Светлана Ледовская

Правда Мигеля

16+
Правда Мигеля
Работа №4. Тема дуэли: В душных объятиях вечного лета
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

В тихом уголке паба «Синий слон» вели беседу двое мужчин. Первый, постарше, интеллигентного вида, удобно разместившись в кресле, взирал со снисходительной (но, впрочем, и не без доли сочувствия) улыбкой на молодого человека, устроившегося на самом краешке сидения, подавшегося к столу, готового ловить каждое слово. Они были похожи на отца с сыном, или на дядюшку с племянником, или на наставника с учеником. Между тем близкий театральным кругам наблюдатель наверняка узнал бы в молодом человеке Сергея Лаврова - подающего надежды актёра, уже отметившегося на сцене Малого Городского театра. Собеседником же Сергея был небезызвестный писатель Михаил Заславский. Собственно, это всё, что может показаться важным на первый взгляд. Ранний осенний вечер, полутёмная кабинка паба, литератор и актёр. И, конечно, история. Естественно, о любви.

- Так вот, буквально уступив просьбам Димы… вашего режиссёра, я и переработал рассказ в пьесу, и то, что сегодня было на репетиции, мне очень понравилось, вы нашли какие-то линии, о которых я и не думал!

- Это всё Дмитрий Викторович, — улыбнулся Сергей, — но есть момент, который он никак не может мне растолковать. Первую половину пьесы я моего Мигеля понимаю, а вторую - нет! Да, я выучил текст, учёл все пожелания и установки Дмитрия Викторовича, но никак не могу заставить жить моего персонажа, потому что не понимаю, что он творит!

- Что ж… Видимо, слишком многое я оставил на откуп читателю. А у вашей партнёрши вопросов нет?

- Что вы! Она видит в Лилиане великую жертву!

- Да-да, играет она, я бы сказал, упоительно… А вы, стало быть, подоплёку действий Мигеля не понимаете? И даже гениальный трюк с верёвками, придуманный Дмитрием Викторовичем, не помогает? Что ж… Давайте я расскажу вам свою историю? Возможно, что-то для вас прояснится.

Заказали ещё чаю и пиццу для Сергея, писатель устроился поудобнее и приступил:

- Мне тогда было без малого тридцать лет. Июль 1975 года, Крым, солнцепёк, праздная публика, шляпы, панамы, зонтики, эскимо, духовой оркестр на берегу, всё так чинно-прилично, и вдруг невероятная девушка: настоящая хиппи в пёстром платье, с браслетами, пышными волосами и взглядом такой глубины, что казалось — утонешь в этих глазах и вынырнешь на другом краю Вселенной. Мы встретились пару раз в городе, а потом я был приглашён в её хижину, и погрузился в такую кипучую страсть, в такую умопомрачительную личность, что все мои правильные принципы полетели к чертям. Я, уже вполне взрослый человек, чувствовал себя неопытным юнцом и мои достижения, казавшиеся важными, стали вдруг незначительными. Лиля писала стихи, пела, танцевала, водила меня по, как тогда говорили, неформальным компаниям, я познакомился с удивительными людьми: поэтами, художниками, музыкантами. Влюбился я бесповоротно. И в эту маленькую женщину, и в её сумасшедший жаркий мир, и в это лето, и в саму жизнь. Когда в конце июля настала пора прощаться, Лиля просто сказала: «Не уезжай», и я остался. Безответственно, безгранично, бессовестно — я позволил себе этих «бесов», счастье, любовь и творчество. Ещё пару недель мы провели в обнимку, и большего мне и не надо требовалось: открывшая мне мир Лиля стала центром нашей маленькой Вселенной. Однако, какой сильной ни была бы жажда, бесконечно пить невозможно… И я в какой-то момент напился этого лета и этой любви, и мне захотелось расширять пространство моих интересов. Я стал чаще задерживаться у теперь уже наших друзей, появились свои предпочтения в открывшейся музыке и литературе, и, совершенно неожиданно для себя, я начал вдруг писать, и рассказы эти нравились. И вскоре я дошел до того, что в каждом дне видел если не сюжеты, то как минимум - интересные детали, соображал, где их лучше применить, куда вплести, как расписать. И чем больше проявлялось во мне творчество, тем печальнее и капризнее становилась Лиля. Если я уходил куда-то без неё, она искала меня и являлась незваной гостьей, встревала в разговоры, мешала, отвлекала. Всё чаще она требовала признаний в любви, и слов ей не хватало, причем порой настолько, что она сама могла молчать по три дня. Вселенная исчезла из взгляда, зато появилась ревность. Сперва я не смел сказать хоть что-то хорошее о других девушках, потом о поэтессах, потом о друзьях, о книгах, музыке, воздухе! Лиля не просила — настаивала, чтобы все мои разговоры, рассказы, помыслы крутились лишь вокруг неё, и я честно пытался исполнить это желание, но как жить мыслями об одном-единственном человеке?

Поймите, Серёжа: это сейчас я могу рассказывать историю связно, уже зная, почему, как и что; всё разложено по полочкам и прощено, но тогда... Меня вертело и крутило в водовороте женских эмоций, и я не мог ничего поделать, хуже того: я не мог осознать, почему это происходит! Я хотел гореть и согревать любимую, но она заливала меня своими чувствами. И чем крепче цеплялась за меня Лиля, тем…

- Сильнее вы задыхались?

- Да-да… Я любил, я рос, я хотел всё — для этой восхитительной и неповторимой сумасбродки, но она требовала от меня невозможного. Ваш Дмитрий Викторович придумал отличную аналогию с верёвкой, которой Лилиана привязывает Мигеля. Это «в лоб» решение, оно многим может показаться слишком жестоким, но ведь так оно и было!

Научив меня дышать, любимая стала лишать меня воздуха. Я искал работу — Лиля бродила за мной. Садился писать — она размещалась напротив, ловила взгляд, сбивала с мысли вопросами, просил спеть — отказывала. И это, кстати, важный момент: в то время как моё творчество разворачивалось, Лиля как-то растеряла свою индивидуальность: стихи писать перестала, книги её уже не интересовали, обустраивать наш дом (к холодам мы перебрались в съёмную сырую хибарку), что-то готовить, как-то утепляться — отказывалась. Прилипчивость вдруг сменялась холодной отстранённостью, обожание — зряшным равнодушием.

- А может, она была беременна?

- Эту тему Лиля закрыла ещё летом, сославшись на грехи молодости, так что — нет. И вот однажды я просто уселся рядом и уставился в её глаза, молча вопрошая «и что дальше?». И сперва она улыбалась, забралась ко мне на колени, обняла, но потом разрыдалась, не в силах объяснить, что не так. На мои вопросы лишь мотала головой и бормотала: «Ничего-ничего, это я сама дура», и мне было страшно тягостно от того, что я не мог ни понять, ни угадать, почему любимой женщине плохо, не мог проникнуть в её мысли, чтобы отогнать печали и настроить на прежнее счастье. Я чувствовал себя мерзавцем, и мне это не нравилось. Это и стало последней каплей. В кульминации спектакля ваш герой умудряется вспороть верёвочные путы, понимая, что желанная свобода принесёт боль утраты, но инстинкт самосохранения вынуждает его сделать последний решительный шаг. Вот в этом всё дело: любовь вас окрыляет, но при чрезмерной дозировке превращается в отчаяние. То, что несло счастье, потом его и убивает. Поверьте, у меня много знакомых, в том числе и семейных пар, в которых один душит, а второй пытается выжить. Потому и мой рассказ пользовался таким успехом — многие узнали в нём себя, свою жизнь. Но, как правило, однобоко. А это же связка, понимаете? Двое. Вместе. Не могут договориться, не находят слов и доказательств. Это трагедия пары. Это не взаимопонимание и чувствование, это…

- Вампиризм какой-то.

- И самое страшное — он безотчётный, не осознаваемый.

- И вы уехали?

- Сбежал... Лиля выла вслед, орала, что вскроет вены или утопится в море, но я решил для себя, что это будет её решение. Я же выбрал свободу и жизнь. Пересидев несколько дней у друзей, назанимал денег и уехал домой в Ленинград. Постепенно жизнь вошла в новое русло, я закончил филфак ЛГУ, писал, знакомился с литераторами… Потом переехал сюда, в глубинку и добился успеха и некоторой известности.

- А Лиля?

- Специально я не интересовался, как она. Но лет через десять после нашего вечного лета, будучи в гостях в Вологде, я оказался возле местного ЗАГСа, из которого как раз выходили молодожёны, и услышал смех, который ни с чьим не спутаю. В счастливой невесте я узнал Лилю; так в моей истории и была поставлена точка. Но вы должны понять: я, во-первых, был очень рад, что Лиля нашла своё счастье. А во-вторых, то жаркое лето и объятия, превратившиеся в колючую проволоку, я берегу в памяти как одно из самых невероятных событий моей жизни.

- А сейчас вы женаты?

Михаил Евгеньевич задумчиво поводил пальцем по подлокотнику.

- Нет. У меня были… романы, но рано или поздно во взгляде влюблённой женщины я видел отблеск того крымского лета, и…

Они помолчали.

- Ну что, — писатель улыбнулся задумавшемуся актёру, — полегчало вам в понимании вашего персонажа?

- Жестокая у него история.

- Да просто жизненная. Говорю же, многие с этим сталкивались.

- А почему - Мигель? С Лилианой понятно.

- Ну Михаил же. Михель. Мигель. Испания, Аргентина. Жара, солнце, страсти, бурлящая в крови ревность, - Михаил Евгеньевич бросил взгляд на часы, — у-у-у, а ведь поздновато уже. Пойду. Премьера-то когда? - спросил писатель, поднимаясь из кресла.

- Через месяц.

- Что ж… Успехов вам! Пожалуйста, сделайте Мигеля… честным. Потому что я был совершенно искренен. До встречи!

+12
16:04
800
17:50
+3
Ах, как это грустно
23:00 (отредактировано)
+3
Мне понравилась история. Мы часто зациклены на себе, и не видим желаний своего партнера. А ревность вообще страшная штука. Рассказано интересно, с привкусом ностальгии, когда человек уже все передумал, и может трезво взглянуть на прошлое. И как он все равно хорошо говорит о Лиле. По-доброму. Как и должно быть в воспоминаниях.
А ГОЛОС за это:
во взгляде влюблённой женщины я видел отблеск того крымского лета
09:57
+1
tassikk, благодарю за ваш голос, окрыляющий мои чаяния))) rose
Вы точно считали посыл «уже всё обдумавшего и осознавшего» ГГ и его доброе отношение к любимой когда-то женщине)) bravo
10:21
+1
Значит, вам удалось)
00:15 (отредактировано)
+3
Хороший рассказик).
Однако, какой сильной ни была бы жажда, бесконечно пить невозможно…

И выражение хорошее. Жизненное везде. Кроме алкашьей братии)).
Есть в этом рассказе некоторые несуразности логические, но они настолько незначительные, что заморачиваться на них не хочется. Автору спасибо. Пойду, дальше почитаю. Может, вернусь, но это не точно).
Ах, да.
Монологи, чтобы они не выглядели длинными портянками (сейчас это не приветствуется), можно разделять периодически вставками речи собеседника типа: «Неужели?».
Благодарю, Казус, за добрые слова и уточнение насчёт «моноложьих диалогов»)) меня это явление никогда не смущало)) вставки типа «неужели» иногда дают эффект неестественности и неуместной комичности. Умело же надо их втыкивать. А я только учусь, не стала рисковать))
10:44
+1
Написано, если принимать, как диалог — неплохо. Но для рассказа маловато, да и скучновато. Да и Лиля уж очень шаблонна.
Спасибо за отзыв, Андрей!
увы, все кудри пришлось обрезать, а шаблон как раз втулить, потому что знаки. Пока это все, что получилось выжать с имеющимся у меня умением(( уверена, что мастер пера в двух предложениях безо всяких шаблонов смог сделать интереснее)) pardon
22:28 (отредактировано)
+2
Здесь есть история, которая вполне держит. Есть характеры и поступки, способные расположить к размышлениям; есть ситуация, в чем-то типическая, но одновременно не совсем обычная, которую можно повертеть, пообсуждать… Есть приятный авторский стиль. Не могу сказать, что рассказ произвел сильное впечатление, однако из всех работ он кажется однозначно лучшим, ГОЛОС.
10:22
+1
Благодарю за добрые слова и особенно за голос)) rose
Хотелось поднять в читателе вопрос «кто виноват», и то, что не все его увидели — это же отлично, значит, им не довелось строить отношения с душнилами, как говорится, боженька упас))) jokingly
11:00
+1
Мне показалось, вопрос очевиден, все норм)))
С победой! drink
17:52
«Душнила» — это Лиля?
Задумывалась да, Лиля
00:29 (отредактировано)
+1
А мне хочется чтобы верёвками были не объятия любимой, и душила героя не Лиля, а его собственные чувства. Понимаете, вроде как «А это же связка, понимаете? Двое. Вместе. Не могут договориться, не находят слов и доказательств. Это трагедия пары.», и он сам душил себя тем, что страдал, когда они с Лилей не могли идти в ногу, душил себя собственными мыслями, лишними движениями только затягивал путы. Лиля, она сотворяла с собой подобное же, хотя в рассказе от первого лица мы видим только «разрыдалась, не в силах объяснить, что не так. На мои вопросы лишь мотала головой и бормотала: «Ничего-ничего, это я сама дура»»

но это потому что накладывается мой собственный опыт подобных взаимоотношений)
благодарю вас за рассказ) было приятно читать.
Дорогая птичка! благодарю за добрый отзыв и погружение в историю))) мне и хотелось, чтобы читатели прогоняли суть через свои фильтры))) Вы увидели даже больше, чем я старалась вложить: у меня источником проблем должна была быть Лиля, но вы увидели и другие путы: чувство вины ГГ. Благодарю, что поделились, я этого и правда не предполагала, вы просто умница! rose
08:56
+2
Хороший рассказ. Интересные персонажи, крепко раскрыта тема. ГОЛОС
10:23
+1
Благодарю за короткий, ёмкий, совершенно точно отразивший гениальность раскрытия темы jokinglyотзыв и, конечно, за голос!!! angel
13:22
+2
Интересно, что три из четырех рассказов про душные объятия — про сложности в отношениях. Ну как бы да, оно просится рассказать такую историю. И из трёх мне больше понравилась эта. Здесь чуть лучше раскрыты герои, симпатичнее язык, чуть реальнее, жизненнее ситуация… хотя подающий надежды артист всё равно выглядит «мебелью с ушами» — уж простите, автор, за такую комментаторскую фривольность. )))))
Короче, ГОЛОС тут оставлю — за все вышеперечисленное.
Мартин, благодарю за добрый отзыв, за голос angelи (я готовилась)

Мне казалось, актёр просто погружён в историю и все его междометия просто неуместны)) ну и знаки(( я понимаю, что можно его сделать поживее, но слишком увлеклась вылизыванием истории ГГ. pardon
22:38
+1
Иногда объятия друзей становятся слишком тесными… ©
Интересная история, жизненная. Душные объятия хорошо раскрывают тему. Стиль изумительный, неспешный, классический, я бы сказала. Язык приятный, и написано грамотно. Прочитала с удовольствием. Автору огромное спасибо и ГОЛОС.
Светлана))) roseдо чего приятен ваш отзыв)) как же здорово, что есть так тонко чувствующие читатели! laughКроме шуток: ваш комментарий и голос прям… прям… такую поддержку желаю каждому дуэлянту! Мне очень приятно! angelroseyahoo
08:50
+3
Написано красиво, с интересными описаниями и оборотами. Приятно читать. Никаких «детских» ошибок я не увидел.

Сценарист фильма (Михаил) рассказывает актёру (Сергею) историю из своей жизни, которая легла в основу фильма. Автор использовал композицию «рассказ в рассказе», и на мой взгляд, эта композиция здесь не работает. Дело здесь в том, что первый рассказ неполный, у него нет сюжета, и поэтому он выглядит как ненужный. Чтобы было понятнее приведу вариант: у Сергея есть подобные рассказанным Михаилом любовные отношения (например с партнёршей по съёмкам), и услышав историю Михаила он предпринимает какие-то действия — так одна история влияла бы на другую, и вся композиция стала бы полноценным «рассказом в рассказе». Сейчас можно смело удалить упоминание о Сергее и о съёмках фильма, и на сюжете это никак не отразится.

У меня сложилось впечатление, что Михаил винит во всём Лилю. Это она душит его своими чувствами, а он был вынужден её бросить. И тут мне кажется это несправедливым, ведь Лилия не может высказать претензии в ответ. Вообще, Михаил больше озабочен своими проблемами, чем заботами любимой. Возможно, именно это автор и хотел показать, тогда браво — это очень тонко.

11:43
+1
Точно! Алексей! я всё думаю, что тут не так, а оказывается, просто не доработан приём!
Ну точно же!
Речь, правда не про фильм, а про пьесу, но эта канва с театральной постановкой и правда вскользь обрисована, одеяло сюжета перетянул на себя ГГ. Потому и его собеседник выглядит безмолвным слушателем. да-да. какой вы бдительный))) А я терялась «в смутных ощущениях» и не могла сформулировать, в чем промах автора))) thumbsup
08:20
+1
Поздравляю с победой в дуэли bravo
правда не про фильм, а про пьесу
упс… pardon
10:41
+1
Благодарю за поздравление и очень дельное замечание! Правда, вот выкладываю работу на сайт, и текст выглядит каким-то другим, и сама вдруг нахожу косяки((( что значит взгляд под другим углом))
jokingly
Ваше впечатление насчёт «кто виноват» очень интересно, мне хотелось узнать, кто что считает. Столько подобных историй, и каждый участник активно винит партнера, реже раскаивается сам. На самом деле ответ есть в рассказе
Это трагедия пары.

но понимают это со временем и то не все.
Спасибо вам за замечания и добрый отзыв! drink
11:55 (отредактировано)
+2
Всё нормально с логикой, всё хорошо c языком, более-менее порядок с запятыми.
Зримая законченная история, запоминающиеся герои (и их не много!). Текст легко читается, запоминается. Прекрасно показаны эмоции.
Не идеально, но вполне хорошо. Достаточно, чтобы получить от меня ГОЛОС в этой дуэли.
10:42
+1
Сэр Водопад, ваш голос, как всегда, необычайно льстит моему самолюбию))) angel
Благодарю за добрый отзыв (очень бы хотелось увидеть, где с запятыми «менее порядок», но настаивать, конечно, не смею) bomb
10:51
+1
Например, запятую вот отсюда
а потом я был приглашён в её хижину(,) и погрузился в такую кипучую страсть
перенесите сюда
Я, уже вполне взрослый человек, чувствовал себя неопытным юнцом() и мои достижения, казавшиеся важными, стали вдруг незначительными
11:01 (отредактировано)
+1
Пошла пятнами от стыда. Профукала, причём даже здесь!!!
благодарю за помощь!!!

ОЙ
А дуэльные рассказы нельзя редактировать даже после окончания Дуэли, да?
не вижу кнопочку «редактировать»(((
11:16
+1
Можно опубликовать его на своей странице, чтобы он появился в ленте.
15:27
+1
Из всех рассказов этот особенно зацепил. И неторопливым, плавным текстом, и сюжетом — довольно простым, и оттого более понятным. И, наверное, личной болью в том числе. Несмотря на довольно длинные монолог читается легко. Отдаю ГОЛОС этому рассказу.
Ниса, благодарю за добрый отзыв и за голос — rose
Вы смогли продраться сквозь монологи и даже зацепить «личную боль» — плюс вам как читателю и человеку angelдва плюса получается jokingly
Очень приятно, правда! Благодарю!
16:35
+1
Мне рассказ понравился. Душный рассказ, как и летняя жара. Герой рвался из таких отношений в тень, в прохладу
17:29
+1
Благодарю, Бабуля! angel
04:59
+1
Среди плюсов, что понравилось, это интонация рассказа. Взрослая интонация. Композиция отчетливая — классический рассказ в рассказе. Возможно, композиционная рамка выглядит бледновато рядом со «вложенным» рассказом, этот ярче. Но и ведь и лето, оно внутри, а снаружи какая-то «просто погода». К слогу вопросов нет, разве что к избыточной легкости, на мой взгляд, первого абзаца, он выбивается — дальше изложение движется без «ироничных бровей», что хорошо.

Очень понравилась параллелль «театр — рассказ». Я бы с удовольствием прочел символическое режиссерское понимание текста, кусок «с веревкой» хорош именно как параллель, наглядная, театральная. Я даже начал думать, как ситуация с Мигелем могла бы быть представлена через образы театра.

Не очень понравились довольно шаблонные сюжетные ходы:
1) собеседники постарше и помладше (сразу же возникает сюжет «расскажу-кось я тебе, сынок, как мы хранцуза воевали»);
2) женщина меняется и начинает ревновать, присваивать мужскую свободу (это расхожая мужская страшилка, все ее знают);
3) как приятно для читателя закончить историю с ревностью (она нашла свое счастье с другим, он рад за нее и хранит теплые воспоминания, читатели умиленно выдыхают).
В каждом из случаев получаешь именно то и так, чего и как с нежеланием ожидаешь.
16:04
+1
ОГО! огромнейшее благодарю за разбор!
Похвала приятна — да воздастся вам столь же чуткими читателями)))) Еще и «бледный внешний рассказ» оправдали)))
За шаблонные сюжетные ходы даже не вижу смысла оправдываться, потому что вы правы, благодарю за доходчиво объяснённые промахи.
Единственное- не смогла я показать, что ГГ не так уж и счастлив, он ведь всю жизнь бегает от отношений, семьи нет борщом никто не кормит. И я задумывала этим обмануть ожидания читателя: не смог ГГ переступить через историю молодости, кукует теперь в одиночестве. Лиля же вроде счастливая невеста, но я вообще оставила за кадром, смогла ли она вырасти и исправить своё отношение или же нашла себе подкаблучника. Мне казалось, «приятность концовки» под вопросом. Но — передать это не получилось, попробую позже как-то переработать.
Еще раз благодарю за прочтение)))
Загрузка...
Алексей Ханыкин