Андрей Лакро

Интервью с Татьяной Русуберг

Интервью с Татьяной Русуберг
Интервью с Татьяной Русуберг

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Русуберг – мой писательский псевдоним и фамилия мужа-датчанина, причем совершенно уникальная – во всей Дании всего пять человек с такой фамилией, и все они – члены нашей семьи. Дело в том, что в Дании, где я живу с 2002 г., можно «купить фамилию», тем самым закрепив право называться ей исключительно за членами своей семьи. Так вот, фамилия «Русуберг» была в своей время куплена родителями моего мужа. Для датчан она довольно экзотична (тут полно Андерсенов и Нильсенов), а потому при ее написании в различных документах часто делают ошибки smile А если кто-то сомневается в ударении, то оно ставится на первый слог.

Родилась же я в Ленинграде, закончила филфак СпбГУ, успела защитить диссертацию до отъезда в Данию. Здесь работаю в социальной сфере руководителем различных волонтерских проектов. Среди моих клиентов – эмигранты, беженцы, безработные, трудные подростки, люди с психическими заболеваниями, жертвы семейного насилия и т.д.

Писательство – это хобби, которым я занималась еще с детского возраста: сначала писала стихи, а потом перешла на прозу.

2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Свою первую сказку я написала лет в семь, потом примерно с 12-ти писала стихи. Почему тогда начала их писать, уже и не помню. Но предполагаю, что это был мой способ выразить свои чувства и переживания – по-другому я не умела. Прозу начала писать гораздо позже, уже совершенно сознательно и после длительных размышлений на тему, стоит начинать или не стоит. Мне всегда казалось, что нужно писать, когда тебе есть что-то сказать людям. Стихи я писала всегда больше для себя, чем для потенциальных читателей, многие из них даже никому не показывала. А вот прозу, как мне казалось, надо писать именно для других, и потому важно понимать, что ты хочешь донести до читателей, и уметь выразить свою мысль в художественной форме.

Поэтому прежде, чем принять окончательное решение, я пошла на курсы писательского мастерства: хотелось узнать мнение профессионала о моих прозаических текстах. Недельный курс я прошла в Дании, вел его признанный датский прозаик, издавший несколько серьезных романов и преподающий писательское мастерство в университете. Преподаватель и другие участники курса хвалили мои рассказы, написанные на заданные темы, хоть мне и пришлось писать на чужом языке – датском. И тогда я решила продолжать писать, но уже на русском, т.к. родным языком я владею лучше.

Я сразу решила написать роман, остановившись на любимом мной жанре фэнтези. Сейчас книга издана. Это «Глаза ворона», вышедшие в издательстве «Астрель Спб» в 2012 году.

3. Где вы черпаете идеи для произведений?

Идея первой книги и ее продолжения, романа «Аркан», пришла мне во сне очень давно. Сон был настолько живым и необычным, что я уже тогда решила запомнить его и когда-нибудь написать книгу на его основе. Данное себе обещание я выполнила.

Сейчас я пишу главным образом реалистические произведения – психологические триллеры, детективы. Сюжеты для них я черпаю из жизни – она их подкидывает так много, что только успевай записывать.

4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Мне не стыдно ни за одну из своих книг, но среди них есть такие, с которыми у меня сложились особые отношения. Некоторые писать было легко, тогда как другие родились из боли и сильных переживаний. Среди первых любимым для меня стал «Мир в хорошие руки» – очень светлая книга в жанре городского фэнтези, рассчитанная на подростков. Среди вторых я выделяю «Джека на Луне» – мой первый опыт реализма, собравший в себе истории многих близких людей, и затрагивающий острые социальные темы.

5. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Да, такое случается. Но в таком случае я переключаюсь между двумя книгами. Например, одна может быть серьезной и полной драматизма, а вторая – более легкой и юмористической. Работая над второй, я «отдыхаю» эмоционально от первой. К тому же, я могу, например, написать рассказ или несколько, пока работаю над большим романом.

6. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Нет.

7. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Честность и художественное мастерство.

8. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Интересная формулировка вопроса, она заставляет задуматься. Наверное, Фаулз и Достоевский для меня вершины, которые я ищу взглядом, чтобы понять, в правильном направлении я двигаюсь. Среди поэтов такой вершиной для меня является Николай Гумилев.

9. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Найти цель, достойную того, чтобы заставить себя снова подняться после того, как очередной удар размазал тебя по земле тонким слоем? Сохранить веру в людей?

10. Что Вам дает творчество? Вы чем-то жертвуете ради него?

На настоящий момент творчество – это большая и важная часть меня, без которой я не могу обходиться, как без руки или ноги. Поэтому мне даже трудно сформулировать, что оно мне дает. Что дает бегуну бег? Что дает стрелку возможность снова и снова поражать цель?

Все люди в какой-то мере боги – они способны создавать и разрушать миры силой своего воображения. Но писатель может еще и поделиться своим миром с другими людьми, пригласить их войти в этот мир и прожить жизнь населяющих его персонажей – на час, на день, на много дней. А потом поговорить с путешественниками о том, что они испытали во время путешествия, что увидели, что пережили, почему прервали свой путь или завершили его и даже повторили. Ведь читатели могут увидеть то, что сам писатель не заметил, о чем даже не подозревал, потому что, как только поставлена последняя точка, текст начинает жить своей жизнью уже независимо от творца. Хм, наверное, как-то так…

Да, жертвовать приходиться – своим временем, другими интересами, общением с друзьями, например.

11. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

2018 год был для меня очень плодотворным в творческом плане – я дописала черновой вариант «Счастливой, 32», за полгода написала новый роман «Мое лицо первое» и подготовила к изданию «Путешествие с дикими гусями», которое поступит в магазины в январе 2019.

В 2019-ом году я собираюсь отредактировать и подготовить к возможному изданию «Счастливую, 32» и «Мое лицо первое». Еще я собираюсь закончить триллер «Поджигатели», написанный сейчас примерно наполовину.

Вот аннотация: «В 2011 году в городе Эсбьерге, Дания, произошла череда поджогов, за которыми стояли дети. Младшему было семь, старшему семнадцать. Дети не были организованы в банду, но знали друг друга. Полиция не смогла найти определенного мотива поджогов. Это реальная история. А вот история, которую рассказываю я». Как обычно, за основу взяты реальные события, которые я пытаюсь творчески переработать в напряженный психологический триллер о подростках.

Кроме того, у меня появились задумки еще трех триллеров, у которых пока даже нет названия.

12. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Да, несомненно. Во многих моих героях есть часть меня, во многих сюжетах – эпизоды из моего прошлого.

13. Сериальность это благо или вред для автора?

Мне трудно судить о других. Лично у меня есть только одна серия, и она не закончена, хотя читатели просят продолжения. Мне быстро становится тесно в рамках одного мира, одного цикла. Я не серийный писатель, хотя начинала как таковой.

14. Как Вы относитесь к критике?

Замечательно. Критика – то, что помогает мне расти и познавать себя.

15. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Да упаси боже!

16. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Положительно, при условии, что будет указан фэндом. У нас свободная страна.

17. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

Со мной уже связывалось агентство-посредник по поводу экранизации «Путешествия с дикими гусями». К тому же, читатели часто пишут мне, что хотели бы увидеть фильм или сериал, снятый по моим книгам. Думаю, если бы мне пришлось выбирать, то я бы предложила к экранизации мой последний роман «Мое лицо первое». Думаю, вышел бы первоклассный и красивый триллер.

18. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

В силу возраста я бы, пожалуй, смогла сыграть мать главной героини, Чили. Она совсем не похожа на меня, так что это было бы интересным челленджем. К тому же, это маленькая, но очень характерная роль.

19. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

У меня уже есть опыт соавторства – это роман «Мир в хорошие руки». Пока соавторства я больше не планирую. Но кто знает…

20. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно?

С кем-нибудь из японцев. Например, с Рю Мураками. Саке.

21. Какие концовки книг у вас любимые?

Не очень поняла вопрос. Речь все еще о моих книгах или вообще? Любимые концовки, пожалуй, те, что нельзя заранее просчитать и предугадать.

22. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Да. Есть у меня повесть «Шестые врата», которую я несколько раз правила, но все еще недовольна результатом. И еще есть «Счастливая, 32», которую я сейчас редактирую и сильно правлю текст, вплоть до создания новых персонажей.

23. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Все зависит от тиражей и популярности. Кто-то способен. Кто-то способен и не просто прокормиться, но и потомков своих прокормить. Но таких мало.

24. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Опять же, могу говорить только о себе. Я участвовала в разных конкурсах, как крупных, так и маленьких. Делала это ради денег – выигрывала денежные призы; ради престижа и продвижения своего творчества; ради творческого общения и критики. Так что для меня в участии есть смысл.

25. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Есть. Я участвовала в четырех писательских курсах, одном очном и трех заочных – они мне дали очень много в плане повышения писательского мастерства и общения с другими авторами. Еще я ездила на семинар для авторов-фантастов «Малеевка». Это для меня тоже стало уникальным и полезным опытом. Сейчас ищу нечто подобное для авторов триллеров и детективов.

26. А какими секретами мастерства можете поделиться с начписами Вы?

Ну, какие тут секреты? Писать желательно каждый день, хотя бы по полстраницы. И писать о том, что знаешь. А если не знаешь, то нужно изучить матчасть, разобраться в вопросе, а потом уже садиться писать. А еще – читать много хорошей литературы.

27. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Я бы хотела продолжать поднимать в своих книгах острые проблемы современного общества, глобальные проблемы. Моя цель – получить достаточную свободу и набраться достаточной смелости, чтобы стать писателем-исследователем. Чтобы лично посещать места, где происходит действие моих романов; проводить интервью с экспертами и людьми, которые могут стать прототипами моих героев. Если нужно, поднимать архивный материал.

28. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Кто из великих сказал, что талант – это только 10 процентов успеха, а 90 – это труд? Думаю, могла бы с этим согласиться.

29. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

Я не учитываю, за что и страдаю

+3
11:55
1089
Не читал ничего из творчества Татьяны, но её рассказ о себе в этом интервью заинтересовал.
19:32
+1
присоединяюсь )
19:46
Рекомендую, если тебе по душе суровый реализм. Но пишет она классно.
Реализма мне и в жизни хватает. Я оттого на Пролёт и сбегаю )
19:32
+1
Понравилось интервью. спасибо!
19:35
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
Комментарий удален
почитайте «Крестьянских детей» и скажите, как оно?
Загрузка...
Alisabet Argent