что, совсем дурак?

Он улыбнулся и протянул ей свой платок.

Другие работы:
+3
16:01
445
17:35
+2
Интересно, переживательно. Не совсем поняла, что значит «не поддаётся диагностике». Разве можно сделать операцию, не ведая о диагнозе? Где резать-то? Пояснительная бригада медиков, приходите!
18:59 (отредактировано)
+2
Дуэль пока не читал.
не поддаётся диагностике

Разве можно сделать операцию, не ведая о диагнозе?

Можно. Если диагностика затруднена/невозможна, пациент тяжелеет, проводят, к примеру, диагностическую лапаротомию. Для постановки диагноза и чтоб сразу разобраться с проблемой. Либо выходят на острый аппендицит, открывают пузо, а аппендикс интактен. В этом случае отросток-таки удаляют с диагнозом катаральный аппендицит.
В общем, вскрытие подтвердило, что пациент скончался от вскрытия…
Если «не поддаётся диагностике», то это уже говорит о том, что диагноз не поставлен. smileДаже диагностической лапаротомией. Нам ведь так и не написали диагноз. Получается, что вырезали что-нибудь. smile
Это отросток можно удалить просто так, а сердце удалить не получится. smile
«В общем, вскрытие подтвердило, что пациент скончался от вскрытия…» laugh
19:57
+1
Вопрос прозвучал: могут ли пойти на хирургическое вмешательство без конкретики в диагнозе?
Отвечал на него.
Если вопрос в том, возможна ли ситуация, при которой диагностичесеое вмешательство не прояснило картину? Может.
Возможно и так: вскрыли, а там рачище неоперабильный с метастазированием… везде. Зашивают и выписывают. Но в норме пациенты должны умирать в стационаре. Не дома…
Не, там вообще диагноз не поставили.
Может, здоров?
Нет, сердце болело. И знахарка или кто там предрекла смерть через неделю. А врачи вылечили, не поставив диагноз.
07:47 (отредактировано)
+1
Да, мне нужно было уточнить, что заранее не поддаётся диагностике. А с сердцем вообще всё сложно. Значимые отклонения иногда можно зафиксировать лишь в момент приступа. Есть различные довольно рискованные методы исследований, которые просто при жалобах на боли никто проводить не станет. К тому же, если человек упал на улице, не обязательно сразу хирургическое вмешательство. Привели в чувство, а в клинике уже разобрались, что к чему. smile
08:16
Значимые отклонения иногда можно зафиксировать лишь в момент приступа

Экг по Холтеру
Теперь более понятно стало. smileНу, даже при том, что я раньше не поняла, всё равно ваш рассказ самый лучший. Для меня именно он и является победителем. Остальные на этот счёт даже не рассматриваю.
О, благодарю! На самом деле действительно многое не получилось, но очень приятно! rose
Да у всех не всё получается. Здесь же не мировые знаменитости пишут. smile
17:47
+1
Эм… И что? В чем суть? Была угроза — не стало угрозы. Чудо в чем? Преодоление героя в чем?
Вот если бы ему сказали: любое лишнее движение — и ты труп, а если бросишь балет — поживешь, а он все равно бы, через страх, через боль. Ну хоть какая-то кульминация бы получилась, слабенькая, но все же. А так — весь рассказ на одной ноте. Конфликта нет. Персонажи по сцене походили-походили, что-то там два раза подпрыгнули слегка и ушли. Такое впечатление от балета.
Преодоление в том, что главный герой нашел силы не показывать свое душевное состояние. Человек поверил, что его ждёт печальный финал, но просто молча продолжал работать.
08:25
Вот смотрите, у вас кульминационный момент — спектакль. Во время или после должно решиться умрет герой или будет жить. А он как бы уде мертв — бабка же сказала, что вариантов нет. И вот в кульминации нет напряжения.
Пожалуй, соглашусь. Спасибо за разбор текста.
Эльза
18:28
«торопливо затягивая ленты на пуантах» — пуанты точно понадобятся?
«Концертмейстер Ниночка… сыграла вступительное предложение в мажорной тональности.» — вступительное предложение — это препарасьон (тональность не важна)
"… проскочила к роялю и, ещё не раскрыв ноты" — а потом что? после препарасьона взяла паузу и раскрыла ноты?
«что совпадало с его личным настроем – боготворить свою возлюбленную» — а как в классическом балете партнер боготворит партнершу? поддержкой?
«Ведь столько раз она медленно вращалась в аттитюде» — точно вращалась? это же не фигурное катание

про неожиданную, весьма редкую и неопознанную сердечную болезнь не комментирую
«Вдруг я совсем не смогу танцевать?» — вдруг будет обязательно

В общем, рассказ очень наивный, драматизация не удалась.

Сама постановка, о которой говорится в рассказе, предполагает исполнение на полупальцах, но пуанты могли понадобиться во время разминки.
Тональность не важна, хотя она все равно существует. Но здесь имелся в виду даже не препарасьон, а традиционное приветствие-поклон перед началом репетиции. Ниночка поспешила сыграть вступление, чтобы зафиксировать своё присутствие на рабочем месте, так как, вероятно, часто опаздывала и получала за это взыскания. А после нашлось несколько секунд, чтобы открыть ноты.
Конечно, в балете большое количество различных типов вращений, но вряд ли в этом эпизоде стоило уточнять конкретное нименование. Поворот вокруг своей воображаемой вертикальной оси и есть вращение.
Боготворить возлюбленную наиболее убедительно и получается как раз в балете — языком танца, соединённым с музыкой. Классический балет ведь способен передать всю гамму человеческих чувств.
«Вдруг» – это слово главный герой употребил намеренно, осторожно, так как переживал, какой ответ услышит.
18:50
Ворожее пора получить медицинское образование и стать хирургом.
Хорошо, что Юля оказалась рядом, спасла Толика и себя.
21:48
+1
не поддаётся диагностике

И правда неясно. Если операция (на сердце) прошла успешно, то диагноз был поставлен. Просто в соответствии с Федеральном законом 323-ФЗ такие сведения не подлежат разглашению без согласия пациента.
Миокардиодистрофия какая-нить? Не знаю. Мало сведений.
Что касается ведуньи, она и не должна ничего знать. Только предполагать. И часто мимо) Тут согласен полностью…
07:18
+1
Да, согласна, надо было уточнить, что патология не поддаётся диагностике заранее, до наступления критического состояния. И, действительно, многие методы исследований сами по себе несут слишком высокий риск, чтобы проводить их просто при жалобах на боли в сердце.
23:17
+2
Миленько, но скучненько. ГГ должен был героически умереть. glass
03:58 (отредактировано)
+2
Хорошо, мило.
Неправдоподобно.
Но всё равно хорошо, грамотно (если дефисы вместо тире не считать), хороший, правильный язык (даже чересчур), очень по-книжному написано.
Но это и недостаток. Автора в тексте нет, и нет авторского, есть старательное и не без умения подражание художественной литературе в широком смысле. То есть построение фраз весьма шаблонно. Кстати, сюжет тоже. Очередной эпизод известного телевизионного сериала. По кальке написано. Меняем действующих лиц, проблему, конфликт, — и пишем новую серию.
Поэтому скучно. Не очень живой язык этому тоже способствоаал.
Спасибо, интересное замечание по поводу книжного стиля, надо будет подумать. История с болезнью кажется неправдоподобной, но на самом деле такое случается в реальности. Хочется сказать слово в защиту сериалов. Понятно, что «сюжет для сериала» — это фразеологизм, но они же бывают разные, и по произведениям классиков их тоже снимают. smile
20:22 (отредактировано)
+1
«Эпизод известного телевизионного сериала»- очень точное определение. Добавить нечего. Милая шаблонная история, играющая на струнах души чувствительной домохозяйки.
Да что же за сериал такой известный! smile
20:50 (отредактировано)
+1
При хорошей светлой задумке такая формальная литературная реализация.
Все можно поправить, развернув сюжет вокруг ГГ. Уберите: кошек, собак, концертмейстера, родителей. Оставьте ГГ, партнершу и режиссера. Можно к бабке не ходить. Введите конфликт, треугольник характеров. Варианты: двое верных влюбленных и постановщик, котовый ради искусства готов жертвовать всеми. Герой работает наизнос, ничего не знает про приступ, премьеру на последних силах вытягивает и… ваш финал.
Покажите характеры. У вас ни одного живого персонажа. Покажите эти терзания, ну пусть герой знает про патологию, но готов помереть ради этой роли, а потом чудо. Раскройте партнершу, которая его Эхо, он никому не говорит, но она «сердцем чует». Введите харизматичного постановщика, пусть сойдутся два мира, два подхода к жизни, к жертве к искусству.
Тема у вас не раскрыта. Мало танцевать балет с таким названием и упасть в клумбу. Надо вжиться в образ нарцисса самому герою. Чтобы герой полюбил себя в процессе. А пока — мыльнаопера, а не балет с Нежинским и Карсавиной
Задумка была такая — главный герой оказался противоположностью своего сценического персонажа и на первое место ставил не себя. Полюбить себя в процессе? Немного непонятно, как трактовать, ведь нужно любить не себя в искусстве. Готов умереть ради роли? Он готов умереть, чтобы его возлюбленная ощутила радость успеха.
09:08
Понимаете, каждый автор через сюжет доносит то, что для него важно. Умереть ради успеха любимой? Ну т.е. это на одних весах, успех и смерть любимого. Ведь она его любит. Любит? Но для нее тогда что, важнее успех? Нет? Ну а как тогда? Получить успех и потерять любимого, ей будет хорошо? Она об этом просила? Он за нее решил? Да не один любящий не примет такое решение, потому что это боль для ближнего — потеря тебя. Люди живут ради любимых и порой это труднее, чем окончить жизнь. Они идут на страдания, терпят их, ради близких.
Умереть ради искусства — это другой психологический компонент. Есть люди, одержимые делом. Так просто бывает. а ваш вариант мне не кажется правдоподобным. Либо для него нужна серьезная психологическая работа с текстом. Пока он неубедителен.
Да, здесь раскрыть психологические моменты конечно не получилось. Спасибо за подробные комментарии.
21:08
Все получится! Радости творчества
00:24
+1
Ужасная скукотища. Беспомощный сюжет и язык. Отсутствие драматургии. Тема не раскрыта.
18:48
Не раскрыта тема, неудачное название рассказа. Мне кажется, что то, что самое интересное обрисовано вскользь парой предложений (визит к знахарке, переживания, падение в парке), а потому совсем не вызывает сочувствие, сопереживание. Наоборот — то, что второстепенно, то расписано на 1/3 рассказа (репетиция, игра Ниночки, Татьяна Сергеевна). Поэтому читать неинтересно.
Спасибо, хорошее замечание. Действительно, я увлеклась погружением а атмосферу происходящего.
07:21
«Деланный» текст, неживой… к сожалению. А вот сама тематика понравилась. Чтобы хорошо воплотить богемные изыски вроде постановок с Нижинским надо проникнуться жестоким духом большого балета. А тут история про Сашу и Машу, которую тут же забудешь… увы.
История так и задумывалась, здесь балет — просто профессия главных героев, фон для сюжета. Сами же постановки Фокина в его время действительно были чем-то экзотическим, но сейчас они тоже стали классикой.
14:03
Тяжело читать, много банальностей и канцелярита…
23:02
Мне диалоги показались не совсем естественными.

Тема не раскрыта, она просто вскользь задета

Внезапный поворот с болезнью и такой же внезапный хеппиэнд. Я бы в тексте делал больший упор на раскрытие ощущения смертности в таком случае. Сейчас рассказ кажется мне очень мелкой зарисовкой о том, что все хорошо что хорошо кончается. Имеет место быть, но немного не мое, увы
Спасибо за комментарий, раскрытия этого ощущения здесь действительно не хватило.
16:51
+1
Начало показалось перегруженным деталями. Буклеты, дуэты, пируэты — по отдельности они неплохи, но в таком маленьком объеме отняли жизненное пространство у героев. За тщательно перечисляемыми подробностями потерялся стержень. Любовь к танцу, как и любовь к девушке, остались заявленными, но не показанными. Пересказ либретто вслух прозвучал натянуто, как по мне. Ненатурально.
А потом очень быстро все завязалось и развязалось, вся внутренняя борьба и драма сплющились в несколько абзацев. В итоге ощущается дисбаланс между частями — длинная и водянистая экспозиция съела объем, а для самой истории места не хватило. Чувства человека, которому ненадежный источник сообщил о скорой смерти, показаны очень плоско, не вызывают сопереживания. Осталось за кадром, как болезнь повлияла на его решение признаться Юле и повлияла ли вообще. Казалось бы, использованы все средства для нагнетания драмы — и любовь, и искусство, и жизнь повисают на волоске — но сама драма не состоялась. Конфликт не прозвучал, а развязку устроил бог из машины.
07:02
+2
Спасибо за подробный комментарий. Вы правы, по объёму части неудачно распределены.

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...
Алексей Ханыкин