За шторами

Соседские мальчишки повадились пробираться в дом и смотреть во вчерашние окна. Как, спрашивается? Черный ход – «для слуг» – закрыт навечно, прочен засов на ажурной двери на веранду, и, ясно, с переднего крыльца не зайти – Янусы мои сторожат верно. И никогда, никогда ни один шалопай не осмелится разбить здесь стекла.
Как они проникают?
Обошла усадьбу. Проверила некогда изящную, теперь облезшую и покосившуюся калитку в сад. Старое дерево рассохлось. Пройти здесь легко, перепрыгнуть – легче. Ясно.
Мимо хозяйственных построек, потемневших от времени, мимо яблоневых дерев, младшему из которых минуло уже полвека, мимо некогда аккуратных клумб, теперь пустых, и разросшихся кустов я вернулась на веранду, в который раз осмотрела узор на двери в дом. Ветви и веточки, и тонкие молодые листья, белые, белые. Красота, и старость, и ржа. Засов – надежный.
Развернулась в дверях. Раннее утро, и косые лучи молодого солнца проникали сквозь туман, очерчивая силуэты. Проникали…
Из старого – есть ли здесь, в этом доме, на этой земле хоть что-то, к чему это слово неприменимо – посеребренного кофейника налила в нежную, из тонкого фарфора чашку предположительно горячий напиток.
Остыл. А у чашки край выщербленный.
Я – вздохнула. Кресло-качалка, такое же белое и потрескавшееся, как, кажется, все вокруг – скрипнуло. Девушка в шляпке из атласа, украшенной кружевом – счастливо засмеялась.
Я подошла к окну.
Полдень, и цветут молодые яблони. Клумбы полнятся ирисами и анемонами, ветер играет лепестками черемухи, разнося аромат, должно быть, по всему саду.
Меж подстриженных кустов, по ухоженным дорожкам они гуляют. Волосы девушки золотые, и, вся в белом среди яблоневых цветов, она словно невеста. Смех ее разносится по саду, и вторит красивым баритоном голос молодого человека. Этот – приятный, соломенные волосы, глаза серые – хоть с веранды и не видно. Второй – темный, хмурый, кривит тонкие губы, сводит густые брови. И вот они, светлый и темный, идут по разные стороны от девушки, и всем им сколько: восемнадцать, двадцать лет?
Полдень, и смех, и волосы золотые, и все еще впереди. Идут, идут по дорожкам сада, и так идти будут вечно.
Отвернулась и взглянула на кофейник. Темный, потускневший, с царапиной на боку. Сквозь белую дверь, в листве которой проглядывала рыжина, я прошла в комнату. В окне было видно, как кофейник, сияющий, начищенный, гордый, стоит на покрытом белой скатертью столе, и пожилая женщина – няня – разливает молоко по нежным чашкам из тонкого фарфора. За застекленными окнами веранды слышен смех и веселые юные голоса.
Вздохнула и ушла в глубину дома.
***
Чем в конечном итоге оказалось решение поселиться здесь – проклятьем или благословением? Прежние владельцы, кажется, сами ни разу не бывали в усадьбе, но продавали дорого. У меня были деньги, а больше ничего не было.
Здесь – тишь, темные тени в углах старых комнат, и причудливые рисунки выцветших обоев, и миндальный запах книжных страниц, и покой. Горечь крепко заваренного кофе, скрип ступеней парадной лестницы, калейдоскоп солнечных зайчиков на пыльном чердачном полу от витражного круга оконца. Окно это – самое скучное, ведь за ним – вечная ночь, и неважно, глядеть ли в синие, красные, желтые стекла – все темно, луна скрыта за тучами, и спят внизу деревья.
Откуда блики от солнца?
Соседские мальчишки, я это знала, прибегали специально к окну детской, посмотреть на зарево пожара. Если распахнуть одну створку, особенно есть день, особенно если дождь, можно видеть, как в левой половинке окна горит флигель, языки пламени поднимаются в ночное небо, облизывают петушиную фигурку флюгера. А в правой половинке шел, например, дождь, серые тучи клубились до самого горизонта, и тяжелые капли падали на траву заросшего пустыря.
Окна, вчерашние окна.
Название тоже придумали мальчишки, и было оно странным, будто это не окна теперь, а – что? Дети, дети, они врывались в мой покой, в мой белый кокон и с собой приносили топот, и крики, и будничную жестокость, как бы походя, между прочим раздаваемые друг другу удары и слова, тяжелые, злые. Голоса некоторых начинали уже ломаться, звучали грузно и грубо, и мне хотелось бежать, бежать не зная куда, как будто этот дом, это место не было уже колыбелью, где я скрылась от всего света.
И ладно бы они перепрыгивали с разбега калитку, врывались на веранду и оставались там, остановленные засовом. Пусть, пусть ломают вконец несчастное кресло-качалку, перепачканными землей пальцами хватают кофейник. Пусть они толпятся там и смотрят, как гуляют по саду девушка в шляпке из белого атласа и кавалеры ее, светлый и темный, как им вечно весело и хорошо под полуденным майским солнцем.
Или ладно, пусть смотрят на пламя. В конце концов, я и сама любила его.
По ночам иногда я просыпалась с криком. Может, и не иногда, может даже, со временем чаще и чаще. Во сне были тьма, и борьба, и тяжесть, бесконечная тяжесть тела и слова. Тогда я бежала на веранду, где свет, и цветы, и влюбленность, и, если как следует сосредоточиться, кажется, можно почувствовать запах черемухи. Или, в особенно плохие ночи и дни, я поднималась в детскую, устраивалась с чашкой кофе среди медведей и кукол, и долго, долго смотрела в огонь. И думалось мне, что пожар следовало устроить самой, непременно, гораздо раньше стоило, в нашем особняке, богатом, большом, потому что в итоге он случился все равно и спас меня от всего, спас меня, спас меня.
Но были в доме совсем не для детей окна.
Было одно занавешенное. Я сама закрыла его тяжелыми шторами. Но все же, проходя мимо, можно было услышать стоны, и тихий смех, и шорохи листвы, и другие, потаенные, не для посторонних звуки. Если вдруг мне нужно было пройти по коридору мимо того окна – а случалось такое редко, так как было оно в задней части дома – я прижимала ладони к ушам и, наверно, краснела немного, пусть даже ничего, ничего, ничего не слышала.
Были окна, за которыми ведутся длинные, серьезные разговоры. Иногда я устраивалась на подоконнике и слушала, слушала, как голоса, совсем юные или взрослые, рассуждают о смертной казни, о власти и о народе, о свободе и воле, о любви, об истине и о грехе, о рае и вечном огне преисподней.
А были окна, за которыми кровь, и слезы, и смерть. Дуэль, где светлый кавалер с двадцати шагов попадает в сердце другого, и девушка рыдает так горько, что, кажется, тускнеет золото ее волос, и ясно, почему этот, высокий, темноволосый, лежащий здесь на земле, в окне веранды сжимает тонкие губы и хмурит брови.
Стоило детям видеть такое?
Но как они проникали в дом, эти мальчишки, понять было невозможно. На двухстворчатой двери парадного входа сторожили мои Янусы, Клюзивий и Патульций, два странных, полузвериных лица с кольцами в хищно разверстых ртах, потускневшие и потертые, как все в этом доме.
Если только не был где-то тайный ход, например, под землей, например, через те двери в задней части дома, расположенные практически горизонтально и ведущие вниз, в подпол. Очень может быть, что был там тайный ход, заканчивающийся где-то в доме, но поскольку прямо над этими дверями было то самое укрытое занавесью окно, со смехом и вздохами, все мои порывы пойти и проверить останавливало некое чувство. Смущение, может?
Однажды я спросила мужчину, привозившего мне еду из маленького пансиона неподалеку, не знает ли он, что с окнами в этом доме. Решив, что рамы рассохлись, он предложил взглянуть. Я не стала впускать его.
И так мы жили какое-то время, я и люди за окнами, укрытые яблонями и белым забором, в нашем надежном коконе.
Пока она не приехала.
***
Это случилось в начале осени, после полудня. Она взялась за кольцо в пасти Патульция, постучала. Я сразу узнала ее, хотя, казалось бы, угадать в ней, морщинистой и седой, цветущую девушку с золотыми волосами было почти невозможно.
Мы долго бродили по комнатам, и я представляла, как все вокруг, потускневшее, обветшавшее, она видит свежим и новым. В библиотеке она провела рукой по корешкам книг, в гостиной прикоснулась к выцветшим обоям. На веранде с нежностью погладила кофейник и долго, долго бродила меж яблонь, бросавших ей желтые листья под ноги. И ни разу не бросила взгляда на окна.
Она рассказала о том, как живет, чего хочет и кто с нею рядом, и как интересно, что все изменилось в доме. Мне хотелось спросить, любила ли она того, темноволосого, и что случилось с дуэлянтом с серыми глазами. Но она не говорила про прошлое, и я все думала, кто здесь хозяйка, а кто – гостья.
И только под вечер, прощаясь, я не смогла удержать себя:
- А окна? Вы не посмотрите?
Она показалась мне удивленной.
- Но, милая, вчерашним днем я никогда не жила.
Уехала.
И треснул кокон.
Башку сломать можно. Все очень странно.
А первая треть вообще погрузила меня в мир Вирджинии Вульф и ее «Дома с привидениями».
Очень приятный темп повествования, хорошие детали.
Единственное, что для меня убило атмосферу легкой грусти и философский настрой, — это последняя треть истории, когда приехала бывшая Хозяйка дома.
Зачем она вернулась, если никогда не жила прошлым? Зачем она вообще нужна читателю ожившей? Чтобы вывести гг из ее раковины? Но в таком случае было слишком мало вводных про гг в тексте… в общем, как-то смяли концовку и совсем лишили ее того модернистского шарма, которым наделили начало.
Но это, конечно, уже из области вкусовщины.
В целом, очень интересная трактовка темы.
Спасибо и успехов!
Upd:
Прочитала комментарий Игоря Евгеньевича. И, пожалуй, соглашусь с мыслью, что гг и есть та самая хозяйка. И дом ее так же горел. И тогда разбитый кокон из «вчерашнего» расставляет все по местам. И тогда вот ответ — она не живет прошлым, поэтому прошлое сублимировалось в одном месте, в родном доме, в энергию. И тогда пожалуй в этом рассказе куда больше от моей любимой Вирджинии Вульф, чем показалось на первый взгляд.
Что ж, автор, вы молодец! Закольцевали историю специально для самых внимательных. Круто!
Я, от, аще не волоку — как коррелирует хозяйка старая с хозяйкой новой.
Вроде бы, да, в текст была деталь про чайник/кофейник… Но, в единое целое собрать… ну, то есть:
Есть некая сущность в доме, которая бдит в окна на сущность вне дома (вчерашний день), а потом приезжает третья сущность, и растолковывает (себе?!), что ты, голубушка, фигней маешься. Не надо так…
Экая святая троица в юбке…
То есть, что мы имеем: наша барышня, потусив с двумя… пошалила с брюнетом за шторкой, потом того подстрелил белобрысый, а она вся в тоске и печали — подожгла дом и свалила?
А потом, не пойми зачем, приехала домой? Походила по заброшенному дому, и довольная собой — была такова?
Но дом подожгла не она. Она ж там сокрушается, что хотела бы поджечь, но увы.
Так что скорее всего, если б не пожар, она бы осталась в этом доме жить со всеми «демонами прошлого».
В общем, чет в паззле не складывается. Или я слишком тупой.
История полноценная, завершённая, самостоятельная, стильно написанная. Ну и лучшая из всех представленных.
Функциональную пару образует сочетание: винт — гайка, болт — гайка.
Это всё жарааа…
Люди, объясните мне, как дети попадали в дом. Я ж спать теперь не смогу(
Ну попробую.
В общем дело обстоит примерно так:
Вначале всевышний создает его и её. Разбрасывает их по миру. Далее в автономном режиме, по таймеру, включается поиск второй половины, у него и у неё. Для идентификации используются различные приманки, химический, психологический и другие виды анализов. После завершения верификации создается функциональная пара (типа болт/гайка, винт/гайка). Пара должна исполнить одну из основных заложенных функций — продолжение рода. Происходит сложный технологический процесс создания задела. Через строго определенное время у пары появляется прототип индивидуума. Он растет, развивается, обучается и становится полноценным дитем. Для появления множественного числа, технологический процесс повторяется время от времени.
Вот примерно так попадают дети в дом.
Бывает даже шпилька-гайка, но это в особых случаях…
:)
Не убедила: композиция, образ ГГ.
Мне не ясны эти деления текста на 3 этапа. Развития нет. Есть погружение и 2 предложения выхода. Это скорее к сквозному развитию, чем к 1,2,3.
Для меня не сложились персонажи в единое целое. Я могу связать ГГ и старую девушку. Да, сказать себе самой, или той, кто встал на твое место, психологический ключ — прикольно. Но эти дети. Я их не увидела, они, как кресло-качалка. Даже мужчина, которого не пустили, тут больше работает по смыслу.
Еще как-то дуэль меня разочаровала. Тайну это делает поверхностной, вот в пожар для меня было бы интересно.
А так да, детали дома, сада, фарфор, я все это люблю, я сама в это играла, живя в таких своих домах из рассказов.
Ну, и я сторонница захватывающих историй. Идеей она вполне предполагаются. Но истории за шторами, зашторены.
Написано вместе с тем уверенно, автор знает, что и зачем. Я немного дискомфортила на
постараюсь объяснить. Тут все-таки дает действие и настоящее время, и фокал от героини. Но автор тут же еще и накручивает функцию показа или намека. Но выходит так, что ГГ видит эту облезшую дверь. Будет ли героиня в данный момент думать, что она была некогда изящная. Вот много тут наверчено. И это не единственный случай. От этого момента я словно потеряла живость перса. Наверное, сумбурно объяснила, извините. Я бы развела в разные предложения это. Если оно необходимо.
ГОЛОС сюда, пожалуйста.
рассказ, в котором, как в старом доме (как в белом коконе?), находишься, просто кайфуя от того, как сказано, как расписано, как преподнесено. Переливы эти, где героиня и где то, что сверху и чуть сбоку. в рассказе всё, как мне нравится: и героиня с придурью, и загадка старого дома, и смещение времени, и я всё это вижу, понимаю (пусть и не на уровне слов!) и мне всё очень нравится.
и да! я очень люблю идею «медленного стекла», они рядышком с «окнами во вчера». и мне нравится, как раскрыта тема Дуэли, тот редкий (для меня) случай, когда решение «в лоб», но настолько качественно воплощено, что эта прямота воспринимается как единственно верная.
длинно, простите, автор заразил.
очень благодарю!
А чуть вычитать — и стало б лучше.
Написано хорошо. О кофейнике. Он встречается чаще, чем окна.
Размышления, ностальгия, ассоциации. И все упирается в
окнакофейник.Пойду читать дальше.
ни о чемо кофейнике. Автор молодец. Поэтому ГОЛОС.Загадки, недомолвки, внешние противоречия мне не мешают, они органичны. Если психика принимает окна во вчера, то и остальное она принимает как данность, как должное.
И всё красиво, эмоционально, наполнено ощущениями, переживаниями.
Время действия, в котором живет героиня — условно наше. Но вот «привозил еду из пансиона неподалеку»… — это вообще непонятно, из какого времени и пространства.
И могла ли быть приехавшая потом «хозяйка» той самой девушкой? Уж очень много ей лет получается. Или вообще всё происходит в условной Европе 30-х годов? Непонятно.
В связи с этим мне больше нравится версия, что всё это — плод воображения героини… Иллюзии, галлюцинации и т.д.
Мальчишки, вероятно, символизируют невозможность отгородиться от мира, от жизни. Но если рассматривать их не только как символ, но и как действующих героев, то лично мне кажется, что было бы неплохо завершить и их историю, раскрыв путь проникновения в дом.
Ах да, ГОЛОС здесь.
А вот как написано — ооочень понравилось! Умеют же некоторые! И атмосферу создать, и туману напустить, ничё не понятно, а читать приятно. Детали хороши! Картинка нарисовалась. Оставлю ГОЛОС тут. За произведённое впечатление.
Написано хорошо, магии в достаточном количестве, не перебрал автор с этим. Только с героинями я не очент-то разобралась Это один и тот же человек?
повторномукомментарию «героиня с придурью, все как я люблю». Думаю: «Ну, видать, для Таниты пишу» :)благодарю)) после таких рассказов я
с придурьюнемножко успокаиваюсь, что не одна такая))) но так искренне и красиво выписывать чувства пока не получается, выходят дневниковые записи, никакой литературы))шутка