Ольга Силаева

Потерялось лето

6+
Потерялось лето
Работа №3. Тема дуэли: Лето
Текст:

На безмолвных, холодных планетах,
в безнадежной, застывшей дали
растерялось, рассеялось лето,
не успев долететь до Земли.

Оттого не теплеют рассветы,
не звенят золотые шмели,
что беспечное млечное лето
не успело коснуться Земли.

Где искать его, нету ответа:
все следы на остывшей пыли
закатал галактический ветер
в абсолютные кельвин-нули.

Но, в железные робы одеты,
жаром глаз разжигая огни,
техномаги в тяжелых ракетах
вихревые стянули ремни.

Дуговыми фонтанами света
истощая недвижный гранит,
проложили дорогу до места,
где Вселенная тайны хранит.

И теперь, ярче жгучей кометы,
чтобы в Землю тепло заземлить,
через черные дыры продета
солнце-лето-проводная нить.

+19
15:03
1267
19:01
+3
Интересное какое. Целая научфант история рассказана.
И рифмовка тоже порадовала небанальным подходом.
08:02
Эм… проститя, а что в ней такого «небанального»?:) То, что 2-4 «и» рифмуется?
09:00
+1
Это монорим же)
Прощаю)
09:04
Ага, но что в нем «небанального»?:)
09:06
Процент написания относительно немоноримов.
09:14
Пф… такое себе мерило. Даже у меня — есть
09:15 (отредактировано)
Ты имеешь в виду постоянную рифмовку 2-4 на «и»? Разве это монорим? Вроде бы монорим — 1-2-3-4 рифмовка одинаковая.
Типа:

розы
слезы
угрозы
морозы

Или нет?
09:16
тут и 1-3, 2-4 на всю работу растянуто
09:17
Но вряд ли это моноримом можно назвать.
09:21
Да, мне, в целом, все равно, как это назвать. Работу это не портит. Мне, просто, интересно, что «небанального» в оном. Автор заморочился? Ну, с одной стороны — да. А с другой…
09:26
А с другой стороны — тема. Космос, галактика, планета, ура, мы полетим, победим и просверлим все теплом.) Боевик, короче.
09:29
+1
Избави нас, Бог-машина, от клеток гниющих тел…
09:36
И у меня. Целый один.
А теперь щитаем процент…
09:38
Ну пусть будет двойной монорим, или полумонорим.
А! Не!
Это СТЕРЕОРИМ!
)))
09:42
Редкость события на уровне банальности, увы. никак не сказывается :)
09:46
А вот тут не соглашусь)
09:53
Да, собственно, как и я с «небанальностью» :))))) но, кому это мешает?:)
09:55
+1
Никому. Но зато есть повод для поговорить)
10:20
И у меня))) Ну хоть прочиталось с первого раза))))
Поправочка: это бирим. Монорим — одна рифма на все, бирим --две рифмы на все.
19:24
+3
Рифм к слову «лето» — куча.
Но Науменко был круче.
Лето… Уу, уу, я купил себе штиблеты, уу, уу…
21:45
+2
А, да! Вспомнил.
Лето… у-у-у, я изжарен, как котлета, у-у-у… (или растаял как конфета? не суть важно))).
20:05
Где искать Его, нету ответа:

Здесь не сбой размерный. Здесь сбой ритма. Об этом много раз писалось на сайте, мне лень в это углубляться.
Но, в железные робы одеты,
жаром глаз разжигая огни,

У меня в голове не пойми что: то ли жужжит, то ли звенит. Автор, ну что вы так? Это же пчелам читать надо! Глядишь — не покусают.
Чтобы в Землю тепло заземлить,

И кило киловаттов добыть.

Здесь, видимо, героическая Жестокая Галактика. Но с человеческим лицом.
Правда, не поэтическим, а с откровенно физическим. Ну, для НИИЧАВО стих очень даже удался.
22:01 (отредактировано)
+1
Здесь сбой ритма
Откуда вы взяли, что в анапестовых безударных слогах ударение должно быть поставлено так противоестественно, как вы это делаете? Если так хочется влепить ударение в безударные слоги стопы, почему не поставить ударение на «егО»? Это существенно менее выморочно, и вполне нормально читается.

Это ни в каком месте не сбой ритма. Подчиненное по смыслу слово «его» полностью ложится в безударные анапестовые слоги, читается без ударений. Даже если насильно акцентировать ударение на «егО», то и тогда ошибки не будет. Появится квази-аналог бакхической стопы, хотя к такому объяснению можно не прибегать, просто снимая ударение, как в живой речи. В трехсложных стопах это совершенно не ошибка.

На тот случай, если у вас возникнет желание спорить.
Строка у автора: «где искать его, нету ответа» (--/ его/ --/ — )
Строка у Блока: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!» (--/ тебя/ --/ — )

Ритмически строки идентичны. На два безударных слога второй стопы там и там приходится двусложное слово с естественным ударением на второй собственный слог. Даже пунктуационные знаки присутствуют в обоих случаях. В чем здесь проблема? Тоже, наверное, станете читать «тЕбя»? ))

мне лень в это углубляться
Вы бы уже нормально углубились один раз, чтобы больше не придумывать ерунды и не смущать людей.

А к аллитерациям вы зачем придрались? Это вообще непонятно к чему, аллитерации-то вас чем огорчили? В стихотворении полно аллитераций, и на «л» и на «ж» и других.
22:16 (отредактировано)
Строка у Блока: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»

Ну да. Даже у Блока здесь «Узнаю тЕбя жизнь! Принимаю!». Но это Блок. Пусть будет, хотя Блок — не бог. Нужно стремиться к лучшему, уважаемый Ананас.)
То, что не считается ошибкой в размере, еще не значит, что идеал. То есть — чтение стиха без всяких ритмических косяков. Посмотрите в блогах у Ветра о стихосложении. Он об этих перескоках ударений писал.
Здесь, на БС, возникали неоднократно споры о трехсложных размерах. Вы, видимо, не читали все эти поэтические бредни. Ну, попробую объяснить еще раз. Одну минутку, в следующем комменте.
22:30
Итак, поехали дальше.
Все слова в русском языке имеют свои собственные фонетические ударения. И в трехсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест) двусложные слова желательно располагать так, чтобы их фонетические ударения не соседствовали с ударением размера.
Где искать егО, нЕту ответа:

Вы видите, что здесь два ударения рядом?
Именно поэтому при чтении происходит автоматический перескок ударения вперед:
Где искать Его, нету ответа:

Половина читателей этого не замечают, а другой половине это нервы коробит.
Возможно, к этому имеет отношение музыкальный слух (это мое предположение), который есть не у всех. Но как бы там ни было, опять-таки — нужно стремиться к лучшему. Чего и вам советую.
Кстати, ни у Пушкина, ни у Лермонтова я почему-то таких косяков не замечал. В любых размерах. Если найдете — укажите, буду рад.

22:51
Казус, ты это… кончай насиловать анапест противоестественными способами)))
23:06
Буду все равно! Я даже картон писал специально, чтобы показать, как надо…
Эх, а зачем? Ананас все равно проструктурирует… laugh
23:10
+1
Тогда скажи, милый, почему тебя смутила сверхсхемка на местоимение «его», вполне допустимая, к слову. А вот жесткач жаромглАз не освятил и не заклеймил? А? А?)
в трехсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест) двусложные слова желательно располагать так, чтобы их фонетические ударения не соседствовали с ударением размера
С чего бы? Двусложные слова в трехсложном размере обязательно приведут к появлению дополнительного ударения. Например, в анапесте это произойдет либо в позиции -//, либо как /-/. Но это непременно произойдет, потому что это двухсложные слова в трехсложном размере. Понимаете? Всегда будет. А чтобы этого не было, нужно писать исключительно трехсложными словами с ударением на последний слог. Вы осознаете нелепость такого подхода?
Вы видите, что здесь два ударения рядом?
Здесь ОДНО стопное ударение. Второе ударение в норме не выделяется. Два первых слога в анапесте считаются безударными и ударениями не выделяются.
Именно поэтому при чтении происходит автоматический перескок ударения вперед: Где искать Его, нету ответа
Смотрите, ударение не может перееститься вперед, как вы пишете, потому что там уже есть стопное ударение. В вашем же примере вы его перемещаете назад. С «егО» вы перемещаете на «Его», то есть назад. Но ведь тогда сразу появляется ДВА новые ударения рядом: «искАть Его» (потому что это, внезапно, трехсложный размер). Получается, ударение из «искАть» теперь, по вашей логике, должно переместится назад, и тогда получится «Где Искать Его»? Ах, вот ударение из «где» переместить уже некуда… Может, на предыдущую строку переместить его?
Половина читателей этого не замечают, а другой половине это нервы коробит.
Некоторые люди склонны раздражать себя нелепыми фантомами, это не секрет.
Возможно, к этому имеет отношение музыкальный слух (это мое предположение), который есть не у всех.
Я даже спорить не стану. Просто оставлю это здесь. В жизни так мало веселья.
Но как бы там ни было, опять-таки — нужно стремиться к лучшему. Чего и вам советую
Не верю, что это можно написать всерьез ))
Если найдете — укажите, буду рад
Вы сами поищите, двусложные слова в трехсложном размере. Собственные ударения обязательно появятся, хоть у Пушкина, хоть у кого. Потому что иначе не бывает, физически невозможно.
Навеяло:

Литератор в отставке, абьюзер анапеста,
Приезжает на море в футболке «zа Рим»,
Смотрит по сторонам: как вокруг всë анаписто,
Для начала неплохо (всех поблагодарим).
Здесь протяжное море и дешëвое пиво,
Если выйти от пляжа, метров триста пройти.
Музыкант под гитару, в порыве мотива,
Закидает аккордами всех травести.
Незнакомые улицы, где здесь библиотека?
Где здесь улица Ленина? Где ближайший ломбард?
Литератор похож на австралопитека,
А на фоне гитары — он практически бард.

Андрей Недавний
21 июля 2022 года
08:43 (отредактировано)
Собственные ударения обязательно появятся, хоть у Пушкина, хоть у кого.

Совершенно верно. Другое дело — где они появятся и как будут звучать.
Я вот все ждал, когда же вы доберетесь до стихов. Дождался. Пока вы структурировали каждое предложение в прозе, разбирая ее на молекулы и формулы, мне было по барабану. Если это хобби — флаг вам в руки. Каждый находит дело по интересам. Но теперь вы влезли в стихи с линейкой и шаблонами, и пытаетесь доказать, что здесь все работает строго по формулам, как в математике. Смею вас заверить — вы заблуждаетесь.
Слово — не буква и не цифра. Оно может существовать своей жизнью независимо от размера, а про словосочетания я вообще ничего говорить не буду. Здесь даже ежику понятно, что отдельно взятое слово может вести себя по-разному в различных словосочетаниях и предложениях. И стихотворный размер — не прокрустово ложе.
В вашем же примере вы его перемещаете назад.

Нет. В моем примере я перемещаю его именно вперед. Вперед слова, вперед строки.
Видите, мы с вами даже на разных языках говорим.
В жизни так мало веселья.

Это вы по поводу музыкального слуха? Сочувствую, если его у вас нет. На впихивание как попало слов в шаблоны это не влияет. Веселитесь дальше.
Но если вас все же беспокоит то, что вы не слышите при чтении косяков, которые видны другим — не расстраивайтесь. Люди разные. И слышат стихи по-разному. Если кто-то чем-то обделен, значит наделен в противовес чем-нибудь другим.
Например — штангенциркулем и логарифмической линейкой.)))

*кто-нибудь компот из ананаса будет? налетай!* laugh
Ну, ну, ну, Казус, не нужно распускаться. Выбросьте из могучей горсти поднятую с земли дурнопахнущую липкую субстанцию. Потом ее бросите в моем направлении, потом. Сейчас соберитесь. Осталось совсем немного.
Вот этот ваш пассаж поясните, пожалуйста:
В моем примере я перемещаю его именно вперед. Вперед слова, вперед строки.
В русском языке пишут слева направо, это норма. Получается, вправо — это вперед, по направлению движения письма или чтения. Влево — назад, против направления движения. Вы перемещаете ударение с «егО» на «Его», то есть, перемещаете против движения, то есть — назад. Откуда у вас берется «перемещаю вперед»? Почему вы настаиваете на «вперед слова», «вперед строки», если вы сдвигаете ударение против движения письма и чтения?
В остальном — спасибо, уже неинтересно. Обшие вскрики про
отдельно взятое слово может вести себя по-разному…
это банальное пустозвонство, не опровергаемое и не доказуемое без указания дополнительных условий.
И стихотворный размер — не прокрустово ложе.
А вот это очень правильная фраза, но ведь именно вы выискиваете мифические «сбои» повсюду, куда заводит вас «музыкальный слух». )) Так что это больше к вам, чем ко мне.

Напоминаю, осталось выяснить про направление движения ударения.
17:18 (отредактировано)
Стих неизвестного) автора, под которым мы с вами находимся, читается слева направо и сверху вниз. У него есть начало и есть конец. Когда я пишу, что ударение перемещается вперёд, оно идёт именно вперёд, то есть в начало стиха.
Соответственно назад — в конец.
Ну стих — это же не движение поезда по рельсам. Это, если хотите, статичный объект, замерший в буквах на листе или экране.
Ещё раз — видите, насколько мы с вами разные люди?)) Даже право-лево можем воспринимать по-разному.
Не обижайтесь на меня.)
Приношу извинения, если задел ненароком.)
19:41 (отредактировано)
Я понял, спасибо. Для вас «вперед» это «в начало». Возможно, различие диалектного словоупотребления. Дело, впрочем, десятое, вперед/назад. Вопрос остается: с какого перепуга ударение вдруг поскакало с нормального места на ненормальное, никакой логикой не объяснимое? Отвечать не обязательно, но, если соберетесь ответить, то, пожалуйста, избегайте общих фраз и цепляний к моему позывному.
20:50 (отредактировано)
никакой логикой не объяснимое?

Да почти все можно объяснить. По поводу перескока ударений есть в блогах у Ветра. Там что-то связанное со слабыми и сильными ударными соседствующими слогами. Я давно читал и уже не помню. И не собираюсь читать снова, чтобы понять конкретный механизм, который он обозначил. Знаете, почему? Потому что воспринимаю этот механизм интуитивно.
Если вы не можете так, как я — почитайте. Найдите. Почему этим скучным делом должен заниматься я? Знаете ли, когда я начинал писать стихи, у меня тоже были такие ошибки. Сейчас сброшу ссылку. Почитайте стих и комментарии Хагока под ним. А потом продолжу по существу беседы.
litclubbs.ru/articles/32249-zvezdochki-kostochki.html
Он написан дактилем и там слова типа «моИ» вдруг почему-то превращаются в мОи". Хотя находятся строго в размере. И Хагок там прав.
Я это понял. Потом почитал Ветра.
Поймите, стих — это не набор четко построенных фраз, рифмованных или нет. Стих — это музыка, которая звучит в мозгу. Либо четко-ритмичная, либо ласково-нежная и т. д. И когда стих гармонично затекает в мозг, повинуясь своему ритму, мозг не задумывается о том, в каком размере он написан. Да плевать на это!
О размерах мозг начинает задумываться, когда случается какой-либо некомфортный для него сдвиг. А если таких несколько, мозг расстраивается). И случается такое именно тогда, когда слова стиха крутят свою игру, не повинуясь автору, который вдруг решил, что раз он засунул их в размер, они будут послушными. Нет, это не так. Они не будут послушными, потому что стих — не формула. Стих — музыка.
Надеюсь, вы услышали меня.
цепляний к моему позывному

Извините, не могу). Он мне ндравится. laugh
22:03 (отредактировано)
Нет, спасибо, «интуитивно» означает, в общем-то, «никак». Но я совсем не настаиваю на ответе. Нет проблем.
Комментарии прочел. Это разводилово, основанное на большей/меньшей акцентировке слога в диалектных говорах. Кто-то «ударяет» на «о», кто-то проскакивает через «а» или менее определенный звук. Попробуйте прочитать через неударную «а» и все эти псевдо-сбои испарятся. Там другая проблема, там в дактиле получаются «вымои», если слитно читать. Но это именно проблема чтения, звучания, а не письменного текста. Это, вообще-то, три разные проблемы.
22:13 (отредактировано)
Нет. Дактиль ничем не отличается от других трехсложных размеров. Разве что тем, что для русского языка в нем писать проще, как и хореем. А проблема чтения и звучания напрямую связана с поэзией. И письменный текст (точнее — автор) может принимать эту проблему во внимание, а может не принимать. В первом случае стихи получаются гораздо мелодичнее и красивее. А во втором — такие, какие получаются.
А вы опять меня не понимаете, пытаясь объяснить существующую природу вещей чистой механикой. Увы, вы просто не понимаете меня, хотя я пишу четко и ясно. Без всякой воды. Видимо, у нас разные взгляды на этот самый существующий порядок вещей.
Ну да ладно. Всего вам хорошего в стихосложении. Но блоги Ветра почитайте на досуге.
*гадство! кто-нибудь Ветру памятник поставит, наконец? С фонарем-маяком, чтоб я к нему всех не отсылал?!!! пусть за рекламу платит!*
22:19
Разве что тем, что для русского языка в нем писать проще, как и хореем.
это откуда такое?
Казус, я понял. У вас это «интуитивно». У меня — нет. Проблемы чтения, звучания и письменного теста — это три разные проблемы. Можно их перемешивать, можно разделять. «Мелодичнее и красивее» это не вопрос стихосложения, а вопрос привычки или предпочтения, или еще чего-то подобного. К поэзии это не относится.
Готов принять, что я вас не понимаю ))
22:30
От верблюда. ©
А проще писать мне. Вы против? tongue
22:31
Готов принять, что я вас не понимаю ))

Ну вот и разобрались, наконец! )))
22:37
ну разве что от верблюда, бла-бла опять, потому что это ересь. Чернышевский что-то говорил, про трехсложники, что они лучше для русского, а ямб-хорей для немецкого.
Ну вы, конечно, носитель русского, но слава богу не единственный.
22:51 (отредактировано)
потому что это ересь.

Ну вы, конечно, носитель русского, но слава богу не единственный.

Я тоже этому очень рад.

Эх! Не переведутся на Руси еретики здравые,
И попрут они к черту рифму корявую!
ОтвислопУпят везде ударения,
Осчастливив поэтов спасением!
22:52
как обычно
22:56
И слава богу. Значит — жив еще!))
23:19
че вам будет-то…
23:27 (отредактировано)
Вдруг мысль прекратится?)

Я сомневаюсь, значит я есть. (Блаженный Августин).
Я мыслю, значит я есть. (т.е. существую). (Декарт).
Я пишу стихи, значит я есть. (Казус ©)))).
23:34
ну так и пишите стихи
21:03
+2
Но здесь же тебя ваще без ударения читается. unknown
21:34
Читайте на здоровье без ударения). А у меня так не получается.)
А вы, оказывается, сами в дуэли участвовали? И при этом тут свои инсинуации набрасывали? Ой, вы стрёмный какой…
20:09
+3
Отличная дуэль, кстати. Все работы очень достойные.
08:10
Хм… начало за здравие (хотя, тоже сомнительно), а концовка — недо-ваха… простите, не зашло
22:03
+3
Ничо не понимаю в поэзии, но
солнце-лето-проводная нить.

это каеф
и стихи протехномагов))
22:34
+3
Спор Казуса с ананасом как таковой в целом тоже поэзия. Отдельный жанр.
22:39
+1
В таблицу с формулами помещать не будете?))
22:43
+2
Погодите, у меня другое аплуа, сейчас, сейчас… а, в список на написание фанфиков помещу!
23:53 (отредактировано)
+2
Да Лакро уже кучу таких написал. Там даже есть один, написанный со мной в соавторстве. Про тюрьму литераторов, где всех критиков расстреливать собрались в связи с изменившимся законодательством. Попросите его, он ссылку выдаст. Кстати — ржачный рассказик. Рекомендую.
*да, надо сходить, перечитать. пошел, хоть поржу на ночь*
23:58
+1
Он уже там )
00:08
+1
Я про вас с ним не забыла. Даже обдумываю куда это можно ненавязчиво втулить.
Но одно другому не мешает. С анансом отдельный пейринг!
00:14 (отредактировано)
+2
Ну хоть не треугольник… crazyЯ таки в основном по прозе )
Комментарий удален
00:18
Во, нашел.
Актуальненькая вещь, оказывается, даже сейчас.
litclubbs.ru/articles/30744-kazhdomu-vozdastsja.html
00:33
+1
гггг
смешно
Я ж это, эротикой грозилась.
00:38
Дак там эротики — выше крыши)).
Растрынделись, разгунделись, то рифмовка им не нравится, то монорим-немонорим… но ГОЛОС оставить никто так и не удосужился, а ведь стих-то хорош! Так что пусть этим «кто» буду я. Патаму что нравица! И идея романтическая, и рифмовка, и ваще всё! bravo
11:46
+3
Ещё со старта дуэли почитал стихи, но комментарии писать было некогда. Тем не менее, отмечусь хотя бы здесь, потому что понравилось. Особенно в рамках веками обсосанной темы, которую всё ещё пытаются раскрывать пейзажкой.
ГОЛОС сюда. Потому что небанально. А ещё потому что стройно и красиво.
22:49
+4
Фантастика)))
солнце-лето-проводная нить.
thumbsup
23:03
+3
Хорошо сделано, первые два катрена прямо очень нравятся. Потом, правда, началось что-то галактическое и малопонятное, но финал — огонь ))) Спасибо!
Загрузка...
Андрей Лакро