Анна Неделина

Споры о прошлом и будущем

Споры о прошлом и будущем
Работа №2. Тема дуэли: Окна с видом на вчера
Текст:

Всю ночь бушевала гроза. Ветер и дождь яростно трепали палатку студентов-палеонтологов. Наутро тучи разошлись, выглянуло солнце.

– Пойдем сегодня копать? – не открывая глаз, спросил из спального мешка старший по практике.

– Да ну его, – ответили из второго спальника.

– Надо бы пойти, – рассудительно высказался лобастый Фролов. – Могло берег подмыть, может что на поверхность вылезло.

– Ну, встаем тогда, мужики, чего валяться? До жары покопаем, потом отлежимся, – сказал старший.

Под ливнем с обрыва сошел пласт почвы, обнажилась рыхлая сероватая масса.

– А, наносные отложения, – глянув издалека, отмахнулся старший. – Ничего мы тут не найдем. Пойдем, где вчера копали, там Аленка ящерский позвонок нарыла.

Студентки Алена и Света жили недалеко в деревне. Приходили позже, копали на равных. Сегодня они тоже пришли позже.

– Вы видели, что там на реке творится? – спросила Света.

– Где? – ковыряя подмокшую глину, уточнил старший.

– Да вот, где берег осел. – Света показала рукой за спину, откуда пришла. – Там белое что-то, от него вода запаршивела.

Старший разогнулся и хмуро сказал:

– Не было там ничего утром. Ну, пойдем, покажешь.

Метра на два у берега плавала толстая сальная пленка.

– Фигасе! – удивился старший, – Надо в город звонить.

После обеда из города приехал санитарный инспектор. Поковырял пленку веточкой.

– Не вы объедков накидали? – с подозрением спросил он.

– Это с во-о-он той селитры намылось, – показал Фролов.

– Явно не селитра, студент, – покривился санитарный инспектор. – Пленка биологическая. Давайте-ка, ребята, завтра утром все в город, проверим вас. Мне тут еще холеры не хватало. И не подходите сюда!

Вечером старший с Фроловым вернулись проверить опасность. По берегу, по обрыву, местами проникая на травянистый участок, пучилась мохнатая плесень. Такая же плесень покрыла уже метров десять поверхности воды вдоль берега.

– Что-то нехорошо.., – встревожился старший. – Давай-ка сворачиваться. Перейдем к девчонкам, в деревню, пока не выяснится. Вот же не повезло!

Ранним утром на дежурный пульт районного отдела полиции поступил звонок о рассевшихся по деревьям бесхозных тропических птицах. "Это не к нам, – сонно ответил дежурный, – вам к ветеринарам нужно звонить". Через час позвонили взволнованные голоса из санэпиднадзора. На этот раз обеспокоенный дежурный набрал номер начальства.

– Майор Чегодаев, слушаю! – ответила трубка.

– Эпидемиологи обнаружили.., – начал дежурный.

День закрутился в суете и тревоге.

– Петр Вадимыч, вам срочное, – помощник положил лист бумаги перед командиром полка моторизованной пехоты. – От мэра Качинска. Говорит, биологическая опасность. Просит пособить.

Полковник хмуро проглядел строчки на листе.

– Скажи Утковскому, пусть отправит отделение биозащиты. И сам пусть посмотрит. Вечером доложить. Прессу туда не подпускайте.

Ближе к вечеру перед разгневанным полковником навытяжку замер молодой капитан.

– Ты понимаешь, что ты несешь? Вы перепились там, что ли?! – громыхал полковник. – Подгоняй машину, сам поеду!

К третьему утру район заражения плотно оцепили войсками. В зону ЧП прибыли губернатор и командующий военным округом.

На совещание в полевой палатке собрались специалисты со всей области. Как и в самом начале, ничего не было понятно. Кроме одного: ситуация внутри оцепления развивается совершенно неожиданно.

Специалисты хмыкали, передавая фотоснимки друг-другу. Крупные животные, похожие на динозавров в красочном оперении, яркие птицы, бутылкообразные деревья с раскидистой кроной, зонтики травы, странного вида люди. Над зоной заражения клубятся разноцветные облака, сквозь которые щедрыми потоками льется живой, трепещущий свет. Фотографии с дрона показывали четкую границу там, где заканчивалась...

– ...Территория Эдема, – произнес точное слово кто-то из губернаторской команды.

– Заметьте, – сказал социолог, – на всех фотографиях существа демонстрируют потрясающую беспечность. Действительно, как в Эдеме.

– Поясните, пожалуйста. – Хмуро попросил командующий округом.

– Я имею в виду: никто не охотится, нет драк. Более того, разновидовые особи, большие и маленькие, мирно сосуществуют. И даже играют вместе. – Социолог помахал фотографией.

– Особи, животные... Вы на это посмотрите.

Привстав, пехотный полковник махнул рукой. В палатку внесли запаянный стеклянный ящик.

– Не бойтесь. Биологи не нашли никаких следов заражения. Я, на всякий случай, приказал прикрыть, от греха...

– Откуда у вас это?

– Разведчики дроном вытянули.

Выточенное из дерева андрогинное лицо. Не сказать красивое в обыденном смысле, а лишенное принимаемых за красоту признаков пола. Лицо поразительно безмятежное, спокойное, но не сонное. Внимательные глаза, в которых угадывается запредельный опыт и покой абсолютного отказа. Такое впечатление, что хозяин этого лица владеет миром, ни мгновения не переживая о его возможной потере. Как будто мир ему дарован в безвозмездное вечное пользование, просто так, как красивое дополнение к уже имеющемуся счастью.

– Это они сделали? – оживился губернатор.

– Еще замечание! – поднял руку антрополог. – Обратите внимание, все люди внутри – как близнецы. Судя по фотографии, им двадцать-двадцать пять лет, рост примерно сто девяносто-двести сантиметров.

– А деревенские где? Эти длинные всех истребили? А студенты? Там коротенький был...

– С воздуха мертвых тел не замечено.

– Может, они их съели? Потому и не охотятся?

– Что об этом доложат разведчики? – спросил командующий округом.

– За время наблюдения никто внутри периметра пищу не принимал, товарищ генерал.

– Слушайте, а нельзя этот парк на пользу делу поставить? Санаторий, например, открыть, аттракционы? – заинтересовался губернатор. – Что вы думаете, товарищ командующий?

– Я думаю, ваш Эдем нужно удалять отсюда. Территория заражена. У капитана Утковского есть данные из войсковой лаборатории. Доложите, капитан!

Командир взвода биологической защиты подошел к карте.

– Дроны взяли пробы с места первого заражения, берег реки Качинки, и вот отсюда, деревня Ямки. Обнаружено присутствие неизвестной биологической организации. Очень сложный состав... Предварительный анализ показал, что пробы содержат комплексный биоматериал многих живых организмов, всех одновременно.

– То есть?

– Это как бы споры, многоцелевые микро-эмбрионы млекопитающих, рептилий, птиц, растений, всех вместе. Сотни видов, как минимум.

– Это опасно?

– Потенциально, одновременное развитие всех спор поставит под угрозу санитарную стабильность в области.

Губернатор посмурнел, прищелкнул языком.

– Ну, чего тогда думать? Убирайте это отсюда, генерал. Не было счастья, незачем и начинать! Даю добро. Приказ подготовят. Все, закончили!

Вскоре вокруг загремела техника.

– В общем, все ясно, полковник, – говорил командующий. – К утру прибудет броня с огнеметами. Сверху авиация отработает. Выживших людей – под колпак, к эпидемиологам. Наших там нет: деревенские как провалились, и студентов никто не видел. Так что... Нельзя позволить заразе распространиться. За два дня вырасти от плесени до динозавров – не шутки. А если это только начало? Вдруг они все разом вылупятся и полезут наружу? У динозавра мозг в хвосте, а зубы спереди, из автомата его не возьмешь. Или, что хуже, партнеры узнают про Эдем, понабегут, начнутся международные осложнения. А то еще пыром попрут. Представил? Вот так! Молись, чтобы мы раньше успели. И вот еще что, такое дело: если там что найдется из искусства, собрать и доставить мне. Кое-кто интересуется... Все пройдет гладко – будет тебе повышение. Понимаешь меня, полковник? Действуй!

Конкурс завершен:
Да
+6
08:02
2051
22:46
+1
Плюсанул. Качественный Голливудский сценарий, на Российской почве. Хотя просочилось «пехотный полковник». У нас вроде так не говорят или я отстал от жизни.
Все качественно, но не интересно, а потому скучно, угадываемо, все уже было, ничего нового.
Сочетание «пехотный полковник» широко использовалось в 19 веке («Война и мира» Л. Толстого) или в исторических романах о 19 веке («Кюхля» Ю. Тынянова). Писать «полковник мотострелковых войск» или «полковник полка моторизованной пехоты» как-то длинно и неуместно было, а «полковник-пехотинец» — дико и оксюморонно звучит. «Пехотный полковник» показался самое то.
07:51
+2
Вот и экшончик подвезли! Славно намешали и Затерянный мир, и Аватар.
Не нашлось правда Турука-Макто для того, чтобы противостоять воякам и губернатору во имя спасения такой уникальной экосистемы.
А мне сразу вспомнилась «Эволюция» с Духовны)))
Не, смысл не в том, чтобы защитить «зону заражения», командующий округом все правильно говорит в последнем абзаце. Смысл в том, что Эдем вполне натурально может быть оценен как опасная зараза. То есть, для «защитника Эдема» пришлось бы найти очень весомые доводы против необходимости огнеметов. Я, сказать по-правде, не вижу таких доводов в предложенных обстоятельствах.
Не смотрел pardon
08:22
Эм… ну, на фоне двух предыдущих работ — это совсем никак.
Куча названий, имен, фамилий… Не значащих ничего… В рассказе, вообще, из заявленного, почти ничто ничего не значит…
08:56
А что со студентами-то произошло? Я нипонять sorry
09:03
+3
Ну, это-то, как раз, понятно. Они покрылись плесенью smileчто еще могло произойти со столь нерадивыми служителями научного культа?:)
09:07
Ну нет же… ну зачем же так… ыыыыы /плак/
09:11
Держись, боец! Не все домой вернутся...©
09:13
+1
Неть! Мне можно, я девочко!
ыыыыыы(
Они ушли в закат Эдем.
09:22
Точна? Ну тогда ладно… там динозаврики, цветочки всякие…
Я думаю, они трансформировались в жителей рая. Но это им не помогло. Хотя в следующей серии двое спаслись.
09:19
crazycrazycrazy
Прастите. Я не знаю даже, что тут сказать
– Фигасе!

crazy

Короче… Есть из кино-новинок прекрасный образец эко-хоррора — Последняя из нас (2021). ЭкшОна там мало, но лучше потратьте время на него.
09:20 (отредактировано)
The lust of ass?
09:29
+3
Эм, нет, мы не настолько близки, не надо мне такое предлагать laugh
09:35
+1
Ой, у меня беда с этим английским… не так перевел, что ль?:(
10:08 (отредактировано)
Ну, либо я перевел в меру своей распущенности crazy
10:16
+1
Ох уж этот английский… The last of us… smile
10:59
Рассказывай тут, ага… Английский виноват, ну-ну… По Фрейду опечаточки laugh
11:33
Та это от незнаний… непонимания буржуйского :)
15:06
Это которая Gaia? The last of us вроде будет сериал, и пока только подготовка идет к съемкам. На русский его перевели как «Одни из нас», и мне очень вообще хотелось бы посмотреть в глаза этим авторам русских переводов.
15:10
Гайя. Я все думал, при чем тут такой перевод. Я так понял, что это апелляция к богине земли Гее
15:19
А может, чтобы люди подумали, что это как-то связано с The last of us и радостно побежали смотреть? Я вообще хз, почему так или иначе переводят названия фильмов, типа «Конченая» — Terminal, «Мой парень — псих» — Silver Linings Playbook, «Понты» — «Everybody Loves Sunshine» и иже с ними. Говорят, «с такими названиями больше россиян пойдут смотреть», от чего мне становится грустно и страшно. Не из-за россиян, а из-за чьего-то мнения о них.
14:28
Спасли планету)))
бодро, динамично, задумка понятна. тем жальче, что как-то всё свернулось и быстренько закончилось (чем? — вопрос). Только появляется линия, и сразу обрывается. Простите, ощущение, что есть более проработанная, с завершенными логическими кусочками версия.
название отсылает к появившимся «спорам вселенского развития»?)))
и, для меня важное, тема дуэли не раскрыта. если имелось в виду, что псевдо-Эдем — это и есть окно в прошлое, да людишки даже до подоконника не дотягиваются((, то я это вижу только намёком (и то, вероятно, не правильно?))
за работу благодарю))
Да, Эдем это, как выяснилось, ненужное и опасное прошлое.
18:18
Вечером старший с Фроловым вернулись проверить опасность.

Есть такие косячки.
Понимаю, знаков дадено мало, а рассказать хочется много, поэтому получилось несколько рвано.Но это не главное. Здесь просто хочется воскликнуть: такого не бывает! Даже в фантастике.
По логике автора любой губернатор — ферзь, имеющий полномочия боженьки.
Стругацким можно было свести свой «Пикник на обочине» к такому рассказу.
Что, Зоны появились? Шарахнуть по ним атомными бомбами! По приказу губернаторов! И вася-кот…
Здесь цивилизация, считай, непонятная появилась, а какой-то чинуша без должных исследований решает ее уничтожить огнеметами (с людьми возрастом двадцать-двадцать пять лет)…
Зато не забывает сказать военным, чтоб те натаскали предметов искусства, буде последние обнаружатся. Ну, понятное дело — губеры воруют (об этом все знают crazy).
Это не фантастика. И даже не сказка.
Пойду читать дальше.
Всякое художественное произведение имеет свою «вселенную». В рассказе не упомянуты годы события. Временем действия может быть альтернативное настоящее, а может быть — неотдаленное будущее, лет через 30. Кто знает, какие там губернаторы? Но, совершенно точно, это не документальный репортаж о должностных обязанностях современного губернатора.
«Проверить опасность» — разговорная речевая форма, емкая, мне нравится. В чем вы увидели «косячок»?
23:05 (отредактировано)
вернулись проверить опасность.

Это не прямая речь. Проверить опасность чего?
А просто проверить опасность? Проверить что? Опасность? А как её проверить? И на что проверять?
Если б «вернулись проверить опасность заражения», тогда логически верно. А сама опасность — штука не материальная.
Это может быть несобственно-прямая речь, например, или речь ЛГ.
Я вашу мысль сейчас понял, но в «проверить опасность» криминала не вижу. Мне по-прежнему кажется емким, хорошим выражением. А «проверить опасность заражения» мне кажется несколько суконным.
23:27
Слабенько, автор, не доработали рассказ.
Буду признателен, если более точно упомянете недоработки.
09:31
+1
Всё хорошо, написано ровно, этакое окно в прошлое. Заслуженный плюс.
drinkЗаслуженный плюс и кошке приятен ))
19:27
+1
А может это и был тот миг, «между прошлым и будущим», который и называется жизнь?
07:11
Читая, почему-то вспомнила Роковые яйца.
Идея: встреча с неизведанным и напалмом его, не дожидаясь перитонитов. А если получится, то и выгоду еще. Долгожданный Рай на Земле, испытание чудом — тема, часто поднимаемая в литературе. Хорошая идея. Но я, как читатель, встретила здесь ее поверхностное воплощение. Постараюсь объяснить, что мне показалось недоделанным.
Очень хорошо охарактеризованы люди Эдема. Мне очень понравился этот абзац, он по языку такой сочный, лаконичный и много дающий. Но сама идея не сработала, потому что нет контраста. Нельзя подразумевать, что и так понятно, как все хотели бы Рая на Земле. нужно дать читателю почувствовать это необходимость, дать что-то вроде Ожидания чуда. Показать, как все плохо или серо. Как все желали подобного и не справились с испытанием. Или хоть какого-то героя, который будет в восторге, даст понять, что это прекрасно и будет утрачено. Иначе, это и правда выглядит, как угроза заражения и это утверждение, что там никого не едят не убирает опасность, ведь деревенские куда-то делись. В общем, выходит, правы военные. Вся задумка перечеркнута.
Второй момент, если это библейский Эдем при чем тут динозавры? Они отрицаются религией в принципе. Не было их)))это дьявол кости разбросал, чтобы смущать людей. Ну и вообще, образ динозавра, никого не трогающего, ну не представляется. И он не прописан, кстати. Прописаны только люди.
Дальше. Много персов: 3 студента, вроде бы, 2 студентки. Каждому по фразе. Какая разница, лобастый Фролов, если все сказав по 1-2 реплики исчезли из текста. Диалоги абсолютно одинаковы по репликам, совершенно не понятно, кто что говорит, просто расписано, как в пьесе, но это не пьеса, мы не видим воплощения говорящих. Читатели не успели их узнать, в итоге к ним нет сочувствия. Они эпизодические роли, статисты. Но это же не кино. Тут другие законы жанра.
Кто главный персонаж? генерал? Губернатор? Капитан?
Куда столько народу? Какова функция этих шаблонных тупых и трусливых военных? Они призваны олицетворять человечество и его позицию? Или ту силу, которая не дает человечеству попасть в Рай? Вообще, это такой избитый прием — давать неких «военных», «правительство», еще бывает «ученых» в такой обобщенной манере: раз военные — то жечь напалмом. Это поверхностно до наивности. И тут еще одна вариация на тему.
В общем, вот такие для меня нестыковки.
Мне не хватило именно живого, не картонного в этом тексте с кучей персов, которые просто двигают сюжет. Я не могу понять жанровую основу рассказа? Сатира? НФ? Фэнтези?
Мне кажется, этот текст нужно доработать. Пока, он больше черновой вариант.
23:16 (отредактировано)
Спасибо за объемный отзыв! Тут о многом было бы интересно поговорить, боюсь, я не удержусь в рамках пространственного приличия )))
почему-то вспомнила Роковые яйца
.Да, есть сходство в фантдопе — быстрота развития эмбрионов. С той разницей, что у Булгакова животные агрессивны, а у меня — нет. У Булгакова животных уничтожали для реальной защиты, а у меня уничтожают мирных, красивых, талантливых — для профилактики.
Идея: встреча с неизведанным и напалмом его, не дожидаясь перитонитов. А если получится, то и выгоду еще.
Да, идея такая. Две основные причины указаны в последнем абзаце. Кратко, конечно, но знаков отпущено мало ))
Очень хорошо охарактеризованы люди Эдема. Мне очень понравился этот абзац, он по языку такой сочный, лаконичный и много дающий.
Два языка, два семантических порядка. Социокультурные различия большие между Эдемом и людьми, не совместимые.
Но сама идея не сработала, потому что нет контраста.
Мне почему-то кажется, что сработала. Ты же все узлы, в общем-то, правильно увидела. Как минимум контраст языка описания мира и Эдема увидела. Только интерпретируешь не по тексту.
Нельзя подразумевать, что и так понятно, как все хотели бы Рая на Земле. нужно дать читателю почувствовать это необходимость, дать что-то вроде Ожидания чуда.
Вовсе нет. В том виде, как представлено, Эдем никому не нужен. Разве что аттракционы открыть.
Показать, как все плохо или серо. Как все желали подобного и не справились с испытанием.
Да не желает же рая никто, кроме как на словах. Он не вписывается в жизнь. Что с ним делать? В нем не едят и не болеют, райчанам не нужны вещи, вообще ничего. Зачем тогда райчане нужны? Экономику мира порушить? Ну тогда этот рай обернется кровищей по пояс. А пока пусть плохо и серо (а чего, кстати, плохого-то?), но свое. Это же прогрессорская идея, что можно дать кому-то рай. В «Трудно быть богом» так примерно сказано: «Ты можешь облегчить жизнь для всех сразу? Нет? Тогда уходи». Вот и здесь, локальный рай с точно, как дважды два, просчитываемыми негативными последствиями.
Иначе, это и правда выглядит, как угроза заражения и это утверждение, что там никого не едят не убирает опасность, ведь деревенские куда-то делись.
Так это и есть угроза заражения с довольно пугающими, последствиями. Значит, все правильно выглядит. ))
В общем, выходит, правы военные. Вся задумка перечеркнута.
Наоборот, ты все правильно прочитала. Такая задумка и есть. Понимаешь, неприятность носителей действий не делает эти действия неправильными само по себе. Равно как и то, что губернатор просит вынести для себя что-то «из искусства» это тоже не всегда плохо. Это споры будущего тоже. Только в постепенном развитии.
Второй момент, если это библейский Эдем при чем тут динозавры?
А почему это библейский Эдем? Его так в рассказе, в прямой речи назвали. Если разобраться, то просто удобное, как-бы-что-то-объясняющее название. Ассоциативно — похоже на Эдем. Но тем интереснее решение выжечь его как заразу.
образ динозавра, никого не трогающего, ну не представляется.
Правильно, это еще одна отчетливая нестыковка в пользу военного решения.
Много персов: 3 студента, вроде бы, 2 студентки. Каждому по фразе. Какая разница, лобастый Фролов, если все сказав по 1-2 реплики исчезли из текста. Диалоги абсолютно одинаковы по репликам, совершенно не понятно, кто что говорит, просто расписано, как в пьесе, но это не пьеса, мы не видим воплощения говорящих.
Где-то 15 персонажей с репликами я насчитал (всего — 17 минимум). Их как-то нужно различать. Почти у каждого есть имя или характеристика, в том числе — речевая. Никто не перепутался до эпизода с совещанием, где уже все-равно чьи реплики. )))
Читатели не успели их узнать, в итоге к ним нет сочувствия. Они эпизодические роли, статисты. Но это же не кино. Тут другие законы жанра.
Они все равны как персонажи, они умышленно не-выделены, и все одинаково не нужны. Они просто статисты в игре, где рай — опасен.
Кто главный персонаж? генерал? Губернатор? Капитан? Куда столько народу?
Главный персонаж, если так можно сказать, — общественные отношения, докладные записки, записи в протоколах, инструкции. Люди только носители кем-то уже сказанных слов и кем-то принятых процедур.
Какова функция этих шаблонных тупых и трусливых военных? Они призваны олицетворять человечество и его позицию? Или ту силу, которая не дает человечеству попасть в Рай?
Они спасают человечество и, обрати внимание, делают это максимально гуманно. И еще искусство спасают, кстати, по возможности. Просто они так выглядят: фуражки, кокарды, огнеметы.
Вообще, это такой избитый прием — давать неких «военных», «правительство», еще бывает «ученых» в такой обобщенной манере: раз военные — то жечь напалмом. Это поверхностно до наивности. И тут еще одна вариация на тему.
Военные это максимальная эффективность власти, без эмоций. То есть рай должен быть сожжен, потому что он — угроза. Штатские с этим не справляются. Будет другой протокол — будут другие решения. Так что это не «шаблонные военные», это диссонанс между геманистической идеологией рая и реальной необходимостью не допустить опасности. То есть, не так уж наивно, получается.
Мне не хватило именно живого, не картонного в этом тексте с кучей персов, которые просто двигают сюжет.
В повести, в романе можно бы развернуться и медленно показать все по порядку. Но дела бы это не изменило. Люди — только «пускатели слов», все решает простая целесообразность.
Я не могу понять жанровую основу рассказа? Сатира? НФ? Фэнтези?
Это рассказ, безусловно, но не совсем привычной формы. Происходящее ддано через диалоги, намеренно. Думаю, что НФ (единственное фант.допущение — быстро развивающиеся споры Эдема). По стилю — это основа для сценария, или для графической новеллы. Текст комикса, так тоже можно. Поэтому все вроде бы шаблонное, но в другом повороте, под другим углом. Не-тупые военные, не-тупая администрация, не райский в практическом приложении рай, не-нужность рая, развитие человечества как самоценность, интерес к необычному (искусство Эдема) но с четким пониманием опасности, ну и еще по мелочи.

Вообще, огромное спасибо (!) за толковый и подробный коммент. Посмотри на мои «объяснялки», можно еще обсудить, если желание будет. Меня стилевые решения немного напрягают.
23:19
+2
Ладно, я обещала, я выполняю! не прошло и месяца Отзыв как он есть.

Когда все рассказы выложили, я их прочитала и решила про себя, что этот будет победителем. Следовало бы мне, правда, давно понять, что я как Кассандра наоборот — в своих предсказаниях всегда промахиваюсь и всегда удивляюсь выбору слоновцев. Но логика была следующая.

Все рассказы дуэли удовлетворяют минимальным критериям успеха (грамотность, стилистика, смысловая целостность, сюжет и прочее), так что на этой почве ни один выдвинуться не может. Стало быть, ура, внимание будут обращать на характеристики более высокого порядка: язык, идею, проработанность мира и персонажей и иже с ними. Что мы имеем в этом рассказе? Интересная идея, прямая подача, военные, экшон (об этом я ниже скажу отдельно). И я со всем своим сексистским простодушием решила, что все или почти все мужские голоса уйдут сюда. Женские распределятся между «Шторами» и «Клочком», несколько смешанных получит «Небо» (но не много, потому что это не произведение, а заготовка), а большинство сконцентрируется здесь.

«Никогда еще я так не ошибалась» ^^' Попробую для себя решить, почему этот рассказ не победил. Может, кому мои рассуждения и пользу принесут.

Что мне очень понравилось в рассказе

Очевидно, центральная идея и соответствующий ей сюжет. Я не знаю, я голливудские боевики редко смотрю, для меня идея выгодно отличается от всего, что я видела до этого. Никакой тебе Зоны, куда шатается каждый мародер, как в «Пикнике», никакой якобы оцепленной территории, откуда живого пришельца может на автомобиле вывезти школьница, как в «Притяжении». Видим какую-то потенциально опасную хрень — уничтожить, как бы прекрасна она ни была. Есть отголоски «Трудно быть богом» и чего-то еще, но вспомнить не могу, да и зачем.

Идея топ. С моей точки зрения, весьма реалистична. Все уничтожим, а народу потом скажем, что были учения или еще там чего. Да, вот, поняла, о чем еще напоминает — о Зоне 51. Что там якобы что-то где-то как-то, но обывателям об этом знать не нужно. Прелесть в том, что натурально Эдем с его спорами невиданного потенциала уничтожается из соображений «как бы чего не вышло». Огонь, потому что проблематика есть и неоднозначно все. Эти студенты и жители деревни, вероятно, не просили их превращать в одинаковых андрогинных гуманоидов (особенно девушки, я думаю, ну нафиг такие метаморфозы). У этого Эдема навскидку подозрительно много подводных камней. С другой стороны — нельзя же так. Там эти споры, кто знает, как бы они могли продвинуть вперед науку и, может, повлиять на религию и историю, вообще пришлось бы все пересмотреть коренным образом. Это я сейчас что описываю? Правильно, спор. О прошлом и будущем. Чем подвожу к следующему пункту.

Название. Оно потрясающее. Даже комментировать не буду. Огонь.

И на этом, к сожалению, все. Все, что мне понравилось. Подытожу: соответствие базовым критериям приличного текста, идея и сюжетный ход (один, финальный), название. Вообще это немало, это для дуэльного рассказа на БС зашибись как много. Но у этого произведения ноль (!) голосов. Я вот прям сидела и думала, что пошло не так. По комментариям прошлась. И, в общем, не знаю я, почему рассказ вот прямо не зашел голосовавшим, но попробую сформулировать, что не понравилось мне. Глядишь, окажется небесполезным.

Что мне не понравилось

Внезапно брошенные студенты. Это прямо удар в самое сердце. Старательно так выписанные симпатичные портреты (правда, я внутренне поворчала, что девушки ни разу не раскрыты и, в отличие от парней, ничем не отличаются друг от дружки) просто уходят в никуда. Причем это не внезапное убийство полюбившихся персонажей, как, скажем, у Роулинг или Мартина, это именно уход в никуда. Впечатление (вероятно, обманчивое, но сильное) такое, что автор махнул на них рукой и послал в одно место (пусть бы даже и Эдем). Все, для раскрытия идеи они не нужны больше (а вообще были ли нужны? я сейчас серьезно), теперь пошла череда помощников-губернаторов-полковников-социологов-антропологов. И тут мы подходим к следующим двум пунктам.

Я вижу контраст, но не понимаю, зачем он нужен. Имеется в виду контраст между частями рассказа — историей про студентов и дальнейшей чехардой. Если он для чего-то планировался, я не понимаю, для чего, уже кучу вариантов придумала и ни один не подходит. Во всяком случае, ни один не работает. Единственное, что он тут делает, этот контраст — раздражает (по крайней мере, меня). Как будто два разных рассказа читаешь. И я вообще-то люблю такой прием, когда он оправдан. Здесь-то это для чего?

Куча разных картонок. Картонка губернатора, картонка полковника, картонка капитана… Мне прям вспоминается шутка BadComedian, что российские киноделы раскрывают персонажей с помощью имен. Ну и тут так же: майор Чегодаев, полковник Петр Ильич, капитан Утковский (этого раскрыли чуть больше, уточнив, что он молодой). Возражения против моего комментария ясны: это ж как бы для реалистичности, что они, никак обращаться друг другу не должны? Для реалистичности может быть, для читателя и, главное, для идеи — на кой? У меня очень невысокое мнение о литературном мастерстве Лю Цысиня, но за что ему большое спасибо, так это за то, что он в «Задаче трех тел» не нагрузил читателей ненужной информацией о куче, скажем так, «официальных лиц», наличие которых было необходимо для реализации замысла. Но вернемся к картону. Здесь, казалось бы, просится возражение, что безликость необходима для воплощения идеи (опустим, что для эффекта безликости имена — первое, от чего нужно было избавиться), эта череда говорящих декораций оправданна. Я объясню, что меня тут не устроило, в следующем пункте.

Серьезные щи. Вторая часть рассказа не написана как сатира, или аллегория, или гротеск, или шут знает что еще. Да и первая часть не предполагает, что текст во что-то такое выльется. Здесь можно было бы нести вообще все, что вздумается, играть с читателями, даже заигрывать, подмигивая: «Ну, суть-то вы поняли? Давайте насладимся процессом». Во второй части рассказа никакого наслаждения нет, один бесконечный процесс, бюрократический. Я так подозреваю, он из читателей вообще никому не понравился. Не само его наличие, а то, как он подан. Тут попытка в правдоподобие, в предположение, как реально развивались бы события при таком вот «а что если». Что ж, за попытку спасибо, но при таком подходе мгновенно возникает целая куча вопросов. Они и всплывают, один за другим, в комментариях. Пехотный полковник, всевластие губернатора, приказ о том, «что найдется из искусства», динозавры. Конкретно от меня большие вопросы, просто огромные, к отображению привлеченных исследователей. Якобы социологи, антропологи, а сведения сообщают такие и таким образом, что ничем не отличаются от обывателей. За социолога мне, довольно тесно общающейся с социологами и читающей статьи, особенно обидно. «Потрясающая беспечность, как в Эдеме» — вот это научный подход.

И вот это обилие, как очень точно выразилась Виктория, статистов вкупе с огромным количеством вопросов к правдоподобию резко, просто немедленно, вызывает ассоциации с чем? Верно. С посредственной современной фантастикой. А в силу топонимической специфики текста, еще и с российской современной фантастикой «посредственной» тут можно опустить, тавтология, включая кинематограф. Да чего уж там, эти картонки и говорят, собственно, как персонажи из какого-нибудь «Притяжения». А с такими ассоциациями в нагрузку идет и эмоциональное отношение, и как-то сами собой закатываются глаза, и идея уже просто не вывозит (к слову, в «Притяжение»-то тоже была заложена интересная идея, но это я поняла только из интервью актера Петрова, а не из самого фильма).

И вот это я считаю самым большим недостатком рассказа. Многочисленные вопросы к правдоподобию излагаемого вкупе с серьезным тоном повествования приводят к заключению о «недоработанности», к мыслям о «голливудском сценарии на российской почве» (а современные голливудские сценарии ассоциируются в первую очередь с экшоном, глобальными идеями с попытками в актуальность и огромным количеством ляпов, «киногрехов»). К слову, в рассказе ведь, строго говоря, никакого «экшончика» просто нет, но слово это само приходит в голову, потому что память тут же увязывает прочитанное с множеством всякого другого, что это прочитанное напоминает. И видите что происходит, даже идею в результате некоторые читатели не улавливают, потому что память настойчиво напоминает о других произведениях, идеи которых все примерно одинаковые. И казалось бы, тут могла бы получиться нормальная работа с шаблонами, перевертыш, но не получается — именно потому, что все шаблонное подается очень серьезно, и серьезность эта не несет комического эффекта.

Подытожу. Студентов жалко даже не в рамках сюжета, а из-за того, как с ними обращается автор. Резкий переход от истории студентов к истории «официальных лиц» на пользу рассказу не идет. Череда персонажей, недостаточно безликих для одного приема и слишком картонных для другого, множество вопросов к правдоподобию и серьезные щи тоже не радуют. Вообще, ощущение такое, что рассказ прям пытается определиться, что он есть из себя, и никак не может. Для посредственной фантастики от посредственных авторов слишком хорошо написана его первая часть, да и идея нетривиальная. До чего-то большего он не дотягивает, так как действительно кажется недоработанным. Для сатиры или какого-то переосмысления он написан слишком серьезно, даже как-то искренне, что ли. В результате рассказ — ни рыба ни мясо, а психика пытается, для своего же успокоения, куда-то его отнести, она так работает. Но, куда бы его не относили, читатели ощущают, что он для выбранной категории не совсем подходит. И дело даже не в том, что читатели склонны во всех собственных неудобствах винить авторов. Дело в том, что здесь — на мой взгляд, конечно — действительно виноват автор. Нужно либо вытягивать этот рассказ на следующий уровень, либо превращать его в полноценный треш. Не то чтобы он какой-то очень уж новаторский и не в вписывается в некоторые рамки, вопрос в балансе, во внутренней гармонии рассказа. А здесь ее, по моим ощущениям, нет.

Вот и все, неужели crazy
Вах!!! wonderНу, спасибо же большущее! Я изучаю )
Большое спасибо за разбор, было интересно. Есть расхождения, не знаю, интересно ли вам обсудить эти расхождения. Но главное, что хотел сказать: про серьезность как одну из причин «непонравленья». Вот, в который раз всплескиваю руками и говорю: не угадываю я с комическим. Мне-то казалось, что и «тропические птицы, рассевшиеся по деревьям деревенским утром», и «динозавры в перьях», и космический пофигизм «андрогинов» (по Платону — люди до того, как их разрезаи на 2 пола), и намеки на «искусства там захвати». — все это прямые указания на комичность,. на нелепость, на анекдотичность ситуации. И вот, поди ж ты, не сработало.
Где-то смайлик был unknown)))
21:57
+1
Нет, мне кажется, не сработало… Судя по комментариям, я не единственная, кто не уловил комичности. Возможно, если эту сторону дела поправить, резко все у рассказа станет в порядке.
Загрузка...
Империум