@ndron-©

Интервью с Александром Мазиным

Интервью с Александром Мазиным
Интервью с Александром Мазиным

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Я пишу книги. И учу писать других. И живу по возможности разнообразно и интересно. Путешествую, узнаю новое. Общаюсь. Разумеется, читаю. Много. Разное.

2. Почему Вы вдруг начали писать?О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Я был поэтом и драматургом. Написал несколько рассказов. И вдруг мне предложили поучаствовать в конкурсном проекте издательства «Северо-Запад». Было это в 1993 году. С тех пор я – писатель. И остался им по сей день, несмотря ни на какие падения, кризисы и пр. Моя первая книга (если не считать книги стихов «Путь к сердцу горы» называлась «Потрясатель тверди». Это фэнтэзи. В новой редакции – «Спящий дракон».

3. Где вы черпаете идеи для произведений?

Везде и во всем. Проблема не в нахождении идей, а в том, что лишь малую часть их удается реализовать.

4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

По мнению моих читателей это «Варяг». У этой книги тираж – около 200 000 в бумаге. А сколько раз ее скачали бесплатно или за деньги, я не считал. Самое важное лично для меня «Слепой Орфей», наиболее сложные в работе были исторические романы «Язычник» и «Государь». Самое социально значимое по моему мнению «Абсолютное зло».

5. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

В принципе могу. Но это трудно и неправильно. Для меня это как любить двух женщин одновременно. Хотя для кого-то, наверное, нормально. У мусульман, например, бывают четыре жены. Им подходит.

6. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Не стыдно, нет. Но есть те, которые можно было написать лучше, а я или не смог или обстоятельства так сложились. Например, книга «Мастер Исхода». Четверть ее, причем лучшая, в основной текст не вошла, потому что я не сумел этого сделать.

7. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Вопрос сродни: что важнее: легкие, сердце или печень.

Умение работать с творческим даром и понимание, что писатель как личность – это всего лишь инструмент для его реализации. Это если коротко. А если длинно, то читайте мою книгу «Мастер текста». Там десятки позиций и все они важные.

8. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

С поэтами проще: Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Блок, Гумилев… В общем, понятно, где искать.

Писатели: список на десять страниц мелкого текста. Но чтобы ответить хоть что-то: зарубежные фантасты, которые уже давно не фантасты, а великие писатели: Мартин, Симмонс, Морган, Йен Макдональд… Двух последних перевели сравнительно недавно, так что еще свежо.

9. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Меняться. Творческая личность должна меняться. Иначе не растешь. А любая значимая перемена – процесс болезненный во всех смыслах. То есть можно и не пережить.

10. Что Вам дает творчество?Вы чем-то жертвуете ради него?

Творчество – это и есть жертва. Это как молитва. Что такое молитва? Это когда человек жертвует себя Богу. А что Бог дает человеку? Да, собственно, все Он ему дает. Но на начальных этапах жертвовать приходится многим. В первую очередь – материальным. Тут и благосостояние, и внимание близких, и множество вещей, которыми бы хотелось обладать, или которые хотелось бы сделать, но приходится отказываться. Ради чего-то большего. Но опять-таки перевожу стрелки на мою книгу «Мастер текста». Она есть в интернете. И там – куда больше, чем пара фраз.

11. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

С этим все просто. Закончил нового Варяга. На этот раз – совсем нового. Герой тот же, но переродившийся в простого паренька и угодивший в самое начало десятого века. Это же у меня хоть и историческая, но все же фантастика. Почему бы снова не воспользоваться тем же приемом, что и в первом Варяге. Тем более, что это времена князя Олега, очень и очень интересные времена. Предварительное название книги «Смерти нет». Дальнейшие планы… Скорее всего продолжение этой же книги. Или новый Викинг. Новую «Стратегию» придется отложить. Четвертая в продажах не удалась. Тем не менее спасибо всем, кто приобрел ее, а не скачал бесплатно. Возможно для разнообразия – еще одна повесть об ученике ведуна – продолжение той, что вышла в сборнике «Ловцы душ», нашему с А. А. Прокоповичем проекту отечественного «темного фэнтэзи» повесть в жанре «темное древнерусское фэнтэзи».

12. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Разумеется, личный опыт важен. Это и достоверность деталей, и логика, и понимание психологических и социальных процессов. Собственно знание, скажем, физики и астрономии для автора космических боевиков или истории – для автора исторических романов. Эрудиция писателя при этом специфическая. Нельзя знать все обо всем, это понятно. Но нужно знать, каким образом находить, проверять и осваивать ту информацию, которая нужна. Как фильтровать информацию. Скажем, я спустился (на машине) вниз вдоль Луары и поднялся по Сене, чтобы примерно прикинуть пути викингов. Рекогносцировка на месте. Я понимаю, что в девятом веке было по-другому. Большинства замков вообще не было, а вместо нынешнего огромного монастыря Мон-Сен-Мишель стояло небольшое здание на вершине этого острова-полуострова. Но если есть за что зацепиться, за какую-то реальную вещь, намного проще достраивать в сознании остальное. Как отыгрывание чувства по Станиславскому. Вспоминаешь малое страдание и, усиливая, превращаешь в нестерпимую муку. Но в этом же – один из писательских бонусов. Мы впитываем мир. И знаем, для чего это делаем. И это здорово.

13. Сериальность это благо или вред для автора?

Сама История человечества – это по сути огромный сериал смены событий и поколений. Мне, писателю-историку, это близко и понятно. Но чтобы сохранить творческий дар, надо время от времени писать что-то вне серии. Сменять жанр. На что угодно, хоть на научно-популярную литературу. Если делать так – все будет нормально.

14. Как Вы относитесь к критике?

Если к той, что в СМИ – никак. Профессиональный уровень редких в России профессиональных критиков весьма невысок. Но они с удовольствием рассуждают о том, чего не знают. Например, о гибели жанра научной фантастики в англо-американской литературе, не прочитав ни одного современного романа данного направления. Даже в переводе. Такие критики либо ориентированы на интересы литтусовок, которые, собственно, и обслуживают, либо на автопиар.

А вот к предметной критике моих собственных книг, особенно до того, как они оказались в печати, я отношусь очень внимательно. Потому что даже если из ста замечаний одно окажется дельным, я смогу сделать текст лучше. Если же речь идет о критике типа «с трудом прочитал седьмую книгу серии «Варяг». Она так же скучна, как и шесть предыдущих»…. Если человек купил эти семь книг, то спасибо ему. Помог мне остаться писателем. Если бесплатно скачал в интернете… Что ж. Значит таково мнение читателя. Имеет право. «Хвалу и клевету приемли равнодушно». И так далее. Весьма мудрое высказывание. И полезное для писателя. Хотя когда тебя хвалят, особенно те, кто понял то, что ты хотел донести – это радует безмерно. И стимулирует даже такого матерого автора, как я.

15. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Цикл «Время перемен» и «Утро Судного Дня». Там не все просто, но именно такой я бы хотел видеть Россию.

16. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Вообще-то уже пишут. Но для того, чтобы я разрешил поставить на обложке «Мир Александра Мазина» это действительно должен быть мой мир. Что же касается героев… Они мне слишком дороги, чтобы передавать их бесконтрольно в чужие руки. Это как собственных детей передать на воспитание в чужую семью.

17. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

Зависит от того, кто предложит. Если случится чудо и это будет Netflix, то фантастику, если произойдет еще большее чудо и это будет НВО, то конечно римский цикл. Если Первый канал, то максимум что я готов передать на экранизацию, это данное интервью. В равной степени это относится к большинству российских киношников. Разве что НТВ иногда неплохо ставит боевики. С ними бы – рискнул и предложил, скажем «Чистильщика».

18. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

Писателя А. В. Мазина. Больше никого. Я не актер.

19. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Я уже писал. С Анной Гуровой. Кстати, последняя наша совместная книга для юношества, историческая «Полет сокола» должна была оказаться в магазинах еще три месяца назад. Но ее тираж загадочным образом потерялся.

20. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно?

И опять-таки выпивал. И буду. Обычно – что-нибудь качественное. Мартель устроит.

21. Какие концовки книг у вас любимые?

Правильные. У любой книги есть только один правильный финал. Он – как последняя фраза блестящего анекдота. Но если такой – не получается, а это бывает, к сожалению, финал должен быть красивым. Чтобы впечатление от него осталось в памяти читателя навсегда.

22. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Постоянно. Написать, отредактировать хотя бы. Но я делаю это крайне редко. Особенно в последнее время. Опрос читателей показал: они предпочтут одну новую книгу десяти доработанным. Да и возможности для пауз и экспериментов сейчас, увы, весьма ограничены. Я могу позволить себе написать одну книгу-продолжение «Стратегии» вместо продолжения, скажем, «Викинга», но только одну. Поскольку тираж ее будет намного меньше, а гонорар – меньше в разы. И плавно переходя к следующему вопросу…

23. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Я – могу. И еще человек тридцать-сорок российских писателей – могут. Мы – удержались. Другие – нет. И это обидно. Очень обидно и больно, потому что еще десять лет назад писателей-профессионалов только в фантастике было не меньше тысячи. И любой стоящий автор мог стать профи. Сейчас это возможно только если автор – профи в области, скажем, пиара. Но в этом случае текст имеет уже вторичное значение.

24. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Участвовать – можно. Это ведь тоже аудитория, а аудитория писателю необходима. Но не обращать внимания на результаты. Подавляющее большинство конкурсов – это способ продвижения или самореализации тех, кто эти конкурсы устраивает.

25. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Если это корифеи жанра, то есть действительно настоящие успешные писатели, а не авторы трех-четырех книг умеренного тиража или хуже того филологи, редакторы и пр., то польза может быть. Если автор не делится собственным опытом, а умеет учить других. То есть имеет опыт развития дарования других авторов. Но это именно передача мастерства. Трениги – только часть его. И главный тренинг – сам процесс создания текста.

26. А какими секретами мастерства можете поделиться с начписами Вы?

Опять-таки – к моей книге «Мастер текста». Если скачаете бесплатно в сети – не обижусь. А вот сам вопрос… Примерно как если бы у мастера-скрипача спросили: как играть на скрипке? В двух словах.

Ответ: проверьте, есть ли у вас музыкальный слух. Это необходимое условие. Остальному можно научиться.

27. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Буду писать книги. Планов и идей куда больше, чем я успеваю воплотить. Что же до вершин, то при нынешнем состоянии книжного рынка в России вопрос правильнее ставить так: как долго Вы рассчитываете оставаться профессиональным писателем? Ответ: надеюсь, еще не один год. Ну и разумеется продолжать передавать мастерство. Даже в нынешних неблагоприятных условиях. Ведь писать книги – это не только и не столько профессия. Это образ жизни и состояние души.

28. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Без таланта упорство бессмысленно (см. Пример со скрипкой), без упорства талант не реализуется. И даже не знаю, что важнее для писателя – эрудиция, опыт и системное мышление, или – железная задница. И да, еще немного удачи не помешает.

29. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

Политическую – нет. Книги пишутся долго. Настоящие книги – на столетия. Писатель – не журналист. А вот учитывать запросы читателя – да, безусловно. Писать то, что востребовано – это правильно. Но с одним обязательным условием: вам самому это должно быть близко и интересно. Иначе ничего путного не выйдет.

30. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него.

Любите ли Вы сыр? Ответ: Да. Но мясо больше.

31. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Не возражаю, но обязательное условие: текст моего интервью должен быть мною одобрен.

32. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Не возражаю. Два условия:

– текст следует согласовать со мной;

– в сборнике не должно быть материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации, а также причиняющих вред деловой репутации, чести и достоинству третьих лиц.

Вот ссылка на мою биографию в Википедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мазин,_Александр_Владимирович

Моя первая книга «Потрясатель тверди» в новой редакции – Спящий дракон

И ссылка на мою страницу в Литресе. https://www.litres.ru/pages/rmd_search/?q=мазин

Разумеется, есть еще множество пиратских ресурсов, но рекламировать то, что уничтожило профессию писателя в нашей стране, я считаю противоестественным.

+5
12:37
1117
Если Первый канал, то максимум что я готов передать на экранизацию, это данное интервью.

Вот это точно!
Хорошее интервью, полезное.
Прекрасное интервью. А самое главное… Александр Мазин мой любимый современный писатель )
Удачи ему во всём!
А тебе, Влад, огромное спасибо, что сумел взять интервью у этого талантливого человека.
21:54
+2
это Александру спасибо
Александр не дал бы интервью без твоего участия )
07:52
+1
дал бы, но не мне
Bun
08:51 (отредактировано)
+1
Какой вежливо-интимный разговор))
09:41
+1
Енот даже прослезился от умиления.
Sat и Sasha Del, не подслушивайте! )
Ви таки пго шо?
21:54
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
Комментарий удален
Загрузка...
Анна Неделина №2