Живой дым
(-1 балл за превышение объема. Администрация)
Мой паровоз вперёд летит,
Мелькают ёлки за окошком,
Земля под колесом дрожит,
И липнет пыль к моим ладошкам.
Так пробубнила я себе под нос, отмывая ладони от пыли. Я прислонила их к окну, слишком увлечённо разглядывая пейзаж. Стекло оказалось немытое, а я и не заметила. Неприятно — люксовый поезд, и вдруг с грязными окнами. Новенький, совсем недавно на рельсы поставленный. И с изюминкой — его тянет вперёд топка и уголь, как в старые добрые времена. Ретро-поезд. Электричество, конечно, тоже имеется, но просто как запасной способ движения.
Проводницы на месте не оказалось. Вообще весело. Придётся временно смириться. Но я им устрою!
Несёт меня поезд к Байкалу. Была там однажды в юности. Как же я горю желанием вновь побродить по его берегам, подышать потрясающим воздухом, наполненным ароматом лиственниц и кедров! Меня встретят подруги, и мы отправимся в поход. Палатки, костёр и прозрачная ночь с блистающими звёздами. А ещё мистические пугающие тоннели — мечта для любителей слегка пощекотать нервы.
С этими мыслями я уснула. А наутро меня разбудил шум в вагоне. Осторожно выглянула из купе и увидела лёгкую панику — многие пассажиры стояли в коридоре и что-то бурно обсуждали.
— Что случилось? — обратилась я к одному из них.
— Поезд не может остановиться!
— Почему? — Я тоже начинала паниковать, но пассажир только с налётом отчаяния на лице пожал плечами.
Снова зашла к проводникам. Застала. Они растерянно сидели на полках. На мой взволнованный вопрос ответили, что причина не ясна. Тормоза в порядке, уголь в топку не забрасывается, но поезд несётся вперёд, а ведь возвышенности местности должны были его остановить. Крики в вагоне усилились, и одна проводница устало вышла успокаивать панику.
— Пожалуйста, успокойтесь, прошу вас! — услышала я. — Дорогу нам освобождают, мы ни с кем не столкнёмся! Когда всё закончится, будут возвращены деньги тем, кто проехал Вологду. Обратно вас отправят за счёт компании.
Вроде немного утихомирила.
Были запланированы три остановки между Ленинградом и Иркутском. Но в Вологде поезд затормозить не смог. Катастрофы избежали чудом. В Свердловске и Новосибирске состав тоже остановить не удалось. Тормоза по-прежнему не слушались, рельеф так и не помог. И даже встречный воздушный поток не привёл ни к малейшему торможению. Поезд мчался вопреки всем законам физики на своей максимальной скорости. Я решила пробиться к машинистам. Иначе моё сердце не выдержит неизвестности.
Хоть и с трудом, но до машинистов я добралась. Меня приняли, как только я помахала удостоверением работника РЖД, причём не самого последнего звена.
— Понимаете, складывается впечатление, что нас похитили сверхъестественные сущности, — ошарашил меня машинист.
— Что? — Не знаю, зачем я это спросила. И так понятно, что мы столкнулись с аномалией. Но не с потусторонним же миром? Нет, я что, сумасшедшая? Этого не может быть. Но машинист ответил так, что за сумасшедшего я приняла уже его.
— Сначала пропала видимость. Мы погрузились в черноту. Потом тьма резко обернулась оскалом жуткого серого существа, и оно только отдалённо напоминало человека. Какой-то живой дым в слегка человечьем обличье, — попытался объяснить машинист, серьёзно посмотрел на меня и вытер со лба крупные капли пота. — Дым прильнул к стеклу, посмотрел на меня пустыми глазами и растворился. А через полчаса нужно было начинать сбавлять скорость. И вот…
Я вышла из кабины паровоза и, яростно растирая виски, вернулась в купе. Не знала, что делать. Ожидание казалось бесконечным и тягучим, как свежая смола. Надолго провалилась в свои мысли. И вдруг неожиданно — Ангарск. Следом будет Иркутск. В небе появились вертолёты. Весёленькое дельце! Нас что, вот таким образом с поезда будут снимать? Вертолёты несмело кружили в небесах. И тут поезд набрал скорость ещё раза в два выше. Состав полетел, как стрела, не встречая ни малейшего сопротивления под колёсами. Вертолёты догнать не смогли. Снова побежала к машинистам и нагло попросила выделить мне место. Устроилась в кресле и впилась взглядом в даль. Конечно же, Иркутск мы проскочили, и теперь неслись к Байкалу. Но впереди нас поджидал очередной сюрприз: мы перестали слышать стук колёс! Очень не хотелось в это верить, но состав поднялся в воздух и понёсся чуть выше колеи. Наперекор нашим ожиданиям, что поезд поедет через Слюдянку, он резко свернул влево, и наша «стрела» полетела над Кругобайкальской железной дорогой, быстро снижая скорость.
— Кажется, мы приближаемся к месту назначения. А ведь в конце маршрута пути уходят под воду, — сказал машинист.
От таких слов страх снова стал нарастать. Я тут же представила свой последний вздох в затопленном поезде.
— А ещё здесь много тоннелей. И мы можем не вписаться. Летим ведь над землёй! — выдавила я из себя, увидев впереди первый тоннель. — Ну, не промахнись, моя стрела!
Первый тоннель проехали благополучно. Выехали на свет, и над нами пролетел орёл-могильник. На расстоянии километра замаячил самый страшный тоннель. Гуляла в молодости здесь. Внутрь зайти мы тогда не рискнули. Ведь его длина больше полукилометра. Темно. Жутко. Шорохи.
Орёл уселся на край тоннеля и устремил взгляд на приближающийся поезд. Его глаза сверкнули. У меня на душе заскребли суеверные кошки, и тут Солнце резко потухло. Чернота обволокла состав. Я смотрела в окно и видела только чёрную смоль.
— Можно попробовать покинуть поезд! Скорость маленькая! — крикнул помощник машиниста и поручил проводникам по возможности эвакуировать людей. Но из этого ничего не вышло. Проводники открыли двери и упёрлись в твёрдую черноту. Она плотно облегала состав, как застывший гудрон. О чём и было сообщено в кабину управления поездом. Машинисты попробовали открыть свои двери. Тот же результат.
Поезд остановился. Чернота сменилась серым дымным маревом, и у него были глаза. Огромные чёрные «блюдца» заглядывали в кабину через переднее стекло. Моё сердце рухнуло вниз и заколотилось где-то в животе. Лопнуло стекло. Его часть ссыпалась вниз. Образовалась широкая трещина, марево в неё просочилось и вытянулось в сторону машиниста, как будто длинными губами. И втянуло воздух. Вместе с машинистом. Захрустели кости. Мы с помощником пулей вылетели из кабины и заперли её снаружи. В этот момент услышали звон полностью разбитого стекла.
— Как тебя зовут? — с сильным опозданием спросила я.
— Володя… а машиниста звали Женя, — всхлипнул парень.
— Ирина…
Из вагонов доносились приглушённые крики людей и звон разбитых стёкол, изнутри кабины послышались царапающие звуки. Это живой дым старался разрушить дверь. Я уже рыдала, Володю трясло.
— Есть хоть какие-то версии?
— Да есть одна, — простучал зубами Володя. — Мне бабушка в детстве рассказывала нечто подобное. Я всё воспринимал как страшилку. Любил я страшные истории в те времена. Вот бабушка и старалась… Я всё понял! Надо действовать!
Игорь решительно отпер дверь.
— Что ты делаешь?
— Не бойтесь. Дым уже улетел. В кабине для него западня. Он уже в поезде, и вместе со своими собратьями поедает оставшихся пассажиров.
— Какой ужас!!!
В кабине действительно оказалось пусто. Володя выбил треснутое стекло и спрыгнул вниз.
— Прыгайте, Ирина, пока нас не обнаружили.
Я спрыгнула, Володя помог мне подняться, схватил за руку и потащил вглубь тоннеля, в кромешную темноту. Когда поезд был уже далеко, мы перевели дух.
— А как же люди?
— Мы не смогли бы им помочь. А нас спасло то, что в локомотиве больше нет окон. Теперь надо найти орла.
— Не говори загадками! Зачем нам орёл?
Пока мы бежали к выходу из тоннеля, Володя мне рассказывал суть бабушкиной сказки.
— Когда строили эту дорогу, обвал случился. Погибло много рабочих. Но их не похоронили по-человечески, тела не отправили родным, а соорудили общую могилу на холме. Недалеко от этого тоннеля. А распорядился этим уроженец Ленинграда. Бабушка рассказывала, что раз в несколько десятилетий неупокоенные души выходят мстить. Я теперь понимаю, что поезд именно из Ленинграда — лакомый кусочек для мстителей. Надо найти орла. Он покажет дорогу!
Тем временем мы миновали тоннель. Орёл кружил в небесах. Мы дождались, когда он начнёт снижаться, и полезли в гору. Туда, куда направилась птица. Ободрали ладони о камни, но удача к нам повернулась лицом. Нашли! Небольшая насыпь на склоне, и на ней сидит орёл, внимательно вглядываясь в наши лица. Его клёкот показался мне призывным.
— Не бойтесь. Не тронет. Я почему-то уверен, что его миссия – привлечь внимание к могиле, — повторил Володя мои мысли. — И она долгие годы была неудачная.
— Что теперь?
— Надо добраться до ближайшего посёлка и привести сюда священника. И главе сообщить.
— Почему за столько лет никто этого не сделал?
— Не знаю. Возможно, никто не верил в существование захоронения. Здесь много человек исчезло. Но эти рассказы принимают за придуманную легенду. Сегодня я первый был вынужден поверить, — криво усмехнулся Володя.
***
Церковный обряд, перезахоронение, большой мемориал… Неспешным белёсым потоком взмыли ввысь обрывки туманных видений. Мы с Володей наблюдали за ними, и на душе была теплота, тихая радость от того, что мучения десятков ушедших из жизни людей завершены. Рядом стояла моя дочь, а Володя так смущенно прятал от неё свой взгляд! Хороший парень. Надо будет подсказать дочке…
Все эти описанные события будущего внятно и доходчиво промелькнули перед глазами, пока я рассматривала свой билет для поездки к такому желанному Байкалу. Надо составить план действий. Чтобы всё изменить. Чтобы не погиб Женя, чтобы остались живы пассажиры. А вот всё остальное обязательно должно случиться!
И между ними 4400км по прямой. Поезд 3 дня 15 часов идет. Три остановки по плану? Серьёзно?
И что значит «не может остановиться»? Двигатель заглуши и рано или поздно остановится. Или в этом мире трения нет?
В целом, учитывая концовку, напомнило «Пункт назначения», только без аналогичного развития сюжета. Кому нравится такой ход, тому и рассказ понравится. А кому не близка идея, тот останется равнодушен. Я вот, скажем, увы…
А насчет трех остановок, просто удивился, что их мало. При таком-то расстоянии. Да неважно, действительно. Хоть вообще без остановок )
Поезда же есть обычные, которые на каждом столбе останавливаются, есть скорые, которые множество станций пропускают, а тут, видимо, состав скорее самых скорейших составов.
А вот вообще без остановок ещё лучше.
Полный угар!
А суеверные кошки в чём гениальны?
Но это у меня срезанировало. Тут тоже история хороша. Предопределение, с которым можно совладать. Чем плохо?
Так это было лишь видение? Так сказать, фантазии ГГ?
И почему мстители? Ведь их похоронили. Пусть в братской могиле, но все же. Или без отпевания хоронить уже нельзя?
Таких сюжетов достаточно много встречала, когда не по правилам похороненные люди не могли упокоиться и начинали злиться
Нет, не фантазии. В конце есть «описанные события будущего». «Будущее» и «фантазии» это совершенно разные вещи.
Да, я тоже читала подобные истории. Но там у призраков не было настолько длинных рук, чтоб почти до Ленинграда дотянуться. Они злились и пакостили недалеко от места гибели.
А у моих призраков вот такие длинные руки. Не должно же быть «как у других».
В вашем тексте рассказчик — это Ирина и есть. И никакого будущего там у нее еще не наступило, чтобы поведать позже.
Но того, что я в рассказ закладывала именно видение будущего, это никак не изменит. Мне не нужны в рассказах ни сны, ни шизофрения, ни наркотические глюки.
Короче говоря, идея о предвидении пришла уже, когда рассказ был написан. Но переписывать заново, начав с того, что Ирина увидела будущее и села в поезд уже подготовленной, было уже нереально.
Герои неестественны, на серьезных щах несут чушь типа этой
Детская страшилка, которая не смогла вырасти. Подсократить, чтобы влезть в объем ничто не мешало. Там только один стишок в начале символов на 100, при том, что он ничего истории не дает. Так же, как и не сыгравшие заморочки с ретро-поездом.
Ну и финальный твист пришит белыми нитками, да и смысла в нем никакого, он ничего истории не дает.
История для меня существует лишь в рамках текста. И в рамках текста я вообще никакой склонности к изменению чего-либо и к активным действиям за героиней не вижу. Если автор хотел, чтобы гг меняла будущее — надо было показывать в рассказе, а не пояснения в комментах давать.
Это в финале написано, а не в комментариях.
Если бы у неё была шизофрения, она бы не работала на РЖД, тем более где-то в верхах. Поэтому, если упорно не замечать того, что написано в тексте, то такими темпами можно и лису в Колобке не заметить ))))
Даже представить себе не могу, как я читаю рассказ, там пишут, что скоро по полю пробежит десяток мышей, а я такая: да с чего автор взял, что там мыши пробегут? Это будут крокодилы! ))))
Или другой вариант — убрать упоминание о видении и поместиться в кол-во знаков, но автор захотел хэппи энд
не совсем понял эту фразу. Тут скорее просится: Но пассажир с налётом отчаяния на лице только пожал плечами.
больше 4000 км, ехать больше трёх дней и всего три остановки? Это смутило.
как-то очень буднично подано, без накала. Но это только моё мнение.
А вот сама идея мне в целом нравится.
Прочитал пока половину текста, но могу сказать, что можно было бы его очень плотно отжать и легко уложиться в нужное количество знаков)
Дочитал.
Автору удачи!
«Но пассажир с налётом отчаяния на лице только пожал плечами.» Благодарю, очень дельное замечание.
«больше 4000 км, ехать больше трёх дней и всего три остановки? Это смутило.» Я там выше проясняла ситуацию
Благодарю за хорошую оценку моего паровозика
Разворачивающиеся события просто выгоняют в ступор, хотя основная идея с видениями до катастрофы (?) вроде как понятна, пусть и не оригинальна.
Начало было сильным и хорошим, но с первого упоминания духов пошёл сумбур.
Это к тому, что максимальная реалистичность там, где только можно, создает хороший контраст с фантастической составляющей, что делает сюжет ярким, неожиданным, волнующим.
Но читать было очень интересно.
Кроме «понимаете, складывается впечатление...» После этого через абзац машинист рассказывает ошарашенной Ирине, почему он так решил.
Эти характеристики тоннеля гг определила снаружи?
Кто управляет поездом? Машинисты? Начальник поезда? Орел?)
Призывный клекот? Любопытно)
Понятно, что миссия неудачная. А прочитывается могила)
Привиделось. Оракул подсказал. А кто, собственно, гг, что видит будущее и может его частично и выборочно изменить? Видимо, она все ж зашла тогда в тоннель)
Ну да, клёкот оказался именно призывным, как мы можем видеть позже.
Блин, точно
Да, в тамошних тоннелях я бывала. Но дар предвидения не открылся.
Нормальный полет.
Но нет голосов. У меня тоже случается. Так что нормальности полета это мало касается.
Еще встретимся на строке. Обязательно
Я смотрю, вам можно одни смайлики посылать. Вы помните, что БС — литературный сайт? Знали, вообще?
А в целом — народное юмористическое произведение.
Не-не, «и вот я проснулась» никогда не напишу. Это большое разочарование. А предвидение – совершенно другое дело.
Игорь не пожранный. Сожрали Женю. Просто изначально Володя был Игорем. А потом я передумала. Решила более мягкое имя ему дать. И пропустила в одном месте, когда заменяла.
Забавно.
Вот он этот поезд, мимо проехал.
Много фактов, которые правдивы только на первый взгляд. По Кругобайкалке действительно ходит туристический поезд с паровозом, но не из Ленинграда же. Кстати, в эпоху Ленинграда и Свердловска поезд состоял из тепловоза и двух вагонов. Если интересно, подробнее об этом Здесь Рельсы действительно когда-то уходили под воду. Сейчас там просто тупик. Туннелей там действительно много. Но самый длинный не полкилометра, а более километра. Кедры в тех местах не растут. Когда строилась дорога, Ленинграда не было. Но легенда о призраке туннеля существует.
Впрочем, все это не так уж важно. Как и три остановки. Это же немного фантасмагория. И потом, это мне только нелепости в глаза бросаются. Мне как-то попался рассказ с названием моего города. Заинтересовался. Не помню ничего, кроме того, что героиня ехала в Иркутск на автобусе с вокзала и любовалась по дороге кедрами. Но кедры там не растут, а автобусы не ходят от вокзала. То есть автор написал все от фонаря. Ну и что? Вряд ли кто-нибудь ещё заметил эти ляпы.
Так и здесь. Ляпы есть, но пофиг же. Хуже, что рассказ в целом не очень вышел. Неплохо, но… сумбур и неразбериха даже в рамках фантасмагории (тем более что фантасмагория здесь не явная). Это напрочь убивает доверие к расказчику. Как и нелепые подробности. Неправдоподобности в деталях. Про кедры вряд ли кто знает, но про кабину паровоза много чуши в глаза бросается. Да, автор в финале несколько реабилитирует свою героиню, но впечатление уже испорчено. Реплики Володи-Игоря жутко неестественны. Некоторые фразы на грани корявости. И фантдоп довольно неуклюжий.
Хотя было любопытно.
По Кругобайкальской ходит один поезд, а из Ленинграда приехал другой. Нет же запрета на другие поезда? Тем более поезд не собирался ехать на Кругобайкальскую. Пункт его назначения был Иркутск. Но духи решили иначе, не спросясь разрешения у туристического поезда
Я описываю фантастический поезд, поэтому то, что состав состоял из двух вагонов, значения не имеет.
Про тупик не знала, спасибо!
Не было цели гнать поезд до самого длинного тоннеля. Для чего самый длинный искать? Я поезд остановила в тоннеле «Каторжанский-2» длина 538 м. Взято тут — dzen.ru/a/YaqBOxG5V14hbpmh?ysclid=m9kxils4f2617723157
Кедры вокруг всего Байкала не растут? А откуда тогда информация о сибирских кедрах и байкальских кедрах? Да, я кедры на КБЖД не видела. Только лиственницы помню. Но это же не значит, что там совсем кедры не растут, а интернет врёт? Если кедры не растут у Кругобайкальской, это вовсе не означает, что Ирина собиралась именно туда. Как раз наоборот – она собиралась ПРОСТО на Байкал. Куда именно – я не писала. На КБЖД её привёз поезд против её воли.
История и интернет мне сказали, что Ленинград был заложен В 1700-х годах, а КЖД в 1900-х. Что означает «Ленинграда не было»?
У меня сосед был. Парализованный. Давно ещё, компьютере не было. Он раздобыл где-то печатную машинку и ваял романы. Например, как герои расхаживают по Африке в сосновом бору. Мамаша его потом пыталась пристроить рукописи в какие-то журналы. Почему-то не брали. Наверное, редакторы вредные попадались.
В остальном рассказ хороший, 8 тыс. знаков ощущаются оправданными.
Понастроению что-то между Пунктом назначения и Мартином Мистери: хруст костей и стенания с откатом к началу, плюс детская детективная мистическая история.
Автору спасибо!
Ирина старой закалки дама, и называет эти города так, как они назывались в пору её юности. Это я с себя списала
Знаки абсолютно оправданы, спасибо! Это я ещё двести знаков убрала. А то бы вообще -2 балла мне назначили
Оригинальная интерпретация темы, это плюс. Мистика здесь не слишком правдоподобна, это минус. Пожирание людей дымом со страшными глазами — какой-то перебор, на мой взгляд.
В нестыковках по деталям разбираться лень, история в целом зашла… бы, если бы не вот это страшное-страшное пожирание.
Дым ведь не одинок
скорость выше — это не совсем верно, мне кажется.
Тема вообще пришита неумело белыми нитками.
проехали/выехали.
Вроде бы ж уже летели? НЕт?
Герои вообще неживые, никаких эмоций, чувств. История про роботов: сказал, ответил, сел, встал.
Стиль, словно ребенок страшилку во дворе рассказывает. Смысл такой же.
Бурная фантазия автора никак не помогает этой работе стать нормальным рассказом.
Летит, как стрела – довольно распространённое выражение в отношении транспорта. Её неумело распространили?
Сначала «ехали» – изменилось на «летели». Потом снова «ехали». Это не о скорости, это о движении.
Ну да, герои же по фене не ботают, и прибаутками раздражающими не сыпят (хотя, даже туда один человек написал «картонные»
Вот никак не могу угодить читателям – какие бы герои не были – в любом случае они неживые (или картонные), хоть на голове будут стоять и по потолку бегать ))) Складывается впечатление, что это просто очень удобный пункт в списке гипотетических замечаний, когда не находятся реальные косяки.)) Ох и весело тут у вас )))
Но вы действительно так и не поняли, что живость героев зависит не от того, что и как они делают, а только от умения автора это преподнести?
Каждое ваше участие в дуэли заканчивается просто штурмом комментаровов. Зачем?
Не то, чтобы они избранные. Просто оказались в нужное время в нужном месте. Стечение обстоятельств. Именно у них есть возможность забаррикадироваться от зверствующих душ.
Карма – да, интересная вещь, непреклонная. И, тем не менее, Ирина сможет договориться с судьбой всех этих людей
Самое смешное замечание из всех, что я видела на моих дуэлях
2) Не поверите, но когда я ездила в поездах, купе проводников тоже иногда оказывалось пустым. Но потом они возвращались. Безобразие об этом в рассказе писать!
3) А почему «вдруг» тормоза пропали? Их бездействие обнаружилось тогда, когда надо было остановиться. Или это не логично?
То-есть если тормоза перестают работать, то это не повод для испуга, да ведь?
4) Что значит «откуда-то вылезло» удостоверение? Мне предварительно нужно было описать годы обучения и трудовой стаж героини? В рассказах всегда опускаются эти подробности, если нужно упомянуть профессию.
5) О подругах упоминается для того, чтобы рассказать читателям, для чего героиня едет в Иркутск. Цели её поездки.
6) Кому-то нравится, когда героини просто сидят за столом, пьют коньяк и разговаривают о бывших. Тут дело вкуса, не поспоришь. А я предпочитаю развитие разнообразных событий. Определение не верное у вас. «Мешанина» это когда разноплановые события в клубок скручиваются, их очень много и они сходятся в одной точке. Или не сходятся. У меня события именно последовательные, без побочных добавок. Или бывают рассказы без событий? Риторический вопрос. Так что снова не засчитывается.
7) Очень порадовало, что вы правильно поняли подачу концовки. А то бывает такое, что люди путают слова «увидеть будущее» и «шизофрения». Благодарю!
«Сумерки» не смотрела.
почему это все рассказывает машинист? Пассажиры всего этого не заметили? Было бы интереснее, если бы все это происходило в процессе. Хорошая идея, воплощение не очень.
Это как если бы у меня окна в квартире только во двор выходили, а пришедший с работы муж удивился бы, что я не видела аварии на дороге с другой стороны.
А когда в коротких рассказах слишком много героев (пассажиров привлекать?), то лично мне это не нравится.
Благодарю за оценку идеи
И я не поняла насчёт увеличения числа героев. Вы имеете ввиду, что она не одна должна была побежать? Так остальных и не пустят. Они же не на РЖД работают. Пассажирам информацию приносят проводники.
самые своевременные вопросы )
автору надо хорошенько отредактировать текст
Тут ключевые слова «с сильным опозданием». Это не ошибка автора, это героине не до того было. Так задумано. Такое и в жизни бывает. То же самое с хоть какими-то версиями. Поэтому – нет. В этом месте текст редактировать не нужно.