Потерялось лето
Текст:
На безмолвных, холодных планетах,
в безнадежной, застывшей дали
растерялось, рассеялось лето,
не успев долететь до Земли.
Оттого не теплеют рассветы,
не звенят золотые шмели,
что беспечное млечное лето
не успело коснуться Земли.
Где искать его, нету ответа:
все следы на остывшей пыли
закатал галактический ветер
в абсолютные кельвин-нули.
Но, в железные робы одеты,
жаром глаз разжигая огни,
техномаги в тяжелых ракетах
вихревые стянули ремни.
Дуговыми фонтанами света
истощая недвижный гранит,
проложили дорогу до места,
где Вселенная тайны хранит.
И теперь, ярче жгучей кометы,
чтобы в Землю тепло заземлить,
через черные дыры продета
солнце-лето-проводная нить.
И рифмовка тоже порадовала небанальным подходом.
Прощаю)
Типа:
розы
слезы
угрозы
морозы
Или нет?
А теперь щитаем процент…
А! Не!
Это СТЕРЕОРИМ!
)))
Но Науменко был круче.
Лето… Уу, уу, я купил себе штиблеты, уу, уу…
Лето… у-у-у, я изжарен, как котлета, у-у-у… (или растаял как конфета? не суть важно))).
Здесь не сбой размерный. Здесь сбой ритма. Об этом много раз писалось на сайте, мне лень в это углубляться.
У меня в голове не пойми что: то ли жужжит, то ли звенит. Автор, ну что вы так? Это же пчелам читать надо! Глядишь — не покусают.
И кило киловаттов добыть.
Здесь, видимо, героическая Жестокая Галактика. Но с человеческим лицом.
Правда, не поэтическим, а с откровенно физическим. Ну, для НИИЧАВО стих очень даже удался.
Это ни в каком месте не сбой ритма. Подчиненное по смыслу слово «его» полностью ложится в безударные анапестовые слоги, читается без ударений. Даже если насильно акцентировать ударение на «егО», то и тогда ошибки не будет. Появится квази-аналог бакхической стопы, хотя к такому объяснению можно не прибегать, просто снимая ударение, как в живой речи. В трехсложных стопах это совершенно не ошибка.
На тот случай, если у вас возникнет желание спорить.
Строка у автора: «где искать его, нету ответа» (--/ его/ --/ — )
Строка у Блока: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!» (--/ тебя/ --/ — )
Ритмически строки идентичны. На два безударных слога второй стопы там и там приходится двусложное слово с естественным ударением на второй собственный слог. Даже пунктуационные знаки присутствуют в обоих случаях. В чем здесь проблема? Тоже, наверное, станете читать «тЕбя»? ))
Вы бы уже нормально углубились один раз, чтобы больше не придумывать ерунды и не смущать людей.
А к аллитерациям вы зачем придрались? Это вообще непонятно к чему, аллитерации-то вас чем огорчили? В стихотворении полно аллитераций, и на «л» и на «ж» и других.
Ну да. Даже у Блока здесь «Узнаю тЕбя жизнь! Принимаю!». Но это Блок. Пусть будет, хотя Блок — не бог. Нужно стремиться к лучшему, уважаемый Ананас.)
То, что не считается ошибкой в размере, еще не значит, что идеал. То есть — чтение стиха без всяких ритмических косяков. Посмотрите в блогах у Ветра о стихосложении. Он об этих перескоках ударений писал.
Здесь, на БС, возникали неоднократно споры о трехсложных размерах. Вы, видимо, не читали все эти поэтические бредни. Ну, попробую объяснить еще раз. Одну минутку, в следующем комменте.
Все слова в русском языке имеют свои собственные фонетические ударения. И в трехсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест) двусложные слова желательно располагать так, чтобы их фонетические ударения не соседствовали с ударением размера.
Вы видите, что здесь два ударения рядом?
Именно поэтому при чтении происходит автоматический перескок ударения вперед:
Половина читателей этого не замечают, а другой половине это нервы коробит.
Возможно, к этому имеет отношение музыкальный слух (это мое предположение), который есть не у всех. Но как бы там ни было, опять-таки — нужно стремиться к лучшему. Чего и вам советую.
Кстати, ни у Пушкина, ни у Лермонтова я почему-то таких косяков не замечал. В любых размерах. Если найдете — укажите, буду рад.
Эх, а зачем? Ананас все равно проструктурирует…
Здесь ОДНО стопное ударение. Второе ударение в норме не выделяется. Два первых слога в анапесте считаются безударными и ударениями не выделяются.
Смотрите, ударение не может перееститься вперед, как вы пишете, потому что там уже есть стопное ударение. В вашем же примере вы его перемещаете назад. С «егО» вы перемещаете на «Его», то есть назад. Но ведь тогда сразу появляется ДВА новые ударения рядом: «искАть Его» (потому что это, внезапно, трехсложный размер). Получается, ударение из «искАть» теперь, по вашей логике, должно переместится назад, и тогда получится «Где Искать Его»? Ах, вот ударение из «где» переместить уже некуда… Может, на предыдущую строку переместить его?
Некоторые люди склонны раздражать себя нелепыми фантомами, это не секрет.
Я даже спорить не стану. Просто оставлю это здесь. В жизни так мало веселья.
Не верю, что это можно написать всерьез ))
Вы сами поищите, двусложные слова в трехсложном размере. Собственные ударения обязательно появятся, хоть у Пушкина, хоть у кого. Потому что иначе не бывает, физически невозможно.
Литератор в отставке, абьюзер анапеста,
Приезжает на море в футболке «zа Рим»,
Смотрит по сторонам: как вокруг всë анаписто,
Для начала неплохо (всех поблагодарим).
Здесь протяжное море и дешëвое пиво,
Если выйти от пляжа, метров триста пройти.
Музыкант под гитару, в порыве мотива,
Закидает аккордами всех травести.
Незнакомые улицы, где здесь библиотека?
Где здесь улица Ленина? Где ближайший ломбард?
Литератор похож на австралопитека,
А на фоне гитары — он практически бард.
Андрей Недавний
21 июля 2022 года
Совершенно верно. Другое дело — где они появятся и как будут звучать.
Я вот все ждал, когда же вы доберетесь до стихов. Дождался. Пока вы структурировали каждое предложение в прозе, разбирая ее на молекулы и формулы, мне было по барабану. Если это хобби — флаг вам в руки. Каждый находит дело по интересам. Но теперь вы влезли в стихи с линейкой и шаблонами, и пытаетесь доказать, что здесь все работает строго по формулам, как в математике. Смею вас заверить — вы заблуждаетесь.
Слово — не буква и не цифра. Оно может существовать своей жизнью независимо от размера, а про словосочетания я вообще ничего говорить не буду. Здесь даже ежику понятно, что отдельно взятое слово может вести себя по-разному в различных словосочетаниях и предложениях. И стихотворный размер — не прокрустово ложе.
Нет. В моем примере я перемещаю его именно вперед. Вперед слова, вперед строки.
Видите, мы с вами даже на разных языках говорим.
Это вы по поводу музыкального слуха? Сочувствую, если его у вас нет. На впихивание как попало слов в шаблоны это не влияет. Веселитесь дальше.
Но если вас все же беспокоит то, что вы не слышите при чтении косяков, которые видны другим — не расстраивайтесь. Люди разные. И слышат стихи по-разному. Если кто-то чем-то обделен, значит наделен в противовес чем-нибудь другим.
Например — штангенциркулем и логарифмической линейкой.)))
*кто-нибудь компот из ананаса будет? налетай!*
Вот этот ваш пассаж поясните, пожалуйста: В русском языке пишут слева направо, это норма. Получается, вправо — это вперед, по направлению движения письма или чтения. Влево — назад, против направления движения. Вы перемещаете ударение с «егО» на «Его», то есть, перемещаете против движения, то есть — назад. Откуда у вас берется «перемещаю вперед»? Почему вы настаиваете на «вперед слова», «вперед строки», если вы сдвигаете ударение против движения письма и чтения?
В остальном — спасибо, уже неинтересно. Обшие вскрики про это банальное пустозвонство, не опровергаемое и не доказуемое без указания дополнительных условий. А вот это очень правильная фраза, но ведь именно вы выискиваете мифические «сбои» повсюду, куда заводит вас «музыкальный слух». )) Так что это больше к вам, чем ко мне.
Напоминаю, осталось выяснить про направление движения ударения.
Соответственно назад — в конец.
Ну стих — это же не движение поезда по рельсам. Это, если хотите, статичный объект, замерший в буквах на листе или экране.
Ещё раз — видите, насколько мы с вами разные люди?)) Даже право-лево можем воспринимать по-разному.
Не обижайтесь на меня.)
Приношу извинения, если задел ненароком.)
Да почти все можно объяснить. По поводу перескока ударений есть в блогах у Ветра. Там что-то связанное со слабыми и сильными ударными соседствующими слогами. Я давно читал и уже не помню. И не собираюсь читать снова, чтобы понять конкретный механизм, который он обозначил. Знаете, почему? Потому что воспринимаю этот механизм интуитивно.
Если вы не можете так, как я — почитайте. Найдите. Почему этим скучным делом должен заниматься я? Знаете ли, когда я начинал писать стихи, у меня тоже были такие ошибки. Сейчас сброшу ссылку. Почитайте стих и комментарии Хагока под ним. А потом продолжу по существу беседы.
litclubbs.ru/articles/32249-zvezdochki-kostochki.html
Он написан дактилем и там слова типа «моИ» вдруг почему-то превращаются в мОи". Хотя находятся строго в размере. И Хагок там прав.
Я это понял. Потом почитал Ветра.
Поймите, стих — это не набор четко построенных фраз, рифмованных или нет. Стих — это музыка, которая звучит в мозгу. Либо четко-ритмичная, либо ласково-нежная и т. д. И когда стих гармонично затекает в мозг, повинуясь своему ритму, мозг не задумывается о том, в каком размере он написан. Да плевать на это!
О размерах мозг начинает задумываться, когда случается какой-либо некомфортный для него сдвиг. А если таких несколько, мозг расстраивается). И случается такое именно тогда, когда слова стиха крутят свою игру, не повинуясь автору, который вдруг решил, что раз он засунул их в размер, они будут послушными. Нет, это не так. Они не будут послушными, потому что стих — не формула. Стих — музыка.
Надеюсь, вы услышали меня.
Извините, не могу). Он мне ндравится.
Комментарии прочел. Это разводилово, основанное на большей/меньшей акцентировке слога в диалектных говорах. Кто-то «ударяет» на «о», кто-то проскакивает через «а» или менее определенный звук. Попробуйте прочитать через неударную «а» и все эти псевдо-сбои испарятся. Там другая проблема, там в дактиле получаются «вымои», если слитно читать. Но это именно проблема чтения, звучания, а не письменного текста. Это, вообще-то, три разные проблемы.
А вы опять меня не понимаете, пытаясь объяснить существующую природу вещей чистой механикой. Увы, вы просто не понимаете меня, хотя я пишу четко и ясно. Без всякой воды. Видимо, у нас разные взгляды на этот самый существующий порядок вещей.
Ну да ладно. Всего вам хорошего в стихосложении. Но блоги Ветра почитайте на досуге.
*гадство! кто-нибудь Ветру памятник поставит, наконец? С фонарем-маяком, чтоб я к нему всех не отсылал?!!! пусть за рекламу платит!*
Готов принять, что я вас не понимаю ))
А проще писать мне. Вы против?
Ну вот и разобрались, наконец! )))
Ну вы, конечно, носитель русского, но слава богу не единственный.
Я тоже этому очень рад.
Эх! Не переведутся на Руси еретики здравые,
И попрут они к черту рифму корявую!
ОтвислопУпят везде ударения,
Осчастливив поэтов спасением!
Я сомневаюсь, значит я есть. (Блаженный Августин).
Я мыслю, значит я есть. (т.е. существую). (Декарт).
Я пишу
стихи, значит я есть. (Казус ©)))).это каеф
и стихи протехномагов))
*да, надо сходить, перечитать. пошел, хоть поржу на ночь*
Но одно другому не мешает. С анансом отдельный пейринг!
Актуальненькая вещь, оказывается, даже сейчас.
litclubbs.ru/articles/30744-kazhdomu-vozdastsja.html
смешно
Я ж это, эротикой грозилась.
ГОЛОС сюда. Потому что небанально. А ещё потому что стройно и красиво.