Ольга Силаева

Сестрица

6+
Сестрица
Работа №4. Тема дуэли: Налево от холодильника
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Ее тогда спешно увезли, а дом «травили». Сколько ей было, восемь, девять? Верея не помнила.

От станции около километра в гору. Верея шла, сумки в руках, на голове косынка – от палящего солнца. Зелень, зелень вокруг, пчелы кружат, растут репешок и сныть, сон-трава и душица. А раньше здесь были поля, и молодые мужчины складывали по осени сено, солому в копны, а дальше – в скирды, в ометы, в одонья.

Возвращаться боязно, и ведь она точно помнила: «травили» дом. Кто знает, может быть, никого не осталось, ничего не осталось, лишь прогнившие доски да ржавчина, и на солнце – пыль.

Страшно.

Впереди – каменные коттеджи, впереди – высокие заборы, и где-то там, среди них, ее старый дом. Травили-травили, да ведь не продали. Почему? И правда: почему?

Поселок облагородили: клумбы, и детские площадки, и тренажеры на открытом воздухе, будто нет в каждом из этих коттеджей своего тренажерного зала в подвале иль на чердаке.

Она вспомнила чердак. Хранилище странных сокровищ: стула с отломанной ножкой, желтых книг и газет, старой, котом разодранной софы, древнего холодильника. Там было ее прибежище, ее территория, которую маленькая Верея устроила на свой вкус: развесила вдоль стен старые рваные полотенца, в холодильник – ну и что, что неработающий – убрала ингредиенты для «зелий», которые варила в майонезных ведерках, все поверхности, какие могла, покрыла пожелтевшими кружевными салфетками. Получилось странно уютно.

Вот и «сестричка» так говорила.

Верея покачала головой, высматривая таблички с номерами домов, чтоб понять, куда повернуть. Сколько ей было тогда – семь, восемь? – а путь она все еще помнила. Тот, старый путь. За тридцать лет… как же все изменилось. Сделали ремонт – целого поселка.

Сквозь высокие ограды и каменные стены она видела тот, старый, ушедший мир – мир деревянных покосившихся заборчиков с редкими зубьями, домов, окруженных огородами, густых кустов малины по обеим сторонам дороги. Синей краской кое-как на домах намалеваны номера, а улицы никак не назывались, только так, для своих: «главная», «круговая», «кривая», «длинная».

Сейчас, вспоминая, она странно, как-то преувеличенно любила все это, а тогда? Маленькая, взбалмошная, неусидчивая, общительная просто-таки чересчур. Да, наверное, тогда она тоже это место любила. По-другому – но любила.

Верея свернула налево и – замерла, споткнулась, захлебнулась воздухом. Вот он, дом ее детства.

Некогда, кажется, светло-зеленый. Двухэтажный, с подполом и чердаком. На окнах белые наличники, справа что-то навроде башенки. Резное крыльцо, а сразу за домом – баня из толстых тяжелых бревен. Говорили, что прадед все строил сам.

Больно. Больно, плохо, и плакать хочется. Окна – не выбиты, но разбиты. Рассохлись, покосились от времени, стекла уехали вниз. В крыше «башенки» зияет дыра. И весь дом какой-то старый, больной, седой, покрытый сетью трещин-морщин и, кажется, ставший немного ниже.

Огорода нет. Теплиц – нет, проглядывают в высокой траве кирпичи от фундамента. Летней веранды нет, скамья, верно, рухнет, если присесть. И все – пусто, и все – грустно.

Правда никого не осталось?

Пока шла сюда, Верея видела такие участки: заросшие, с развалившимися строениями или вовсе пустые, разве только с горами мусора. Она знала, чего ожидать, она заранее себя готовила, и все-таки – разве можно подготовиться к тому, что погублено твое прошлое? Что все, что жило, играло красками на солнце и защищало от дождя, стояло твердо и было в порядке, окажется разрушенным, тусклым, пыльным, потрескавшимся. Почти мертвым.

Забор, теперь серый, весь покрытый лишайником, как ни странно, еще стоял, и открылся ржавый запор. Верея вошла, осторожно ступая на редкие, оставшиеся от деревянного настила доски.

Все это ничего. Покосившееся – только бы не прогнило. Пыльное – только бы не ограблено. Потрескавшееся – только бы не опустошено. Все поправимо. Все поправимо.

Только б не пусто.

- Сестрица, - она позвала. – Сестрица!

Ответа не было.

***

И работа пошла.

Приехали инструменты, материалы, банки с краской. Верея не строила заново, не переделывала – она тщательно восстанавливала все, что было разрушено.

Все, что не могла делать сама, выполнялось под ее присмотром. Ничего нельзя было нарушить – но что такое могло нарушиться, она бы сказать не могла.

Здесь не нужно было обдумывать, делать умозаключения, приходить к логическим выводам. Верея чувствовала, ощущала, помнила – и каким-то образом знала, что этого было достаточно. Не нужно размышлять, почему дом непременно снова должен стать того же светло-зеленого цвета – цвета «зеленого мха», как она узнала из каталога. Почему узор на наличниках такой, а не этакий. Почему доски крыльца такой ширины.

Она угадывала, что так должно быть. Ведала.

«Наверно, так можно писать рассказы, стихи или музыку, - она думала. – Подхватываешь вот так, аккуратно, какой-то поток в голове, и осторожно ему следуешь. Внимаешь, обращаешься бережно. А что это за поток – твои ли идеи, воспоминания, или часть некой универсальной, общечеловеческой памяти, единого существа, разума разумов – кто знает, да и нужно ли знать».

По вечерам Верея поднималась на чердак.

Здесь она тоже приступила к уборке – медленно, осторожно. Начала от лестницы и постепенно, постепенно приближалась к старому холодильнику. Подмести, убрать паутину, стереть пыль. Шаг за шагом.

Перед сном она усаживалась на старую софу – софа отчаянно скрипела – и принималась за рукоделие. Теплый свет лампы освещал все вокруг – и пяльцы. Сначала Верея мурлыкала какую-то мелодию, потом напевала, потом принималась говорить, как бы сама с собой:

- Помню, как-то весною начали пропадать продукты: немного сыра, немного молока, немного хлеба. Всегда – последний кусок или последние полкружки. Мать винила меня, кричала, звала эгоисткой. Говорила, что вечно съедаю самое вкусное. А потом как-то она готовила рагу – а я его терпеть не могла и не ела – и за ужином вся семья поперхнулась. Смотрят: а в нем сурепка.

Или:

- Стал кот по ночам «тыгыдыкать». И не молодой был, а, видимо, начал носиться: шуметь, скакать, ронять вещи, особенно посуду. И всегда оказывался не там, где шумело. И вот отец как-то ночью пошел его ловить, а навстречу дед, почему-то в шапке. «Ты чего не спишь?» - отец спрашивает. «Ничего, скоро высплюсь», - тот отвечает. Наутро дед вспомнить даже не мог, что вставал. «Спал я, - говорит, - никакой кот меня не разбудит, хорошо сплю. Разве только сердце перед сном колет». А через неделю дед умер. И «кот» шуметь перестал.

Или:

- Варим вот какое зелье. Сначала котовник, пара цветков боярышника, горсть цветков липы, мяты три листа и зверобой. Или – сначала котовник, целые цветки ромашки, тысячелистник, чабрец. Мать ругалась, что перевожу травы, перевожу чай. Пришлось перейти на амброзию, подорожник и пырей, а еще листья малины. Живот болел три дня. Мать потом месяц хваталась то того, то другого. Потеряла на огороде кольцо – так и не нашла.

Поговорив так и даже успев что-то вышить, Верея вставала и с надеждой глядела в дальний угол чердака, налево от холодильника. Там стоял старый шатающийся стул, погребенный под кипой белья. Этот угол она не трогала. Порой, во время песни или рассказа, ей слышалось, будто кто-то там копошится.

***

Баня сохранилась на удивление хорошо – единственное, пришлось подлатать кровлю. Верея прогнала ос с потолка предбанника и принялась за уборку.

- Хватит мести-то. Пора уж попариться.

Она замерла. Медленно, медленно обернулась.

Никого.

- Ну, куда смотришь. Я под полком.

Она поклонилась.

- Ишь, какая. Смирная. Знаешь, ведаешь. Другая б была, не заговорил бы. Только попарилась бы, а? Мне вперед людей нельзя, а страсть как хочется.

- Я… вас не знаю. Вы… тут всегда жили? – она подбирала слова.

- Всегда – не всегда, а сколько баня стоит, столько жил. Не знаешь, понятно, мала была. Бабка внутрь заносила, мылила, водой обкатывала, да и уносила, всю закутавши. Видел-то тебя редко. Хозяюшка, та да, та с тобой только что днями не разговаривала.

Она напряглась, подобралась.

- Знаешь… хозяйку?

- Как не знать? Всем хозяйством заведует, банею тож. Один раз подговорила мать твою кипятком обжечь, ну и рад стараться.

- Это за что?

- За дело, стало быть. Просто так не наказывала.

Она помолчала. Голос тоже умолк.

- А она… здесь?

Он не ответил. Потом вздохнул.

- Здесь-то здесь. Там, то бишь. Обижена она. Не выйдет.

- Обижена? На меня?

Голос молчал. Верея не решилась продолжать эту тему. «Посмотрим, - решила она. – Посмотрим».

- А вы… банник?

Тишина.

Верея отставила веник, присела, взглянула.

Под полком сидел белый заяц.

***

Так она их «возвращала», постепенно, одного за другим. Будила от сна. За банником – байницу. За байницей – сарайника, затем огородника, как только вскопала первые грядки. За огородником – овинника. Ему, бедному, совсем было нечем заняться, и Верея придумала: вместо затопки гумна пусть смотрит за компостною ямой. Овинник бранился, упирался, бараном с разбегу налетел на новый сарай. Но – послушался. Или слишком уж было скучно, или… она приказала.

Иногда, Верее казалось, она ее видела. Краем глаза, вполоборота. Большая, пышная серая кошка. Не поймаешь и взглядом – мелькнет только кончик хвоста.

Они были незлыми. Банник и байница, огородник, овинник, и даже кикимора – та все больше пряталась и лишь иногда показывалась, обычно подталкивая к свету то, что Верея искала и не могла найти взглядом. Они не боялись молитв, не боялись икон, расставленных в красном углу. «Тоже ведь Божьи создания, - говорила, помнится, бабушка. – Им и нужно все то же, что нам: работа, забота и ласка».

Перед тем, как идти спать, Верея теперь ставила блюдце с молоком на крыльцо, оставляла на огороде хлеб, сыр – в бане. На чердак относила любимый когда-то «сестрицей» кефир. К утру кефир не исчезал, но, ей казалось, его становилось немного меньше.

Их застали однажды, ее и «сестрицу», внешне точную копию Вереи, на чердаке за варкой «зелий». Так они были увлечены, что даже та, вторая, всегда такая чуткая, не услышала. Верее порой по ночам снился тот жуткий материн крик – не крик, вопль.

Ее тогда спешно увезли, а дом «травили». Сколько ей было, девять, десять?

***

Дом восстановлен, разбит огород, и в бане по вечерам поднимаются клубы пара. Наконец Верея пошла на станцию – встречать.

- Яна, моя Яна, - поцелуй в макушку. – Как тебе было у бабушки?

Яна поморщилась, веснушки запрыгали. Верея вела ее за руку, на самых крутых местах несла на закорках.

Дом, грядки, баня, сарай – Яну все привело в восторг.

- Мы теперь тут будем жить?

- Будем. Я скоро куплю машину.

Яна плюхнулась на новую скамью, лицо подставила солнцу. Волосы у нее русые, глаза – карие.

Верея зашла в дом.

- Слышишь? Мы будем тут жить! Дочь здесь. И я тебя не оставлю.

Повернулась налево и замерла, споткнулась, захлебнулась воздухом. С лестницы на нее смотрела женщина – глаза усталые, волосы тронуты сединой, на лбу морщины. Неужели она, Верея, так теперь выглядит?

Смотрела женщина в упор, не моргая, и на мгновенье Верея увидела: там, в глубине зрачков – девочка. Взбалмошная, неусидчивая, чересчур-таки даже общительная. Развешивает дырявые полотенца по чердаку, варит волшебные зелья.

Она помнила, домовиха, домаха. Хозяйка. Женщина медленно, нарочито моргнула, и поднялась наверх. Верея выдохнула – радостно, с облегчением.

Вернулась к дочери. Та гладила огромного черного кота с горящими, как угли, глазами.

- Смотри, я кольцо нашла! А правда, что в доме живет сестричка?

- Правда. Сходи, поздоровайся. На чердаке, слева от холодильника.

+24
18:34
1548
19:12
+3
Очень хороший рассказ. Отличная трактовка сложной темы. Кто подскажет про байницу, никогда не слышала про неё, гугл меняет а на о. Интересно, автор сам её выдумал, или она где-то ещё есть?
21:09
+4
Гуглу можно сказать, чтобы не менял (под запросом — искать только...).
Жена банника — банница (банниха, байница, баенная...)
20:57
+3
Грамотно написанный текст, богатый язык автора. Это не современный сленг, а именно такой красивый мелодичный язык.
Сам слог как будто баюкающий и успокаивающий.
Сначала я переживала, что там за сестрица такая, уж не галлюцинации ли. Но потом когда про банника и кикимор заговорили, поняла что это какой-то сказочный персонаж.

Сам рассказ по стилю напомнил рассказ из первого тура про девочку, которую мать привезла к родне, а сама отправилась ждать сына с войны. Там ещё девочка какого-то дедка всё встречала.

Но если в первом туре, в том рассказе, я удовольствие от чтения не особо получила, то здесь однозначно ГОЛОС!

При чём здесь событий-то особых нет. Нет вот этих всех экшенов, боёвок или суматохе передвижения.
Здесь как будто бы весь мир замер. И главная героиня медленно, целенаправленно восстанавливает родительский дом.

Может быть текст так сильно повлиял на меня, потому что я сейчас в родной деревне, и наблюдаю такие дома каждый день… И каждый день я смотря на них тяжело вздыхаю, потому что в моём детстве, эти дома были полны жизни… А сейчас стоят они — полуразрушенные и никому не нужные…

В общем…
Спасибо Вам Автор, за ваше мастерство и за владение словом!
Удачи!
22:21
+1
в скирды, в ометы, в одонья.

Ну что же, время расширять словарный запас. И сныть я тоже загуглила, думала, что это что-то недоброе, типа «волчья сыть» а оказались очень миленькие цветочки. У нас на лугу тоже растут.

Красивый взрослый текст. Много деталей, но они не мешают друг другу, а складываются в общую картину. Мне больше всего понравилась история с котом и цвет «зеленого мха» в каталоге. Финальная сцена сильная и трогательная.

Но есть один момент, который мне серьезно так мешает.
Смотрите, они все жили в этом доме — Верея, ее родители, и бабушка с дедом. Потом дед умер. Как минимум бабушка знала кое-что про всех этих домовых и даже говорила, что они тоже божие создания. В общем, нормально жили бок о бок.
А потом Верею увидели вместе с Сестрицей и случилась катастрофа. Верею увезли, потом что-то там «травили», потом дом вообще бросили. А почему? Они же знали уже о ее существовании? Или она какая-то особенная была, опасная для детей?
В общем, тут получается или родители Вереи дураки, что бросили хороший крпкий дом, из-за того. что в нем внезапно домовая. Или сама Верея дура, что вернулась в такой опасный дом, да еще ребенка привезла. Кмк это надо было как-то разъяснить в тексте. И была ли жива бабушка на момент «травления»?
08:56 (отредактировано)
+1
Тут проблема в матери Вереи, в какой-то момент детей перестали оставлять с бабушками-дедушками, или просто запретили рассказывать детям такие «сказки». Вот и прервалась преемственность поколений, и стал весь род людской мельчать, хиреть и сокращаться. А духи тоже хотят быть и жить, и пытаются сами достучаться до детей, и с некоторыми это получается. Увы, у людей главенствует мнение, что норма есть то, с чем согласны большинство индивидуумов. Тех же, чьё мнение оказывается в меньшинстве, шельмуют, гонят, запихивают в психушки. Потому что в большинстве своём люди создания ленивые и консервативные, в данный момент тепло, сухо, сытно, спокойно, и больше ничего не надо, а возмутителей спокойствия гнать подальше, чтобы не вынудили вылезать из тёплого логова. Вот и получилось то, что получилось. Невежи и невежды стали считаться самыми умными и авторитетными, а знающих назвали дураками, юродивыми и иже.
Хороший рассказ, с хорошим слогом и знанием темы, дающий надежду на лучшее.
Только «навроде» царапнуло. Слишком уж неуместно звучит это просторечие. Лучше говорить «вроде».
Тем не менее ГОЛОС.
11:59
+2
Очень красивый, затягивающий текст. Уже написали об этом. И фэнтези, и про наследие, поколения, преемственность…
Пожалуй, единственное, чего мне капельку не хватило — образа матери. Она тут пока отрицательный персонаж, из-за которого всё пошло не так. Да, заволновалась, увидев сестрицу. Но ведь знали все об этом? Или нет? До этого никаких странностей не замечала?
Ну и решение уже во взрослом вполне возрасте вернуться в этот дом и остаться там. Должен быть мощный толчок, вероятно. Почему не раньше?.. Но это просто вопрос, о котором задумалась, в рамках рассказа, наверное, не обязательно быть ответу.
18:03 (отредактировано)
+2
Должен быть мощный толчок, вероятно. Почему не раньше?

Вот тут я как-то сразу подумала, что толчком был развод либо смерть мужа. Поэтому и отец Яны в тексте никак не появляется.
А про образ матери согласна. Я вот еще утром перечитала — получается, Яна была с ней во время ремонта. Получается, она сначала дочку бегом из дома увозила, а потом внучку сама посадила на поезд, чтобы в этот дом ехать? Вот здесь не хватает какого-то смыслового куска.
Там тридцать лет прошло, за это время могут государства смениться, не то что взгляды одного человека. Дочь могла убедить мать в своём намерении или мать поняла, что дочь не откажется от своих планов, станция может быть не в этой деревне, а в городе, вариантов множество.
20:57
Про толчок — да, у меня такие же ассоциации возникли, и они меня, признаться, смутили…
05:54
+1
Ох, как же здорово!
Как я люблю — сочный язык, зримые и незатасканные эпитеты, словом, отличное умение владеть словом (каламбур намеренный)!
Тут критиковать практически нечего (разве что нечастые погрешности с запятыми), только учиться.
Учиться, как неправильно составленные фразы превращать не в ляпы, а в изюминки. Как ловко и грамотно разворачивать интригу. Как точными штрихами раскрывать героев.
Мастерское исполнение, великолепно раскрытая тема, замечательные изобразительные средства.
Редко когда так хвалю.
Конечно, ГОЛОС.
13:11 (отредактировано)
+2
Н-да… Сарайник, банник, овинник. Что ж автор забыл про еще одно строение, которое бывает в хозяйстве? Ну, которое на отшибе всегда стоит? Интересно, как зовут его хозяина? Явная недоработка.
Хорошо написанный рассказ. И кот есть. Только при чем здесь белый заяц? Да еще под потолком. Он там что — на лампочке висел? А почему не красный енот?
Еще и не такое увидишь, если начнешь (как ГГ) со стенками разговаривать.
В целом — хороший рассказик. Но для меня скучноватый. Никакой динамики. Чистое болото — замершее, даже без ряби в окнах.
23:54
+1
Не под потолком, а под полком, то есть под полкой, на которой в бане парятся.
02:54
Зато соседний — одна динамика. Сплошь.
И ничего больше.
05:20
Это про каких-то говорящих котов-детективов? Я его не дочитал. У меня уже аллергия на фэнтези котов. Зато дочитал про уральского Карабаса Барабаса Мерлина и сарматов при дворе короля Артура.) Там поживее, чем здесь.
10:22
+1
Насчет белого зайца, наверное, могу подсказать. Точнее, не я, а Википедия:

Банник <...>превращается в вепря, собаку, кошку, лягушку, в белого зайца. Живёт за каменкой или под полком.
20:19
+2
Голос
Очень понравилась атмосфера. Тёплая, приятная, затягивающая.На самой грани сна и яви.
Описания здесь просто замечательные. Ты видишь и дом, и чердак, и холодильник и даже зелья в нём. Вспоминаешь истории из своего детства, когда волшебство было совсем рядом, а ты принимал его, как должное. Это мир, в котором всё хорошо.
Спасибо за удовольствие, автор!
21:39 (отредактировано)
+2
Хороший рассказ, очень гармоничный и ладный. ГОЛОС ему оставлю. Такой неспешный, но внутренне напряжённый текст. Понравилось, как вплетена тема.
И вот вроде всё хорошо закончилось, но меня очень потревожила это встреча с «сестричкой». А вдруг зла она на людей? Вдруг решит проучить маленькую Яну или Верею? Всё-таки боязно. Хотя, конечно, и видно было в глазах на мгновенье воспоминание, а всё же боязно.

ЗЫ: но да, это деревень-фэнтези. Нужен таки современный город, как он есть. Ну или не очень современный, но все же город. И нет, мне не понятно, почему героиня решила вернуться и возродить вот это всё. То есть мне понятны общие мотивы, но нет триггера, нет проблемы, которая подтолкнула к такому возвращению через много лет.
И, кстати, может у нее просто внезапно много денег образовалось — и на ремонт, и на «машину куплю». Но вот не хватает предыстории.
07:02
Мне просто безумно понравилось начало рассказа! Вот прям с первых строк. С первых описаний этой деревни, этого старого домика. Атмосфера передана просто великолепно.

Не поняла вот этот момент:
«Смотрят: а в нем сурепка.» — и что?.. она горькая, ядовитая? Я вот вообще не разбираюсь, гугл мне не помог… мне кажется, что здесь можно было бы немного раскрыть для читателя, какой же такой эффект дала эта самая трава сурепка (ну, зато я теперь знаю, что есть такая трава).

«И не молодой был, а, видимо, начал носиться:» — зачем здесь «видимо»? так начал тыгдтыгать или не начал? Ну понятно, что это не кот, но вот «видимо» — ну лишнее здесь.

Так и чем же их «травили»?.. хотелось бы может хоть пару предложений про это услышать.

В остальном же – это было просто шикарно!
Сомнений быть не может, оставляю
ГОЛОС
здесь!

Очень сильный рассказ. Концовка – отличная.

10:28
+3
Насчет сурепки посмотрела в Википедии, там так:

Нерадивых и нечистоплотных хозяек Домовуха не любила и оттого мстила, подбрасывая в приготовленное такой хозяйкой блюдо сурепки.


Тут она, кажется, отомстила за другое, но, видимо, своим «стандартным» способом.
13:33
Хм. Интересно!)
Наверное она все же дает горечь…
08:55
Все отлично. Но где тут город? Поселок в километре от станции, банник, огородник, домовиха — ну другой же совсем жанр.
12:46
Хорошо, ярко, цельно, один из самых сильных рассказов всего турнира, а в этом круге ему точно конкуренции нет никакой, ГОЛОС
14:26
+2
Проклятый старый дом…
Как гордому жителю подобного поселка, не верится ажно в две вещи: разительное преображение самого поселка и ремонт дома тупо заменой одной доски на другую. Как если бы аргонавты чинили свой корабль не на протяжении всего плавания, а достали со дна морского спустя десятилетия и поплыли дальше. Сырость, мороз, никакого ухода… домишко пригоден только на снос.
Зато с фэнтдопом всё гораздо лучше, хотя решительно не понятно, а как «травили»-то, а главное — зачем, если из дома успешно сбежали?
Придирки придирками, а в этой группе точно ГОЛОС
14:57 (отредактировано)
+1
Хорошо написано, держит, местами волнует. Отражение героини в «сестрице» — отличная авторская находка. Правда, логика отношений между людьми и сущностью у меня пару раз ломалась, а на место так и не вставала, хотя казалось — вот, вот сейчас всё сложится, объяснит. Но нет, вопрос «зачем травили?» остался. Впрочем, осталось и чувство незавершенности какой-то идеи, если она была. Но наверное, это просто про бережное отношение ко всяким домовым, про дружбу с ними — а они типа в ответ помогают…
Но поселок «от станции около километра в гору» — это все же не город, так?

… Разверну все ж: я так поняла, что мать не хотела, чтобы дочка ведуньей становилась, попыталась увезти её от всего этого, но та вернулась через 30 лет по внутреннему зову. Но — и?.. Мне в этой истории какого-то идейного стержня не хватило, похоже.

15:19
Голос сюда. Из всех работ это самая крепкая. Хороший текст. Любителям «экшона» тут, конечно, скучно будет. Но сюжет хорошо выстроен. Правда, мне кажется, лучше было бы если бы Яна хозяйку на контакт вытянула своими действиями, а не фактом приезда.
15:34
Очень хороший рассказ.
Профессиональный, современный (не в плане тематики). Именно построение, стиль.
И жанр на месте. И тема.
Говорить тут что-то ещё особо смысла нет. Рассказ пройдёт дальше.
Наверное, при любых других обстоятельствах я бы остался здесь, но… у меня есть иные соображения. Не обижайтесь.
15:47
Наверное, я просто не на той волне. То что язык литературный, так этим нынче не удивишь. Как и атмосферностью. Героиня и ее рефлексия, с подробным созерцанием. Я не сторонница такой этюдности. Я за внятную историю, в которой события, взаимодействия, развитие героев и реализация идеи. А такое хорошо для поэзии. Простите, не ЦА, не зацепило, не откликнулось. Сейчас жалею сюжетные вещи из других групп, которые не прошли из-за конкурентов. Но это уже моя рефлексия, человека, который читает ради интересных историй.
16:17
А я бы такой фильм посмотрела…
16:30
+1
Очень понравился рассказ. Естественно ) И по скорости, и настроением, и языком. Но есть мои субъективные нюансы:
+ Героиня постоянно захлёбывается воздухом.
+ По количеству описанных чувств — прямо вот на грани с чрезмерностью.
+ Тридцать лет назад героиня знала только хозяйку, а сейчас все дворовые повылезли, кроме неё. С чего бы это?
+ Окончание сильно разочаровало: героиня в начале и героиня в конце — два разных человека. Вначале она была "Ишь, какая. Смирная. Знаешь, ведаешь. Другая б была, не заговорил бы.". Под конец она стала другой, стала хозяйкой вместо домовихи. "Слышишь? Мы будем тут жить! Дочь здесь. И я тебя не оставлю" — слова не смирные, слова властные. И апофеоз властности — слова к дочери: «Сходи, поздоровайся». Типа, у меня там всё решено, подходи, тебе рады будут. А таким зайчиком начинала!
18:16
Окончание сильно разочаровало: героиня в начале и героиня в конце — два разных человека

Разве смысл истории не в том, чтобы герой изменился?
21:12
Закладываемый автором смысл этой истории от меня ускользнул )
Героиня в итоге показала себя не смирной и, соответственно, не ведающей. В конце рассказа условия для выхода домовихи стали хуже, чем в начале. Это изменения для невыхода, или для окончательного ухода домовихи.
Возможно, с этой точки зрения смысл рассказа таков: обмани любимых, если тебе очень надо, это им во благо.
Так я вижу.
21:43
В конце рассказа условия для выхода домовихи стали хуже, чем в начале

Не, вот тут не согласна с вами. Главное же — что героиня дом отремонтировала. Может потому и уверенности прибавилось у нее.
22:57
Да, потому и прибавилось, конечно! Была тихой мышкой, а стала громкой командиршей.
А почему Вы со мной не согласны?
23:10
Но мне очень, очень понравилась сестричка, конечно! И то, что она показалась героине взрослой, а дочке покажется девчонкой — это выше всяких похвал.

Но я бы хотел такого окончания: Верея приобретает ещё капельку уверенности, начинает распоряжаться, как это делала в городе, забирает всё под свою ответственность — и теряет всё не замечая, что всё потеряла. И не замечает, что домовихи уже нет. За всё отвечает сама. Это оттенило бы детство, в которое не сумеет вернуться даже самая успешная женщина.
23:26
Ну, вы исходите из того, что домовихе не нравятся властные хозяева, а нравятся робкие. Я думаю, домовихе главное — чтобы ее не обижали, и чтобы дом в порядке был.

В начале Верея была такая робкая, потому что домовые на нее обижались. Ну и не было уверенности, что с домом все получится. Ну а так она хозяйка дома — ей не надо заискивать перед домовыми. У них должно быть равноправное сотрудничество)))
06:33 (отредактировано)
Конечно, я исхожу из мысли, что домовым и прочим не нравятся властные. Это автор меня заставил так исходить! )))
16:51
+1
Рассказ чудесный, но это не городское фэнтези, а деревенское.
17:22 (отредактировано)
+1
Блин, да как так??? Как можно настолько узко подходить к определению жанра?? Этот рассказ — чистейший, концентрированный… да это просто экстракт горфэнта! Его просто невозможно сделать более горфэнтом, даже если вставить чёртов файербол!
Я даже не буду ссылаться на то, что слово «городское» в названии жанра — по сути своей метафора реального мира в целом, а не города как архитектурного концепта. Давайте проще. Каким образом может изменить жанр рассказа перемещение одного и того же героя в одном и том же мире из города в деревню/лес/пустыню?
Здесь есть городская (народная) мифология. То, что она деревенская географически, не меняет вообще ничего. Просто герой из нашего (в противовес классическому фэнтези) мира, находясь в этом самом нашем мире (никуда не перемещаясь — в противовес попаданчеству) оперирует с открытыми (и логичными — в противовес магреализму) проявлениями магии.

Простите. Выговорился.
17:28
Его просто невозможно сделать более горфэнтом, даже если вставить чёртов файербол!

Я всегда говорила, что если горфэнт не похож на горфэнт — нужно добавить файерболл!
17:31
+2
Впрочем, такой файербол, как летящий сейчас в нас, был достоин всяческого уважения. Это был файербол премиум-класса, выражаясь языком менеджеров торговых компаний. Это был царь-файербол, говоря поэтически. Это был альфа-файербол, как сказал бы биолог. Это был файербол диаметром около трех метров, мог бы заметить очень хладнокровный математик.

Это был обосраться какой страшный файербол!

© Новый дозор
17:34
Вот да, это образцово-показательно. Хорошо, что я не читала дальше Сумеречного.
17:38
+1
Последний норм. К Новому и Шестому же у меня претензии, скорее, глобально литературоведческого плана. Лука начал рушить свой же собственный мир ради более имбовых антагонистов. Фу так делать.
11:51 (отредактировано)
author.today/work/33602 — может, вам мой «Дозорный» роман понравится?)
17:28 (отредактировано)
+9
Палочки должны быть попиндикулярны. ©
Если написано горфэнтези, значит, действие должно происходить в горах)).
Все рассказы нужно дисквалифицировать. Кроме одного. Который про Урал.)
21:17
+1
Челябинский горфэнт )
21:27
Комментарий удален
18:57
Сильный рассказ. К городу, конечно, имеет слабое отношение. Да и пофиг) Одного не понял — что с сестрицей-то случилось?
ГОЛОС
21:09
в скирды, в ометы, в одонья

(недоуменные звуки столичного жителя) Это давление! Интеллектуальное!

Очень экономное обращение со знаками — описания ёмкие, эмоциональные, напористые, хороший стиль. Мооожет быть немного перебор с перечислениями.
Мне понравилось как дан намёк, затравка «неужто никого не осталось?» поверх описания того как похорошел посёлок. Текст нигде не провисает, хотя интрига проясняется довольно быстро.

сурепка

Так вот что нам в Китае в суп кидали! Спасибо, автор…

Но очень уж плотное и активно присутствующее народонаселение. Это когда двадцать человек в доме, там пяток нечисти не помешает, а тут… чего им делать-то всем? И очень уж они по-человечески представлены.
Но хорошо, атмосферно. Города мало.
04:15
Спасибо автору) Написано приятно, цельное законченное произведение в спокойном темпе, есть интересные детали. Всё уже сказано до меня, чего уж))) ГОЛОС
08:57 (отредактировано)
+1
Зелень, зелень вокруг, пчелы кружат, растут репешок и сныть, сон-трава и душица. А раньше здесь были поля, и молодые мужчины складывали по осени сено, солому в копны, а дальше – в скирды, в ометы, в одонья.

Так много вопросов…
Сон траву и сныть вместе увидеть нельзя. Сон трава видна только во время цветения, ранней весной, потом заметить ее листики в выросшей траве, тем более в высоких душице и сныти нереально.
Почему только мужчины и только молодые?
Если раньше были поля, то сено отменяется вообще, а в одонья складывали хлеба и на полях одонья не ставили.
Что с сурепкой? В рагу ее и не учуять, вполне съедобная травка.
В общем я дочитывать не стала. Слишком часто спотыкалась на таких вот вещах, призванных создать атмосферу, а по сути…
14:50
Сурепка врагу)))
15:27
Естессно! У нас ее спецом сажают, чтоб масло в Евросоюз продавать. Она там рапсом называется.
11:55 (отредактировано)
Густо, густо помазано ностальгией по «тому самому» детству, которое у бабули на селе. Уважаю, понимаю, сам такой. Но сюжет рассказа — по сути, концовка истории, движение от кульминации к развязке. Всё предыдущее даётся через флэшбэки, довольно широкими мазками и слегка туманно. Нет, послевкусие-то в целом приятное, но на нём одном ведь не уедешь.
13:18
Всё-таки ГОЛОС сюда. Да, есть за что покритиковать, но язык, суть истории, уютная атмосфера — они определили выбор.
13:08
Хорошо написано. Обалденное деревеньфентази! Как Тоторо. Вот прям читаешь и радуешься, но отдавать сюда свой голос не буду. Потому что в месте наполненном волшебством, ничего волшебного и не происходит. Это печалит.
16:46
Основная проблема рассказа – а зачем так много «соседей» с человеком в нынешнее время? Овинник – я, конечно, могу ошибаться, а лезть проверять мне традиционно лень – он жеж за скотиной ухаживает? Где описан хотя бы курятник? Лишний он, для описанного дома.
Ещё проблема, но субъективная – в выбранной стилистике. Она классная, в не объёмные описания, но она против сюжета работает. Она такая мягкая и убаюкивающая, но ведь главная героиня наоборот пришла будить. И вот эта плавность – она сбивает. Мне кажется, нужно больше динамики внести, чуть поубавить перечислений – они как раз создают эффект укачивания в колыбели. Да, понятно, что будить нужно мягко заснувших «соседей», но всё же – будить!
Что понравилось – линия с матерью и, собсна, почему сестрица так долго не появлялась, но показалась в финале. Это её резкое неприятие волшебства, наследия прошлого проходит от начала и до конца рассказа (дочь героини морщится, когда речь заходит о бабушке). И домовиха до последнего не появлялась, потому что в доме детей не было. Некого учить, некому передавать мудрость. С появлением дочери героини домовиха закономерно вернулась. Очень здорово. Преемственность поколений.
Ещё понравился процесс восстановления дома, быта, возвращения к корням. Очень по-тёплому и правильно всё написано, с чувством направления и со знанием цели.
По итогу, мне кажется, что рассказ будет выглядеть лучше, если чуть поубавить концентрацию «соседей» в доме и немного приободрить стиль, чтобы текст пробуждался и расцветал.
17:59
Хотя я разделяю любовь Никко к деревень-фэнтези и, судя по всему, литературные вкусы Водопада, за этот рассказ я проголосовать не могу.

В целом, конечно, достойно. Из того, что не отметили: мне понравилось, что ружья здесь не Бондарчука, а все-таки Чеховские. Например, хорошо выстрелило потерянное кольцо.

Мне показалось, не нужны здесь прямые ответы на вопросы, заданные в комментариях: насчет повода к переезду, того, что происходит в голове матери и прочее. Для основной идеи и вообще сюжета они не имеют, по-моему, большого значения, поэтому их можно легко отдать на откуп читателям. На мой взгляд, здесь все додумывается легко.

Как ни странно, мне не очень нравится выбранная картинка. Вкупе с заголовком она обещает какой-то ужастик, никому так не показалось? А здесь все так вполне светло и по-доброму получилось в итоге.
18:11
Я ждала ужастика))) но как-то на краю сознания
Загрузка...
Светлана Ледовская