О глагольных рифмах и не только

  • Кандидат в Самородки
О глагольных рифмах и не только

– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

– Понял.

– Ну, скажи рифму на слово «палка».

– Селёдка, – ответил Незнайка.

Многие, в том числе и я, не приемлют обилие расположенных рядом глагольных рифм. Другие же не видят в этом ничего предосудительного. Кто же прав?

Глагольная рифма коварна. И, действительно, в каком-то смысле ущербна. Обилие глагольных окончаний придаёт стиху некий оттенок дилетантизма: что, дескать, неужели автор не мог использовать полноценно-красивую рифму? Всё так, но ведь и существительные могут звучать настолько же скудно.

Что касается глаголов, то тут ведь всё дело в таланте. Кто может сказать, что плохо звучит вот это:


И шепчет: «Устал я шататься,

Промозглым туманом дышать,

В чужих зеркалах отражаться

И женщин чужих целовать...»

А. Блок, «Двойник»


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин, «Зимнее утро»


Конечно, чтобы столь вольно и артистично обращаться с глагольными рифмами, надо быть Поэтом с большой буквы. Именно поэтому я стремлюсь их избегать или хотя бы, по возможности, ограничивать количественно. И, естественно, при всём старании они у меня всё же присутствуют. Но я стараюсь.

Относиться благосклонно к глагольной рифме я не стану, напротив: насколько же более сочно и богато смотрится глагол в рифмовке в другой частью речи! Но это же относится и к наречиям, и к существительным: до чего же убог ряд «кровь–любовь–бровь–морковь–свекровь»… А вот если «кровь» срифмовать не с существительным, а, например, с «не прекословь», рвотный позыв становится уже гораздо слабее. Дело, видимо, в том, что в живом общении никто специально не подбирает одинаково звучащих слов, а когда созвучие возникает среди разных частей речи, предложение слушается более натурально. И рифмованная строфа, приобретая некую «просторечную народность», звучит в то же время изящно и легко. Но писать так непросто – требуется незаурядное мастерство.

Ещё один приём – использование одинаковых (раз уж не получается разных) рифмованных частей речи с разным количеством слогов. Например, «палка-галка» звучит тускло, а вот «палка–скакалка» хоть чуточку, но лучше. Если же вспомнить, что есть падежи, то рифма может получиться вполне приличной: «палка (и.п.) – полушалка (р.п.)». Но всё равно рифмовка разных частей речи – вне конкуренции! Вот про ту же палку:

Ударяя кошку палкой,

Пусть её вам будет жалко.

Оставляя в стороне художественную ценность (хи-хи) данных строк, нельзя не согласиться, что они служат неплохим подтверждением вышесказанному.

Другие блоги автора:
+11
23:04
899
00:22 (отредактировано)
+4
Да-да! А ведь есть есть ещё суффиксные! Тоже несчастные!

И шёл пастух, овцой смердящий,
Уныло под ноги глядящий,
И думал — где бы настоящий
Добыть сейчас кумыс бодрящий? laugh

Спасибо за блог! ok
09:38
+4
Спасибо за блог

Не за что. Не собирался стать блогером, просто у одной работы была отключена возможность комментирования, а мне захотелось откликнуться. Вот и растёкся мыслию по древу.
А ваш пример дефективных рифм тоже к месту. Бр-р-р!
08:16
+4
«Тебя-меня-себя-любя» наше все
Ааааа!!! wonder
Зачем я это прочёл???
Есть у меня один стиш, который по сети растащили. Иногда на абсолютно незнакомых сайтах обнаруживаю. Даж не лень людям оформлять по-своему и шрифты подбирать)
Так воть. Там есть картен, который чаще всего цитируется. И он с этими самыми тебя-любя sorrywonderblush

Создаю колдовские узоры,
В миражи облекаю любя.
Я придумал все? Что же, не спорю…
Кистью слов я рисую тебя.
11:39
+3
Ненуачо? glassТебя-любя вполне хорошая рифма. Просто истасканная… Так и хочется сказать — но не её же это вина!
Примите и мою благодарность smile
Хорошая тема thumbsup
10:39 (отредактировано)
+4
Очень правильный ответ на ту самую работу с отключенными комментариями. Там я автору ответить не смог, пришлось коварно и молча минусануть. Хорошо, что ответили вы, но мне есть, что добавить.
Все, кто пытается доказать «нормальность» глагольных рифм, приводит в пример Пушкина, Лермонтова… Хорошо если Блока еще. Но проблема в том, что эти примеры не докзывают ровно ничего, потому что им сотня, а то и две лет. Поэзия меняется, развивается. Мы можем наслаждаться их стихами, но самому работать на багаже Аленичева Пушкина — это смерть собственной поэзии. Собсвенноручное ее закапывание на два века вглубь.
А с технической точки зрения вы абсолютно правы. Ставлю плюс.
16:58
+2
Выступлю в защиту глагольных рифм. Если они, конечно, ни следствие убогости речи автора. Бывает, что акцент в теме падает на действие, в нём вся соль. Тогда торг неуместен замена глаголов другими частями речи не прокатит.
(Примеры вы уже сами привели).
Загрузка...
Анна Неделина №2