Немного о "Кукурузниках"
Валентина Ивановна, учительница русского языка и литературы с сорокалетним стажем, вошла в седьмой класс «А», поздоровалась с учениками и произнесла заговорщицким тоном:
- Вот что, друзья мои. Учиться осталось две недели – и на летние каникулы. Трудиться вам, я вижу, неохота, да и программа наша подошла к концу. И чтобы вы не скучали, задам-ка я вам тему сочинения, которой нет в школьной программе, но подумать над которой было бы нелишне. Звучит она так: «Лично вам нужны крылья? И если да, то зачем?». Напрягите ваше воображение, поразмыслите. На всё про всё – 45 минут. Дерзайте!
Ученики склонились над тетрадями, а учительница предалась размышлениям. Ей самой нужны крылья? Ну, в общем-то, да. Дача у неё далеко от дороги, до магазина километра три. Летом ещё куда ни шло – можно доехать на велосипеде, а вот в остальное время года… По грязи да по снегу не находишься. Да и годы уже не те для подобных маршрутов. А вот были бы крылья – взмахнула ими и полетела. И никакая грязь не страшна!
Теперь что касается Ивана Андреевича, муженька благоверного. Он ведь чуть что – и на рыбалку. А где он там пропадает, а главное – с кем, о том ей ведать не велено. А так она и спрашивать бы не стала: взмахнула крылом – и вся речка как на ладони. Не спрячешься.
Он, кстати, и на охоту хаживает. Но тут уже в смысле надзора ничего не получится. Лес большой, где он там ошивается, под каким кустом прячется – не разберёшь. Да и пальнёт ещё, не разобравшись, что летит. Примет за рябчика или тетерева. Нет, здесь крылья без надобности. Но…
В этом месте звонок прервал размышления учительницы. Ученики начали сдавать тетради. Каникулы стали ближе на целых 45 минут! И как же хорошо за окном: солнце, синее небо, лёгкие облачка. Красота!
***
Первой среди проверяемых оказалась Леночка Самойлова.
«Прелесть, а не ребёнок! Интересно, как у неё насчёт крыльев?»
"Крылья нужны каждому, а мне – в особенности. Ведь тогда я б смогла взлететь на уровень четвёртого этажа, сесть на ветку напротив окна Серёжи Королёва, который сначала удивился бы, потом испугался, что я упаду, кинулся бы вниз, а я, пока он бежит, слетела бы на землю и встретила его на выходе из подъезда. И на радостях, что всё так здорово кончилось, он в меня влюбился бы и мы зажили дружно и счастливо…»
«Да-а-а - подумала Валентина Ивановна - у этой девочки серьёзные жизненные намерения. А что написал Серёжа?»
«Крылья нужны каждому, а мне – в особенности. Ведь тогда я бы смог коршуном взлететь под облака и оттуда спикировать вниз, на Федьку Корзинкина. Сбил бы его с ног, надавал тумаков и обратно в небо. Чтобы он так и не понял, кто его так славно отмутузил…»
«Хм, в Серёжиных планах Леночка не значится. А что написал Корзинкин? От этого всякого можно ожидать»:
«Все скажут, крылья нужны каждому. А вот у меня они уже есть!»
Валентина Ивановна вздрогнула: «Начинается! Сейчас что-нибудь отчебучит!» Отпила воды из стакана и с некоторой опаской продолжила чтение:
«В городе я ими не пользуюсь. Проводов много. Можно запутаться и упасть. А вот в деревне летаю с удовольствием. Выйду поутру на крыльцо, раскину крылья – два взмаха и ты на высоте. Особенно здорово встречать восход. Солнце ещё за горизонтом, но стоит подняться к облакам – и вот оно, румяное и весёлое!»
Валентина Ивановна вытерла пот: «Он что, издевается? Какие крылья, какое солнце? Это же невозможно! Физически!!!»
«А однажды я решил посоревноваться в скорости с «Кукурузником». Он у нас садится за деревней. Его заправляют какой-то дрянью, которую он потом распыляет над полями агрохолдинга. И только этот «Кукурузник» взлетел – я пристроился ему в хвост и начал медленно обходить. Он – по газам, но и я парень не промах: добавил частоты взмахов. Он - ещё, я – тоже. Чувствую, всё: у него газ на упоре. И тут я как взмахну крылом…».
«Нет, это невозможно читать! Бред! Бред!! Бред!!! Ну, я ему завтра покажу!»
***
Когда Валентина Ивановна на следующий день вошла в класс, все сразу притихли. Учительница, бледная от гнева, выхватила из стопки тетрадей одну и швырнула её на стол Феди Корзинкина:
- Это ты написал? Как ты посмел? Ещё раз такое увижу – вызову родителей! Я влепила тебе жирную, смачную двойку и теперь за четверть у тебя будет не четвёрка, а трояк!
Паренёк, насупившись, молчал.
- Ну, что молчишь? Объясни, как ты дошёл до такой жизни. Летать он, видите ли, может! Кто летает, тот двойки не получает!
Федя покраснел, потом побледнел, зачем-то подошёл к распахнутому по причине жаркой погоды окну…
- Прыгнуть хочешь? Ну, прыгай. Третий этаж всего. Нет, всё-таки, вызову-ка я твоих родителей…
- Я сейчас сам их приведу. Мне же вы не верите!
С этими словами паренёк вскочил на подоконник, расправил крылья и…
Вылетел в окно.
Класс ахнул, а Валентина Ивановна без чувств рухнула на стул.
Мне нравится солнечная такая весенняя атмосфера. Само словосочетание «две недели до каникул» прямо погружает в этот теплый ветер из открытых окон класса и надрывное ожидание, смешанное с чудом.
Но, на мой взгляд, рассказ застыл меж жанров. Это похоже на сценарий мультика. Тогда бы там была такая харАктерная учительница, и комедия достигалась бы карикатурностью визуального ряда. Лёгкая нота фантасмагории и улетающие в летнее небо клином ученики.
А тут как бы есть заявка на комедию в гипертрофированных реакциях учительницы, но она не дотянута. Не смешно, недостаточно абсурдно. И в итоге остаётся вроде как бы реализм (в отношении характеров). А в таком случае и диалоги натянутые, и реакция странная — ну написал ученик сказку в сочинении на свободную тему, первый он что ли за сорок лет? Зато третий этаж это ок, пусть прыгает, а то что она есличо сядет перед пенсией, это фигня.
Не знааааю…
Так шо как будто всерьёз. Хз, поцарапало.
Итак… Возьмём фантастику. Какое к ней непременное требование? Она должна быть… реалистичной. Парадокс? Отнюдь. Таковы правила игры: всё должно быть, как в жизни, но с добавлением чего-то необычного. У меня нечто похожее: реализм, но с добавлением уже полновесного абсурда.
Фантастика ли это как жанр? Не думаю. Больше похоже на притчу. Не всегда то, что мы с порога отметаем как оскорбительное в своём допущении, таковым и является. Да, задействован абсурд. Но, во-первых, к нему всё и шло, а во-вторых, получилось довольно эффектно…
Интересное толкоание моего комментария. Это Казусу концовка не зашла. Мне вполне нормален выход на абсурд из реализма.
Проблема для меня именно в реалистичности реализма. То есть учительница — герой несмешного выпуска Ералаша, а не реальная персона. И вот эта часть, на мой взгляд, ни туда ни сюда — ни комедия-анекдот (тут нормально выкручивать в неадекват, но должно быть смешно), ни ровный реализм с живым человеом.
Вот только концовка в заднице. Ну зачем у Феди откуда-то крылья появились? Чтобы обнаружить фэнтезийность? Но это же не турнир фэнтези, автор!
В этой дуэли не обязательно было следовать каким-то там фэнтезийным требованиям. Можно было чисто сюрнуть слегка (что у вас и получилось по ходу).
Ну ведь хороший рассказ. Но концовка — как будто пришитый к заднице носорога слоновий хвост.
Уж извините. Ведь можно было и по-другому обыграть все это. Эх…
И да —
Простите, это на каком языке написано? На верхне-нижнеконторском?
Странные биполярные реакции у гг, странные сочинения — дети не напишут о таком учителю.
Концовка отсутствует…
Ну, такое мне не нравится тем более.
Если это маг.реализм — нужны были намёки, чтобы читатель допускал, что в этом мире есть волшебство.
Короче, для меня не сложилось(( за работу, конечно, плюсую, написано легко и ярко))
Что же касается конца… По-моему, он и должен быть именно таким – неожиданным, обескураживающим. Он же не с бухты барахты, к нему всё шло. Читатель сразу должен был задаться вопросом: Федя про «кукурузник» врёт или говорит правду? Учительница решила: врёт. И вы, выходит, тоже: валяет дурака, глумится над пожилым человеком. А он просто был откровенен. Но ведь нечто похожее – сплошь и рядом…
Федя вскочил на подоконник. Пиджак, рубашка, а и следом и брюки полетели на пол. Пиджак лежал, разбросав рукава, как упавший человек — руки.
— Ты… ты чего? — задохнулась учительница.
— Ой, мамочки, — заверещала Леночка, закрыв ладонями лицо, но подглядывая в щелку между пальцами.
Федина кожа вдруг побелела, потом засветилась изнутри, а потом засияла болезненным для глаз ярчайшим светом, скрывая очертания Фединого тела. Со звуком сильно встряхнутой накрахмаленной простыни распахнулось что-то широкое, большое, вполнеба сияющее.
Федя сделал шаг за окно и рухнул вниз. Но тут же взмыл вверх, а по классу заскользили спектральные полутени. Он летел, и огромные, много больше него крылья туго взбивали воздух.
— Ангел! Ангел! — закричала Леночка, подпрыгивая и хлопая в ладоши.
— Врешь! — захрипела учительница, вскидывая к плечу складной арбалет модели «каникулы-05». — Все-равно двойка тебе!!!
(умерла)
Никогда не могу пройти мимо))
делов-то!
я думал, вы спросите, почему у учительницы в руках арбалет складной учительский пятой модели, а не автоматический АСУ-А четвертой модели на 32 стрелки. Вы же не думаете, что в их районе случайно так вышло, что приказом по школам запрещено иметь в классах более 32 учеников?
Такие вещи меня никогда не смущают. Хотя я бы добавила трансцендентности. Ангела надо стрелять не ради двойки, а чтобы потом мозги учеников по метафорическам углам тонкого мира не разыскивать.
пойду запятую уберу…
Доп.: вообще, почему писать сэрдцэм можно, а запятые расставлять — нет? нелогично…
Текст написан хорошо и даже с некоей долей юмора. Поэтому читается легко и с интересом.
Странно, что все дети пишут одинаковым взрослым языком, но вообще — мило.
Реакция учительницы неправдоподобна. Сюр зачётен!