О стадиях развития писательских навыков: стадия "отупение"

Сразу предупреждаю, у меня ненаучный подход. Пишу исключительно по своим ощущениям. Поэтому любителям критического анализа рекомендую даже не начинать, дабы не постигло разочарование))
Ну так вот. Известны стадии развития в любом не только творческом деле, но и вообще в развитии каких-либо навыков и умений:
1. Когда кажется, что ты всё знаешь и умеешь.
2. Когда кажется, что ты полное ничто, и ничего не умеешь, и ничего не знаешь.
3. Когда тебе кажется, что ты бог.
Это очень упрощённо, формулировки примерные, и до 3 стадии доходят единицы, они становятся профессионалами в выбранном деле, а дальше уже идёт градация профессионалов, но об этом мне мало, что известно)))
Теперь применительно к писанине. Перечислю стадии, которые прошла я:
1. "Оооо!!! Я крута!!! Я написала суперский рассказ!" - это первая стадия, на которой тебе тут же обламывают рога. Твой наишикарнейший рассказ разносят в пух и прах, говоря, что у тебя тут неправильно построена композиция, стилистика полный отстой (тут тебе расскажут и про былизмы, и про повторы, естественно, про канцелярит и штампы).
Поэтому из первой стадии ты прямо шагаешь во вторую:
2. "Я тупая! Я ничего не умею, ничего не знаю, надо бросать писать!" В принципе, если взять себя в руки и попробовать поучиться, то эта стадия тоже довольно быстро проходит, потому что с каждым новым текстом приходит он - навык.
3. "Ой, я уже научилась многому, вот у меня приличные рассказы, иногда даже хвалят." На этой стадии довольно легко зависнуть, если не начать экспериментировать. Но если выходишь из этой стадии, то начинается вот такое:
4. "Я знаю, что я хочу написать, но не могу О_о" Моя текущая стадия. Это когда тебе не нравится почти ничего из текстов начинашек, включая свои собственные, ты видишь кучу косяков везде и всюду, и главное: ты видишь свой текст с идеальной композицией и стилистикой, ты даже знаешь, как это должно выглядеть, но... не можешь это сделать.
На этой я хотела бы остановиться подробнее. Потому что это капец! Я не понимаю, как это вообще возможно, у меня такое ощущение, что я вот хочу прыгнуть на два метра в высоту, и мне объяснили, что надо сделать вот так и вот так, но я тупо не могу! И я могу понять, когда я не могу прыгнуть, но не мочь написать! Ну как это? Вроде бы рраз - берёшь и пишешь. Ан нет! Оно не пишется. Или пишется какая-то фигня скучная. Я, конечно, понимаю, что рецепт один: надо просто продолжать писать и больше читать. Но всё же.
У вас такое бывало? Как быстро проходит?)) А, может, у вас были другие стадии? Докуда дошли? И главное: чего ждать дальше?
Ах, да, забыла сказать, что на всех стадиях, кроме первой, периодически посещают мысли о том:
- а не бездарь ли я вообще??
- а стоит ли писать в этом жанре?
- а моя возрастная ЦА ещё не вышла на пенсию?
и всё в этом духе.
Всем хороших выходных!
Именно так. Если вы знаете, что хотите написать, дальше только один путь — попытаться это реализовать.
Хороший вариант — написать как есть и отложить на месяц-два. Часто бывает, что «скучная фигня» после такого перерыва выглядит совсем иначе или вы начинаете видеть ошибки и как их исправить.
Если найдете лекарство от этой вымптывающей, убивающей самооценку жести — сообщите! Мне надо(
вот я раньше стишули-мыслиишки писала, а потом раз и четыре года — ни строчки.
а потом раз — и опять началооось))))
я ж не писатель, в конце концов)))
а уж последней стадии навряд ли достигну) 1. — тоже навряд ли.
вот 2ой — я так всегда на ней. не умею, но пишу)
потому что я знаю, что ничего не знаю)
и чем больше знаю, тем больше не знаю.
но пишу-то я для удовольствия) некий отдых или хобби, хз)
но! писать надо много. развивая навык, пробуя новое, то, что вы бы вроде бы и не написали никогда.
потому дуэльные, к примеру — это тренировка, причем отличная такая тренировка и разминка в промежутках, чтобы отдохнуть от того, что пишу на самом деле))))
Или вы мало рефлексируете))) Шучу)) Отсутствуют и хорошо! Хотела бы я вот так, фигачить, не оглядываясь) Серьёзно, это ещё уметь надо!
Негритянка, говоришь? Хех!
ресурсов сейчас предостаточно.
на БС выкладывайте — здесь есть, кто главами выкладывают.
Чем хороши конкурсы? Там хоть комментируют.
"— «Петровы» должны были быть изданы отдельной книгой. Лена Сунцова хотела издать их в своем издательстве «Айлурос», но затем прочитала роман и решила его не издавать.
…
Ну да ладно. Когда Лена отказалась публиковать роман, я тут же разослал его по толстым журналам. Дал каждому журналу по полгода. Это смешно и глупо было с моей стороны, потому что очередь в каждый журнал довольно большая. В «Волгу» «Петровых» не посылал, потому что до этого они опубликовали «Отдел», Анна Сафронова билась с моими запятыми и обособлением прямой речи, мне было жаль еще раз ее в это втягивать. Но затем полгода прошли, я послал «Петровых» в «Волгу». Анна Сафронова, как и моя жена, сказала: «Я ничего не поняла».
…
Ну, поправил кое-что, отправил еще раз. «Волга» послала «Петровых» на «Большую книгу». Эксперты ее взяли в шорт. Как хорошо было, тяпнув водки, поблагодарить их за это лично.
"
Папа-Дракон в комплекте. История попаданки
Няня для дракоши
Предавая любовь
Танцующая для дракона. Книга 2
Монашка и дракон
Мой идеальный дракон
Академия темного принца
Черт
Я его ещё подолблю. Вторую зашлю когда.
yadi.sk/i/0eIAX_h33ZRHj2
или пока так)
поэтому издательства, конкурсы и премии — на мой взгляд, наилучший шанс получить оценку, отзывы, сделать выводы.
И мне даже не жалко было, что рассказ не взяли, такое отношение было хорошее.
Рассказ на БС выложил.
а то наука и жизнь прям как-то совсем не про меня)
а во многих — наоборот, прямо изначально пишут, не писать)))) не требовать ответ)))) ответим — зашло) не ответим — делайте выводы)
А вообще, я не понимаю, как они (издательства, журналы) вообще существуют и чего-то ещё издают.
систему не знаю) я же по конкурсам мастер)
хотя в последнее время перестала совсем, это же заявки надо оформлять, подбирать тексты)
журналов много, наверное) как закончу БС10 ваять, гляну)) атакую))
Кстати, да!
А существуют они за счёт нон-фикшна и канцелярии. А журналы, наверное, на спонсорские деньги. Но это неточно.
мне кажется, без денег! (это фактор) и знакомств — процент пройти не велик.
премии в этом случае наиболее удачный вариант.
мне предлагали, к примеру, лит агенства издать книженцию мою — я прошла отбор по конкурсу в лит агенство, там скидка была весомая) то бишь по карману))) но я -то внимания не обратила, что это был отбор в лит агенство и на скидку))))) а когда поняла, отказалась сразу) была огорчена до ужаса, что можно издаваться за свои деньги. меня это печалит. получается, то, что на полках продается — большой процент издает себя. в общем, мне не зашло((
Всё дзен.
Книги начала издавать дочь. Первая книга — без моего на то согласия :)
Меня вот удивило, что без особой рекламы достаточно хорошо продаются книги. Я была готова к тому, что мои книги останутся незамеченными. И практически каждый день незнакомые люди пишут в личку и делятся впечатлениями, и говорят о том, что понравилось. Вот это для меня было очень неожиданно, но весьма оказалось приятно
У меня стадия какая-то фигня всегда
*скромность*
Вообще не плохо
«Имя, пусть девочка назовет человеку/коту имя! Валар Моргулис!»
ЗАТО У МЕНЯ НЕТ КАНЦЕЛЯРИЗМОВ!!!!!111адынадынадын
и воздастся вам)
от Костромина без минуса)
Это состояние приходит ко мне тогда, когда внутри незыблемый покой, а ещё блаженное безразличие к тому, о чём я пишу и как.
… когда тебе кажется ты — гений и твои труды — уникальны, а потом читаешь других (великих и не очень) и понимаешь — неа, ещё не гений, и твой гениальный труд — дешевенькое чтиво на один день
А если серьезно — никогда не заморачивался на эту тему. Пишется — пишу, не пишется — не пишу. Что мне, издаваться что ли?
Другой вопрос — если ты хочешь стать издающимся и зарабатывающим писателем, но это вообще другое, почти не имеющее отношения к писательству.
Но ты права. Лучше вообще не писать, чем писать фигню.
Кто-то из родных прячет роутер, унсит телевизор куда-то, запирает тебя в отдельной комнате, раз в сутки подбрасывает в щель под дверь продукты. Через три дни зараза как рукой снимается.))
Я ей говорю: «Лен, блин, какой я писатель, иди на фик!»
Она: «Щас пишут все, кто ни попадя, расслабься и пиши».
Я ей: «Зачем? Кому это надо».
Она: «Этот вопрос не твоего ума дело. Села, подключилась к эгрегору и написала. Шнеля, шнеля!»
Я ей: «Посмотри, какой я рассказ наваяла. Все хвалят. Почти все».
Она: «Полная фигня. Сплошные штампы. А вот другой твой рассказ, если доработать, будет норм».
Я: «А его никто не хвалил на БС. Никто даже не проголосовал.»
Она: «Ничего не знаю»
Я: «Ты хвалишь, что мне самой не нравится. И критикуешь, что я могу километрами писать. Почему так?»
Она: «Ниче вы, начписы, не понимаете. Иди и работай. Просто садись и пиши. Четыре часа каждый день. Могу тебя изолентой к стулу примотать.»
Я: «ЗАЧЭМ?»
Она: «Не думай о плодах труда своего. Это цитата»)))))
Естественно, что никуда не села и ниче не написала)))) Сижу вот, печеньку ем. Кот на меня осуждающе смотрит.
А вообще надо Верхову Екатерину сюда позвать, пусть она нас просветит, как надо книги издавать.
Вот прям отлично
Тут дело не в том, чтоб что-то издать. Дело в том, чтоб написать так, чтоб самой хотя бы нравилось. Для начала))) Чтоб потом выяснить, что это никому не надо))))
У меня проблема заключается в том, что я не знаю нравится мне то, что я наваяла или нет. Я всегда как-то отстранённо смотрю. И никогда не бросаюсь на защиту. Не потому, что по фиг, а потому что соглашаюсь.
У меня с моей этой Леной постоянно тёрки: она критикует все легконаписанные куски, а то, что я ковыряла — ей нравится. Меня это подбешивает, конечно.
Я стала за собой замечать на БС, что пыталась пару раз написать «чтобы народ проголосовал». Так в частности было со сказкой про поясок, которая дуэль выиграла. Меня прям корёжило, когда это писала. А «пуделя» я писала в удовольствие, но словила критики. И от Ленки тоже за пуделя прилетело. Сильно так прилетело.
всё равно всё вторично, потому и не пишу
У меня ещё пока не было стадии «крокодил не ловится, не растёт кокос». Если уж я села, то я написала. Оно там само как-то пишется. Как поток. Вопрос в другом. Не хватает способностей и труда все это дело оформить хорошо. Мне не нравится процесс собственной редактуры над текстом. А без этого вообще никуда. Мне нравится выплеснуть и отправить. А навыков и таланта сразу это нормально наваять у меня нет.
Возможно, это и не стадия вовсе, а внутреннее прозрение. Было бы здорово, если бы некоторые на этой стадии уходили в другие области творчества.
Моя проблема, небось, в том, что как не мочь решить уравнение Максвелла, я очень хорошо представляю, а вот как не мочь написать захудалый рассказ я до сего момента не могла представить.
«Сергей Самсонов. 5 советов начинающим писателям
1. Лучше не начинайте. В стране катастрофическая нехватка слесарей, расточников и фрезеровщиков. «Туда» никто не хочет, а проза — это то же самое: мозоли, заусенцы и зашлифовка трещин абразивами.
2. Начинайте только в том случае, если это невозможно остановить, как рост волос в подмышках и паху здорового подростка. Если нигде не чешется, то можно не чесать.
3. Купите пиджак с платочком в нагрудном кармане. Писатель без пиджака — как проститутка не на шпильках. Купив пиджак, начинайте раскармливать свое самомнение до чудовищных размеров. Отсутствие бреда величия — это «писательская» форма дезертирства с поля боя.
4. Никогда не называйте лицо покойника «восковым» и не укладывайте труп в «неестественной позе». Толстой и 115 миллионов пациентов Прозы.ру проделали это до вас. Если вас нельзя опознать по одному абзацу, то вас вообще никто никогда не узнает.
5. Пишите только то, о чем не могут написать другие и, о чем вообще нельзя написать.
»
Я тут думал, что если меня оставить одного дома на неделю — то я УХ! Ага, щазз. :((((
Нет, оно всё тоже полезно, в целом, — всё это общение, комментарии и прочее. А тексты никто не написал.
Одно издательство платило 1цент за слово, выпуски были частые и популярные. А вот другое, одно единственное, платило 3 цента за слово. Представляете, КАК его штурмовали?
Там что не выпуск- только отборные шедевры. Так к чему я это, — писать можно много или мало. Но писать на 3 цента вы сможете став действительно профи) Для этого, думаю, нужен рост. Рост количества знаков, рост личного опыта, способы обыграть диалоги, ситуации, мысли, и т.п.
Откуда это брать? Писать. Много и упорно писать. Писать так и сяк и вон так, и вот этак тоже)
Я написал книгу, за свои деньги напечатал и сам начал продавать. И я получил за свое творчество бабки. Самый кайф, когда читатель спрашивает: как, как ты это все смог придумать?????
Хехе. Вот что принесло мне гораздо большее удовольствие, чем деньги с продаж)
Итог превзошел все мысли
Сейчас я перешагнул стадию врожденной неуверенности. Как ее перешагнуть, — отбросить мысли и писать) Писать на 3 цента. Хе хе. Как я выжил пока писал и испытывал всякие неуверенности? Я говорил себе- писатель должен писать, писатель должен писать…
Плюс, постоянно поджигал в себе искру интереса.
Рядом сражения, слышны выстрелы, вот вот что то произойдет, а основная масса текста про отношения, к примеру. И короче можно рекламировать как боевик
С идеями следует обращаться как с кошками: надо добиться, чтобы они сами за тобой бежали. Если ты попытаешься подойти к кошке и взять ее на руки – нет! – она этого не позволит. Тут надо сказать: «Ну и черт с тобой!» И кошка скажет себе: «Погоди-ка минутку. Он ведет себя странно. Не так как все люди» И кошка пойдет следом за вами просто из любопытства: «Да что с тобой? Почему ты меня не любишь?»Так же и с идеями. Понимаете? Я говорю: «Ну и ладно, и черт с тобой. Мне не нужно уныние. Мне не нужно расстройство. Мне не нужно куда-то рваться». И идеи идут за мной следом. Когда они теряют бдительность, я оборачиваюсь и хватаю их. „
Рэй Брэдбери
Дзен в искусстве написания книг
Думаю, всем нужно так поступать время от времени.
Классики херни не посоветуют.
и садимся писать, и писать интересно
И так проходит пол года. Ни строчки не написано, зато кошка того и гляди до дыр сотрётся
Вот у меня уже довольно долго стадия «постоянно читаю, вообще не пишу», как из нее выбраться и что это вообще значит, я до сих пор не знаю :)