Сила бога
Дженна прислонилась к дереву, тяжело дыша. Герарт оперся на меч. Он оглядел дымящуюся тушу, у них на глазах распадавшуюся на части. Куски таяли и испарялись, испуская зловоние.
Чем ближе к Храму, тем ближе Бездна. Чем ближе Бездна - тем больше монстров.
- Ещё бы один - и мы трупы, - выдохнула Дженна. Она сползла на землю и достала бутылёк из кармана.
- Тише... - отозвался Герарт. Он не признался бы даже под пытками, что боялся шевелиться. Боялся дышать. Боялся, что сделает шаг, и ветка хрустнет у него под ногой. Он боялся, что из-за дерева выскочит очередной монстр, а она будут не готовы.
- Всё в порядке, - ответила его спутница. - Я опустила полог тишины.
Он попытался сесть, но его ноги буквально подломились, и он с размаху плюхнулся на землю. Вставать не хотелось. Он лёг на спину и посмотрел наверх, на кроны деревьев, трепещущие под лёгким ветерком. Листья были чёрными, небо - сочно-оранжевым, почти красным.
- Он ведь дошёл. А он был один. Значит, и мы сможем.
- Сможем... - эхом откликнулась Дженна. Она не стала спорить, не сказала то, что они оба знали: Регнар, в отличие от них, был великим воином и великим магом. Но даже он не сумел вернуться.
___
Возле Бездны не бывает закатов и рассветов. Ждать ночь бесполезно, поэтому они залезли на дерево и примотали себя верёвками к стволу.
Герарт то проваливался в тревожный сон, то просыпался от шороха или воя. Внизу шныряли твари. Они наматывали круги между деревьев, протяжно выли, а потом исчезали в лесу, оставляя после себя тошнотворный запах гниения.
Сны были не лучше: он видел дом. Обрушившаяся крыша, сожжённые стены, обгоревшие трупы, покрытые золой, а за околицей - пустая дорога, пожухлая трава вдоль обочины и висельники на перекрёстке. Герарт знал эту картину: так выглядели посёлки, сожжённые воинами Шиадора.
Когда-то людям казалось, что самая страшная угроза - монстры, идущие из Бездны.
Но Регнар отправился в Бузинный Храм, получил силу бога и остановил монстров.
Прошло всего пятьдесят лет, и выяснилось, что есть враги хуже.
Люди.
Жители соседнего государства.
От монстров можно было спрятаться, укрыться за городскими стенами. Маги Шиадора сносили каменную кладку заклятиями.
Монстры выли и пахли гниением. Шпионы врага ничем не отличались обычных людей, пока не ударяли в спину.
Герарт и Дженна отправились в Бузинный Храм, когда армия врага шла по Айналиру. Уходили стремительно, ни с кем не прощаясь: не было времени. Герарт так и не заглянул к родителям, не увидел младших сестёр, не обнял перед расставанием невесту Лиэру. Он лишь попросил друга: "Позаботься о моих". Ему хотелось верить, что друг выполнил обещание, но каждый раз, стоило только уснуть, перед глазами вставала картина: отчий дом. Обрушившаяся крыша. Сожжённые стены. Перекрёсток. Висельница на обочине. Тело на верёвке едва заметно раскачивается и поворачивается - вправо-влево, вправо-влево. Лицо так раздуло, что уже не различить черты. И только на запястье - браслет Лиэры.
___
Герарт проснулся и понял, что больше не сомкнёт глаз. Протянул затёкшую руку - она казалась огромной и мягкой, как вата. Коснулся плеча Дженны. Та дёрнулась и нервно заморгала.
- Что такое? - спросила она хрипло.
- Пойдём, - шепнул он. - Осталось немного. Давай пройдём этот путь до конца.
Он сам уже не верил, что они дойдут. Может быть, где-то глубоко в душе он просто хотел, чтобы всё закончилось. Он устал от дороги, от монстров, от схваток. Но больше всего он устал от мысли, что пока они идут, где-то там, далеко, в Айналире погибают люди.
Люди, которые кому-то дороги.
Они спешно перекусили, не слезая с дерева. Дженна выпила пару неопознанных бутыльков. Запасы её были поистине неисчерпаемы. Они отправлялись в этот поход вдесятером. Думали, что дойдут без потерь, ещё бы, целый отряд воинов и магов. Восемь из них полегли в пути, их бросили гнить на обочинах: некогда было хоронить. Быть может, они с Дженной тоже скоро найдут покой в этом лесу.
Его спутница плела какое-то заклятье: складывала пальцами знаки, один за другим, быстро-быстро. Потом она резко развела руки в стороны, и лес вокруг стал прозрачным. Герарт повернул голову, и сквозь серую дымку увидел силуэт замка: чёрные камни на фоне красного неба.
Чёрная бузина на фоне красной бузины.
Совсем близко. Казалось - руку протяни.
Дженна соединила ладони и улыбнулась ему.
- Три часа, Герарт. Всего три часа пути. - С этими словами она сунула руку в сумку на поясе и протянула ему бутылёк. - Выпей и приободрись. А то у тебя лицо такое... краше в гроб кладут.
- Спасибо... - откликнулся Герарт.
- Мы дойдём. Он ведь дошёл.
Хотелось добавить: "А тысячи - не дошли". Но он промолчал. Зачем говорить об этом? Даже знай они, что всё бесполезно, не повернули бы назад.
___
Следующие часы превратились в бесконечную гонку. Он рубил монстров, Дженна плела заклинания.
Герарт не думал уже ни о цели, ни о Храме, ни об Айналире. Шаг за шагом, перебежка за перебежкой, удар за ударом. Он видел Храм, но запрещал себе о нём думать, запрещал даже смотреть на ворота, чёрные, словно уголь.
Вот заклинание Дженны снесло тварей на пути к Храму. Ещё одна перебежка. Они встали у ворот, прижавшись к ним спиной.
Осталось немного. Распахнуть ворота. Взлететь по ступеням до алтаря. Сорвать с Древней Бузины ягоды. Ягоды, дарующие силу бога. Когда-то с их помощью Регнар обрёл изгнал тварей из Айналира... но потом всё-таки сгинул.
Твари остановились на месте. Они всё ещё рычали, скалили зубы, но не решались подойти.
- Заклинание, - шепнула Дженна. - Что-то не пускает их к воротам.
- Регнар... - выдохнул Герарт. И навалился на дверь. Он не хотел терять ни секунды.
Дверь поддалась не сразу.
У Храма не было крыши: чёрные стены острыми зубьями устремлялись в красное небо. Чёрная лестница спиралью вилась посреди зала, окружая дерево с белоснежным стволом. На кроне дерева виднелась россыпь красных ягод, а под корнями дымился разлом Бездны.
Он бросился к лестнице... и застыл, как вкопанный. На ступенях стояли, сидели и лежали люди. Самые разные: одетые богато и бедно, старые и молодые, с волосами, что водопадами стекали со ступеней, и совершенно лысые.
Герарт застыл, думая, что они нападут. Но люди не шевелились.
Он подошёл к лестнице. Шагнул на первую ступень. Люди не шелохнулись. Дженна шла следом.
Они поднимались наверх, и только тут Герарт понял, как устал. Тёмные пятна плясали перед глазами, ноги подгибались и дрожали. Каждый шаг давался с трудом. Он заставлял себя думать только о цели: красные ягоды на белой кроне.
Они с Дженной остановились почти одновременно. Дошли.
Над лестницей склонялись ветви дерева, казалось, они едва заметно светились, и ягоды на них глянцево блестели.
Герарт огляделся: люди сидели и стояли. Их волосы едва заметно покачивались на ветру, ткани одежд трепетали, но плечи этих людей были покрыты толстым слоем пыли, а глаза - закрыты.
- Так странно... - протянула Дженна, глядя вокруг. Она не спешила срывать ягоды. Герарт сделал это первым.
Ягоды были холодными, тяжёлыми и твёрдыми, словно камень.
___
- Стойте! - раздался незнакомый голос.
Голос был сухим, словно хворост. Герарт повернул голову и увидел, как к ним спускается человек. Его седая борода шлейфом ползла за ним по ступеням. Одежда расползалась прямо на плечах. Он шёл, двигаясь так тяжело и неловко, словно каждая его конечность весила тонну.
- Не ешь... - прошептал он.
"Сейчас они все оживут", - подумал Герарт и отправил ягоду в рот.
- Стой, - голос старика прошелестел, словно прошлогодняя листва. - Впрочем... поздно... - А потом он покачал головой и посмотрел на Дженну. - Одна ты не вернёшься. Прости...
Старик опустился на ступень и застыл. Герарт посмотрел в удивлённые глаза Дженны, открыл было рот, чтобы что-то сказать, и... понял.
Осознание того, как устроен мир, рухнуло на него, словно скала, затопило, словно цунами. Он знал, что сделать, чтобы остановить Шиадор, но едва он поднял руку, как понял: всё взаимосвязано. У каждого поступка есть последствия.
Регнар был достаточно дерзок, чтобы нарушить правила мироздания. Он остановил тварей - и породил Шиадор. Если остановить Шиадор - это не принесёт покоя людям, а лишь новую беду...
- Герарт... - позвала его Дженна. - Герарт, его амулет! Это Регнар!
Герарт сел на ступень и вытянул ноги.
Старик хотел, чтобы они ушли, вернулись в Айналир - но зачем? Разве он не видел, что мир при этом не изменился бы к лучшему?
Возвращаться некуда. Лиэра умерла, как и вся его семья - теперь он это знал. Герарт мог бы их воскресить - сила бога позволяла - но какой ценой? Он почти поднял руку, чтобы изменить их судьбу, а потом понял: так он сделает только хуже. Он мог бы изменить прошлое, чтобы они не погибли. Поднял руку - и понял, что так сделает только хуже.
- Герарт, ты меняешь мир? Герарт?
Мрачновато, мистично, тревожно.
ГОЛОС, конечно! Автору спасибо.
(Киева вот только не хватает)
А причем тут таки Киев?вот как оно бывает, когда бузина для тебя — это прежде всего кельтскоеОднако…
Но: как-то слишком близко находятся места «ягода, твердая как камень» и «отправил ягоду в рот». Я волнуюсь: не повредил ли добрый мОлодец себе зубы… ))
ГОЛОС за рассказ о невыносимом бремени вариативности.
«Ягоды были холодными, тяжёлыми и твёрдыми, словно камень» — ягоды познания только такими и могут быть — очень точно!
ну как бы ГОЛОС
вот если б маму с Ростова соединить с этим
1 — "… а она будут не готовы"
2 — «Дженна выпила пару неопознанных бутыльков»
3 — «Регнаробрёл изгнал тварей...»
4 — «Ягоды были холодными, тяжёлыми и твёрдыми, словно камень.» — речь ведь о ягодах бузины, не так ли?
5 — «Голос был сухим, словно хворост» — неудачное сравнение.
6 — «Одежда расползалась прямо на плечах» — плохой стиль.
7 — "… словно каждая его конечность весила тонну" — плохой стиль.
8 — «А потом он покачал головой» — плохой стиль (в контексте абзаца, конечно).
9 — «Осознание того, как устроен мир, рухнуло на него» — плохой стиль.
И это не все, только беглая вычитка. Я вообще-то не люблю комментировать таким образом, автор волен писать как ему вздумается, но вы настояли.
державуавтора обидно стало.Две опечатки, которые свидетельствуют о невнимательности автора, но никак не о грамотности, и стандартное кмк (ИМХО), которое у каждого своё и у всех правильное.
Мне тоже за автора обидно стало. Не люблю необоснованные обвинения.
Выскажусь в защиту стиля немножко: идея очень объёмная для дуэли, я раз двадцать проходила кривыми ножницами по тексту, безжалостно вымарывая всё лишнее, чтобы уместиться. Поэтому на то, чтобы играть со стилем, места просто не осталось
Что до спутницы — без спутницы очень многие вещи пришлось бы давать просто мыслями героя, по крайней мере, у меня было такое ощущение, что это бы тормозило текст, превращало его в портянку описаний. Плюс всё-таки разделение ответственности. Ну и опять же, к сожалению, мало объема, чтобы расписать обоих
Понимаю, что так себе аргументы
Почему так — тут, наверное, ответ в ритме текста. Я очень не люблю, когда текст монотонный, неважно, чего это касается, длины предложений, размера абзацев или, к примеру, отсутствия диалогов.
Я немножечко Кэролловская Алиса: выросла, но всё ещё не понимаю, как это — книжка без диалогов
Поэтому один герой, идущий по каким-то там пустошам без шанса поговорить с кем-то (чуваки-боги не в счёт), — для меня это внутреннее очень печально. И несколько скучно
Наверное, чистая вкусовщина
Но потом вроде ничего.
Написано качественно, пожалуй, лучше, чем у соперников, только пара опечаток попалась. Зато ошибок нет (или я не заметил).
Есть неплохая идея. Имя ей — безнадёжность. И она правдоподобная, что странно на фоне вонючих монстров и волшебной бузины прозрения.
Несколько тускло. Довольно шаблонный фетазийный мир, пресноватый язык. Нет, хороший, но без ярких индивидуальных особенностей. Есть некоторые попытки украшательства текста, красивости, но по-настоящему ему не хватает вкуса.
И всё же, странно, но этот рассказ выигрывает на фоне других. Цельностью, качеством, идеей.
Вот абсолютно не моё, но ГОЛОС.
Безобразный линейный сюжет с путешествием из точки А в точку В за артефактом С веселым пати из воина и мага, убивающих «монстров», не привлекает от слова совсем. По рельсам, знаете ли, весело катиться, когда вокруг есть хорошая детализация и в сюжете намечены неожиданные повороты, но у вас из деталей «бутыльки» и «монстры», причем даже без названий. Топонимы каких-то неведомых земель и незнакомых людей, в которых путаешься, как в ораве близнецов – Лиэра и Айналир это один и тот же человек или это разные города? Вместо свежести в сюжете у нас умеренная сопледавилка с повешенными, съеденными и распятыми невестами, тетками и седьмыми водами на киселе.
Лексика достаточно примитивная. Приемлемая на определенном уровне, но ничем особо не балует, все те же «прислонилась к дереву, тяжело дыша», «не признался бы даже под пытками», «ветка хрустнет у него под ногой». Зачем придумывать новое, если есть старые проверенные фразы? Да, есть тексты, где подобные обороты смотрелись бы более незаметно, органично, но в вашем фентэзи и так штамп на штампе и архетипом погоняет.
До конечной идеи и концовки я дополз, едва живой. Ну, не сказать, чтобы совсем новое, но и не так банально, как я боялся: божество, которое боится применять божественность во избежание последствий. А последствия везде и кругом. Что мешает наколдовать счастья всем и сразу, неясно, ну да и автор не Стругацкие. На том и расстанемся.
И Стругацкие это тоже понимали