Многие любители фантастики знают Романа Злотникова как автора таких циклов как Землянин, Арвендейл, Путь князя, Царь Фёдор Вечный. В рамках программы импровизированных интервью я попросил Романа ответить на несколько вопросов, что из этого получилось читайте )).
Импровизированное интервью с Романом Злотниковым
Роботов Роберт(РР):
Роман, спасибо большое, что согласились на импровизированное интервью. Честно, надеялся, но не верил. Сейчас даже ощущаю себя немного атлантом -такая же ответственность))).
Попробуем начать сначала. Для каждого автора, наверное, самое важное — это первая проба пера. Многие, столкнувшись с негативом часто бросают это неблагодарное поприще, другие же пробираются сквозь тернии к каким то результатам. Помните ли вы, что сподвигло вас впервые взять в руки перо и написать первую строчку? Ощущали вы волнение, с какими трудностями столкнулись?
Роман Злотников(РЗ):
Моя первая проба пера произошла в 1984 году. Я тогда только-только окончил военное училище и был назначен на должность командира взвода 2 роты в/ч 3382. И вот, в один из дней, при проверке Журналов учета боевой и политической подготовки взвода, я был показательно выдран командиром роты за то, что не отразил в журнале некое дополнительное занятие, требование провести которое было спущено сверху какой-то очередной срочной директивой. Я попытался оправдаться, заявив, что занятие-то мы не проводили, потому что в этот день даже плановых занятий не было — вся рота убирала картошку. Но был срезан великой военной мудростью, звучавшей так: «Провел — запиши, не провел — два раза запиши. Жопа целее будет!» После чего буквально вечером того же дня, я, будучи ответственным и командиром дежурного подразделения, прямо в канцелярии набросал фельетон о том, как в некой роте, один сержант из студентов (тогда студентов тоже призывали, сразу как им исполниться 18, прямо со 2-го курса — никаких отсрочек не было), придумал специальную машину, через которую утром прогоняли подразделение, дублируя каждого солдата и сержанта нужное количество раз, дабы личного состава хватило и на уборку картошки, и на проведение плановых занятий, и на хозработы, и на всякие дополнительные занятия по спускаемым сверху указаниям. А то, мол, если, посчитать, все, что записывается в журналах, то получается, что в сутках часов 25-30 минимум… Ну, написал и написал. Я это и не думал публиковать. Но, где-то через месяц, меня отправили в управление дивизии на сборы молодых командиров взводов. И я, чисто случайно. взял с собой для записей ту самую тетрадь, в которой и был написан этот рассказ. А наше управление дивизии располагалось поблизости от «стекляшки» — управления Внутренних войск, мимо которого мы ходили в кафешку обедать. И вот однажды, идя мимо. я обратил внимание на то. что вместе с табличками «Управление ВВ МВД СССР». «Управление специальных частей ВВ МВД СССР», «Служба тыла ВВ МВД СССР» и так далее, там скромненько примостилась табличка «Литературно-художественный и общественно-политический журнал ВВ МВД СССР „На боевом посту“. А у меня тут на последней страничке тетради — художественный текст имеется. Пару дней я ходил мимо мучимый сомнениями — зайти/не зайти, а потом рискнул и зашел. Меня отвели к майору. Он углубился в чтение. Я сидел рядом. Через пять минут он закрыл тетрадь и сказал:
— Ну что ж, неплохо, но...- и я мысленно продолжил за него: „Это не наш формат/у нас распланирован бюджет/мы сейчас такое не публикуем и т.п....“ Но он сказал не это:- Но мы не принимаем рукописи, написанные от руки. Так что перепечатай и привози — напечатаем.
Вот так появился мой первый текст.
Когда журнал с моим фельетоном вышел, я некоторое время ходил очень гордый. А потом услышал, как зам. начальника политотдела говорит:
— Да вы думаете Злотников что-то реально написал? Да ни в жизнь! Это у редакции просто план такой. В одном номере печатают — замполита роты, в другом — зампотеха батальона, в третьем — могут и командира взвода. Вот он под руку и
попался…
Я тогда как Коклюшкин сказал: Ах, так?!
И накатал рассказ. И он вышел в очередном номере. А потом повестушку. А потом… Потом как-то на обходе передо мной остановился командир полка и сказал:
— Я так чувствую, Злотников, мы тебя слишком мало нагружаем, что у тебя остается время всякие писульки писать...- и я понял, что впереди замаячила жопа. И зарекся писать. Как позже выяснилось — не навсегда. Но выяснилось это уже гораздо позже…
Роботов Роберт:
Роман, вы пишите во многих жанрах: фантастика, альтернативная история, фэнтези. Их объединяет создание ответвлений от нашей реальности. Можно сказать, каждая книга или серия представляет собой некий параллельный мир со своими законами и устройством. Что для вас те миры, которые вы создаете? Красивый сон, развеивающийся после последней точки в последнем абзаце? Реальности, которые где то в бесконечной вселенной, полной бесконечных возможностей, ждут своего первооткрывателя? Или нечто совершенное иное?
Роман Злотников(РЗ):
Ну-у-у… все вышесказанное, наверное. А еще — мечта. Например, цикл „Империя“ я начал писать в 1999 году. После дефолта. Когда понял, что, не смотря на то, что все уже понятно — есть, так сказать, Обетованный Запад, где все всегда было и будет хорошо (ну вот такие у меня, и кстати, не у одного меня, в то время были представления) и есть Россия — где все и всегда будет плохо. Ну вот так жизнь устроена. Мы же не жалуемся, что снег — холодный, а вода — мокрая. Закон природы! Вот так и здесь… Но я из этой страны никогда никуда не уеду. Потому что мои предки жили на этой земле тысячу лет, и, чтобы я появился на свет, кто-то из них лег в землю на Куликовом поле, кто-то на Бородинском, а кто-то на Курской дуге. А кто-то рвал жилы, осваивая Сибирь, строя Днепрогэс и распахивая целину. И у меня перед ними — долг. Вот такой вот я убогий… Но вот и жить в той стране, которая „случилась“ к 1999 году мне тоже как-то не хочется. И я начал мечтать о стране, в которой мне хотелось бы жить. А потом и о том, как из той страны (1999), получить страну, в которой мне хотелось бы жить. Та и родился цикл „Империя“.
Роботов Роберт:
Возможно, вопрос покажется странным. Но в чём ваш секрет? Почему, фамилия „Злотников“ на корешке книги является гарантом качества? Есть ли у вас какие либо правила, которые помогают вам в работе над книгами, например как у Хайнлайна?
Роман Злотников(РЗ):
Ну-у-у, откуда же я знаю? Может просто дело в том, что когда я увлекаюсь какой-то темой — то влезаю в нее, так сказать,, по локти. То есть, мне становиться жутко интересно самому, как Главный герой стал вот таким, который может все то, что он вытворяет в книжке, какие испытания ему пришлось пройти, чему научиться, что преодолеть в себе, в окружающем мире. Вот мир и начинает реально жить…
Роботов Роберт:
Вам более интересно читать или писать книги? Есть ли среди них та, которую можете назвать любимой?
Роман Злотников(РЗ):
И то, и другое. Я всегда говорю, что прежде чем стать профессиональным писателем. Я стал профессиональным читателем. Единственное, чего я стараюсь всеми силами избегать — это давать оценки. У меня две оценки — нравится/не нравится. Все.
Роботов Роберт:
Роман, в ваших книгах часто переплетаются судьбы множества людей, а иногда и целых народов. Причем в ходе сюжетной линии характер каждого из них может меняться самым кардинальным образом (вспомнить хотя бы преображение простоватого, ничем не выделяющегося фермера, в таинственного и всевластного императора, и этот персонаж даже не главный герой). Есть ли у ваших героев прообразы? Что для вас является важным при создании нового действующего лица? Ведёте ли вы его сквозь канву сюжета, или он ведёт вас?
Роман Злотников(РЗ):
Естественно, не только ты ведешь героя, но и он ведет тебя.
Но и „закладки“ тоже встречаются. так, крестьянин Марел был изначально „заложен“ под поворот сюжета. Причем, я вначале еще даже не знал, кем он у меня в конце концов выстрелит. Император возник позже.
А что касается прототипов моих героев — то они есть почти у всех. Просто у некоторых, таких прототипов несколько — они как бы
симбиоз нескольких людей с их привычками, умениями, опытом, а другие — основаны на одном человеке, но, как бы, дополнены. Т.е. им добавлено что-то, чего не было у прототипа. Или, наоборот, что-то „отрезано“. Т.е. стопроцентных прототипов нет, но основы у всех — живые и знакомые мне люди.
Роботов Роберт:
Роман если бы вам самому предстояло попасть в один из миров, придуманных вами, какой бы выбрали и почему?
Роман Злотников(РЗ):
В цикл „Империя“. Я бы там хотел жить. Впрочем, если задать „классическое“ ограничение фантастики — ОДНО изменение, а в остальном полностью реальный мир, то, вероятно, в „Царя Федора“. Прожил бы я в том времени очень недолго, уже немолодой дяденька, а с медициной там полный швах, но результаты моего „трепыхания“, вполне возможно, чувствовались бы сегодня. Впрочем, не исключен вариант, что меня грохнули бы в первый же день попадания. Или я помер бы в течение недели, так и не успев ничего сделать. Но я бы рискнул…
Роботов Роберт:
Царь Федор, книга, которая помогла мне взглянуть на историю по новому, поэтому целиком разделяю ваш выбор ))). Другой вопрос, многие авторы, придумывая новый мир, корпят месяцами над эскизами карт, другие зарываются с головой в древнюю Эду в надежде извлечь оттуда капли мудрости для мифологии собственного мира, третьи же проводят дни на пролет перед открытой Золотой ветвью» Фрэйзера и магией Паппюса, надеясь на основе существующих суеверий придумать новые системы магии и мироустройства. Что по вашему мнению отличает хороший фэнтэзийный или фантастический мир? Есть ли какие либо приемы, которыми вы как автор пользуетесь для построения вселенных?
Роман Злотников(РЗ):
Ну… не знаю. Для меня главное — достоверность. Как это не режет слух в отношении фантастики. То есть подход: Этого не было, но если бы было — то было бы так. Так что вы правы, подготовка очень важна. Когда я писал «Царя Федора», то у меня одних текстовых материалов было почти на 50 Гб, а так же карты — от политических, до, например, карты расположения средневековых университетов с датами их образования, рисунки, фото оружия, ролики с реконструкторами, например из Британской ассоциации стрелков из дульнозарядного оружия. Так что когда Дима Володихин, доктор исторических наук, редактор журнала «Русское средневековье» и вообще один из самых сильных специалистов именно по этому периоду сказал мне, что у меня, по его мнению, получилась один из наиболее достоверных циклов по этому периоду — мне было очень приятно. При этом. совершенно понятно, что без каких-нибудь косяков точно не обошлось. Но это — жизнь…
Роботов Роберт:
Роман, одним из последних попробую задать вопрос, который считаю сложным, но интересным. Некий мудрец сказал: каждый день я умираю и рождаюсь заново. Как вы думаете насколько это высказывание применимо к вам как к писателю. Насколько меняет вас каждая новая, каждая новая написанная строка? Есть ли какие либо моменты, события, после, которых вы почувствовали, что кардинально изменились как вы сами так и ваше творчество? Чувствуете ли вы разницу между Романом Злотниковым сегодня и тем Романом Злотниковым, который впервые отнес рукопись в армейскую газету и радующемуся первой публикации?
Роман Злотников(РЗ):
Конечно. Думаю и мои читатели тоже чувствуют, что мои книги их как-то меняют. Как — вопрос не ко мне.
Роботов Роберт:
Чтобы вы посоветовали молодым писателям только, встающих на этот путь? К чему стремиться, чего избегать? Каким правилам следовать?
Роман Злотников(РЗ):
Ничего не буду советовать. Терпеть не могу давать советы.
Роботов Роберт:
Роман мы подошли к концу нашего импровизированного интервью. В завершение небольшая просьба, не согласитесь ли вы поделиться творческими планами на ближайшее будущее? Какие циклы будут продолжены, какие новые миры появятся?
Роман Злотников(РЗ):
В конце января, я сдал четвертую книгу цикла «Арвендейл». Сейчас работаю над пятой. Она должна быть закончена в августе. Чем буду заниматься дальше — пока не знаю. Буду решать ближе к концу. В марте должна выйти первая книга межавторского цикла по Вечному, которую мы написали вместе с Сергеем Будеевым.
Роботов Роберт:
Роман, спасибо большое за терпение, честность и открытость при ответе на вопросы. Для себя открыл вас по-новому, подчеркнул множество моментов над, которыми следует более тщательно и скрупулезно работать и намерен приложить все силы, чтобы дотянуть их до нужного уровня. От этого интервью получил огромнейший заряд энергии и уверенности в том, что нет недостижимых целей. Спасибо вам за потраченное время, нервы и вашу мудрость.
«каким то результатам»каким-то
«сразу как им исполниться 18»исполнится
«идя мимо. я обратил внимание на то. что» зпт вместо точек
«Роман, вы пишЕте во многих жанрах»
«которые где то в» где-то
«так сказать,, по локти» зпт лишняя одна
«над книгами ,» пробел перед зпт лишний
«Почему, фамилия „Злотников“ на корешке книги является гарантом качества?» с чего вдруг фамилия в кавычках? и судя по тому количеству ошибок, которые уже попались в ответах Злотникова…
«Я всегда говорю, что прежде чем стать профессиональным писателем. Я » вместо точки зпт
«простоватого, ничем не выделяющегося фермера, в» — «простоватого, ничем не выделяющегося, фермера в»
«дни на пролет» напролет
«магией Паппюса» Папюса
«Есть ли какие либо приемы» какие-либо
«по этому периоду сказал мне, что у меня, по его мнению, получилась один из наиболее достоверных циклов по этому периоду» зачем дважды подряд «по этому периоду»?
«При этом. совершенно понятно, что без каких-нибудь косяков точно не обошлось» — даже в интервью ;-)
Роботы никогда души не поимеют. Душа имеет прерогативу биологических частей Бога, перед бездушными «цифровыми железяками». Для души есть место и в физическом мире, правда в подпространстве. Туманно? Через десяток лет будет создана третья квантовая механика — теория струн и третья теория относительности — Всеобщая, тогда всё вышеизложенное (сказанное от души) станет понятно и запрограммировано.
называется «Путь домой» либо, что почти тоже самое, но длиннее — повесть «Долгий путь домой»
когда (если) выложу, то сообщу
P.S. А роман будет называться «Очень долгий путь домой»?))
нет, роман называется «Крестьянские дети»
— Зачем мы понадобились Богу?
Или, что тоже самое:
— В чём смысл жизни?
но, прямо скажу, я не обиделся на данную Вами мне характеристику
насчет Вашего вопроса — много тысяч лет над этим люди бьются
и опять же, а смысл жизни без Бога непознаваем для Вас?
Изучая жизнь пришёл к выводу: биология изучает жизнь уже с масштаба молекул, а жизнь «начинается» ещё до минимальных масштабов нашей Вселенной (протяжённость Планка). (Далее сложно, но без этого нельзя).
Жизнь «записана» ещё на векторных «линиях» энергии, которые «приходят» в нашу Вселенную из глубины Шара Мира. Эти «линии» делятся на векторные «нити» энергии, которые, в свою очередь делятся на векторные «струны» энергии в элементарных частицах. Струны уже начинает изучать современная теоретическая физика, а «деления» лучей на нити, нитей на струны называет «перенормировка». Это и будет третья теория относительности, которую тридцать лет мечтал создать Эйнштейн.
Чтобы не быть совсем скучным предлагаю вернуться к литературе. Напишем по одному предложению — признание в любви к жизни. Начинаю.
Лучший способ признаться в любви к жизни, это выполнив всё, для чего вы были созданы — приступить к новому проекту.
– Жизнь слишком занята собой, а по сему ей некогда любить каждого из нас.
Если же герой не любит жизнь, то перед тем как повеситься, скажет:
– Зачем я здесь?!
"-1" может быть на выбор, но имеет один предел. "+1" — беспредельна. «0» — неопределённость.
Вы гениальный писатель. Вопрос в том, почему, за, где-то, десять лет, что я вас знаю, вы не стали Нобелевским лауреатом.Ваш сарказм начинает раздражать
а рассказов моих Вы не читали ;-)
Желаю успешной защиты.
Не сочтите за грубость, но что вы сказать-то хотели? Говорите очень много, не говоря при этом ничего. Приводите кучу примеров, хотя я еще даже не соглашался на дискуссию.
Что такое система? Я могу вам привести определение из учебника. Почти уверен, что оно вас не устроит. Другого у меня нет. Обсуждать ваши научно-философские изыскания, простите, не хочу.
За пожелание — спасибо.
Если же брать из произведений Злотникова, то мне кажется, наиболее подходящим будет путь Князя.
Ищу ответы на вопросы: «почему пространство бесконечно, время вечно, развитие неиссякаемо?», и, «почему это триединство – пространство-время-развитие лежит в основе Мира?». (Заметьте, не дуализм пространство-время, а триализм пространство-время-развитие). Думаю, первыми на эти вопросы ответят фантасты, а уже потом эти вопросы освоят философы, физики, математики, химики, биологи, социологи, экономисты, этика. Считаю, вначале – фантазия – идея, затем уже – логика – математика и теоретическая физика, и уже потом должен «идти» эксперимент, а не наоборот, как сейчас. Опасно!
Пока цивилизация не ответит на эти вопросы нельзя думать, что цивилизация созрела для рождения в космос из чрева матери планеты – биосферы. Доказательством служит то, что у цивилизации ещё нет единой Науки (а не разрозненные частные науки). Единая Наука единым законом, единым методом, единым способом изучит Единую Природу (единый закон уже открыт — закон сохранения энергии в замкнутой системе). Природа внутренне едина (пространство), членима (время), структурна (развитие), то есть, Природа – есть единая система.
При этом, мать планета – Земля не может быть беременна обществом до бесконечности. Можем стать космическим выкидышем, так как наше общество – единый космический организм вселенского масштаба, а каждый из нас – клеточка этого организма.
Слово за фантастами!
P.S. Кстати, благодаря этому триединству основ Мира – пространство-время-развитие (первая строка таблицы) физика открыла три закона Ньютона (вторая строка таблицы), три начала термодинамики (третья строка таблицы), будут открыты – три квантовые механики /пока открыты две, третья – струнная теория ещё не открыта/ (четвёртая строка таблицы), три теории относительности /пока открыты две, третья – Всеобщая Теория Относительности ещё не открыта/ (пятая строка таблицы), три закона жизни /пока не открыт ни один/ (шестая строка таблицы).