Alisabet Argent

ЛИТЕХ - Обсуждения

Сюжетостроение №1: блоки и финал

Допустим, что сюжеты это конструкции, состоящие из набора логически структурированных блоков-«кубиков», как в детских конструкторах.
Предположим, что сюжет создается разностью блоков. Например, блок «А» написан не на ту тему, что блоки под другими буквами. Блоки под одной буквой — на одну тему.

Развитие сюжета блоками многообразно. Наиболее простые формы:
а) паровозик (блоки АБВГД… идут подряд, не повторяясь, как, например, в летописях),
б) зебра (блоки чередуются АБАБАБ, как часто у Тургенева)
в) обрамляющий (АБА, это одна из форм рассказа с рассказчиком)
г) комбинированный (АБВБВА, измененный пример обрамляющего сюжета)

Задание для желающих: построить осмысленный сюжет на 3-6 блоков. Допустим, каждый блок равен 1 предложению. Если у вас еще нет сюжета к БКС-13, заодно можно потренироваться по схемам.
Начнем с первой фразы блока «А»: «Стоит необычайно жаркий день».
То есть, первая фраза — о погоде. Значит, блоки под буквой А — о погоде. Дальше — о чем хотите, но блоки под одной буквой — на одну тему.

Финал можно построить несколькими путями. Один из самых удобных финалов — тема, обобщающая темы блоков. Давайте этот финал и используем.

Свои блоки пишем в ответах к сообщению. Через неделю разберем, что получилось.
Я тоже участвую.
ананас аборигена
0
12:01 4539 41


← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 16-30 из 41
Тоже поэкспериментировала.

Стоит необычайно жаркий день.
У меня начались головные боли.
Улыбчивый ведущий первого канала советует пить больше жидкости и не выходить на улицу без головного убора.
Голова уже не только болит, но и кружится, перед глазами плывут красные круги.
Улыбчивый диктор сообщает количество умерших от теплового удара за этот месяц. Кажется, я тоже попаду в эту статистику.
Для natalya.lapshina

А.… жаркий день.
Б. У меня… головные боли.
В. Улыбчивый ведущий…
Б. Голова уже… кружится…
Финал. Улыбчивый диктор… теплового удара… я тоже попаду в эту статистику.
***
Я расставил обозначения (буквы) блоков за вас, проверьте, корректно ли.
Взаимодействие блоков логичное (жара, диктор, самочувствие), хорошее. Финал обобщает сюжетные линии. Действия в сюжете нет, рассказчик не действует, он думает. Здесь все полностью зависит от того, как сделать фабулу, поскольку опоры на активный сюжет у вас не будет. Это не проблема, но риск. Хорошо сработает как часть более обширного сюжета.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
Спасибо за разбор! Все точно. Вы правы, герой, который только думает, это сложно.Никогда об этом не задумывалась. Учту.
спасибо за головоломку, очень дисциплинирующее задание)))

«А»: Стоит необычайно жаркий день.
«Б»: Мороженщик потирает руки: его товар пользуется спросом.
«А»: Синоптики клянутся, что жара продержится еще месяц.
«Б»: Мороженщик заказывает еще больше сливок и сгущёнки, чтобы делать больше мороженого.
«А»: Солнце жарит так, что пересыхают фонтаны, выгорают цвета города.
“Б»: Мороженщику привезли заказ, но продукты прокисли в пути.
«Б»: Мороженщик психует и пытается сделать мороженое из кислых сливок, получается редкостная гадость, которую сердитый мороженщик выливает в городскую канализацию.
«В»: Удивительно, но кисло-сладкая гадость очищает трубы канализации чище специальных кислот, при том ввиду своей натуральности не загрязняет окружающую среду.
«Б»: Мороженщик внезапно становится героем города, а потом и страны: он, пусть и нечаянно, изобрёл идеальное средство для чистоты.
Финал: Мороженщик всё-таки обогатился благодаря жаре, получив большую Всепланетную Экологическую Премию.
Итак: АБАБАБАБАБАБ. Получается следующее.
В лесу было оживленно.
Под дубом двое били третьего.
Бабочки порхали над цветочками.
Двое били третьего ногами в живот.
Пробегавший мимо ежик поймал ящерицу.
Третьего начали бить кулаками по ушам.
Белочка на нижней ветке дуба грызла орешки.
Третьего взяли за ноги и ударили головой о ствол дерева.
Белочка рухнула с дуба, а ежик подавился ящерицей.
Третий сказал, где ключ от квартиры, в которой деньги лежат.
#591 Казус 2 года назад Ответить
Для Танита Бахворт

Хорошая, логичная связь «жара — мороженое».
Неожиданное и слишком удобное для сюжета появление темы «канализация» сразу же вызывает вопросы о «рояле в кустах». Вероятно, хорошо бы ввести тему «канализация» чуть раньше, например, между двумя блоками «Б» — «мороженщику привезли заказ» и «мороженщик психует». Подойдет самое простое упоминание темы «канализация», что-нибудь вроде «к запаху скисших продуктов примешивался запах канализации». Сюжет интересный, имеет хороший потенциал к развитию.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Для Vottebevot

В задании была просьба начать с темы «жаркая погода». Единая для всех начальная тема дает возможность сравнить результаты в равных условиях.
Сюжет построен ровно. Между сюжетными линиями есть связь. В задании была просьба построить финал на обобщении используемых сюжетных линий. В предложенном вами сюжете финал отсутствует, сюжетные линии остались без завершения.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Ага. Тогда дубль. Вариант № 2.

В лесу было жарко.
Под дубом двое били третьего.
Бабочки порхали над цветочками.
Двое били третьего ногами в живот.
Пробегавший мимо ежик поймал ящерицу.
Третьего начали бить кулаками по ушам.
Белочка на нижней ветке дуба грызла орешки.
Третьего взяли за ноги и ударили головой о ствол дерева.
Белочка рухнула с дуба, а ежик подавился ящерицей.
Третий сказал, где ключ от квартиры, в которой деньги лежат.
Первый, вытирая пот со лба, заметил второму, что в следующий раз нужно будет заниматься бандитизмом зимой, ибо в холодную погоду так сильно не потеешь.
#595 Казус 2 года назад Ответить
Для Vottebevot

Да, теперь корректно. Сюжет сложился. Хорошо получилась атмосфера «жара — бабочки — цветочки — ящерица». Начало и финал хорошо закольцовались.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Точно!!! вот что значит взгляд со стороны! между этими двумя «Б» как раз и просится упоминание канализации! очень благодарю!

«А»: Стоит необычайно жаркий день. 
«Б»: Мороженщик потирает руки: его товар пользуется спросом.
«А»: Синоптики клянутся, что жара продержится еще месяц.
«Б»: Мороженщик заказывает еще больше сливок и сгущёнки, чтобы делать больше мороженого.
«А»: Солнце жарит так, что пересыхают фонтаны, выгорают цвета города.
«Б»: Мороженщику привезли заказ, но продукты прокисли в пути.
«В»: Городские службы сбиваются с ног, перекрашивая дома, спасая парки и цветники, а главное, пытаясь восстановить работу пересохшей забитой канализации.
«Б»: Мороженщик психует и пытается сделать мороженое из кислых сливок, получается редкостная гадость, которую сердитый мороженщик выливает в люк городской канализации.
«В»: Удивительно, но кисло-сладкая гадость очищает трубы лучше специальных кислот, при том ввиду своей натуральности не загрязняет окружающую среду.
«Б»: Мороженщик внезапно становится героем города, а потом и страны: он, пусть и нечаянно, изобрёл идеальное средство для чистоты.
Финал: Мороженщик всё-таки обогатился благодаря жаре, получив большую Всепланетную Экологическую Премию.
Цитата: ананас аборигена
Для Веселая.
По факту, блоком обозначается одна из сюжетных линий. Поскольку первый блок сюжета о погоде, то линия погодных, климатических условий должна как-то сказываться в дальнейшем и играть в сюжете роль. Так же очевидно, что линии в сюжете должны быть как-то связаны, отражать друг друга, взаимодействовать.
Первый блок А состоит из двух потенциальных сюжетных линий — «погода» и «деревья». Также, как и блок АБ состоит из линий «деревья» и «люди». Блоки Б не связаны с погодой. Смысловая связь есть только в линии Б. Линии А и Б между собой не связаны.
Это только мое наблюдение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***

Спасибо за наблюдение!)
На самом деле мне показалось, что смысл упражнения в том, чтобы создавать структуру произведения из блоков. Но мне такое скучно. Куда проще взять уже готовый черновик и разобрать на блоки. То есть проанализировать готовый текст.
А вот так складывать у меня не получается абстрагироваться и представлять блоки в виде каких-то сцен или частей произведения.
Я это к чему.
Есть люди, которые пишут по плану. Мне кажется, им такая схема зайдёт лучше. Я никогда не планирую, потому мне проще работать с готовым текстом, менять, структурировать и т д. Но было интересно! Спасибо)
#600 Весёлая 2 года назад Ответить
Мне как-то совершенно не понравился этот прием. Я ощущаю себя в нем беспомощным, как будто дали в руки кисть, палитру, поставили перед мольбертом и говорят — рисуй! Ожидая при этом, что вот сейчас, с ходу, получится продуманный, осмысленный шедевр. Начинать придумывать рассказ с первой фразы, взятой с потолка??? Даже не зная, что там будет в конце, в чем идея, конфликт, кто герои??? Я так никогда не делаю…
Я не ругаюсь, я пытаюсь описать своё состояние.
Ну вот допустим.
***
Стоял необычайно жаркий день.
Иван Иванович зачем-то поперся на улицу, наверно в помрачении рассудка.
По дороге увидел бомжа, стал на него сердиться.
Было очень жарко, воняло, в голове стучало.
Иван Иваныч упал в обморок.
Его раздели, обокрали, он описался. Возможно, потерял память.
Очнулся — на вид совершеннейший бомж.
Окружающие люди на него сердятся.
Иван Иваныч испытывает массу разных ощущений.
Он раскаивается в своем прежнем отношении к бомжам.
На счастье, мимо проходит знакомый, который признает его за нормального человека.
С его помощью Иван Иваныч возвращается в свой привычный мир.
Мир, где прохладно, чисто, вкусная еда и уютный дом.
Герой пребывает в шоке от метаморфоз, но постепенно приходит в норму.
Через некоторое время снова встречает отвратительного грязного бомжа…
… и разражается прежней гневной речью.
***
Сложно тут с блоками.
А может и нет. Всё крутится вокруг ЧСВ и разницы социальных статусов.
Наверно, тут три блока: погода, самочувствие, ощущение своего социального статуса через взаимодействие с окружающими.
И нет, я бы то же самое придумывал от идеи. Вообще, идея довольно шаблонная получилась, очень чеховская.
#601 marrtin 2 года назад Ответить
Почему-то в голову лезли исключительно бессюжетные идеи, что-то мне кажется тут немного не про это unknown

А Стоит необычайно жаркий день.
Б Двухэтажный автобус наматывает уже десятый круг по парку.
А По-хорошему, в такую погоду надо сидеть дома — тридцать с лишним градусов в тени.
Б (3шт) Художник аквагрима засох вместе со своей краской, продавщица мороженного расплавилась, как недоеденный пломбир. Только уличный музыкант спасся — он сегодня никуда не пошёл — брынчит себе в ванной на холодном кафеле.
А А здесь воздух такой горячий, что больно дышать, плитка раскалилась почти до бела.
Б Пустой автобус выкатывается на освещённую аллею и начинает новый круг.
#606 Ehnuvot 2 года назад Ответить
Попробовала добавить движухи.

А Стоит необычайно жаркий день.
Б Детский автобус в парке ездит по кругу, водитель сетует на погоду.
В В парке начинают происходить странные вещи (предположительно, из-за жары) все плавится, переплавляется меняет форсу, испаряется итд
Б Автобус продолжает ездить, распевая веселые песенки, водитель убеждает себя, что ему все это привиделось из-за жары.
А Жара спадает, но тут же случается аномальный холод.
В Парк становится похож на выставку странных ледяных фигур.
Б Пустой автобус катается по льду.
#607 Ehnuvot 2 года назад Ответить
Для marrtin

Я интерпретировал содержание блоков и расставил буквы блоков для лучшего понимания.

А. Стоял необычайно жаркий день.
Б. Иван Иванович пошел на улицу.
Б. Иван Иванович увидел бомжа и рассердился.
А. Было очень жарко, воняло, в голове стучало.
Б. Иван Иваныч упал в обморок.
В. Хулиганы раздели и обокрали Ивана Ивановича.
Б. Иван Иванович описался, возможно, потерял память.
Б. Иван Иванович очнулся похожим на бомжа.
В. Люди сердятся на Ивана Ивановича.
Б. Иван Иваныч испытывает сложные переживания.
Б. Иван Иванович раскаивается в своем прежнем отношении к бомжам.
В. Проходящий мимо знакомый узнает Ивана Ивановича и помогает ему.
Б. Иван Иваныч возвращается в свой привычный мир.
Б. Иван Иванович постепенно приходит в норму.
Б. Через некоторое время Иван Иванович снова встречает бомжа и разражается гневной речью.

Сюжет, на самом деле, забавный. Линии А (погода) и В (другие люди) работают логично. Обе они изменяют развитие линии Б (Иван Иванович). Автор наблюдает исключительно за Иваном Ивановичем. По сюжету получился психологический рассказ в форме рондо. Для рондо можно обойтись повторением начала любой из линий, но по условию нужен обобщающий финал. Обобщающий финал, к слову, изменит идею.Поскольку в блоках лучше видны темы, то я предполагаю, что можно внести в фабулу более плотную мотивацию и устранить смысловые повторы в пунктах 3-5, 7, 10-11, 13-14.

Спасибо за комментарий к блочной системе. Конечно же, как и всякая система, она имеет ограничения. Как наберу статистику, напишу отчет о выявленных плюсах блоков.

.Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будут следующие этапы практикума. Следите за обновлениями в группе.***
← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 16-30 из 41

Отвечать в обсуждении могут только участники группы
Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых записях.