Видаки, кабельное и салоны по рублю
Буржуйское кино врёмён моего отрочества.
Недавно на работе упомянул к слову сцену из фильма "Разрушитель". А коллега не понимает. Не смотрел. Пришлось пересказать и сюжет в общих чертах, и эпизод в подробностях (про раковины и штрафы за матюки – для тех, кто помнит). Он хохотал, а на следующий день восклицал: "Вчера поглядел – классный фильм!". Так-то он, конечно, погорячился. Но в те времена…
Сначала появились видеосалоны. Предприимчивая молодёжь договаривалась со школами, в кабинете ставили видеомагнитофон, телевизор, в класс набивалась школота. За вход брали по рублю. Такой вот нехитрый бизнес. Недолог, правда, оказался их век – вскорости появились "видаки" и у простых граждан (не у самых, конечно, простых, но всё же; мы ходили в гости к этим не самым простым, и по рублю уже не платили), в квартиры провели "кабельное". А в салонах я успел поглядеть "Том и Джерри" и что-то там про ниндзя.
А потом понеслось!
Новинки, что по "кабельному", что на кассетах появлялись редко, поэтому содержание нового "блокбастера" передавалось на устах. В основном, звучали реплики вроде тех воплей в "Ералаше" с Богатырёвым: "А он ему как даст по чайнику! А тот его по кумполу…" и т.д.
Особенности передавались в гипертрофированном виде. Ниндзя прыгали через девятиэтажные дома, Шварц в начале фильма ("Коммандо") тащил бревно диаметром полметра, "Хищник" взрывался в конце ядерным грибом и уничтожал всю Южную Америку (но не Арнольда), а Брюс Уиллис спасал целый мир, а не один какой-нибудь жалкий аэропорт или небоскрёб.
Ссыпали сюда всякий шлак. Но даже взрослые "хавали", не отрываясь, чего уж говорить про нас. Всего уж не упомнишь, особенно по названиям. Захочешь понастальгировать, а не найдёшь, потому что помнится только: " группа детей падает куда-то… а там бандюганы… ещё здоровый парень был, блондин, кажется… и девка в очках с косичками".
Но попадались и "шедевры": "Терминатор" 1,2 (кстати, тогда родственник художник восхищался вторым терминатором именно с эстетической точки зрения – его поразило, как показали "жидкий сплав", из которого "был сделан" герой Патрика), "Крепкий орешек", "Нечто" (я тут уже упоминал, что это шедевр саспенса и без кавычек), "Последний бойскаут", "Близнецы", "Кобра", "Вспомнить всё", "Полицейская академия", "Охотники за привидениями"…
"Назад в будущее". Его засматривали до дыр и бесконечно обсуждали нюансы "пространственно-временного континиума".
Кассеты попадались зачастую с самыми паршивыми копиями. Например, заснятое на сеансе, прямо там, в американском каком-нибудь кинозале. "Парк Юрского периода". В середине ленты, оператор-пират то ли увлёкся фильмом, то ли его засекли - камера уехала в пол, и в объектив попала только треть экрана. Смотришь узкую полоску и слушаешь эмоции тамошних зрителей. Когда герои фильма копаются в динозавровом, простите, дерьме, зал дружно выдыхает: "Фууу!" – на американский манер, естественно.
Почему-то Володарского у нас было мало. Зато, как слышу Андрея Гаврилова, сразу мысленно переношусь туда, в начало девяностых. Я, собственно, в других переводах и не воспринимаю Брюса Уиллиса. А "Последний бойскаут" без Гаврилова? Ха! Пробовал смотреть уже в двухтысячные. По ящику показывали. Тю…Лажа какая-то. И пусть пошловато выходило у Гаврилова (мат-перемат местами к тому же): " - Ага, ты шёл по улице, упал и твой…". Или вот из того же "Разрушителя":
" - Мы будем дрочиться!
- Драться.
- Какая разница!"
Сам он ли он это придумал, и чего в оригинале, не ведаю. Так себе юморок, понятно, но много ли надо парням лет тринадцати?
Запоминались какие-то эпизоды. Например, в одном из фильмов Брюс Ли "ломает ногу" САМОМУ Чаку Норрису.
"Танго и Кэш". Наряду со Сталлоне в моде был и Курт Рассел. Куда он подевался? А вот уже упомянутое "Нечто" и "За бортом" – тогда хорошо шли.
"Красная жара" – сейчас глядеть, только ржать если. Но присказка Шварца: "Капыталызм" – очень сейчас помогает.
Киану Ривз появился в "Скорости". Сандра Баллок не впечатлила, а вот сама идея нам пришлась по душе, хотя и тогда нас смущал прыжок автобуса через дыру в мосте.
Спорили, кто сильнее – Ван Дамм или Лунгрен, Слай или Шварц. Сходились, что настоящий "мэн" только Чак, который всех и замочит. Потому что про Сигала мы узнали чуть позже, и он как-то не зашёл.
Кстати, с Ван Даммом первый фильм ("Не отступать и не сдаваться") я увидел в конце восьмидесятых в кино. Тогда кинотеатры ещё не загнулись, но уже в них стали подпускать всю эту американскую пургу. "Короткое замыкание" и какой-то такой фильм про временной скачок… хоть убей, не помню название и полный сюжет – это тоже успели показать в советском ещё прокате.
"Двойной удар" – я симпатизировал прилизанному маменькину сынку, а мои дружбаны – его брутальному братцу. Наверное, это о чём-то говорит. Я не в курсе.
Ужасы. Фредди, конечно, превалировал. "Кладбище домашних животных", "Гремлины", "Электрошок". Меня очень страшил "Омен" – а ведь какое-то старьё даже по тем временам.
Красавицей номер один была Шэрон Стоун (до показа "Спасателей Малибу" оставалось несколько лет). "Основной инстинкт", как фильм нас не очень волновал, мы мотали до конкретной сцены. Кстати, и до сих пор в моём личном рейтинге она (Стоун) в тройке. Причём именно в возрасте времён "инстинкта", потому что в юности она какая-то совсем простушка. Вот прямо на второе место её поставил бы после Орнеллы Мути. Или на третье? После Шарлиз Терон...
Спросил у сестры, чего она помнит, чтобы дополнить девчачьим мнением. "Кудряшка Сью", "День сурка", "Если бы красота убивала", "Голубые небеса", "Детсадовский полицейский", "Большой бизнес", "За бортом", "Французский поцелуй", "Полицейская академия", "Джуниор" – то есть, кое в чём мы пересекались. А боевиков названия не помнит, только актёров. Но тоже ведь смотрела.
Мы глядели, потом обсуждали. И так, как новинки были нечасты, и сначала обсасывался со всех сторон только "слух-трейлер", то фильмы проглатывались на ура, смотрели их в тишине, внимая каждому моменту
Но всё равно отечественный стержень из нас этим барахлом не вынули, родное нам было ближе. И как мы ни передавали из уст в уста "Шварц мочканул там…" и "Брюс его как…", как ни ходила молва про "голую тёлку в середине", ни один из нас не променял бы "Гостью из будущего", "Кортик" и "Бронзовую птицу", "Батальоны просят огня", "Детей капитана Гранта" и "Два капитана" на самую лучшую заморскую ботву.
Вертер бы их всех заломал, а капитан Ермаков добил бы контрольным.
Помню, как только мы маленькие прослышали, что такое видик, облепили отца и орем в три голоса:
— Папа, а когда у тебя будут ТАКИЕ деньги, ты ведь его купишь.
А отец смеётся, аж загибается, куплю, говорит, и купил))) и не один))) как в Назад в будущее — он шутит, на фига человеку два телевизора!)))
А Звездные войны? Чужие? Джуманджи. Лабиринт с Боуи мы с сестрой до дыр дотерли. Все скакали под сцену бала, большие уже дуры были. До сих пор, когда начинаем прогибать друг друга, одна обязательно скажет— ты не имеешь власти надо мной!)
«Чужие» и другое чего-то тоже мимо проехало)
Я Ваньке два Ностальжи-фильма показала: «Лабиринт» буржуйский и «Мио, мой Мио» (нашенский, но с Беллом в гл.роли). И сын сказал, что «Лабиринт» крутой, а «Мио» морально устарел. Такие дела.
А еще Бесконечная история круть)
А по мне, книги лучше)
Всё быстро, всё чаще на эмоцию, а мысль обжевать в голове некогда. В чём преимущество кино перед книгой? Кроме того, что проще воспринимать?
Ну вот, пока Августа не видит, Сталкер Тарковского для меня глубже по смыслу и идее, чем Пикник Стругацких.
«Тень»
«Последний из Могикан»
«Опасные связи»
Там ещё какая-то Хренова туча шлака была типа «Гремлинов»
Байки из склепа
Чернокнижник
Ничего не поняла))) Расшифруйте
Один дома
Безумный Макс
Лепрекон
Какой-то там Чаки
Курт Рассел никуда не делся, вон у Тарантины снимается :)
Хороший пост, ностальгический, добрый!
Серьёзно? Я вот от современного кино отстал. А Голди при нём всё ещё?
Спасибо)
Да, Голди при нем, и Кейт рядом с ними :)
Смешная получилась часть)
Вы забыли «Звёздные войны» и «Вавилон-5» с резиновыми мордами)))
«Разрушитель» прикольный фильм. Но мне со Шварцом фильмы больше нравились, у него такая, эмм, физиономия Кроме «Красной жары», это порнография какая-то)))
«За бортом» чудесный фильм, я его до сих пор иногда пересматриваю. Актёры там на высоте.
Удивляюсь, что до сих пор римейк не забабахали.
Потом «Чёрная жемчужина», тоже тот ещё трешачок), но как смотрели!
Это я сейчас от партии девочек))))
Мы все думали, как они, мозги обезьяны вкусные нет)
Да-да, Игорь Евгеньевич, всё так, но ко мне это попало почему-то позже.
Да, Однажды в Америке, Однажды на диком западе. А Рэмбо! А Рокки, Скалолаз.
За «Кортик» и «Бронзовую птицу» — отельное мерси. Любимые книги и фильмы детства. Генка — мой кумир навеки.
А я смотрела по видику сериал «Одиссея» Кончаловского, «Если наступит завтра» (по Шелдону), «Кладбище домашних животных», «Семья напрокат».
Прекрасный тембр Володарского помню до сих пор))
«Кладбище» — да)
Скалолаз
И Робокоп!
Терминатор 1 (именно 1) шедевр своего жанра. Ну и молодой Сигал прекрасен, если хочется посмотреть про драчки )
По прошествии лет, своих детей туда я точно не отдам, есть более простые и надежные вещи…