Интервью с Генри Лайоном Олди
1.Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (Генри Лайон Олди) — писатели из Украины, пишущие вместе под единым псевдонимом. Обладатели титула «Лучший писатель-фантаст Европы», лауреаты десятков международных литературных премий, в том числе «Золотой Роскон», «Золотой кадуцей», «Золотий письменник України». Издавались на украинском, русском, польском, литовском, французском, венгерском, испанском, чешском и других языках. Журнал «Мир фантастики» неоднократно отмечал книги Олди, как лучшие книги года. Издано более двухсот сорока авторских книг Г. Л. Олди (включая переиздания и переводы на другие языки), суммарным тиражом около двух миллионов экземпляров. Также был записан цикл аудио-альбомов «Театр Олди» (песни на стихи из книг) и рок-опера «Разорванный круг» (на англ. языке).
Олди известны книгами, оригинально трактующими мифологию и историю — «Герой должен быть один» (Древняя Греция), «Черный Баламут» (Древняя Индия), «Мессия очищает диск» (средневековый Китай), «Сильные» (якутский эпос). Читателями и критиками отмечена масштабная космическая эпопея «Ойкумена», куда вошли четыре романа-трилогии.
Громов Дмитрий Евгеньевич. Родился 30 марта 1963 г. в г. Симферополе. В 1969 г. переехал в г. Севастополь (Крым), а в 1974 г. — в г. Харьков, где и проживает до настоящего времени. В 1980 г., закончив среднюю школу, поступил в Харьковский политехнический институт, который окончил с отличием в 1986 г. — и поступил на работу в ХHПО «Карбонат» инженером-химиком. В 1988 г. поступил в аспирантуру, закончил ее в 1991 г., однако защищать диссертацию не стал, т. к. к тому времени практически полностью переключился на литературную деятельность.
Среди увлечений: музыка направления «хард-рок», в частности — группа «Deep Purple», о творчестве которой Д. Громовым была написана и издана монография; имеет черный пояс по каратэ; актер театра-студии «Пеликан» с послужным списком порядка десятка ролей, из них половина — главных.
Ладыженский Олег Семенович. Родился 23 марта 1963 г. в г. Харькове. В 1980 г., окончив среднюю школу, поступил в Харьковский государственный институт культуры, по специальности «режиссер театра»; институт закончил с отличием в 1984 г.
С 1984 г. по 2000 г. работал режиссером театра-студии «Пеликан», поставил более 15 спектаклей, в т. ч. — по произведениям А. и Б. Стругацких: «Трудно быть богом» и «Жиды города Питера». Лауреат II Всесоюзного фестиваля театральных коллективов 1987 г. Член МАHОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс по каратэ.
Музыкальные пристрастия: джаз и классика.
2.Как давно вы пишете?
По отдельности — очень давно, еще со школьных лет. Д. Громов начинал с рассказов, О. Ладыженский — со стихов и драматургии. Вместе начали работать с 13 ноября 1990 г., когда был написан наш первый рассказ «Кино до гроба и...»
3.Почему решили попробовать себя в этом творчестве?
Мы не решали, осознанного решения не было — просто начали писать, потому что возникла такая потребность. Отец Олега Ладыженского — Семен Ладыженский — эстрадный драматург, так что здесь, пожалуй, могло иметь место влияние отца, наблюдения за его работой. У Дмитрия Громова в семье писателей не было.
4.О чем было самое первое произведение, которое вы написали?
Юмористический рассказ о том, как вампиры захватили одну из студий в Голливуде и начали снимать фильмы про вампиров. В частности, гримироваться им приходилось не до съемок, а после, чтобы выйти на улицу.
5.Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Раскачиваются любители, а мы профессионалы. Артист должен уметь в любой момент выйти на сцену и отработать концерт. Мы подробно обсуждаем будущую книгу, делаем эскизы и наброски, составляем план, заранее выстраиваем финал намеченного произведения — то, к чему будем стремиться. Потом делим текст на фрагменты и садимся за работу.
6.Как вы считаете, что важнее всего в литературе?
Личность писателя. Если ей грош цена, то вряд ли цена книги будет выше.
Собственно, любое литературное произведение — жизненный опыт писателя, преломленный через призму его личности и выраженный в художественных образах. Даже если вы пишете о роботах или рыцарях — это ваш жизненный опыт. Который, в частности, свидетельствует, что вы знакомы с буднями рыцаря по фильмам Голливуда, по книгам Вальтера Скотта или по истории Крестовых походов.
7.Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Удивительный вопрос. Это, значит, мы с вами, взгромоздившись на персональный Олимп, будем делать выводы — достойны Лев Толстой, Франсуа Вийон и Михаил Булгаков нашего драгоценного уважения или нет? Мы скорее задумаемся о другом: достойны ли мы уважения тех писателей и поэтов, которых любим и ценим.
8.Что вы считаете самым трудным в жизни?
Удержаться от гнева и ненависти.
9.Что вам дает творчество?
Творчество — естественное состояние человека. Поэтому оно дает нам возможность сохранить человечность.
10.Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Временем. Временем своей жизни. Но вряд ли это жертва — это добровольный осознанный поступок.
11.Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Буквально на днях закончили работу над новой книгой «Бык из машины». Вот аннотация к роману:
В приморском городе Кекрополе идет дождь. Пьяницы сидят в барах, полиция ловит преступников, а байкеры пристают к девчонкам, приехавшим на заработки из разрушенной бомбежками Халпы. В городе Кекрополе бродит голодный Минотавр, и Тезей, профессиональный борец из клуба «Элевсин», ищет путь в этом лабиринте, иначе цепь убийств трижды обернется вокруг Кекрополя. Куда смотрят боги? Или мы называем их богами просто за неимением лучшего слова?!
История Тезея и Минотавра известна всем. В новой книге Г. Л. Олди она рассказана по-другому, вынуждая задуматься: так уж ли мы, дети цивилизации, вооруженные гаджетами и пистолетами, отличаемся от шлемоблещущих героев Древней Эллады? А может быть, Минотавр — великий уравнитель?
12.Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Во все времена коммерческая халтура издавалась и продавалась в гораздо большей степени, чем подлинные литературные шедевры. Если мы назовем вам лидеров продаж начала ХХ века, вы удивитесь — вряд ли вам будут знакомы эти фамилии, вряд ли вы читали их книги. Так что все наоборот — настоящая литература убивает всякий шлак, потому что она остается в веках, в отличие от шлака.
13.Что пожелаете своим коллегам по перу?
Много читать, много писа̀ть, часто издаваться.
14.Вы не против, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Нет, не против.
* * *
Ссылки на наши сайты:
Авторский сайт-магазин «Мир Олди»: http://www.oldieworld.com
Авторский сайт Олди: http://www.oldie.ru
Ссылка на первое произведение: http://www.oldieworld.com/skazki-dedushki-vampira....
сами интервью дать не желаете? представьте, в одном ряду с Олди…
все когда-то начинали
белый светБС прославился.сразу вопрос у читателя. кто он?
служащий морга;
патологоанатом;
маньяк;
следователь;
некрофил;
убийца;
каннибал?
и т.д.
Банально, у тех же Олдей я спросила бы что-нибудь индивидуальное, например, «что важно знать/уметь», если пишешь в соавторстве, или что-нибудь типа «Как ваши увлечения связаны с вашим творчеством» и т.д.
а что толку спрашивать? заточить себя под Них не получится. будьте собой
А на счёт «будьте собой» — разве кто-то предлагает быть кем-то другим? Но опыт — успешный опыт! — других может быть полезен, может помочь понять себя. Для этого и нужен обмен опытом) Для этого, отчасти, и БС нужен)
не так ли?
со времен успеха Олди многое поменялось
А если и не про обмен опытом говорить — у тех же Олдей достаточно интересных вещей, про которые можно спросить, про ту же трактовку мифологии, например)
у тех же Олдей достаточно интересных вещей, про которые можно спросить, про ту же трактовку мифологии, например) люди уезжали, времени мне выделили в обрез. дополнительных вопросов просили не задавать
Точно так же можно тогда сказать, что «все учебники — попытка решить свои проблемы за чужой счёт». Но это бред. Эти книги, интервью, мастер классы позволяют людям узнать о том, до чего опытным путём они добирались бы очень долго, и то не факт, что добрались бы. Эти книги, мастер-классы и советы — не инструкция «как написать бестселлер», а только ориентир, подсказка. Но порой — очень и очень полезная.
Вот можно было сразу так сказать) Я ещё выше уточняла, что понимаю, если формат интервью был чем-то ограничен и т.д. Тут вопросов не возникает) Хотя некоторые вопросы, типа «почему вы решили попробовать себя в этом творчестве» — всё равно выглядят странно)
никакой учебник не научит успешности
это в большей части вопрос биохимии чем тренингов
да, формат у меня был ограничен. Надо сказать им спасибо, что столько времени мне уделили.
В то же время, студия, в которой находятся люди разных уровней, живёт десятилетиями, в значительной степени именно благодаря тому, что идёт обмен информацией, передача опыта «от старших младшим».
И, чёрт побери, Влад, откуда вы взяли этот бред про:
Никто никого не пытается копировать. Я не знаю, откуда вы это достали, и почему эта мысль вам так нравится.
«Обмен опытом» — это не попытка что-то там скопировать. Это, как я писала ниже — ориентир. Естественно, человек ленивый и глупый попытается просто повторить чужие действия, как обезьянка. Но человек разумный — просто учтёт новую информацию, со всеми нужными поправками на время и среду.
только сможет ли тот, кто говорит, передавая опыт учесть все начальные факторы? Он может сам много-го не знать, что привело к успеху
хоть кому-то польза с моего неблагодарного труда