Владимир Чернявский

Тени и мы

Тени и мы
Работа №4. Тема дуэли: Тень и её человек или Локон недоверия
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

В городе объявилась Тень.

Патрули удвоили. Граждан призвали быть бдительными, родителей – особенно тщательно следить за детьми, женщин – не ходить по вечерним улицам в одиночку. Маленький городок Айронхилл, жизнерадостный, трудолюбивый, внезапно стал страдать тревожным расстройством.

При том, что ничего страшного еще не случилось.

Несколько случаев вандализма. Несколько странных, мелких ограблений. Несколько испуганных прохожих, продавцов, один поседевший за ночь смотритель городского парка, и все как один твердили одно: Тень бродила по городу.

Детектив Хакоп не верил в мистику, как, впрочем, и в людей: он знал, что чем дольше остается на свободе неуловимый преступник, тем ненасытнее аппетит, неутолимей жажда. Сегодня ограблен магазин игрушек – странная цель! – через месяц ребенок пропадет с детской площадки.

Через неделю. Завтра. Через час.

Время в Айронхилле остановилось. Будущее – жестокое, неизбежное, кошмарное будущее – было уже здесь. Еще не свершилось – но жуткий его силуэт мелькал, замеченный краем глаза. Ничего, ничего страшного еще не произошло – а люди уже, как бы заранее, горевали по чему-то.

Детектив Хакоп работал в две смены: ездил по городу с патрульными, опрашивал очевидцев и тех, кто ими себя считал, осматривал места преступлений – пока еще мелких, но тревожных, тревожащих преступлений – пытался связать воедино все те слабые нити, что давал ему Айронхилл. «Здесь, во мне, по венам моим и артериям – улицам – бродит, в клетках моих – домах – обитает, в почках моих – доках, легких моих – торговых улицах, в сердце моем – на центральной площади – рыщет Тень. Поймай ее», - так город говорил с детективом.

Домой Хакоп возвращался поздно и на короткий срок, но спать практически не мог и долго, долго сидел перед телевизором с открытой бутылкой пива, не делая ни глоточка.

- Бенджи грустит, - сказала Ада в одну из таких ночей-вечеров.

Хакоп вздрогнул. Бутылка полетела на пол и покатилась, оставляя за собой темный след.

- А?

- Бенджи, - она поджала губы, - наш сын.

- Да, милая, - ответил Хакоп рассеянно. – Надеюсь, ты не выпускаешь его из дома?

Он вдруг встревожился, похолодел. Тень… тень, тень, тень схватила его за сердце.

- Не выпускаешь же, да?

- Чья я жена, по-твоему? – она нагнулась и кончиками пальцев ухватила бутылку за горлышко. – Он не отходит от окна. Все время смотрит на улицу. Рисовать… перестал.

Ада направилась в кухню.

- Губка в ванной. Почисти ковер.

Хакоп закрыл воспаленные глаза и надавил на них большим и указательным пальцами. Он так устал. И так давно не видел сына. Когда детектив приходил домой, мальчишка уже спал.

Тень, тень, тень… Хакоп послушно поднялся.

На ковре помимо пахнущего пивом пятна он обнаружил осколок – серый, с тонкими черными линиями.

- Вы тут ничего не били?

- Мою последнюю работу, – откликнулась Ада с кухни. – Я хотела назвать ее «Осенней песней».

- Красиво, - Ада творила в домашней мастерской. Вазы и скульптуры.

- Бенджи случайно разбил.

Бенджи… Опасность. Тень.

Хакоп осторожно сжал осколок в руке, а затем опустил в карман. Сам не зная, почему.

***

- Детектив Хакоп, к вам посетитель.

Смена начиналась ранним утром, и Хакоп едва успел переступить порог. Кто мог ждать его в такое время?

- Свидетель?

- Типа того, - сержант неопределенно помахал рукой.

В приемной никого не было. Хакоп вздохнул, покачал головой и направился в свой кабинет.

- Хей!

Ключи, которыми он только что отпер дверь, упали на пол.

Девчонка расположилась на полу, опираясь затылком о стол. Невысокая, крепкая, смуглая. Лет – не больше тринадцати. Коса ее, длинная, рыжая, змеей тянулась по полу. Приглядевшись, Хакоп понял, что это три косы, сплетенные в одну.

- Привет, детектив!

Что за черт?

- Как ты вошла?

Она потянулась и встала, огладила подол длинной туники, из-под которого торчали ноги в черных леггинсах. Посмотрела на Хакопа. Глаза ее были черные, не различить зрачков. Под правым – три родинки в форме треугольника.

- Тени впустили.

Что?

- Тени…

- Просочились под дверь и впустили, - перебила она. – Слушай. Они говорят и говорят, и все не затыкаются, одно и то же. Надоели. Сказали идти к тебе.

- Тени?

- Ну, одна конкретная. Тень тщеславия. Адова тень. Говорит, ты ведешь это дело.

Хакоп думал. Прежде всего – схватить, заломить руки, вызвать сержанта, попросить наручники. Позвонить…

- Не надо туда звонить, - мягко сказала она. – Я не сумасшедшая. Я… - девчонка замялась. – Я Кристина.

- Фамилия?

- Я Кристина, - повторила она, – И тени говорят со мной.

Хакоп вздрогнул, но серьезное лицо ее вдруг переменилось. Кристина хитро прищурилась, улыбнулась – и склонила голову набок.

- И ваша только что сообщила, о чем вы подумали.

Хакоп оглянулся на свою тень. Тень оглянулась в ответ.

Бред. Что за мысли?

- Нет, не там. Она… а, неважно, - Кристина покачала головой.

Хакоп медленно наклонился и поднял ключи, давая себе время подумать. Девчонка, однако, была не столько щедра на секунды.

- Тени… взбудоражены. В последнее время. Они и так разговорчивы, но тут вдруг все разом вопят и будто… боятся. Тревожатся.

- Весь город встревожен, - проворчал Хакоп. Он обогнул Кристину и уселся за стол. Сейчас что-то скажет. Потом сама уйдет.

- Люди тревожатся по одной причине, тени – по другой. Хотя на самом деле, конечно, по той же самой. И вот Адова… Адина… тень вашей жены сказала, надо идти сюда. Немного вам помочь.

- Ада? А сама она мне сказать не могла?

- Не она, а ее тень. Тени обычно с людьми не говорят. Иначе не были бы тенями.

- Ты, значит, особенная?

Кристина выпрямилась, Хакопу показалось – с гордостью.

- Вы всегда точно знали, чем хотите заниматься?

Это было слишком фамильярно, но очень уж она была интересная, эта девочка с тройной косой. Знать бы, к чему она вела.

Хакоп покачал головой.

- Конечно. Вижу и так, вон тень у вас какая. Ну, а я знаю точно. Но суть не в этом. Тени просили вам кое-что передать. Да я и сама думаю, что знать это не помешает.

- Знать что?

Она посмотрела на него в упор, легко коснулась кончиками пальцев трех родинок – будто смахивала слезу.

- Эта тревога в городе… Эти преступления. Вы ездите, вы осматриваете места, вы опрашиваете людей, пытаетесь составить портрет. Вы так ничего не добьетесь. Не закроете дело.

- Это еще почему?

- Вы ищете Тень. А надо – ее человека.

***

Кристина ушла. Хакоп не придал ее словам особого значения и преследовать тоже не стал. Ясно, маленькая проныра, она взломала дверь его кабинета. Что-то наплела. Школьный психолог отследит и разберется.

У детектива было слишком много работы.

Проблема в том, что никто толком не видел Тень, никто не мог ее - или его - описать – отсюда и имя, придуманное репортерами. Айронхилл мал и впечатлителен. Любая мелочь поднимала чудовищную тревогу.

Впрочем, Хакоп знал, что основания были. Этот мелкий воришка, этот вандал, этот… насмешник? Эта Тень, не уделяй ей внимания, может превратиться в убийцу и насильника. Не обязательно. Но может.

Разные мелочи происходили каждый день. Хакоп снова ездил по городу с патрульными, опрашивал очевидцев и тех, кто ими себя считал, осматривал места преступлений – и снова, и снова, и снова.

Однажды ночью Тень ворвалась в скромный городской музей и уничтожила почти все картины, украшения и скульптуры.

Утром детектив чувствовал себя очень плохо, и, видимо, этим и объясняется то, что он сделал потом. Всю ночь маленький Бенджи плакал, похоже, увидев кошмар, и Хакоп не смог даже подремать, сидя у его постели. Ада принесла утреннюю газету, глаза жены покраснели.

- Мои… - губы ее шевелились, но звука не было. Хакоп, впрочем, понял и так. – Мои работы. Мои скульптуры. Мои, мои, мои…

Хакоп опустил руку в карман и почувствовал острый край осколка «Осенней песни». Он осторожно убрал ладонь.

Приехав в участок, детектив Хакоп затребовал журнал посещений, сверился с ним и позвонил Кристине.

***

- Не то чтобы я поверил во всю эту чушь…

- Да помолчите! Я согласилась помочь, но только потому, что знаю, как плакала ваша жена.

Хакоп смутился. При нем Ада не плакала.

Кристина рассматривала доску детектива, отражавшую деяния Тени. Преступления. Проступки. И… шалости? Сосредоточенно, одну за другой рассматривала она фотографии, заметки от руки, газетные вырезки.

Потом вздохнула.

- Нет. Сказать, кто это, я не могу. Такой тени я еще не видела.

Хакоп почувствовал досаду и удивился сам себе. Он что, на что-то надеялся?

- Но тень нам и не нужна, - протянула Кристина. – Нам нужен человек. Давайте поговорим.

Хакоп сидел за рабочим столом, Кристина присела напротив. Детектив положил локти на столешницу и подался вперед. Девочка, напротив, отстранилась.

- Вы лучше записывайте.

Она прикрыла глаза и начала говорить, как бы нараспев.

- Ему плохо. Плохо, плохо, плохо. Он плохой, чувствует себя плохим, знает, что плохой. Все, что бы он ни делал, доказывает, какой он плохой. Если получится плохо – так это потому, что он плох. Если получится хорошо – так это потому, что он плохой, а, самозванец, прикидывается хорошим. Он плохой, плохой, плохой, и это надо доказать. Делать плохие дела и каждым делом доказывать, какой он плохой, самому себе показывать. Он мал, детектив, он очень мал, он не умеет еще скрывать свою тень. Он чувствует себя таким плохим, и она портит фасады, ломает молодые деревья, кидает камни в других, крадет вещи в магазине.

Хакоп поймал себя на том, что завороженно следит за ней. Кристина не была в трансе, она думала, анализировала, сопоставляла факты и из поступков воссоздавала человека. Маленькая, не старше тринадцати лет. И уже может говорить с чужой тенью.

- Он так не сам решил, детектив. Кто-то ему об этом сказал, разве мог он сам такое про себя решить? Он что-то сделал не то, и оказалось, он плохой, и от ощущения этой плохости ему так плохо. И тут… что-то еще, - она запнулась.

Стало тихо. Кристина открыла глаза, поморщилась и некоторое время глядела перед собой. Хакоп ждал. Он был чурбан и не умел говорить с тенями.

Наконец Кристина подняла голову и озадаченно посмотрела на него.

- Музей, мистер детектив. В том, что он плохой, как-то… виновато искусство.

Хакоп молча смотрел на нее. Двумя пальцами он нащупал в кармане осколок и с силой вонзил его в центр ладони.

***

Августовское солнце стояло высоко и освещало Айронхилл, жизнерадостный и трудолюбивый. Хакоп с Кристиной стояли на холме у автовокзала и смотрели на город. Ада и Бенджи уже сидели в автобусе до санатория, лица обоих – сладкие от сахарной ваты. Счастливые. Хакоп скоро должен был к ним присоединиться.

Тень исчезла.

- Так ты точно знаешь, чем хочешь заниматься?

- Конечно, - Кристина повернула голову, ее тройная коса развевалась на сильном ветру.

- Будешь специалистом по психологии?

Она улыбнулась и не ответила.

- Счастья вам, мистер детектив.

- Спасибо. Спасибо, Кристина.

Она повернулась и стала спускаться вниз по холму, но на полпути обернулась.

- Мистер детектив! Попробуйте поговорить со своей тенью.

И побежала вниз.

Хакоп оглянулся на свою тень. Тень оглянулась в ответ.

Интересно, какая ты?

+13
23:04
1390
01:41
+1
Что-то ни я, ни тень моя не сообразим, что тут каментить.
Вроде как к трем последним астериксам что-то начало срастаться.
А после них сразу — бумс! — оказывается, все сраслось, а мы и не заметили.
Ни я, ни моя тень.
08:46 (отредактировано)
+1
Уважаемый. Вы так замечательно отметились коментами под всеми работами. Это прекрасно. Но у меня к Вам есть просьба: не поленитесь пожалуйста, наберите в гугле слово «Магреализм» и внимательно изучите информацию об этом литературном приёме. Возможно именно это снимет, как я надеюсь, часть вопросов, которые у Вас появляются в ходе прочтения работ.
«Магреализм».
13:14
Я так рад вашей наблюдательности, что мне теперь и магреализм ни к чему. В смысле ваш магреализм
22:00
+1
Милостивый государь. Я не пытаюсь Вас как-то оскорбить или унизить. Отнюдь нет.
Дело в том, что эти рассказы, по условиям конкурса должны быть написаны с использованием этого вот литературного приёма: Магреализм.
Понимиаете? Этот конкурс затевался изначально для того, чтобы авторы попрактиковались в этом приёме. И написали такие вот рассказы. С использованием этого приёма.
Понимаете?
Это не мой приём. Приём литературный.
Это такое условие этого конкурса, на котором вот эти вот 6 работ и участвуют.
Поэтому я попросил Вас поинтересоваться в гугле — а что, собственно под собой подразумевает Магреализм.
Чтобы ваши коменты… были максимально ценны и соответствовали рассматриваемому вопросу.
Спешу сообщить, что лично к Вам у меня нет никаких предубеждений и предвзятостей. Вы чётко излагаете ваши мысли.
И лично мне было бы чертовски приятно услышать Ваше мнение о работах именно с учётом вот этого момента: насколько Магреализм присутствует. Какой он. Почему нравится…
Искренне Ваш…
23:06
+1
Было бы странно интересоваться в гугле, хочу ли я кушать.
Видите ли, использование конкатенации магия+реализм вызвано последовавшим примерно с середины девятнадцатого века всеобщим убеждением, что магия и реальность суть не совместны. Так называемое «научное мировоззрение», псевдо-научное на самом деле.
— От того и моя претензия к вашей версии запускания в очередной оборот «обнуленной души».
Нисколько не ставя под сомнение саму идею, я указываю на вздорность описания привратников и крайнюю сомнительность опасности мирозданию, несомой оному неполным обнулением возвращаемого.
23:09
+1
Нисколько не ставя под сомнение саму идею, я указываю на вздорность описания привратников и крайнюю сомнительность опасности мирозданию, несомой оному неполным обнулением возвращаемого.
Извините, вы так это пишете, словно не авторский вымысел-фантазию под сомнение ставите, а искаженные исторические факты))) Ну это пространство вымысла, как никак. А у Гоголя черт луну спер. Тоже сомнительно.
23:48 (отредактировано)
+1
Смотря по тому, как спер. Если просто по-украински положил в мешок, тогда сомнительно crazy

Видите ли, отказываясь от критики идеи реинкарнации, я не являюсь ее сторонником. Просто потому, что не вижу смысла в возвращении человека ни в ребенка, ни в собаку, ни в жука, ни в червяка. У меня и к Оригену по этому поводу претензии glass

Но! Но если уж пробовать эту идею, так уж в сериоз! Какой нафиг доктор на выходе? Что он там корябает своей перьевой ручкой? Что за полуграмотный ассистент у него? Что за угрозы мирозданию, в осознании которых проводят свою жизнь эти двое? Нет ответа. Не раскрыта тема.
23:54
Не смею вас переубеждать, но вот у меня вопросов не возникло, может, в таких случаях стоит писать пресловутое ИМХО?
00:55
Мы с Вами находимся в литературном клубе. В литературе существуют жанры, приёмы, методы, направления и т.д.
Мы создаем (!) произведения. Придумываем. Понимаете?
Это не рапорта и не протоколы.
Это вымысел.
Каждому жанру соответствуют свои критерии, понимаете?
Моё предложение прочесть о Магреализм — лишь попытка помочь вам воспринять суть этого литературного метода. И ни сколько не убедить в своей какой-то там правоте. Господи!
Ну что ж тут сложного-то?
02:12
Скромное мнение, это когда речь об оценках в области, в которой чувствуешь себя не уверенно. Но я точно знаю, что если бы души запускались во вторичный оборот таким именно способом, что описан в обсуждаемом тексте, то есть только два варианта:
1. те, кто за этой вселенной присматривают, позаботились бы об адекватном персонале у входа/выхода;
2. тем, кто за этой вселенной присматривает, совершенно безразлично, помнят ли что-то эти вторичные души из своего прошлого, или не помнят
02:13
+1
Маг-реализм — это не вымысел
Это попытка вернуться к адекватному описанию мироздания
...
22:07
Занимательно)
И это всё? А почему так мало? Кхм, я отвлекся.
Легкое, приятное и ровное повествование наложенное на отличный сюжет. Раскрытие темы — возможно, нельзя придумать лучше. Более того, тема не просто раскрыта, она оставляет почву для раздумий.
Спасибо за хороший сюжет, Автор. Успехов!
03:44
Как та всё предсказуемо, конечно же всего эпатажнее будет сделать преступником самого детектива, точнее его тень в автономный разум которой он сам неверит. Патаму и предсказуемо, что цель простенькая — ашеломить до когнитивного диссонанса. Ну и конечно жеж, всё раскрывает пубертатная девочка с расширенным функционалом. Это что б была магичность. Сказать то о чём хотели? Про доктора Джеккила и мистера Хайда уже сказал Стивенсон.
10:18 (отредактировано)
+1
Как это может быть тень детектива, когда тень детектива Кристина видела и говорила с ней, а про Тень сказала, что такую ещё не встречала? Охххх, в очередной раз поражаюсь, чем люди читают…
07:53
Очень складно написанный нуар, ну мне так показалось. Как угрюмый скандинавский детектив. Необычный сюжет. Акцент на «говорящие» детали. Правда я не очень догадливый читатель, я не умею читать между строк и для меня многие вопросы остались без ответа. Спасибо Айронхилл — чудесный город, окутанный тайной.
14:22
+3
А тень -это сын детектива, да? wink
22:11
+1
А ведь верно! think
22:38
Да, я тоже поняла так, что тень — это сан детектива. В рассказе несколько раз говорилось — маленький. И мамины вазы его, видимо, достали
17:39
Такой добротненький детективчик, интересный
22:16 (отредактировано)
До чего же я недогадливая! Ведь столько намеков раскидано, магазин игрушек, разбитая ваза, мысли про плохость и т.д. А вот поди ж ты, не догадалась thinkТеперь, когда подсказали кто преступник, все стало на место, отличный рассказ! bravo
Что ж так толкает на пафос эта тема… Мне кажется, концепция слишком большая для такой маленькой формы.
11:18 (отредактировано)
+1
Вот, товарищи, к чему может привести наказание детей! Видите?
Мальчик всего-то разбил вазу! Мамину работу!
Мама, видимо, просто слегка огорчилась! И этого стало достаточно, чтобы вызвать такие серьёзные последствия. Мальчик (сын детектива), управляющий Тенью! :)
Прикольный сюжет с элементами детектива.
А кто его знает?
Может дети своим настроением и вызывают изменения в мире.
А если серьезно… Я думаю, что во многом только благодаря созидательным мыслям детей, их искреннему (до поры) отношению к миру и близким… и держится до сих пор этот мир. Кто как не дети поддерживают его существование искренним и чистым, полным надежды на завтрашний день взглядом?
15:44
Нормально так. Интересно. И разгадывательно. Годится. Только вот показалось, что тень как сама по себе такая сущность… ну несколько искусственно тут выглядит это. То есть всё складно и объяснено, но некоторая натянутость как мне кажется есть.
21:57
Хороший, крепкий детектив с магическими элементами. Хотя, этот элемент «тень»-Ватсон, нужен лишь для того чтобы детектив принял то, что подозревал уже давно. Виновник всех бед — его сын, его семья. Он сам, в конце-концов. Надо больше уделять внимания семье, ребенку, иначе потеряешь все. Хорошая находка «Бенджи загрустил», я вижу здесь отсылку к банджо, которое всегда весело и позитивно.
Только вопрос про город.
«Здесь, во мне, по венам моим и артериям – улицам – бродит, в клетках моих – домах – обитает, в почках моих – доках, легких моих – торговых улицах, в сердце моем – на центральной площади – рыщет Тень. Поймай ее», — так город говорил с детективом. — Плохо вяжется с называнием городка, Айронхилл.
(+).
12:20
Из того, что понравилось: идея, слог, ровное повествование.
Единственное, я б совсем отказалась от описания внешности в столь малых объемах и освободившиеся знаки потратила б на развитие, даже усложнение, детективной линии и финал. Финал мне показался несколько скомканным, ожидаемым. Тот случай, когда убийца садовник/дворецкий. Но опять же уверена, что если автору будет интересно выписать подобную идею в повести или в романе, то следы преступника удастся замести и держать читателя в напряжении до конца.
Но в целом это крепко и читабельно более чем на уровне.
05:21
Ура!
Рассказ по мне)))
Ну, во-первых, с заявкой на детектив. Почти фэнтези, но всё де нет. Очень рядом.
Во-вторых, в центре дети. На первом плане — Кристина. Яркая, необычная, но в то же время не отдалившаяся от привычной реальности. Во-вторых, Бенджи, ставший собственной тенью из-за проступка. Интересно, сколько ему? Лет 5-6 думаю.
И сама истоия. Рассказана так, что атмосфера нависшей, неотвратимой и затаившейся угрозы в каждом уголке… которая решается сладкой ватой и отдыхом в санатории))) Люблю, когда так заканчивается)))
Автору спасибо!
Отдельное спасибо за Адову тень)))
05:30
ГОЛОС здесь.
Приятная история, детали хоть и минимальны, но все работают и складываются в единую картину. Отличный слог, шикарный финал.
03:51
Очень понравилось. Всё же мистика победила железобетонного детектива. Не сторонник такого расклада в детективах, но он имеет тоже право быть. Мораль и понравилась и нет. Понравилось, что действительно, преступления совершает тень, а правосудие карает человека. Не понравилось, что человек легко может отмазаться: мол я — не я, а это всё тень. Ну как-то так. Рассказ дал пищу для размышления. И это значит, что рассказ хорош.
Я узнал новое слово — нуар. Нуарненько, Американисто (кто убил Лору Палмер?). Как всегда брутальный детектив блестяще провел дело, не без помощи благодарных жителей, спас семью и приобрел тень. Полный хепи енд. Всё как и положено в старых добрых традициях. Мне понравилось. Крепкий интересный рассказ. Плюс.
15:07
Колебалась между вашим рассказом и золоченым пером, но чуть-чуть все-таки не хватило. Какой-то завершенности, что ли. Да, участие Бенджи собранное из намеков понятно, а потом все вдруг стало хорошо. Внимание акцентируется на Кристине и ее будущем. На мой взгляд, было бы логичнее акцентировать внимание на мальчике и его тени, он ведь и так весь рассказ оставался в тени.
20:55 (отредактировано)
Третье место в моем личном топе. Детектив трудно писать, короткий тем более. На мальчика не хватило места, на финал ощутимо не хватило места, разгадка вышла уж больно скорострельной — пришла девочка и почти всё сказала… но всё равно мои спасибы за эту попытку, за атмосферность, за хороших героев.
18:04
+1
Перед вами редкий представитель детективного магического реализма. Сочетание жанров изумительное, как и сам рассказ. Вот что бывает, когда в городе появляется тень.

Читайте внимательно, чтобы не упустить преступника!
Загрузка...
Анна Неделина №2