Канцелярит и комменты в рассказе
Недавно участвовала в конкурсе "Будущее время". Призовой фонд которого был 1 000 000 руб. Первое место - 500 000 руб. На конкурс прислали 1841 работу (я вошла в соточку).
Выиграл рассказ "Оно даже не прошло" Артема Хлебникова. Работу опубликовали, приложу в конце. Я, естественно, прочитала. И тут есть что обсудить.
Во-первых, интересную подачу. В тексте рассказа, автор использует ветку комментариев и текст соглашения в качестве инструментов для раскрытия идеи.
Мое мнение: было откровенно скучно читать. Кажется, с одной стороны, совершенно естественно, что в век манагеров ветка комментариев и текст соглашения становятся литературной формой. Язык многих представителей современной молодежи до того заканцеляричен, что им наверное было вовсе не сухо это читать. Я, как писатель, понимаю, что идея-то интересная, что подача - новаторская. Может у кого уже и было, но я увидела впервые. И это круто! Но рассказ-то по итогу был скучным. Как же так?
Сейчас не только писатели, многие деятели искусства работают над формой, которая бы отвечала современным реалиям. Например, Тимур Бекмамбетов недавно выпустил в прокат фильм "Поиск", где главный герой ищет свою пропавшую дочь. Действие фильма разворачивается полностью на экране компьютера. Это и есть отражение современных реалий. Мы живем в интернете, что нашло отражение в искусстве. На мой взгляд - это очень интересно.
Его работа не была первой. Об этом Тимур сам говорит в интервью Леониду Парфенову. Советую посмотреть:
Вернемся. Второе, что я отметила для себя в рассказе-победителе: рваный стиль повествования. Сюжет разбит на куски и подан отдельными эпизодами. Это тоже, на мой взгляд, отсылка к образу жизни современной молодежи, что привыкла хватать статьи по верхушкам и бегом-бегом скринроллить, дабы пробежать за время обеда всю ленту.
И это ведь тоже некая находка в плане формы, но блин... Должно быть я излишне консервативна, может просто именно этот рассказ не зашел, но не увидела я ни глубины, ни силы в рассказе при интересной в целом идее, подаче и форме.
Проблема ГГ отходит на второй план. Мы читаем рассказ об открытии, изобретении, слове в науке, а не о человеке с его проблемой. Т.е. фантастический элемент работает не на рассказ о человеке, а человек на рассказ о фант. элементе. Как-то так. И это первое из-за чего я заскучала. Изобретения - это конечно хорошо, но в связке с человечеством. А тут ее словно не случилось. Устройство выпятив грудь вышло на первый план (забирайте в перлы).
Рассказ уже победил, следовательно, это та литература, которую признают востребованной, современной, значимой. Скорее всего, многие авторы (да и я сама вообще-то), возьмут на вооружение новые способы изложения мысли. Ведь, блин, идея-то интересная! Через ветку комментариев можно такую драму написать!
НО! Отчего-то мне всё это претит. Не знаю, может просто не хочется все упрощать до ветки комментариев и засорять до договорного сленга. А может - безнадежно устарела. А может БС меня разбаловал, потому что костяк сайта - писатели сильные, дающие отличные разборы. Мы тут все друг друга подтягиваем и когда выходишь за пределы форума ощущение, что там одни пресловутые манагеры. Хоть и одаренные иной раз.
Вот, например, пока я обдумывала, как написать этот блог Felidae прокомментировала что-то (забыла откуда скопировала) здесь на БС:
"Товарищи, мы в меньшинстве.
Народ пишет отчёты вместо рассказов.
Скоро канцелярит станет литературной нормой.
Пострадают те, кто записывает аудиокниги.
С этим надо что-то делать".
Уже, так-то стал нормой))))
А что вы думаете, относительно такой подачи в рассказе (договоров и комментов)? Что думаете по поводу действий фильма, разворачивающихся на экране компа? Согласны ли, что раз уж мир меняется и инет занимает большую часть свободного времени, то в литературу его тоже нужно интегрировать?
Какие еще формы могли бы предложить? А за какие по рукам нашлепаете? Я одна, кому это кажется интересным?
Но ведь канцелярит действительно существует! Я его видела!)))
Рассказ-комментарии можно сделать интересным, ведь делали же интересным эпистолярный роман. Но это не тот случай.
Беда в том, что конкурс изначально был организован через задницу, а в результате вместо заявленной перезагрузки научной фантастики мы получили пять довольно посредственных рассказов, ни один из которых и близко не валялся по идейности с классиками, а ведь именно идея определяет НФ. Они довольно неплохо смотрелись бы на конкурсах вроде той же «Новой фантастики», но перезагрузка НФ? Нет.
Впрочем, победитель «Будущего времени» на самосудном конкурсе тоже очутился бы в отстающих. Потому что он скучный.
Ну и жюри хоть и лучше самосуда, но далеко не всегда компетентно. Что мы и наблюдаем в нынешней ситуации.
Хотя, конечно, не знаю. Сама так думала одно время…
Во все времена был мейнстрим и консерватизм. Насчёт, уживались мирно, сказать не могу, но читательский сегмент всегда был неоднороден. Возрастной и по восприятию.
Помню, как наткнулся на рассказ второй половины 19-го века (кто-то выложил в сети). Название позабыл, но четко запало, что герои были описаны штрихами. Весь сюжет был основан на действии. Так под ним была выложена возмущённая переписка читателей. (в те времена это происходило посредством писем в редакцию газеты или издательства). Так вот, там читатели попросту раскатали тот образец мейнстрима в блин. «Судя по одежде, героиня мещанка, и не имеет права находиться в таком-то месте» — брызгал слюной один. Другой бушевал по поводу несоответствия платья героя. Третий пыхтел на диалоги — мол, простонародные словечки попадаются. А герой же высокого сословия!!! Ещё один сетовал на мизерную описательную часть.
Переносимся в сейчас. Мало кто нынче решится тратить несколько страниц на ту же описательную часть, глубину детальных переживаний героя, тщательное описание убранства или костюма, мыслей на пол страницы и бездиалоговые флэшбеки.
Так что, всё нормально. Если канцелярит служит основной формой подачи, и без него никак — значит, ему место. Если действие разворачивается на экране компа, и от другого представления сюжет только потеряет — почему нет?
В любом случае непреложные истины остаются. Сюжет должен быть интересным, захватывающим, трогательным, сопереживательным… И самое главное — запомнится он или нет. Это самое главное. А через какую форму подачи это осуществляется, думаю, не имеет значения.
Эвона, куда Вы замахнулись
На мой дефективный взгляд, задача писателя — писать и получать удовольствие от процесса
Или страдать, тут кому как больше нравится)
Всё же относительно, как уверял старикашка Альберт.
Вы даже не представляете, сколько таких решившихся…
«Современные» авторы как раз описывают
потоки сознанияпереживания героя,графоманьмысли на две страницы, бездиалоговые флэшбеки на целые главы и длиннющие объяснения с любовой моралью под конец.«Любовая мораль» — это какая-то особенная мораль?) Типа, любовью по лбу?
Но вот Гарри Поттер… И пусть в нем нет восхваляемой мной глубины, там есть магия литературы, что заставляет глотать книги не отрываясь)
И вообще ничто не мешает мне руководствоваться не современным, чтобы понимать хорошую литературу и "«нести разумное и светлое» в массы". И это, кстати, совершенно не значит держаться за старое. Это значит придерживаться хорошего (вкуса)
И тут вообще не зачем в чем-то разбираться. Вопрос-то был: допустимо ли вот так?
Но давайте останемся при своих мнениях.
Однажды, загнав себя в тупик на жизненном пути, я спросил
у ясеняу известного психоневрозолога:— В чём смысл жизни человека?
Он мне ответил, не задумываясь:
— В удовлетворении своих потребностей.
Меня не устроил такой ответ: показался никчемным и не заслуживающим смысла таким образом проживать собственную жизнь, даже если мой оппонент прав на все «сто».
Однако, писательство (в моём случае), как раз точно соответствует этой формуле: я удовлетворяю свои потребности
Если воспитание человеков будущего есть суть производное от моего текста букв — это приятный бонус, который, как " Bull", окрыляет.
Но, в потугах разрывать естественное отверстие ради этой «великой цели» я не буду.
Форма должна соответствовать содержанию и наоборот: это называется гармония.
Свой рассказ «СМСки», написанный в стиле чата, я сознательно стилизовал под скоропись: «с препинаками, смайликами» и скобочками вместо них.
Представьте себе на минуту, если бы СМС-переписка начиналась словами:
«Я грустно посмотрел в опостылевшее окно и, потуже затянув старый халат, решил написать тебе — моей единственной отдушине в этом враждебном и холодном мире», вместо:
«Привет чёт херово((( как сам?»
Интересно почитать этот ваш рассказ)
Всё, продолжайте.
… Вы будете ржать с красными от смущения щеками.
А мы тут пока плюшками балуемся
А я хочу дождаться окончания НФ
2. Выложить в другое место и просто дать в блоге ссыль)
Не хочу показаться феминисткой, но...Я выложил ссылку в другое место. Вам в личку)))
Надеюсь, после прочтения мы останемся друзьями
«Библиотекарь»
особенно те, которые не победили на конкурсеС точки зрения читателя — соглашусь с Grold — главное, чтобы было интересно читать. А каким образом это преподнесено — дело десятое.
К сожалению я отравлен многими знаниями и не могу воспринимать некоторые вещи так же, как это делают рядовые пользователи.
Например, я не могу поучить удовольствие от посещения ресторана — особенно в России! — потому что я автоматически, в силу профессии, вижу все ошибки кухни и сервиса. Более того, я также, автоматически, выбираю такой столик, с которого виден весь зал: я уже не могу просто отдыхать, я должен контролировать процесс.
Так же и в чтении литературы любого уровня.
Недавно перечитывал своего любимого Богомила Райнова (болгарский писатель, автор шпионских детективов), и нашел в тексте чудовищную логическую ошибку в повести «Умирать в крайнем случае». Пока не изучил инструменты писателя досконально — ничего не замечал.
На уровне теории, канцелярит — это плохо. Но если он органично вплетён в ткань повествования до степени смешения и не отсвечивает — почему нет?
Но тут он не вплетён в ткань повествования и отсвечивает. Серьёзно, встраивать в текст пользовательские, мать их, соглашения — это надо быть крутейшим автором, чтобы не получилось скучно. Увы, тут не крутейший.
Тогда — «не читал, но осуждаю» ©
Просто потом я уже озадачилась тем, насколько сам прием имеет место быть.
А я давно написал юмористический рассказ, состоящий только из обмена сообщениями.
Он так и называется «СМСки».
К сожалению, на этом ресурсе его нельзя публиковать по соображениям цензуры.
и хреновый финал — тоже реальный. граната, разорвавшая любовный треугольник
К слову, реальная переписка из ВК у меня тоже есть: из неё состоит одна из глав романа, написанная года три назад (роман не окончен).
На всякий случай
, всем тем, кто пишет дела по реальным перепискам: Служу России!Полагаю, что мы достаточно захламили авторский блог
А вообще я не знаю, о чем речь
Я смотрю на это безобразие не так обречённо: если в книге попадается что-то из Вами перечисленного, то, как правило, книжка летит в короткое путешествие до корзины для бумаг.
Для меня русский язык — логичен и ожидаем, а не перверсии с ним.
Вот тут разрешите истово присоединиться!
К чему я это? Без смайликов вполне можно обойтись, просто не всем хватает таланта.
Продолжаю беспредметно обсуждать рассказЧем отличается искусство от реальности?
Не важно в каком жанре оно подаётся: кино, театр, литература и проч.
На мой взгляд, в условности.
Мне не нужно со сцены трясти настоящими ассигнациями: пачка купюр нарисована
на куске старого холстаакварелью художником-бутафором и со сцены выглядит, как живая.Мне не нужно вклеивать в роман фото-робот преступника: достаточно несколькими штрихами дать его портрет (низкий лоб, маленькие бегающие глаза, кривая ухмылка,
шрам через всю голову по спирали, etc.).Возвращаясь к Вашему вопросу: если автор воткнул в текст рассказа юридический документ без купюр, то мне это говорит лишь о том, что автор ограничен в средствах художественной выразительности.
Осталось подпись поставить в конце рассказа. Крестиком. Кровью.
Ага. И поэтому книг, которые я не дочитываю становится все больше и больше. Что не радует. И при всем этом я видела восхитительную пьесу, стилизованную под стих на конкурсе и срач под ним. И все в рифму и все со смыслом, сюжетом, отсылками и восхитительным юмором. При этом смайлы, капс и прочее там было в стиле реальных анонимных тредов. Так что я верю в исключения, да…
Ваше здоровье!))
Канцелярско-бюрократический, официально-деловой и научный стили лучше использовать там, где они бы использовались в реальной жизни.
Но, разумеется, не стоит выдавать весь канцелярский монолог одним куском на целую страницу.
Соглашусь, по всякому нцжно уметь)
Особенно в моей групре НФ!))
— плох. А бывает еще нужный канцелярит, но выглядит он совсем иначе))
Почему именно в Вашей группе?))
Я другие не читала просто))
Но судя по вашему отзыву (сама читать не буду), в этом рассказе фишечка была чисто ради фишечки. Кому-то и этого достаточно, кто-то хочет чего-то большего
Тоже бесит массовая литература. Это же под неё закос. Хоть я, блин, филолог, хоть должна относиться как к данности, но бесит. И бесят люди, которые это поддерживают. Но с автора всё равно спрос больше. Хотя не, с авторов поменьше: на дураках денег не заработать — как можно ваще?)) А вот делать культ из того, что ты тупой… Здесь какое-то неведомое мне извращение, близкое к копрофилии. Фу-фу такими быть. Это по поводу разжёвывания, стиля и прочая. Причём видно, что это не человек, который мастерски владеет пером, писал. Это просто привычная речь для него.
Аналитическая часть
Ничего нового в способе подачи нет. Эпистолярный жанр (переписка) известен давно
ой, гуглите сами, а популярен так навскидку с эпохи сентиментализма. Самые известные книги: «Опасные связи», «Юлия, или новая Элоиза». А тут так вообще просто вставки, как я понимаю.Моя ирония не слишком очевидна или неочевидна?(( Я порою из-за этого несколько переживаю.
Стрекоза — это про песню Квест Пистолс?
Она самая))
такого нежного созданияменя «бесит» и «копрофилия» — уже мат)Так, к слову о новаторстве.
А вот про «Будущее» — у меня бо-о-ольшие вопросы к критериям вкуса как такового.
А «Будущее» -это чье?