Андрей Лакро

ЛИТЕХ - Обсуждения

Сюжетостроение №1: блоки и финал

Допустим, что сюжеты это конструкции, состоящие из набора логически структурированных блоков-«кубиков», как в детских конструкторах.
Предположим, что сюжет создается разностью блоков. Например, блок «А» написан не на ту тему, что блоки под другими буквами. Блоки под одной буквой — на одну тему.

Развитие сюжета блоками многообразно. Наиболее простые формы:
а) паровозик (блоки АБВГД… идут подряд, не повторяясь, как, например, в летописях),
б) зебра (блоки чередуются АБАБАБ, как часто у Тургенева)
в) обрамляющий (АБА, это одна из форм рассказа с рассказчиком)
г) комбинированный (АБВБВА, измененный пример обрамляющего сюжета)

Задание для желающих: построить осмысленный сюжет на 3-6 блоков. Допустим, каждый блок равен 1 предложению. Если у вас еще нет сюжета к БКС-13, заодно можно потренироваться по схемам.
Начнем с первой фразы блока «А»: «Стоит необычайно жаркий день».
То есть, первая фраза — о погоде. Значит, блоки под буквой А — о погоде. Дальше — о чем хотите, но блоки под одной буквой — на одну тему.

Финал можно построить несколькими путями. Один из самых удобных финалов — тема, обобщающая темы блоков. Давайте этот финал и используем.

Свои блоки пишем в ответах к сообщению. Через неделю разберем, что получилось.
Я тоже участвую.
ананас аборигена
0
12:01 4582 41


← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 31-41 из 41
Для Ehnuvot.

По первому сюжету: линия Б распадается на две — «автобус» (он участвует дважды) и «люди». То есть удобнее и понятнее назвать их отдельно Б и В. Получится так:

А. Жаркая погода.
Б. Двухэтажный автобус наматывает круги.
А. Погода (тридцать с лишним градусов в тени).
В. Художник аквагрима засох.
В. Продавщица мороженного расплавилась.
В. Уличный музыкант никуда не пошёл и тем спасся.
А. Погода (воздух очень горячий).
Б. Пустой автобус начинает новый круг.

Что видим: линии А и В имеют связь, а линия Б связи не имеет ни с А, ни с В. И финала нет. Финал мог бы объяснить, что с автобусом и в чем связь линии Б с другими линиями сюжета.

Второй сюжет:

А. Стоит необычайно жаркий день.
Б. Водитель автобуса сетует на погоду.
В. В парке все меняет форму (от жары).
Б. Водитель продолжает ездить.
А. Жара спадает, тут же случается аномальный холод.
В. Парк становится похож на выставку странных ледяных фигур.
Б. Водитель автобуса изчез.
Г. Пустой автобус катается по льду.

Что видим: последний блок тематически делится на два(!) — «автобус катается» и «водитель исчез». Появляется новая тема: автобус. Вопросы: как и почему из сюжета исчез водитель, зачем автор ввел в сюжет автобус? Линии А (погода) и В (все в парке) связаны. Линии А и В (водитель) связаны частично (непонятно, от жары ли исчез водитель). Линия Г ни с чем не связана, возникла с неизвестной целью. Обобщающего финала нет, вообще нет финала.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будут следующие этапы практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Для ананас аборигена.

Спасибо за разбор! Вообще, мне кажется, эта практика мне может пригодится в плане работы над рассказом. То есть в рассказе она может быть применена после написания черновика, как раз для нового взгляда на текст.
То есть написал, как привычно, потом посмотрел с точки зрения этой блочной системы, если есть необходимость — подправил, если нет, оставил, как есть. Такой дополнительный промежуточный инструмент.
А на большие тексты пока не замахиваюсь, но там тоже интересно может быть. Когда несколько сюжетных линий связываются в одно полотно, это вот в принципе оно и есть.

Я прочитал, что такое рондо. quietВообще да, видимо это оно и есть. Тут моя идея была в том, что Иван Иваныч не удержится в своем новом состоянии миролюбия к бомжам и понимания их жизни, а, вернувшись, в свою среду, вернётся и к прежним взглядам.

А обобщающий финал — это когда все три блока связываются в одну тему? Погода, внешние люди и сам герой? Разве их можно связать? Или у меня разброс тем неудачен?
#620 marrtin 2 года назад Ответить
Цитата: marrtin
А обобщающий финал — это когда все три блока связываются в одну тему? Погода, внешние люди и сам герой? Разве их можно связать? Или у меня разброс тем неудачен?
Да, это когда создается обобщающая картинка, в которой связываются все ниточки. Вполне можно связать в одно «жара — Ив.Иваныч — другие люди». Например: «теперь ИИ в жару сторонится людей», или «в жару ИИ находит у себя черты бомжа и не выходит на улицу», или «в жару ИИ ворует лед и набивает им карманы». Возможностей здесь довольно много (становится бомжом, охотится на бомжей, держится поближе к другу, сделал татуировку «я не бомж, мой адрес такой-то» и проч.).
Способов сделать финал довольно много. Я хочу в третьем туре перейти к другому типу финала и попрактиковать, как меняются смыслы текста просто от перемены финала.
А применять блоки — как угодно можно. Просто в рабочем тексте много слов, пересекающихся смыслов, а блоки — чистая схема поворотов сюжета. Как навигатор. Если повело в сторону, посмотрел на блоки: ага, вот тут можно выехать на трассу, и — порядок. Не заблужусь и не потеряю ничего. Все на виду. И писать по ним удобно, если заранее продумать повороты сюжета. Точно так же: увело в сторону, добавил блоков, все опять же видно, что добавил и нужно ли было добавлять.
То есть, это довольно гибкий инструмент, но всего лишь инструмент. Одному удобно, друной плечами пожмет.
Кажется, поняла, но не совсем. Попробую.

А. Стоит невероятно жаркий день.
Б. Листики на огурцах совсем засохли.
Б. А у бабы Вали огород сияет изумрудной зеленью.
А. Дождь ли, зной стоит неделями — погода не хозяйка на ее территории.
Б. Пышными облачками цветут кусты смородины, наливаются румяной спелостью томаты, а цветы раскинулись роскошным ковром, будто рассыпанные рукой волшебницы.
В. В чём секрет бабы Вали?
Финал. Трудолюбивая дачница каждый день не ленится грядки поливать гадостью.
#629 Ingra 2 года назад Ответить
Цитата: Ingra
Кажется, поняла, но не совсем. Попробую.

Давайте посмотрим.

Линия А — погода
Линия Б — листики, растительность
Линия В — баба Валя

Третий пункт («А у бабы Вали огород сияет») у вас обозначен как Б, а это, видимо, должно быть В.
Финал у вас не обобщающий. В обобщающем финале будут как-то соединены в обобщающей фразе «жара», «растительность» и «баба Валя». А у вас вводится новая линия — «гадость» (это новое слово и достаточно сильный аттрактор внимания). Введение новой линии в финале не завершает композицию текста, а продолжает текст,. Если убрать «гадостью» и оставить просто «поливает», будет лучше для финала, но не очень интересно, потому что введением линии «гадость» вы создали сюжетный интерес (поливать гадостью это может быть интересно), но это новая линия, и надо либо продлевать сюжет через линию «гадость», либо убирать эту линию.

Это только мое мнение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будут следующие этапы практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Спасибо, как раз насчёт 3-го сомневалась, там и огород же. Насчёт финала — согласна, как-то по блокам не получается замкнутости. Суть поняла, кажется. Но полной уверенности нет))
#631 Ingra 2 года назад Ответить
Цитата: Ingra
Насчёт финала — согласна, как-то по блокам не получается замкнутости.
Дело не в блоках, просто словами можно маскировать незавершенность сюжета, но она остается. А способов сделать финал очень много. Некоторые будем разбирать здесь чуть позже.
Вторая попытка стать строителем. Не уложилась в рекомендуемый объем. А — погода, Б — инопланетянин, В — обитатели планеты)

А. Стоит необычайно жаркий день.
Б. Космический корабль приземляется посреди пустыни, оттуда выходит человекообразное существо в скафандре, устанавливает флаг, уходит.
В. Приползает гигантский лавовый червяк, съедает задымившийся от жары флаг, уползает.
А. Наступает необычайно холодная ночь.
Б. Гуманоид снова выходит из корабля, устанавливает флаг и уходит внутрь.
В. Приползает гигантский ледяной червяк, съедает обледеневший флаг, уползает.
А/Б. Ночь заканчивается, солнце восходит, выходит из корабля гуманоид, ставит флаг возле корабля, уходит обратно.
Финал. Приползают гигантские червяки, спорят, кому сожрать пришельца вместе с его флагом и пристанищем, убивают друг друга. Инопланетянин улетает.

М?)
#644 Ingra 2 года назад Ответить
Цитата: Ingra
Вторая попытка стать строителем.… М?)
У меня по этому сюжету возражений нет. Все в рамках условий задачи. Но вы-то как к такому сюжету относитесь? Действие гуманоида — ставить флажки. Действия червей — съедать флажки в зависимости от времени суток (или температуры). Как они пересекаются по смыслам? Зачем это все? Воля ваша, но есть в этом что-то совершенно инопланетное, моей логике неподвластное. pardonОднако, как тренировочное задание — без возражений. Фантастика абсурда, почему бы и нет? ))
Цитата: ананас аборигена Как они пересекаются по смыслам? Зачем это все? Воля ваша, но есть в этом что-то совершенно инопланетное, моей логике неподвластное. pardonОднако, как тренировочное задание — без возражений. Фантастика абсурда, почему бы и нет? ))

laughФлажок — как манифест территориальной принадлежности)) Инопланетянин хочет застолбить планету (я тут был), а у червяков всё уже давно поделено (они тут есть), ну и в общем, я не знаю, хотелось и конфликта, и развития действия, и законченности (относительной) crazy
В голове мультик такой нарисовался, а отобразить постаралась только важные действия, вот так получилось. Думаем дальше. Я Вас замучаю)))) Обожаю учиться.
#646 Ingra 2 года назад Ответить
Цитата: Ingra
Обожаю учиться.
Так вместе же учимся, и я вместе с вами, на строительстве сюжетов, тоже учусь )
← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 31-41 из 41

Отвечать в обсуждении могут только участники группы
Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых записях.
Анна Неделина №1