Ольга Силаева

Касаткин крест

16+
Касаткин крест
Работа №2. Тема дуэли: Мы подошли из-за угла
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

 - Та шо ж такое?! - таксист дядя Миша сделал досадливое «це-це-це»: 1987 год на дворе, июль, полдень, а где делись все «товарищи советские отдыхающие»?! У железнодорожного вокзала «Одесса-Главная» на стоянке такси — всего одна приезжая: худущая, как швабра, простенькое платьице, старый чемодан, линялый баул. «Трудовая голытьба» - вычислил дядя Миша, подъезжая впритирку к тротуару. Нагнулся к пассажирскому окошку и крикнул:

- Куда, краса… - и растерялся: вся красота оказалась спрятана под бледненько-розоватым платочком. Глаза же были прозрачно-серыми, как море в феврале и такими же безрадостными. «Голытьбе», похоже, не меньше полтинника.

Женщина нагнулась к окошку, протянула бумажку с адресом и невнятно спросила, хватит ли ей четырёх рублей.

Дядя Миша кивнул, выбрался из «Волги», не спеша открыл багажник, показал ей: давай чемодан. Глядя, как тонкие натруженные руки волокут вещи к машине, не выдержал. Вздохнул, забрал багаж и сам погрузил; распахнул переднюю дверцу и сделал красивый жест: «прошу!», но угрюмая приезжая помотала головой, таксист протянул «поняа-а-атно» и помог ей усесться сзади.

Пока обходил «Волгу», пассажирка забилась в самый уголок, скукожилась.

- Ну, мадам, желаю вам приятной поездки!

- Мне точно хватит четырёх рублей? - вопрос звучал невнятно, словно губы еле шевелились.

- Фатит, - ответил дядя Миша, включил счетчик и покатил.

Несколько раз он пытался поймать в зеркале заднего вида взгляд клиентки, но без толку. Говорить ей явно трудно. Самому языком чесать — ПДД не рекомендуют, а дядя Миша их чтит, за 40 лет ни одного «прокола».

- Мадам, вы любите одесские песни?

Сзади буркнули «не знаю».

- О, мы восполним этот пробел!

И дядя Миша включил свою гордость — японскую магнитолу, щёлкнул кнопочкой проигрывателя. Звучали завершающие аккорды какой-то песни, водитель с улыбкой спросил:

- Вы слышали Александра Розенбаума? Я думал, это наш одесский артист. А он, оказывается, ленинградский врач! Сам сочиняет, сам поёт. Сейчас будет щикарная вещь!

Ответного взгляда дядя Миша не дождался, сосредоточился на дороге и песне.

После простенького вступления зазвучал хулиганский баритончик:

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла,
Гоп-стоп, ты много на себя взяла.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звёзды…

Дядя Миша тихонько подпевал и не обращал внимания на заднее сиденье. А там творилось неладное: пассажирка побледнела, взгляд сфокусировался на невидимой точке, на лбу появилась испарина. После слов «Гоп-стоп, Сэмён, засунь ей под ребро… смотри, не обломай перо» женщину начали душить рыдания. Так что, если бы аккурат к концу песни дядя Миша на очередном светофоре автоматически не бросил взгляд в зеркало, клиентка, возможно, отдала бы богу душу. Бормоча ругательства, таксист резко вырулил за знак «стоянка запрещена», схватил аптечку, выскочил из машины, на ходу доставая валерьянку, распахнул пассажирскую дверь и невольно отшатнулся, увидев залитое слезами, искорёженное шрамами, перекошенное от ужаса лицо. Дядя Миша выволок женщину из салона, сунул ей в ладошку таблетку, подхватил на руки и перенес через тротуар на скамеечку в тени. Метнулся к автомату с газировкой в пяти метрах от скамьи, принес стакан холодной воды, рявкнул:

- Таблетку приняла? Воду держи! Я машину чуть дальше переставлю. Сиди здеся, никуда ни шагу! - и рванул к «Волге». Пока нашел место для парковки, пока вернулся - женщине вроде стало полегче, лицо спрятала под платком. Дядя Миша осторожно присел рядом, кашлянул и предложил:

- Ещё водички?

Качнула головой: нет.

- Позвольте тогда стакашек, верну на место.

Не спеша, мол, всё в порядке, сходил к автомату, выпил «Дюшесу», помыл стакан. Сгорбленная жалкая фигурка на громадной скамейке посреди жары и блеска проспекта казалась не к месту. Женщина сидела тихонько, но слезы текли без остановки, платок можно было выжимать.

- Мадам, может, вас к врачу?

Снова качнула головой: нет.

- Нам надо ехать, понимаете?

Кивнула.

- Давайте еще минуточку посидим и потихоньку пойдем до машины?

Кивнула.

- Вы меня простите, конечно… Вы что-то увидели?

Нет.

- У вас со здоровьем нехорошо?

Пожала плечами. Потом из-под платочка прошептали:

- Песня.

- Это шо, из-за песни?

Кивнула. Тю ты, дура! Ручейки текут по платку.

- Мадам, на улице так жарко, а вы плачете и плачете. Так у вас наступит полное обезвоживание, и шо я буду с вами тада делать?

Хмыкнула. Помотала головой.

- Шо вы мне машете? Пойдёмте, вас же ждут.

Нет.

- Не пойдём?

Встала и покачала головой: не ждут.

- Возьмитесь за меня и шагайте.

Она послушно шла с ним под руку.

- Только не влюбитесь, я вас очень прошу. У меня есть и Сара, и Роза, и даже местами Ульяна.

Снова хихикнула. Шли и молчали, потом дядя Миша спросил:

- Так шо, не влюбитесь?

Нет.

- Прэкра-а-а-асно, с головой, значит, всё в порядке. А вот и таксо. Давайте-ка вперёд сидайте.

Теперь она безропотно опустилась на переднее сиденье, дядя Миша вернулся на своё место, поехали.

- А то, может, раз вас не ждут, вы вещички оставите, да и поедем ко мне в гости? Сара дома, обещала пожарить к обеду бычки.

Из-под платочка промямлили:

- Не жалейте меня.

Поехали в тишине. Пассажирка иногда тяжело вздыхала, еще плотнее прижимала платок к лицу и молча вытирала слезы.

Наконец добрались. Тихая улочка, плывут запахи борщей и жареных «синеньких», народу - никого: обед. Дядя Миша бросил взгляд на таксометр, остановленный им на проспекте. Чуть преувеличенно досадуя, воскликнул:

- Ох, забыл запустить! Ну, оплата по счётчику, так шо с вас рупь девяносто, мадам.

Она протянула четыре мятых бумажки.

- Гражданочка, слушайте, мне до споров. У меня сейчас, может быть, от любопытства ум разорвётся, а вы мне за деньги.

Дядя Миша вытащил багаж и предложил:

- Давайте донесу?

Махнула рукой в сторону лавочки, ушла в подъезд, пошуршала там и появилась на крылечке с ключом.

- Все хорошо. Спасибо вам! Дальше я сама.

- Ну, раз не жаль вам моего сэрдца, до свидания, мадам! - дядя Миша сделал несколько шагов к «Волге», но был остановлен окриком. Обернулся: женщина рылась в бауле, достала книжку, полистала, кинула обратно и вынула тетрадочку. Из неё выудила свёрнутую несколько раз старую газетку и протянула дяде Мише. «Ленинградский рабочий», август 1969 года. Ткнула пальцем в милицейскую сводку:

"Вчера на Васильевском острове, по адресу... двое неизвестных нанесли три ножевых ранения 25-летней К. и бросили ее на набережной Невы у дома №... в бессознательном состоянии. Свидетели расправы вызвали скорую, которая доставила пострадавшую в больницу им.Пирогова в тяжелом состоянии. Личности нападавших выясняются..."

Дядя Миша поднял изумленный взгляд:

- Это шо, про вас?

Она мелко закивала, из-под платочка прошелестело:

- Я с ними обоими... жила. Вместе на дело ходили. Потом решила бросить. Ну они и... Но меня спасли. А Семёна и Матроса поймали. Лесоповал.

Дядя Миша в уме состыковывал эту газету, изуродованное женское лицо, гопников и песню Саши Розенбаума.

- Они мне этим... - она опустила платок, открыв страшный крест из шрамов, -  всю жизнь перечеркнули. Ни красоты. Ни семьи. Ни счастья. Громадная цена — за семь краж-то.

- Мадам, вы поразили меня сейчас в самую суть...

- Всё как в песне. Откуда ваш Робен...

- Розенбаум.

- Откуда он знает?! - дядя Миша не нашёл, что ответить, а женщина торопливо, невнятно, со злостью продолжила:

- Только лучше бы они меня, как в песне, совсем убили! Надо было остаться в Ленинграде. Я от их корешей по всей стране пряталась, мести боялась. Почти двадцать лет места найти не могу. Вот приехала. Это дом одной... знакомой. Всё по-честному. Не думайте плохо!

- Что вы, я думаю только, что Одесса вас отогреет! Вы кем работаете?

- Я всё могу. Лишь бы не на людях.

- В детском саду у моей Сарочки уже неделю ищут повариху. Пойдёте?

Кивнула.

- Ну и замётано. Как вас зовут-то, мадам?

- Клавдия Касаткина.

- А я - дядя Миша. Знаешь, касаточка, шо я тебе скажу? Судьба — тот же гопник: может прямо в сердце ударить, да только из-за угла ведь и счастье подойти может, а? Давай-ка я вещи в дом занесу и телефон свой напишу. Вечерком позвони, обо всём с Сарой и договоритесь.

От улыбки шрамы на лице перекосились, обнажилась розовая десна, и дядя Миша не выдержал, отвёл взгляд. Суетливо внёс вещи в «подружкину хату», записал номер телефона, попрощался и уехал.

Дома он рассказал Саре совершенно невероятную историю ленинградской воровки, жестоко наказанной сожителями-гопниками. Сарочка охала, обещала помочь и всё устроить в лучшем виде.

Весь вечер они ждали звонка, но ни на следующий день, ни завтра, ни до конца недели Клава им не позвонила. Несколько раз дядя Миша пытался застать её дома — без толку. По больницам, моргам звонили — тоже безуспешно, ну да это хорошо. Сара, мудрая женщина, рассудила: видать, Клава своим путём пошла, повлиять на это они никак не могут, а значит, и огорчаться тут нечего, береги сэрдце, Мойша.

И дядя Миша расстраиваться вроде как перестал. Но песню Александра Розенбаума «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» разлюбил и с кассеты стёр.

+6
22:02
1294
22:05 (отредактировано)
Не, героиню рассказа кореша Семена и Матроса пописали-порезали, замочили и барабульке бычкам скормили, которых потом на Привозе продали ГГ, а Сара их пожарила и подала к ужину. А Розенбаум в Питере корюшкой питается. Тоже жирной по такой же причине. Это ж Расчленинград. crazy
отличная альтернативная версия! ждём трэшачок)))))
10:29
+1
Плюс за веселого одесского таксиста и самое внятное раскрытие темы. За это же и ГОЛОС.
Но минус за излишнюю патетику (до карикатурности) образа героини.
благодарю, ОСенёныш! и за голос, и за бдительность насчет патетики)) не знаю, у всех ли так, но на экране монитора текст воспринимается в одном ключе, в напечатанном экземпляре другие впечатления, а при публикации внезапно появляются неожиданные нотки. Вычислять я их пока не умею(((
rose
11:44 (отредактировано)
+1
Кажется, больше голосовать не за кого. В одном рассказе скучное детское фэнтази, в другом скучная сюрреалистическая эротика. А тут весёлый одесский таксист. ГОЛОС за этот рассказ.
Благодарю, Мария, за голос! пусть и по «остаточному принципу», но всё равно приятно)))
(я, кстати, видела ваш первый комментарий, который вы потом переписали))) и было бы здорово понять, чему именно не поверил читатель)))) если будет настроение и желание — напишите, для меня это будет полезно)) не переубеждения ради, а на обучения для))
благодарю! rose
20:25
Герои какими-то нарочитыми кажутся. Думаю, такие только в анекдотах бывают. С другой стороны, я ведь не была в Одессе, может быть, там люди себя так и могут вести.
13:37
+2
ГОЛОС сюда за одесский колорит, живых персонажей и вполне связную жизненную историю thumbsup
09:59
+1
благодарю, tassikk! rose
собирая информацию о собственно песне, давшей название дуэли, обнаружила, что это действительно реальная история. правда, что стало с пострадавшей девушкой- не знаю, тут работали мои предположения. хочется верить, что реальная «Клава» всё-таки смогла осознать этот страшный урок.
13:46
+2
Отлично написанный и качественный текст. И история имеется, и герои. И даже Одесса)
13:52
+2
ГОЛОС
Андрей, благодарю за добрый отзыв и за голос!)))) drink
10:50
+1
Какой колоритный дядя Миша получился! А вот главная героиня особых эмоций не вызвала. Увы!
Тема раскрыта идеально.
ГОЛОС за интересную историю, яркий образ и язык героя.
10:01
+1
Благодарю, дорогая Светлана! я очень рада, что вам понравилось! rose
главная героиня у меня сперва получалась страшно угрюмой и мрачной, но потом вдруг заработал Дядя Миша, фокал сместился и мне это понравилось больше, чем мрачняк женских страданий. Моя мама сказала про Клаву «дрянь такая. даже не жалко её» jokingly
Иногда герои сами решают, кому выйти на первый план, а кому остаться в тени.
13:12
+2
Хороший текст, умело написанный.
Герои довольно… впрочем, не шаблонные, а типажные. За типажность героев не ругаю, потому что это при умелом использовании может быть авторским приёмом.
Текст живой, герои правдоподобные, история интересная.
10:06
+2
Сэр Водопад, ваш отзыв моё сердце согрел, но и насторожил. Огромное спасибо за уточнение насчет типажей! то, что дальше написал товарищ Ананас, укрепило меня в необходимости быть внимательнее, так что я получила полезный урок, за который очень благодарю!
блин… когда сэр Водопад пишет «текст, умело написанный» — это необыкновенно приятно! правда))))
13:24
+2
Да, этот рассказ несомненно лучше двух других вместе взятых.
ГОЛОС.
15:52
+2
Хороший рассказ, где переплелись и воровская жизнь, и Одесса, и песня Розенбаума. Занимательные авторские придумки, построенный сюжет. Приятный (в целом) язык. ГОЛОС здесь. Из того, что кажется весьма сомнительным, в первую очередь, это совершенно шаблонная, набившая уже оскомину «еврейская Одесса». Единственный вопрос маячит: сколько еще можно пилить эту этническую скрипочку? Нового не сказано (даже интересно, а что здесь может быть новым?), а старое уже сильно пошлит на вкус и существенно портит впечатление от достаточно интересного рассказа.
10:11
+2
Благодарю за голос, товарищ Ананас!
Ваше замечание принимается (отдельная благодарность за тактичность!).
Не сочтите за оправдание: дядя Миша у меня изначально был Михаилом Владимировичем Сомовым, а потом в финале вдруг заговорил с акцентом. Сам. И я повелась на инсинуации персонажа, что говорит совсем не в мою пользу — это раз, и в целом проблему вижу лишь в моём дурном (а если не дурном, то придурочном как минимум) вкусе. Это — два.
Сто мильонов раз мы тут уже обсуждали: если для человека оливье с мазиком — лучшее угощение, то о каких «фуаграх» может идти речь?!
Пока вынуждена констатировать: я на уровне мазика. Осознаю, что это надо менять и честно — постараюсь (но обещать не буду, кто знает, куда меня завтра персонаж потянет))).
Где б найти такой… фонарик, которым светишь на текст, и в случае пошлятины, избитости, шаблонности и всех прочих ужасов фонарик мигает красным. Пока же такое чудо не изобретено, читатели получают тексты с шаблонами, клише, ошибками и дурновкусием.
благодарю за терпение и науку!)))
Да ладно вам! ) Как волшебный фонарик найдете, киньте ссылочку, мне такой тоже нужен. )
19:47
+2
Голос сюда.
Живое, ярко повествование. В дядю Мишу веришь. Хотя мне сама по себе тематика уголовщины не очень по душе, но тут в тему прям.
Остальные рассказы блеклые на фоне этого.
10:10 (отредактировано)
+2
благодарю за голос и отзыв, Никко!
мне тема тоже не шептала, но в этот раз я записалась на Дуэль, чтоб отвлечь мозги от дурацких мыслей. И внезапно раскопки истории песни дали версии, которые позволили уйти от откровенной уголовщины))) и я очень рада, что вам понравилось! rose
Загрузка...
Маргарита Блинова