Другой Петербург
Текст:
Одежда в мокрых точках. Дождь опять
По тротуару разбросал веснушки.
Из-под колëс закручивая стружку
Осенних луж, летит машин орда.
Любимый город. Вечная среда.
Остывший чëрный кофе в чайной кружке.
Простых стихов всклокоченная прядь
Зовëт поэта снова умирать
К Васильевскому острову. Так душно,
.
Что даже дождь не унимает жар
Простуды вечной. Сердце Петербурга
Подковами грохочет. Чернобурка
В дыму кабацком льнëт к белилам плеч,
Туманы и духи смущают речь.
В дворцовых окнах плещется мазурка,
И хочется из комнаты бежать
Туда, где волны Невские дрожат,
Где тоненькая мается фигурка.
.
Но Бродский предостерегает – нет,
Не выходи из комнаты в колодцы
Не видевшие жалости и солнца,
А только дождь и серые зонты.
Я выхожу. Вдыхаю грудью стынь,
Готовая с самим Петром бороться
За сумеречный, но желанный свет.
В кармане на Чайковского билет,
А, значит, всë сегодня обойдëтся,
.
И кашель застарелый отойдëт,
Свернувшись в горле свитера. С укором
Проводит тихо звонница собора
Мой силуэт, и вновь уставит взгляд
На золотую точку корабля.
По переулкам, как по коридорам,
Могучий всадник совершит полëт,
Да где-то за стеною стихоплëт
Начнëт поэму о влюблëнных – в город.

Вот невидаль… поэма — сразу в город,
А не в деревню, там где рОстят лён,
Не в поле, где всё время ждут погоды
Потомки превеликого Петра,
Помянутого к ночи — будь неладен…
А стынь и дзынь — всего лишь до утра,
Уставившего взгляда в листопаде…)
И Бродский самолично так предостерегает, ага, по-дружески.)))
а как это поэму начать в город?)
Красивостей много, красоты нет. Инверсии, чернобурка — по жаре? Бежать туда где волны дрожат — в реку? И фигурка мается, загадочная такая фигурка, неизвестно чья.) И все обойдется, потому что билет именно на Чайковского, был бы на Шопена — не обошлось бы.)
Из плюсов текста — удачно выбранный и выдержанный ритм и «плещется мазурка», хотя почему она плещется в окнах, а не в залах, скажем…?
Красиво.
Образно.
Органично показано переплетение настоящего и прошлого.
Пока плюс
Про могучего всадника не совсем ясный образ. Кто именно имеется в виду? Кто там летает на коне, как по коридорам? Петр с Гром-камня? Или Петр от Михайловского замка? А может, Николай I от Исаакия? Или Аничков мост «разлетелся» на фрагменты.
Слышал о создателе моста одну байку. Но лично не проверял)
…
В общем, образы сплошняком переплелись. Разобраться тут непросто…
ГОЛОС здесь оставлю.
послатьсделать отсылку к Пушкинскому «Медному всаднику», но, видимо, не сложилось. )Вы любите город. Это чувствуется…
Не за город. За стихи.
А я лучше в Краснодаре останусь. Тут солнце 200 дней в году (если не 300)). И девки
с сиськамикрасивые.А вообще, в Краснодар надо съездить. Погреться.
Спасибо, что разглядели все отсылки!
Пунктуация неаккуратная.
Даже инверсии и анжамбеманы в тему. Штиль такой. Так надо.
А главное, что получилось искренне, живо, красиво, поэтически.
Это явный победитель. Поэтому не буду выбиваться из коллектива.
ГОЛОС
Перед глазами возникает город не парадный и не туристический — другой Петербург, тот, что дышит сыростью, туманом, вдохновением и внутренним напряжением.!))
Автор создаёт потрясающе кинематографичную картину:
капли на одежде, гул машин, дрожащие огни, холодный кофе, блики дождя — всё это превращается в поэзию повседневности, где каждая деталь наполнена внутренним смыслом.!))
Это город не для всех, а для тех, кто умеет чувствовать: слышать, как “сердце Петербурга подковами грохочет”, как “чернобурка в дыму кабацком льнёт к белилам плеч”.
В этих образах — не нарядная красота, а городская правда, чуть хмельная, грустная, притягательная.!))
Стихотворение звучит как песнь души, как внутренний монолог человека, влюблённого в город, несмотря на его холод и хмурую непредсказуемость.
Здесь автор вступает в диалог с Бродским — но не повторяет его, а осознанно выходит из комнаты, чтобы встретиться лицом к лицу с жизнью, с ветром, с Невой, с самим собой…
Это мощный жест свободы и внутреннего света, который делает стихотворение настоящим произведением зрелой поэзии.!))
Ритм тоже плавный, наполненный внутренним напряжением; метафоры — сочные, почти осязаемые; атмосфера — густая, звенящая.
Каждая строка звучит, как шаг по мокрому граниту, где поэзия и дождь сливаются в одно дыхание.!))
Этой поэзии идеально подошла бы картина:
«Дождливый вечер на Невском. Свет фонарей отражается в мокрой брусчатке. Фигура девушки под зонтом, ветер треплет её пальто, а вдалеке — золото шпиля Адмиралтейства, затерянное в тумане».Или же:
Пустая улица под моросящим дождём, отражение огней в лужах, над Невой клубится пар, а в окнах старых домов горит мягкий свет — словно дыхание города.!))
Для меня этот стих — о внутренней верности городу и себе.
О смелости выйти навстречу миру, даже если он холоден, даже если “дождь не унимает жар простуды вечной”.
Я вижу в этом Петербурге — живое сердце, которое не перестаёт биться под дождём.
Он — как живая душа поэта: немного уставшая, но всё ещё ищущая свет, вдохновение и смысл.
Этот “другой Петербург” — не открытка, а исповедь, и в этом его подлинная сила. Мощная работа!
Это зрелое, атмосферное, сильное стихотворение.
В нём чувствуется дыхание города, поэта и вечности.
Отдаю свой твёрдый ГОЛОС за эту работу — за глубину, музыку образов и искреннюю поэтичность, рождающуюся из любви к Петербургу.
ГОЛОС ЗДЕСЬ…
ГОЛОС этому стихотворению за прекрасный стиль, строгую, но изящную структуру ( можно так сказать?), необычные образы (стружка луж, всклокоченная прядь стихов), картинки, настроение.
Лучшее в дуэли, на мой взгляд. Автору огромное спасибо!
С настроением, тягучее такое и, пожалуй, такое по-классически питерское. И сделано хорошо.
Стихотворение „Другой Петербург“ мне понравилось, нет в нем ничего вычурного, помпезного, все просто и душевно, понятно и просто, без фанфар и лозунгов, „чепчиков в воздух и стрельбы из пушек“. Город предстает будничным, деловым и спешащим под дождём, как обычно и уже привычно, по своим делам: „закручивая стружку осенних луж“, летит „орда машин“, дождь деловито „опять по тротуару разбросал веснушки“ капель. И жители, оставив „остывший чëрный кофе в чайной кружке“ спешат под дождь промозглый и холодный по своим делам. Всё как обычно, буднично вполне, кто на Васильевский, кто по Невскому, кто к Центру… И, бодро прыгая по лужам на мостовых, как не услышать грохочущих по мостовой подков и крика:»Эй, поберегись!" А двигаясь мимо Зимнего, не услышать звуков мазурки, не позавидовать беспечности и празности его. А вот и ресторан в Озерках, где Блок увидел свою «Незнакомку» в чернобурке и в шляпе с перьями у окна: «В дыму кабацком льнëт к белилам плеч, интересно сохранился ли?
Туманы и духи смущают речь.» И хочется в смятении «из комнаты бежать туда, где волны Невские дрожат», где вечно фигурка хрупкая
в отчаяньи маячит, история Невы немало тайн хранит..., помните: «Ночь, улица, фонарь, аптека»? И Бродского предупеждения мимо пролетают… Что значат страхи эти все, плевать на страхи. Гуляй, читай стихи о городе родном, пиши и наслаждайся величавостью, и красотой, и золотом крестов на Исаакиквском соборе, корабликом, вечно плывущим в небе над городом на флюгере Адмиралтейства, и Медным всадником с Петром, мчащегося навстречу всем ветрам и переменам. «Другой Петербург», у каждого он свой, по-своему близкий и родной.
По-моему, в этой дуэли это очевидный победитель. Стих удался.)
Но лирично, и как-то сокровенно. Все культурные отсылки понравились.