СлоноСловы №4.1 Научная Фантастика - Хочется удивляться
Что-то странное становится регулярным...
Четвертый выпуск подкаста СлоноСловы!
Обсуждаем сложный, но такой интересный жанр Научной Фантастики.
Это первая часть большого подкаста про Научную Фантастику. Фантастика и Жанры. Продолжение следует...
Не все то наука, что в космосе летает. Оказывается даже в фэнтези можно применить научный подход к магии.
Спикеры: KakTyc, Тающий ветер и Хотеев Ярослав
В этом выпуске:
- KakTyc рассказывает жизненные истории.
- Тающий ветер хвалит фанфик по Гарри Поттеру.
- Хотеев Ярослав молчит и мычит.
- Границы жанра Научной Фантастики.
- Взаимодействие НФ с другими жанрами. Научный подход к магии.
- Твердая научная фантастика. Что привлекает и что отталкивает?
- Азиатская научная фантастика. В чем отличия?
- Насколько научная Социальная Фантастика?
- Секретные инсайды
- Продолжение следует...
Покупайте наших слонов! Слушайте наш подкаст!
Слушать подкаст:
Ставлю на «Гп и принципы рационального мышления»
(слушать буду завтра)
Придётся высказаться.)
Научная фантастика может остаться таковой, если в ней будут элементы фэнтези и мистики. Но только элементы. То есть — без отступлений от логики, которые в фэнтези разрешены.
Пример — чудесный роман Саймака «Заповедник гоблинов».
В нём есть гоблины, тролли, баньши, дракон и др. (элементы фэнтези). В нём есть дух Шекспира (элемент мистики). И даже спасённый из зубов тигра неандерталец есть. )
Но потом оказывается, что роман — альтернативная история Земли. И все эти элементы спокойно вписываются в научфант.
А дух Шекспира — плод экспериментов ученых-лингвистов, которые отловили его и сами не поймут, как им это удалось.)
То есть — явная научная загадка, требующая разрешения, но потом. А это никак не противоречит логике.
И даже немного магии есть (разговор с баньши). Но совсем чуть и вскользь. Как единичная особенность существа нечеловеческого мира.
А это не рубит логику в куски.
Если делать магию особенностью всего отдельного мира, не объясняя, откуда эта особенность взялась (как предложила Кактус), то произведение из научфанта автоматически влетит в фэнтези.
Пример — третья книга трилогии Андре Нортон «Королева солнца». Там экипаж корабля попадает на планету, управляемую магией.
Если первую книгу можно назвать научфантом, то третью — уже нет.
Поэтому дело не в научных каких-то изобретениях, не в элементах того или иного поджанра, а, в первую очередь — в логических дырах.
Как говорится: фантдоп фантдопом, но
тыври да не завирайсясовесть нужно иметь.)Таково моё мнение. Да и не только моё.)
Пойду дальше послушаю…
Да,, по Жюлю Верну. Как была его фантастика научной, так и осталась сейчас.
Не потому что открытия или мечты устарели, а потому что там нет дырок в логике. «Таинственный остров», например.
То же самое — Герберт Уэллс.
Даже если сейчас все знают, что жизни на Марсе нет, на фэнтези его произведения не катят никак. Ход событий и действия героев логичны.
Логические дыры.
Вот оно в чём причина — то…
Мистер Казус, а давайте схлестнёмся в споре? :))
(в научной дискуссии...)
Тут ведь вот какое дело…
Практически все (каждый), кто высказывается относительно этой темы, так или иначе пытается описать одно и то же.
И многие близки к истине.
Тут как такового спора, в принципе, может и не получиться.
Это я так, чисто прикалываюсь. :))
А время идёт.
Вот Вы, сэр Алексей, знаете, в чём ещё эти ключевые отличия (кроме названных) Твёрдой НФ от всего остального? :))
Вот ещё мысли по теме.
В обсуждении было сказано о «Понедельнике» Стругацких. И я даже задумался, неужели это фэнтези, ведь там есть магия…
А нет. Там всё ВОКРУГ магии. Вспомните, если читали, там везде работают законы сохранения.
Скатерть-самобранка выдала еду? Заплати.
Аспиранты в новогоднюю ночь пили наколдованные шампанское с бутербродами? Тут же вопрос: заплатить не забыли?
Кому и куда платить — не важно. Важен смысл, который заложен авторами — ничто из ниоткуда не появляется. И эти мелочи, рассыпанные по тексту, делают события логически обоснованными. Даже при производстве кадавров.
А неразменный пятак?
Да то же самое. Платит кто? Государство.
Герой пользуется неразменным пятаком на халяву для себя. Но убытки от этого несёт (то есть платит) государство, потому что в то время газеты, заводы, пароходы и даже выпитый героем лимонад были государственными.
Именно поэтому героя с пятаком и хлопнула милиция.
И далее, даже в мелочах, никакого фэнтези там нет. Просто эти мелочи с первого взгляда незаметны. Авторы умело расставили логические маячки по тексту и потому повесть можно смело отнести к научной фантастике.
А вот продолжение — «Сказка о тройке» немного другого плана. Там уже идёт классный соцфант. И это тоже не фэнтези. Потому что гротеск и гипербола- вполне допустимые штуки даже в научфанте.
Вот вам ещё информация к размышлению.
Прорвалось
Я вот по сути хочу…
А может ли быть такое, что в научной твёрдой фантастике могут быть логические (дыры) парадоксы? Ну, возьмём тех же мастадонтов жанра… Ведь спустя десятилетия, эти дыры всё отчётливее проявляются… Перестаёт ли тогда та, древняя фантастика, быть фантастикой? :))
И тогда… возможно, логические парадоксы — не есть основной признак?
:)))
Что думаете?
Это всё можно отнести в ранг загадок, которые, возможно, разрешатся в будущем.
Дело в логических косяках, которых просто не может быть априори.
Пример выше с дядей и племянником.
Представьте, вы идёте по улице, Мытищ, предположим, из-за угла выходит пьяный Трамп, бьёт вам ногой в лицо в прыжке (почти 80 лет каратисту), а потом говорит на чистом русском языке — ты мне два тугрика должен.
А вы ему в ответ — о, какой приятный дедушка, заходите в гости ещё.
Такое может произойти? Нет.
Везде, кроме фэнтези или жанра абсурда. Но научфант и соцфант к этим жанрам не относятся никак.
В логических косяках…
:)
Я бы чуть иначе сформулировал.
А что если всё дело именно в причинно-следственных связях.
Не будет ли более точным заявить, что в фентези (как и в сказках) допускается необъяснимое (технологии и артефакты, имеющие функцию необъяснимогопреобразования реальности и её элементов, существующие в произведении, как данность) в отличии от науч.фанта, где требуется именно логическая связь явлений и событий с уже известными (науке) явлениями физического мира (или как минимум хотя бы косвенно с ними связанными).
То есть, в науч.фанте должен быть как минимум уже известный научный подход (и систематизация) к изложению обоснований явлениям?
Не об этой ли логике Вы ведёте речь? :)
Помните полевой синтезатор «Мидас» дона Руматы, который из опилок золото делал?
Там требуется научный инфодамп?
Да ни разу. Да мало ли из чего научатся делать золото в будущем?
А вот если этот синтезатор вдруг оживёт и начнёт за доном Руматой гоняться по избушке с гомосексуальныии целями — вот тогда с логикой — туши свет и добро пожаловать в
гомосятинуфэнтезятину.Научную базу можно подвести под что угодно. :))
Этим-то и отличается твёрдый науч.фант от всего прочего.
Я думаю, что всё объяснять не обязательно. Но приводить хотя бы к подобию стройной системы необходимо.
Материальная вселенная структурирована. Да, она до конца не понята. Отсюда и все попытки фантастов… Они, как и наука, пытаются заглянуть в будущее и предсказать явления и новые направления развития научно-технической мысли.
Делает ли то же самое фэнтези? Нет.
Мистика?.. Нет.
Сказка?
Нет, нет, и ещё раз нет.
У них другие задачи.
Именно эту задачу как раз и решает научная фантастика.
Аминь.
:)
Вот вам пример из творчества одного из именитых авторов фэнтезятины.
Дядя лежит а анабиозе до лучших времен. Уже лет десять.
Племянника заманили в какой-то сарай на другом континенте от дяди. И собираются пристрелить.
В этот торжественный момент появляется дядя, пристреливает негодяя из своего пистолета и спасает племянника.
Далее происходит приблизительно такой диалог:
— Дядя? Но ты ж в анабиозе лежал…
— А я только что проснулся и решил тебя спасти!
— Спасибо тебе большое!
И парочка отправляется дальше по сюжету.
И никаких объяснений: как дядя узнал про место дислокации сарая, как узнал, что племянника сейчас грохнут, из какой
жопыдырки родил пистолет и вообще — жив ли племянник за десять лет отсутствия дяди. Да, и как это он через океан перелетел со скоростью мысли.Вот такая штука и называется логической дырой.
(Кстати, в «Докторе Живаго» Пастернака подобного хватает, только немного в другом ракурсе. Тоже фэнтезятина изрядная)).
Ну и о чем спорить? Да неочем.
Да я ж блин ничего такого не собираюсь…
И правы Вы, но звучит эта идея про логические дыры… ну, как-то не чётко, что ли…
А вдруг нас дети читают.
И вот, из наших определений им вовсе непонятно будет, в чём суть-то энтих дыр…
А нам-то что, спросите Вы?
А то, что начнут эти дети писать и завалят нас с головой всей этой… фэнтез(ятиной)и… Понимаете?
Не поймут оне про дыры ничего.
Вот.
Поэтому…
Я вот эти вот логические дыры называю логическими парадоксами.
Да, такое существует.
Но!
Есть тут один нюанс…
Не поймут.
Решат, что то был частный случай.
Дык что, потрём?..
Я не говорила про магию, я говорила про нечто, похожее на магию. Это важный момент.
А то по вашим словам я все фэнтези предлагаю в научную фантастику записать =_=
А можно поставить индекс «Фентези» и «Научная Фантастика»
Все дело в непонимании терминов. Издательства на книги с магами и колдовством лепят марку «Фантастика» хотя это чистый фентези.
А путаница из-за дефиниций. У слова Фантастика их больше одной и когда используют слово так: «сказки это фантастика» подразумевая неправильную дефиницию, начинается хаос.
В жанре: Сказки — это не Фантастика, Фентези — это не Фантастика, Научная фантастика — Фантастика.
В сюжете: Сказки — Фантастика, Фентези — Фантастика, НФ — Фантастика.
Изи чо.
Сейчас будет удар от википедии:
Какие виды фантастики бывают?
(задал я вопрос)
Ответ:
Поджанры фантастики: научная фантастика, боевая фантастика, любовная фантастика, юмористическая фантастика, социальная фантастика, фэнтези, мистика и ужасы. Примеры Г. Уэллс, «Машина времени»; А. Р. Беляев, «Человек-амфибия»; К. Булычев, «Гостья из будущего». Фантастика может выступать не жанром, а художественным приёмом в произведениях любых жанров и направлений.
Таким образом… Всё вышеперечисленное относится к фантастике.
Мы же (Вы же) говорим (ите) о Твёрдой НФ.
О твёрдой научной фантастике!
Есть жанр — Фантастика, Фентези, Сказки.
А есть тематика — Социальная Фантастика, Боевая, Колдовская.
Тематика или сеттинг — это хорошо, это поможет найти читателю то что он любит читать не листая книгу в середине)
Это всё подразделы фантастики…
У каждого из них свои чёткие признаки.
Это классификация.
В одном баре подносит напитки принцесса Лея, в другом полуголые девицы.
И то и то Бар, но в разной тематике, можно выбрать на свой вкус.
То же самое с Фантастикой.
Фантастика это фантастика, Фентези это фентази.
Но они имеют разные тематики. Городсоке, колдовское фентези… Но при этом жанр не поменялся ни на секунду в соответствии с дефиницией
Но суть в том, что в каждом разделе фантастики есть свои принципиально отличающиеся ключевые условия (правила игры), наличие которых и позволяет отнести произведение к той или иной группе (к тому или иному разделу) фантастики.
У нее есть тематические разделения, которые упрощают поиск того что нравится читателю.
Фантастика не становится наполовину фантастикой или на три четверти. Как и Бар не становится космолетом наполовину, если там есть иллюминаторы и имперские штурмовики с бластерами
А как же… классификация?
:(
Мистика.
Раздел фантастики.
Про что это?
Про всё потустороннее… Не Обь яснимое (Т9 не даёт исправить, сука...).
Короче, духи, сущности, полтергейст, привидения… Всё вот это вот… То, что ухает по ночам. :)
Раздел? Раздел!
Далее…
Магия (фэнтези)
Артефакты, магические твари, заклинания, и всё вот это (эльфы, гномы, драконы и т.д.)
Раздел? Раздел.
Магический период был длинным, поэтому вариаций не счесть…
Рубить дальше на куски? :))
Всё это относится к фантастике…
ЖАНР ЖАНР, -а, муж. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Отсюда, сказка это не фантастика и не фэнтэзи, даже если там летает дракон и есть телепорт.
Фантастика, это фантастика, даже если там ведут расследование сыщики.
Фэнтэзи, это фентези, даже если там эльф использует фиалковую пыль чтобы снять отпечатки пальцев на месте преступления.
Если кто-то не знает дефиниции слов, это же не значит что мы должны все запутаться?
Многогранность фантастики стала причиной выделения из неё различных течений и поджанров[1]. Общепризнанным является деление фантастики на научную фантастику (внутри которой выделяют твёрдую научную фантастику и социальную фантастику) и фэнтези (внутри которой выделяют поджанр хоррора). Нередко встречается синтез обоих жанров: научное фэнтези и технофэнтези.
Исчерпывающая единая классификация фантастики на сегодняшний день отсутствует, и вряд ли такая классификация, основанная на одном или нескольких взаимосвязанных критериев, будет создана в ближайшее время. Это связано с многообразием форм фантастики и различными интерпретациями роли фантастического элемента в художественном тексте[2][3]. Елена Ковтун, анализируя принятые подходы к делению фантастики на поджанры, приходит к выводу, что каждая классификация фантастики содержит рациональное зерно, но ни одна из них не является идеальной[2].
Надо отметить, что для западного литературоведения сама концепция выделения из массива жанровой литературы фантастики, то есть литературы, для которой фантастическое — сюжетообразующий элемент, относительно нова. Так, Джон Клют предложил в 2007 году использовать для научной фантастики, фэнтези, фантастического ужаса и т. п. заимствованный из славянских языков термин «fantastika»[4][5
На какую полку, Сэр Гроссмейстер будет ставить книги в библиотеке под названием «Красная шапочка», «Сон Киборга», «Лесная Ведьма», «Колдун с метро Елизаровская»?
А, ну и есть только три таблички «Сказка» «Фантастика» «Фентези»
У каждого явления есть своя функция, признаки и границы.
Мир познаваем.
Да, смешение существует. Авторы активно используют различные сочетания всевозможных видов и подвидов…
Но тем не менее, тем не менее…
Это же не означает что теперь мы отбросим здравый рассудок и поставим Карлсона на одну полку с магреализмом?
Существует гигантская путаница вызванная непониманием терминов.
Поджанров может быть десять тысяч. Можно писать: Фантастико, научно, романтико, историческо, магическо, детективная сказка. Но это бессмысленно и ничего не даст кроме замешательства.
Можно конечно бесконечно познавать мир возведя бессмысленность в абсолют.
:)
Сказка — это сказка. Там есть свой набор признаков.
И от того, что кто-то называет сказку чем-то иным…
:))
Ну правда, о чём мы спорим?
(магреализм, кстати, это приём, а не жанр...)
Короче…
Есть у каждого поджанра свои собственные признаки, по которым его и можно отличить от другого поджанра.
Да, элементы одних проникают в другие. Но суть от этого не меняется.
Путаться в тождествах (мыслить ими) — это к его обратной (чёрной) стороне относится…
:))
Оно существует из-за бесконечных поджанров, которые на самом деле бесконечны)
Можно бесконечно их делить на виды, подвиды, под-подвиды. Вопрос лишь — зачем и не приведет ли это к хаосу, когда уже есть система определения жанров и подвидов. Простая как табличка на полке в библиотеке)
Каков конечный результат.
Хаос и замешательство или порядок и простая для понимания система ;)
:)
Я просто предлагаю прояснить все элементы и характеристики каждого поджанра и приёма… Вот и всё.