Слоновости: выпуск №1
Привет Слонам, Слонессам и Слонятам!
С вами «Слоновости», и из этой рубрики вы узнаете, что происходит в мире литературы за пределами нашего уютного сайта. И сегодня речь пойдёт о последних литературных трендах: что читают, что пишут, чего ждут в 2021 году.
Если вас пугает слово «тренд» – назовём это более привычно: «тенденция», то есть, актуальный вектор общественных предпочтений.
В первую очередь, на литературный мир, как и на любую иную сферу жизни, значительно повлияла пандемия и связанный с ней прошлогодний локдаун. С одной стороны, как нельзя прежде поднялась популярность чтения как наиболее доступного времяпрепровождения в самоизоляции. А с другой – издательства практически впали в панику из-за снижения трафика в книжных магазинах: упали продажи, и, как следствие, печатные тиражи.
Итак, тренды для авторов и читателей, которые задала пандемия (и не только), и которые в 2021 году ещё будут иметь влияние:
Мировые тренды
1. Закономерно, что читатели теперь чаще покупают книги онлайн. Согласно опросам сервиса «Яндекс», мессенджера Viber и международного сервиса аудиокниг Storytel, бумажные книги по-прежнему гораздо популярнее электронных – их выбирают от 54% до 71% читателей. Однако не обязательно идти за изданием в магазин, его могут привезти к вам прямо домой. Ситуация поспособствовала развитию книжных интернет-магазинов.
2. Помимо электронных книг растет интерес к озвучкам произведений. Так, в США продажи аудиокниг за год выросли на 17,3%. Причём, в этой сфере издательства активно экспериментируют, например, Google планирует озвучивать книги с помощью искусственного интеллекта. Если вы решитесь перевести тексты в аудио-формат, эксперты рекомендуют подумать над выбором толкового чтеца с приятным голосом – это сильно влияет на желание читателей слушать именно ваши произведения.
3. Растёт востребованность самиздата, который также продвигается и продается онлайн, что делает его доступным и популярным. По оценкам Report Buyer, среднегодовой темп прироста независимых авторов на рынке составляет 17%. Кроме того, такие независимые авторы могут вступать в коллаборации, особенно на этапе продвижения книг. Они проводят совместные розыгрыши, челенджи и иные мероприятия, чтобы охватить как можно больше читателей.
4. Различные знаковые мероприятия в мире литературы, как то всевозможные премии, проводятся теперь в онлайн-формате. Также популяризуются такие дистанционные мероприятия, как онлайн-дебаты критиков, чтение произведений в прямом эфире, онлайн-встречи с читателями, литературные вебинары, и так далее.
5. Здесь же можно упомянуть в принципе тренды работы с аудиторией, актуальные и в общении с читателем: забота о ценностях аудитории, создание «лица» (личного бренда, в т.ч. писательского), и прочее.
Что писать?
1. Растет популярность весёлых историй с хеппи-эндом как бегство от тяжёлых реалий. Читатель хочет окунуться в приключения, которые отвлекут его от скуки и даже страхов, связанных с происходящим в мире.
2. Если всё же мрачные истории – ваш конек, то и сюжет с апокалипсисом может быть с позитивным исходом, это дарит читателю надежду.
3. Длинные истории – на любимую книгу читатель найдет время, не стоит скупиться на буквы.
4. Дайверсити и инклюзивность – а вы заметили, что основной объём литературного наследия – это тексты белых обеспеченных (иначе, откуда у них время на писательство) мужчин? Современный читатель заметил, и теперь он требует вариативность авторов и их героев. В тренде истории, написанные людьми из этнических меньшинств, романы чернокожих и азиатских авторов (кстати, сейчас бурное развитие переживает китайская фантастика), ЛГБТ-авторов, людей, выросших в бедных кварталах, сильных и независимых женщин, подростков и так далее. Либо о них, соответственно.
5. Укрепляют позиции относительно новые жанры. Например, в тренде нон-фикшн – имеются в виду книги обучающего формата, либо произведения, содержащие личный опыт автора. Популярность жанра связывают с необходимостью людей учиться новому, менять профессию, чтобы выплыть в нынешней ситуации нестабильности на рынке труда.
Автофикшн – авторские истории из жизни, оформленные как романы, повести или рассказы. Это настоящее поле для экспериментов, автофикшеном могут стать не просто мемуары, но и переписки в социальных сетях. К слову о соцсетях: сошиал-медиа фикшн – произведения, сюжеты которых полностью или частично разворачивается в интернете.
Возвращаются и уже привычные жанры. Так, по опросам Viber и Storytel, самым популярным жанром на сегодня читатели признают фантастику, включая фэнтези. Снова растет интерес к антиутопии, что связывают с развитием протестных движений и выборами в США.
Тренды российской литературы
Кто-то возмутится этим фактом, но в российскую литературу тренды традиционно проникают из-за рубежа. Причиной тому служит как раз один из них – глобализация всех сфер, включая литературу. Тем не менее, своя специфика всё же присутствует:
1. На протяжении многих лет в российской литературе прочно удерживает планку исторический роман. Писали, пишут и писать будут. События прошлого можно оживлять в тексте, создавая детальную реконструкцию, а можно интерпретировать, анализируя и переосмысляя их.
2. Поиск нового языка, на котором можно говорить о современности. По оценкам литературоведов, в ХХI веке литературный язык становится грубее и брутальнее, порою доходя до обсценной лексики. При этом погружая читателя в философию и быт русской жизни.
3. Те авторы, кого не хватает на полноценный роман, обращаются к малым формам – рассказу и повести. Считается, что малая проза не пользуется особой популярностью, однако некоторым авторам удаётся привлечь читателя сборниками.
4. Литературный поиск заводит авторов на стезю нон-фикшена, в частности развивается докфикшен – романы, написанные по архивным материалам. От исторического романа докфикшн отличается именно обращением к реальным событиям в противоположность художественному вымыслу. Из жанров, опирающихся на реальность, отдельно выделяют медицинскую прозу – всевозможные записки медиков о своей практике и буднях врачей.
Не так распространён, как за рубежом, но понемногу внедряется вышеупомянутый автофикшн. А также жанр, который можно назвать «псевдоавтобиографией»: когда выдуманный персонаж произведения по сути является альтер-эго автора – носит то же имя, работает на той же работе, но переживает выдуманные события.
Из жанров, далёких от реальных событий, сейчас на волне русский фольклорный магический реализм.
Тренды книжного дизайна
Масса читателей буквально выбирает книгу по обложке. Если вас заботит не только содержание, но и эстетика вашего произведения, то это для вас. В текущем году сохранят популярность следующие дизайнерские решения:
1. Минимализм. Да, многокрасочные сюжетные рисунки на обложке, больше похожие на полноценную иллюстрацию – прошлый век. Меньше объектов, больше смысла (ну, или просто визуальной гармонии).
2. Крупный шрифт – куда уж минималистичнее. Ничего лишнего на обложке, зато можно «поиграть шрифтами». Например, в тренде так называемый «прерванный» шрифт, либо замена букв объектами, связанными с названием книги.
3. Туда же – минималистичные обложки, покрытые сплошным узором, либо геометрическими формами.
4. Пастельные природные цвета (в противовес прежнему тренду на яркую, кричащую гамму) – опять же для создания уюта и ощущения безопасности у читателей.
5. Обложки-смайлики. Смайлы, или, если угодно – эмоджи, прочно вошли в нашу культуру. Так что если ваша книга будет «иметь лицо», улыбаться читателю или грустить – это лишь в плюс.
6. Иллюзия глубины, объёма, 3D – тоже интересный эффект, давно используемый дизайнерами и способный зацепить читателя, выбирающего книгу.
7. Наброски и эффект «от руки», вплоть до откровенных «каляк-маляк».
8. Эффекты размытости и сюрреализм.
На этом пока всё. Надеюсь, независимо от того, собираетесь ли вы быть в тренде, информация была полезна и интересна для вас.
Всем вдохновения в текущем году, и новых свершений!
Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616
Вот в моем топе Влад Копп. И еще есть один, вот его не помню, он ужастики хорошо озвучивает, низким замогильным голосом
Можно ещё местных новостей добавить. Ну, если они будут.
И ввести колонку
: их разыскиваетНарушители порядка.
Криминальную хронику читают всегда.
Некоторые обложки я уже вижу не первый год. Приятно, что они до сих пор в топе, ибо сделаны очень круто!
Есть остросюжетное что-то. Или страшное. Или… ну саспенс, в общем (детектив тоже). И вот бумажная книга. И ты понимаешь, что уже мало страниц, значит, скоро конец — то есть, в некотором образе, представляешь… если не чем это кончится, а когда. Что долю непредсказуемости заметно снижает. Как этого избежать? Добавлять фальш-страницы?
Или вот ты читаешь абзац — описание, как герой идёт, как там страшно должно быть, ему страшно, а боковым зрением видишь, что через несколько строк — прямая речь, диалог, ага, значит, там уже кто-то появился, значит, вот-вот произойдёт. Как момент сделать максимально неожиданным?
Хотя чо придираюсь, статья вообще интересная. Сказал бы пару ласковых о русском фольклорном магреализме, но не буду, их уже природа достаточно наказала.
А чо вообще было, пока меня не было?
Нууу… ПС был, и день Радио.
А ваще, иди пиши русский фольклорный гримдарк, скоро же Кровавый слон
Мир рухнул.
Мерси