О чем молчат подсолнухи
О чем молчат подсолнухи
Олега Топоркова с раннего утра мучила тревога. Во сне он видел своего деда, который ходил по отсекам морской платформы, где Олег участвовал в испытаниях реактивного двигателя для межконтинентальной ракеты неограниченной дальности, и как сеятель, раскидывал в разные стороны семечки. Внезапно дед остановился, взглянул на внука и хрипло произнес: «Беги, Олежка, беги отсюда! Времени больше нет». Сон как рукой сняло.
Устав ворочаться в постели, Олег поднялся и пошел на кухню попить чаю. Неспешно поглощая бутерброд с любительской колбасой и прихлебывая ароматный чай, Олег бросил взгляд на висящую на стене картину. Это была одна из многих картин, написанных дедом. Он рисовал только подсолнухи. Эта картина называлась «Сотворение миров». В черном космическом пространстве висел огромный подсолнух, от которого лучами разлетались семечки. Местами семена закручивались в плотные облака, словно превращаясь в новые планеты.
Дед вообще был помешан на подсолнухах. Сажал их за окном, постоянно рисовал и даже разговаривал с ними. Друзья и соседи перестали общаться с дедом, решив, что он сошел с ума, не сумев восстановиться после чернобыльской катастрофы, участником которой ему довелось стать.
Внук любил деда и всегда с удовольствием слушал его байки. Олег вспомнил, как в детстве сидел на крыльце дома: стены беленые, крыша черная, наличники со ставнями желтые. Прямо на крыльце самовар, розетки с медом, вареньем и колотым сахаром. Пацан кладет кусочек сахара в рот, чай из блюдца прихлебывает да деда слушает.
- История подсолнечника уходит к древним цивилизациям, которые были тысячи лет назад. На сохранившихся каменных барельефах Месопотамии был выбит бог солнца, который держал в руках подсолнухи.
Дед не спеша размял в руках папироску, закурил и продолжил:
- Когда-нибудь я расскажу, как они спасли мне жизнь. Ты знаешь, они ведь живые. Как люди. Или даже лучше людей. Они умеют смеяться и плакать. Чувствуют любовь и ненависть. Могут быть злыми или добрыми. И они могут разговаривать. Я часто с ними беседую, правда, по ночам, чтобы меня снова не забрали в психушку. Мы смотрим в звездное небо, и они мне рассказывают свои истории.
- Кстати, - дед выпустил дымное колечко, - а знаешь, как именно подсолнух поворачивается к солнцу? Все устроено очень просто – солнечный свет попадает на семя через специальные отверстия в его крышечке. Они помогают подсолнуху вращаться вокруг своей оси в поисках солнца, и так происходит до тех пор, пока семя не созреет.
Еще семечки рассказывали о том, что ДНК подсолнечника и человека совпадают на 89% и имеет точку, которая при воздействии на нее солнечным светом, выделяет энергию. Подсолнух преобразовывает энергию света в химическую и использует ее для роста, а человек превращает энергию света в витамин Д.
Подсолнухи говорили, что люди сами являются частью солнечного света. Всё живое на планете получает солнечный свет, и только человек, по неизвестной для нас причине, его теряет. Поэтому природа придумала способ, который помогает не утратить свою жизненную силу: достаточно взглянуть на подсолнух, и сразу чувствуешь, как внутри тебя зарождается энергия, которая начинает двигать всё внутри тебя и вокруг.
Олег никогда не разбирался, что из сказанного было правдой, а что фантазией воспаленного мозга. Слушать деда было одно удовольствие.
Но со временем истории деда становились серьезнее, запутаннее и все менее правдоподобными. Он стал говорить о том, что семечки появляются там, где случаются ядерные катастрофы, потому что любят ядерную энергию, она помогает им строить новые миры. Ведь в старых остается все меньше жизни.
- Вы знаете, что мы постигли истину? - рассказывали подсолнухи деду, улыбаясь, - мы открыли, что жизнь — это только форма существования энергии. А потом выяснили, что энергия сама по себе — это форма существования материи. Мы пришли к выводу, что материя и энергия — это не две разные вещи, а всего лишь два способа, с помощью которых энергия проявляет себя в этом мире."
Вскоре дед все чаще стал говорить, что собирается улететь куда-нибудь на край Вселенной. Родители ворчали. Все ссорились. А когда случайно нашли у деда рюкзак, набитый мясными консервами и бич-пакетами, оформили деда в психиатрическую клинику.
Через три месяца родственникам разрешили навестить деда. Дед молча лежал в кровати, укрывшись одеялом по самый подбородок, а когда родственники собрались уходить, попросил Олега задержаться. Оставшись с внуком наедине, дед жалобно попросил принести кулек с семечками, который был спрятан в бельевом шкафу. Внук не мог отказать. В следующее посещение заветный пакет вернулся к хозяину. Дед оживился, прижался к нему щекой, что-то пошептал, а потом насыпал маленькую горсточку в ладонь Олега и сказал: «Береги их, они тебе помогут». Чтобы не расстраивать деда, Олег убрал семечки в карман и уже через минуту про них забыл.
-Ну что, внучек, мое время пришло. Один ты у меня. Вспоминай иногда обо мне. И кто знает, может однажды свидимся, - дед всхлипнул, отрывисто обнял внука и подтолкнул его к двери.
- Ты куда? - не понял Олег.
- На край Вселенной, - ответил дед и закрыл за внуком дверь в палату.
Вечером из больницы сообщили, что дед каким-то образом исчез. Ни полиция, ни волонтеры его не нашли.
Прошло много лет. Жизнь Олега сложилась успешно: жена-красавица, дочка-умница, любимая работа с прекрасными перспективами карьерного роста. А еще немного грустные, но душевные воспоминания о деде: его картины с подсолнухами и чай вприкуску с колотым сахаром.
Олег вернулся в реальность. Доел бутерброд и стал собираться на работу.
Смена началась обычно. Планерка, совещание, отчеты, сверки показаний датчиков. В обеденный перерыв поговорили о делах домашних. Когда разговор перешел в рабочее русло, напарник отметил, что ребята из прошлой смены говорили, что самописец с реактора останавливался на пару секунд, но никаких поломок при проверке не нашли. Все приборы работают исправно. Внутри Олега снова всколыхнулась утихшая было тревога. Допив чай, он пошел в приборный отсек.
Тщательный осмотр приборов не нашел каких-либо дефектов. Олег подошел к самописцу.
Вдруг самописец застопорило, затем он стал фиксировать снижение мощности нейтронного потока до нуля и прекращение цепной реакции. Реактор фактически встал. Раздался толчок, включилась сирена. Самописец дергался в конвульсиях. Олег натянул защитный комбинезон и помчался к реактору. В комнате все дрожало. Суетились инженеры, пытаясь разогнать реактор, но, видимо, графитовых стержней было вытащено больше, чем допускалось. Ужас охватил Олега, когда он понял, что катастрофа неминуема. Окинув реакторный отсек взглядом, он вдруг заметил рядом с реактором на полу какой-то кулек.
Олег вспомнил, что дед, когда рассказывал историю о своем спасении на Чернобыльской АЭС, перед взрывом реактора тоже увидел пакет с семечками и зачем-то поднял их. Семечки защитили деда, закрыв его от взрыва. Олег схватил семечки в ту самую минуту, когда, не выдержав температуры, реактор треснул и расплавленный радиоактивный воздух взорвал пространство. Вдруг он оказался в куполе.Изнутри Олег видел только бездонный чёрный космос и жёлтые подсолнухи-планеты, от которых расходились лучи из семечек. Семена местами сбивались в облака, превращаясь в новые планеты.
Олег не помнил, сколько времени прошло и когда исчез купол. Он плохо соображал и помнил только, что не выпускал из рук пакет. Потом была больница, клиника для пограничных состояний, поскольку медики решили, что у него острый посттравматический синдром. Но Олег ни с кем не разговаривал, слушал шелестящий голос семечек, которые рассказывали ему разные истории и молчал, чтобы не повторить судьбу деда.
А через месяц Олега вдруг стал навещать дед. Он звал уже взрослого внука выращивать подсолнухи к себе на край Вселенной. Олег ничего не отвечал деду, только улыбался, потому что точно знал, что отныне его путь пройдет дорогой подсолнухов.
Ну остановился реактор. Видать, топливо резко кончилось, да-да. Взрыв-то откуда? В Чернобыле обратная ситуация была, с предельными мощностями, а не нулевыми.
А до материя=энергия люди давно догадались, безо всяких подсолнухов.
Вот и получается, что от научности только слова остались.
По поводу технической составляющей. Не уловил должности Олега, но то, что он побежал в реактор один — косяк. Вполне вероятно, что то, что он вообще туда побежал — тоже косяк.
По поводу жанра — местами и правда похоже на магреализм, но на мой вкус к фантастике это ближе, пусть и не особо научной.
По поводу истории самой по себе — классическая история о тайном знании, уходе «за грань» и последующем уходе туда потомка. В разных вариациях я это читал на разных конкурсах.
По поводу литературности — нормально написано, мне даже понравилось.
По поводу того, что я каждый абзац начинаю с «по поводу»… Ну и чё вы мне сделаете?
Это чем же подсолнух смотрит в звездное небо? Семечками?
Автор сам пишет, что подсолнух поворачивает голову за солнцем. А когда оно уходит, шляпка слегка склоняется вниз и смотрит, можно сказать, в землю. Потому что ночь.
Кто не нашел дефектов? Осмотр? А он одушевленный?
Короче — написано нормально. Только это не фантастика, а сказка или фэнтези (что, в принципе, одно и то же).
Плюс поставлю.
Идея забавная от того, что бредовая. Меня рассказ улыбнул, но герои никак не вызвали эмоций.
Что лично меня расстроило немного.
Текст как ровное полотно. Такое «бу-бу-бу» всю дорогу. Как будто диктор зачитывает.
Вот такие литературно-газетные «канцеляриты», что просто в зубах навязли, не надо использовать. Только если поржать.
Спотыкаешься о такое и дальше читаешь уже со специальным лицом))))
Но в целом — мило и перспективно.
Сомневаюсь. Ходила байка, что ДНК человека на 40% совпадает с огурцом. Это больше похоже на правду :)
Я уже отметил в комментах к Ветру: рассказ, как худож. работа — хорош. Стиль есть. Но техническое обоснование излишне… на мой взгляд — испортило тему…
Фантдоп больше похож на магию, сдобренную бредом шизофреника, чем на какое-то научное обоснование. Это не значит, что её нельзя было подать иначе. Можно было вместо ряда разнородных мало связанных фактов о растениях, показать исследование одного-двух, а после использовать их для спасения главного героя, к примеру. Вместо того, чтобы ударяться в воспоминания о чае с куском сахара, провести мальчика вместе с дедом по подсолнечному полю, добавив описаний природы и ощущений.
А так читателя осыпают выхолощенными чисто информативными репликами, сужая характеры героев, их чувства и переживания до заезженных штампов. Я вижу в тексте лишь попытки навести иллюзию глубины.
Про логику повествования говорить здесь вообще бесполезно: по задумке ли автора или из-за сложности заданной темы, но она здесь просто отсутствует.
Заключение: заштампованная неискренняя псевдофилософия с глупым сюжетом.