Слоновости: выпуск №5
Женское ли дело — литература?
Можете предать автора анафеме, но сегодня у нас слегка феминистская повестка.
Так как это, всё-таки, новости, но вот вам они самые:
Таджикская поэтесса и писательница Зебунисо Расулзаде стала лауреатом IX международного литературного конкурса Open Eurasia с работой «Откровения Музы: взгляд на мир через призму любви».
Это просто ради соответствия рубрике, а статья о более общей, извечной теме.
Несмотря на то, что в современном мире равенство прав полов (я подчеркиваю слово «прав», не надо начинать споры о физической или психической разности, без кэпов очевидно) закреплено законодательно, до сих пор для некоторых индивидов этикетка «женский» даёт повод приравнять объект с понятием «низкосортный», «несерьезный», «незначимый». Скажу больше: как и в иных сферах, в литературе «мужское» выступает комплиментом (крепкое, мужское перо), а «женское» – ругательством (бабские сопли).
Речь пойдет о литературе в целом, и о научной фантастике в частности.
Для начала стоит разобраться в том, что из себя представляет «женская» проза.
Если попробовать покопать различные источники, то вот что на этот счёт можно найти. Женская литература это:
— литература, написанная авторами-женщинами;
— литература, написанная для читателей-женщин;
— литература, главным героем которой выступает женщина.
Звучит более чем логично. Не думаю, что будет ошибкой предположить, что автору проще и желаннее писать то, что ему известно, понятно и актуально. Как и читатель отдаёт предпочтение тому, что лично ему близко и интересно. Автор-женщина вполне может поднять в своем произведении волнующие её темы, сделать акцент на важном для неё, а, следовательно, произведение в первую очередь может заинтересовать других женщин, которые разделяют такие темы. Также они гораздо доверительнее отнесутся к персонажу-женщине, от чьего лица автор ведёт диалог со своим читателем. Таким образом, все три утверждения по сути верны. Но обязательны ли?
Вовсе нет. Автор вправе выбрать персонажа любого пола, поднять любую проблему, выбрать любой жанр. А опытный и широко эрудированный писатель может ориентироваться на любую читательскую аудиторию, писать на любые темы и идеи. Доказательств тому масса.
Дополнительное, более современное определение: женская проза – это проза с феминистической повесткой.
Тем не менее, даже в современной литературной среде нередко можно встретить мнение, что женщина неспособна написать серьёзное глубокое произведение, и уж тем более – научную фантастику. По мнению отдельных лиц, женская проза – это легкомысленные, лишенные логики эро-фантазии скучающих домохозяек.
Миф №1: Женщин, оставивших свой след в литературе – единицы, на это указывает даже статистика.
Я не шучу, вот пруфы:
Печально, но факт – литература попала в перечень социальных областей, причисляемых к типично мужским. Откуда же взялась эта странная статистика?
Действительно, при попытке вспомнить каких-то известных литераторов, на ум идут: Пушкин, Толстой, Лондон, Хэмингуэй… А где же дамы? Равно как и среди героинь произведений – сплошь ветреные девицы, мечущиеся в выборе кавалера, да трагические судьбы более зрелых дам. То есть, преимущественно некие приложения-украшения к героям мужского полу.
Удивительного в этом ничего нет, такое положение дел вполне закономерно. Литература не хуже любой иной сферы отражает социальную действительность. Как и иные виды искусства, а также наука – литература долгое время считалась мужским занятием, так как затрагивала область взаимодействия индивида с социумом. В противовес «внешним» связям, возвышенно-духовному, уделом женщины были приземлённые насущные заботы – дом, быт, семья. Из более-менее творческого допускалось рукоделие. Даже образование женщины отличалось от мужского, дисциплины подбирались исходя из заранее предопределенной судьбы: матери, жены.
Ключевой момент такого расклада ролей: женщина не была задействована в «мужских» сферах не потому, что не обладала способностями, а потому что они были табуированы, запрещены для её участия.
Образно ситуацию можно представить так: если в соревновании по бегу одному из бегунов связать руки и ноги, логично, что к финишу придет второй, не обремененный подобными препятствиями.
Делая выводы: статистика-то такая на самом деле есть. Но она никак не свидетельствует в пользу каких-то преобладающих умственных способностей мужчин. Она лишь показывает, к чему ведет жёсткое гендерное разделение общественных сфер.
Миф №2: Женской прозе априори присуща сентиментальность, она изобилует прилагательными, описаниями, внутренними переживаниями героев и незначительными деталями, сюжеты – про любовь, отношения.
Такое узкое видение женской прозы, видимо, исходит от распространенного жанра «дамский любовный роман». Читатель, который приходит в библиотеку или книжный, ориентируется по меткам-жанрам. И действительно, на полке мужской прозы чаще можно увидеть боевики, детективы, триллеры, а на женской – любовные романы, фэнтази и прочее.
Из этой градации внезапно выпадает классика. Да, там больше мужских имен. Так почему же эти мужчины так любовно выписывали каждую травинку в поле, смятение в душах своих героев? Так много писали о любви, пусть даже на фоне войн и государственных переворотов? Они что, поголовно были геями? Или замаскированными женщинами?
Конечно же, нет, они были просто писателями. Они писали художественную литературу, основной признак которой – образность, потому в ней так много описаний. Классики писали для читателя, на темы, актуальные во все времена, для каждого – а что может быть актуальнее темы любви? Потому сегодня их читают и любят люди любого пола и возраста.
На мой взгляд, ситуацию испортил не массовый приход в литературу женщин, а гендеризация прозы. Как гендерные рамки ограничивают человека в его поведении и выборе, так и гендерная литература ограничивает автора в выразительных средствах и тематике. А не наоборот. То есть, подобное содержание женской прозы навязывается читателю и автору извне, а не исходит из умственных и писательских способностей.
Печальный результат такой ситуации я наблюдал не раз: авторы-женщины из страха показаться недостаточно серьезными, перенимали манеру написания «мужской» прозы, напрочь теряя индивидуальность.
И, наконец, миф №3: Научная фантастика – не женский жанр.
Однако, литературоведы считают, что именно женщина создала жанр научной фантастики. Это была Мэри Шелли, написавшая «Франкенштейн, или Современный Прометей». Роман написан в 1817 году и издан в 1818 году, авторке тогда было 21. Хотя произведение относят к классическому готическому роману, в нём просматриваются все признаки научной фантастики.
Есть заявления, что на самом деле основателем жанра был Жюль Верн. Вот только он родился на 10 лет позже, чем «Франкенштейн» увидел свет.
А ведь есть ещё Маргарет Кавендиш и её «Описание нового мира, называемый Пылающим миром», появившийся задолго до «Франкенштейна» – в 1666 году.
Немного истории
Даже история диких средневековых времён, когда, казалось бы, прав у женщин было меньше всего, сохранила имена талантливых женщин-писательниц. Например, саконская монахиня Гросвита Гандерсгеймская, жившая в X веке. Она писала назидательные комедии на латыни, и талант её признавал даже герцог Генрих II Баварский.
К слову, в Средневековье было немало церковных поэтесс-песнеслагательниц, а одно из первых упоминаний о женских духовных сочинениях относится к V в. Что закономерно, ведь в эту эпоху монастыри были главными оплотами грамоты и хранилищами знаний – там и обитали светочи литературы. Помимо Европы в том же временном отрезке можно упомянуть Сэй-Сёнагон – японскую авторку, с особым ироничным стилем описывавшую жизнь аристократии при дворе. Она же основала собственный прозаический жанр – дзуйхицу (яп. «вслед за кистью»).
Со временем нравы становились лояльнее, и таких женщин появлялось всё больше. Однако подобные занятия негативно сказывались на репутации, поэтому многим дамам приходилось публиковаться под мужскими псевдонимами. И, стоит сказать, что, не зная истинного пола автора, литераторы-мужчины вполне признавали их талант.
Среди наиболее известных: сёстры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте, первоначально публиковавшиеся под псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл, Амандина Аврора Люсиль Дюпен известная как Жорж Санд, Марко Вовчок, он же по факту Мария Александровна Вилинская, и так далее. А поэтесса Зинаида Гиппиус вовсе жонглировала мужскими псевдонимами: Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
Показательна история отечественной писательницы Маргариты Владимировны Ямщиковой. Она написала около 150 книг, а с переизданиями из насчитывают более 300. Но все они были подписаны именем Алтаев Ал. Авторка начинала как детский писатель, при этом успех ей принесли исторические романы и биографические повести о композиторах, музыкантах, художниках. Так вот, её муж был категорически против занятия супруги, что и стало причиной разрыва, несмотря на наличие малолетнего ребенка.
Под мужским псевдонимом писала даже широко известная Джоан Кэтлин Роулинг. Свои криминальные романы «Зов кукушки», «Шелкопряд» и «На службе зла» она выпустила от лица отставного военного Роберта Гэлбрейта. По её признаниям, на этот ход писательницу надоумили издатели из опасений, что детективы, написанные женщиной, не станут покупать.
Тем не менее, были и открыто публикующиеся, признанные в мире литературы, дамы. В 1909 году авторка широко известного произведения «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе.
Среди женщин, внёсших вклад в развитие непосредственно научно-фантастического жанра, выделяют Урсулу К. Ле Гуин, Конни Уиллис, Октавию Батлер и других. О росте роли женщин в данном жанре говорит и статистика: если в 1948 г. их доля в числе авторов фантастики составляла 10-15%, то в 1999 году показатель вырос до 36%.
Если охота порадоваться за наших: В 2018 году российская писательница Анна Старобинец получила премию лучшего автора Европейского общества научной фантастики (ESFS) по итогам фестиваля «Еврокон». И знаете, что на это сказали собраться по перу? А вот что:
Ну, и так далее, и тому подобное.
Сегодня за рубежом существуют специальные женские литературные премии. Например, одной из самых престижных считается The Women’s Prize for Fiction (бывшая Orange Prize for Fiction и Baileys Women's Prize for Fiction).
Одно инклюзивное сообщество любителей фантастики и хоррора собрало список из чуть больше двух сотен американских, канадских, британских, китайских, индийских, австралийских, финских, (даже из Республики Вануата есть) и т.д. авторок. Россиянок, конечно же, нет, но не суть.
Кого-то, возможно, возмутит излишнее внимание к женскому полу. Однако оно – суть реакция общества на положение дел. Когда-нибудь (наверное) пренебрежительное отношение к женской прозе исчезнет, прекратятся попытки засунуть её в гендерный шаблон, и это всё станет совершенно не нужным. Потому что всем будет всё равно, какого пола автор, важно будет само произведение.
В общем-то, несложно догадаться, какова позиция автора. Та самая сторона, где «литература может быть лишь хорошей или плохой, и никаких других аспектов рассмотрения и анализа текста быть не может» – вполне подходит.
Делимся мнениями в комментариях.
Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616
Источники:
Как женщину меня опубликовали в сборнике раньше, чем как мужчину
Это о моем эксперименте, который я в прошлом году проводил
Правда, я придерживаюсь идеи, что феминистов не бывает, мужчины могут быть только союзниками феминизма.
Не, ну а чо — я тоже борюсь за справедливость, но в том, чем я считаю нужным А тут все прямо упирается в затрагивание личности автора — да не должно никого касаться, какого пола написавший.
А я агендер, мне можно ^.^
С чего бы это мужчины были лишены подобного опыта?
Но, опять же, как вы верно заметили, «угнетение» не имеет половой принадлежности. Власть прогибает всех, кто ее не имеет. По-разному, да. Но всех
Я думаю, что если посмотреть процент хороших писателей среди женщин и среди мужчин, то он будет одинаков.
Нортон — да, и еще многие и могие)
и индийской.Понятно, что в силу определенных личностных, гендерных или иных факторов, кто-то будет лучше писать одно, а кто-то другое.
Кмк, ясное дело, что это настолько очевидные вещи, что и говорить об этом, казалось бы, странно. Но, видимо, не все так очевидно. И это грустно.
Хотя, если почитать у Бержерака способ попадания ГГ на Луну — это, скорее, антинаучная фантастика
В Гильгамеше научности ваще не помню…
Теперь, наверное, нет большой разницы. Все определяет жанр. Дамские романы вполне и мужчина может писать, и пары семейные или не очень. Так же и фантастику.
Мои тексты на анонимных конкурсах часто угадаторы относят к мужскому авторству. Потом — шок, сюрприз…
А раз я вообще с дичью столкнулась. Дама комментах себе пол поменяла. Ну, вот это я вообще понять не могу. Да, сексизм на конкурсах существует. Я с отдельными проявлениями на Квазаре сталкивалась, но какая разница, от кого мнение. Непонтненько)))
а вот крестьянка — хорошо!)))) прачка, повариха, ткачиха))))
серсоСапфо?Ну… это случится (возможно) ровно тогда, когда цивилизованный мир перестанет ориентироваться на устои средневекового мира и мира эпохи Ренессанса, а вспомнит, к примеру, о культе женщин у скандинавов, египтян, шумеров и многих других культур.
Женщины почитались, права не «ущемлялись», и кстати, обучившись на писца в др. Египте, женщина могла претендовать на должность учителя или, не хухры-мухры, а целой жрицы
А вообще ничего подобного, конечно же, никогда не случится) потому что проще ущемлять права всех подряд, кто не имеет власти — пофиг на гендер.
но зато работаю по 10-14 часов)
*че-то закралась мысль, что лучше бы я пылесосила…
Моё место там, где я захочу… кухня только по необходимости… поесть))
Но ты молодец, пиши! Лучший фитнес для пишущего человека, между прочим. И, кстати, обоснованный наукой — вс помощью интеллектуального труда человек затрачивает гораздо больше энергии, чем с помощью физического. Жаль только вот накачать попу силой мысли не получается)))
Могу сказать одно: на сайте проблем нет. Куда ни посмотри — одни дамы вокруг. Мужчин-писателей раза в два, наверное, меньше. Даже если к ним приплюсовать котов…
Ну зачем личный опыт сразу-то проецировать? Язык все равно будет меняться. Русский язык — смесь заимствований, там нечего уродовать.
Есть понимание.
У всех, кроме радфема.
Да не, тут дело не в том. Тут, конечно, ИМХО, все такое, но…
Вот раньше (было лучше ), при царе-батюшке (или царице-матушке даже, не помню...) был орган, который вносил обновления в словарь при необходимости. За бугром такие и сегодня есть. Причем, как правило, само слово приходит из народа. И даже есть случаи, когда всем миром придумывали слова, типа: люди. у нас нет слова для обозначения того-то, как мы это назовем? И все голосуют, потом это закрепляется.
А у нас все как было при царе, так и щас… Вот у Ожегова есть в словаре смартфон? А у Даля? Да они в рот не манали, что это.
А ведь язык-то меняется именно в народе, когда есть потребность. В данном случае это не сленг. Это именно попытка внести новшество в язык из народа.
Все те же шкурные вопросы пиара и рекрутинга новых членов — нести в массы какую-нибудь повестку. Понимаешь, людям комфортно в этой группе, вот они и пытаются распространять ценности своей субкультуры. Те же игры пиарятся за деньги, рожают и периодически читают мамские форумы практически все женщины, не забаненные в гугле, а радфемкам что делать? Создавать соответствующий инфошум и вот это самое, выдавать свои завихрения за какие-то прогрессивные новшества.
Потому и некорректно сравнивать «смартфон» с какой-нибудь «членкиней» или «шахтеркой». Тут же доходит до того, что альтернативный мозг использует «персонажка» просто назло, хотя в русском языке как бы давно есть прекрасное слово «героиня».
С каких пор женщина — это субкультура?
Все социальные группы распространяют свои ценности Даже я распространяю свои ценности как отдельный индивид. Агрессивно, кстате.
А это слово уже официально используется в публицистике. Но какое слово в итоге приживется, а какое так и останется сленгом — рассудит время.
Ой, нравится тебе ерундой страдать. Выше привел пример, с «героиней» и «персонажкой».
Всю жизнь было понимание того, что то же слово «член (партии, собрания)» — бесполое, а тоеперь русский радфем спохватился пригореть, что обязательно нужна фем-форма, чтобы издалека видеть своих.
Ага, в публицистике. В «текстах, статьях и постах» ©.
Время рассудит, но я считаю, что специфический слэнг уместен внутри круга единомышленников. Когда слэнг делают инструментом пиара — это уже что-то поломалось в голове. И вообще это спекуляция, все эти «ты не используешь феминитивы — ты не поддерживаешь ЖЭНЩИН!!!». Поддерживаю я женщин, я глупых людей не люблю.
Ну и вот, ключевое слово «некоторыми». Лепить ярлык, мол «все рад-фемки-дуры» так же бессмысленно, как на любую социальную группу.
Так а ты-то че горишь? )) Не используй их, да и все
Всё используют как инструмент пиара. Вообще всё, ничего святого и не поруганного пиаром в этом мире уже нет Мне ли не знать, какую истерию вокруг глютена раздули. Че ж, застрелиться теперь Я использую это слово, потому что меня коробит это «автор-женщина», которое тут тоже пришлось применить. Используется в текстах и статьях — ну эт и есть статья. Далеко не первая опубликованная, с этими словами. Тоже мне трахедь
А вот кружок по интересам — это уже немного другой коленкор. И да, там все может быть очень интересно в плане традиций. Например, собираться в баре, пить молоко+, устраивать рейды с применением старого доброго ультранасилия. Я знавал таких людей в нулевых.
И я таки все же больше бы относил к соц группе, так как тут вопрос прав и интересов, а не увлечений.
Хм… В общем, да, меня это скорее интересует как социальное явление, а не как группа людей )
Что не так? Где обзывательство?
Касаемо ущемленных-переущемленных прав, вопрос на мильён — в каком году отцам-одиночкам начали выплачивать маткапитал?
Понимаешь, проблема не в законах, проблема в бошках. В том, как эти бошки устроены, а устроены они по-разному, как бы ни хотелось обратного. Кроме того, кто-то берет и делает, кто-то сидит и ноет, что законы не те, условия не те, страна не так и люди дураки. Я знаком с 28-летней женщиной-девочкой, которая одевается в розовое и носит платьюшки, даже фотографируется с оттопыренными губами, очаровательное и позитивное создание, и она совершенно спокойно работает участковым на земле. Ничего ей не мешает, не натирает и не жмет. И рота автоматчиков ее на вызовы не сопровождает. И куда я ни посмотрю, я не вижу угнетенных патриархатом нигде, кроме интернета. Загадка, однако.
Да, я в принципе, не буду спорить — в головах тоже много чего. Но оно ж там не просто так рождается. Угнетнутых хватает с обеих сторон, так-то. И да, это во многом личные тараканы человека. Проблема в том, что любой вопрос — многофакторный. Там есть и внешние влияющие факторы, и внутренние. Но это в любом случае не наша с тобой забота, мы на это не можем повлиять
Блин, пост надо написать, а тут предлог такой. Ладно, пошел я писать, я спалился в телеге.
Не-а. Не совсем так.
Скорее «специфический, неинтересный мужчинам и многим женщинам». И уже поэтому действительно незначимый.
«Волкодав» Семёновой — это не женская проза, хоть автор женщина.
Так оно и будет в обозримом будущем восприниматься: «женский» =«специфический»
А «в городах все одинаковые».
И по этой же причине, подозреваю, что жанр «женской прозы» с дерзкими героинями — обречён в дальней перспективе
Англичане, вон, уже почти 600 тыс. слов в свой словарь зафигачили, и заявляют, что английский — самый богатый язык. Вносят туда каждый год компьютерные термины типа Андроид 4.6, Андроид 4.64 и т.д.
Почему бы и нам так не делать? Поэтесса же появилась откуда-то. Очередь за министрессой.
Но здесь главное — не перестараться. Аккуратненько надо.
А то если взять слово «стрелок»? Стрельчиха — жена стрельца (ну, пусть будет — стрелка).
А как сам стрелок пиф-паф женского рода? Пострелуха, что ли? Или застрельщица?
Есть над чем подумать.
Да хоть стрелиня Пущай экспёрды разбираются. А то если не — то народ сам придумает, и тогда уж извинитя
Ха! «пирожок» и «пистолетик»!
Как мнение
Что, на Киркорова обиделись, Марго? Ну, бывает. Я спросонья несдержан.
А то чего-то тихо было.
Тут творческая любовь.
Между прочим, дорогое удовольствие. Один инквизитор экстерминировал пять обитаемых планет, остановив тем самым продвижение флота тиранидов, и что? Пошел под трибунал. За геноцид населения оправдали, так сел за растрату.