О соблюдении логики
При обсуждении произведений на «Сковородке» я высоко ставлю логичность повествования (она для меня на втором месте непосредственно после художественной ценности). Ведь можно выправить грамматику, верно расставить запятые (кланяемся корректору), лихо закрутить сюжет – но всё впечатление смазывается, когда натыкаешься на логический ляп.
Сейчас я буду приводить примеры.
Нет, не со сковородки. Ведь поговорка о старухе и прорухе верна даже для классиков.
Вот Лев Толстой, «Анна Каренина»: «Он взял её руку и протянул её к своим губам, но, как бы боясь, что это ей неприятно будет, выпустил и только погладил её. Кити взяла эту руку обеими руками и пожала её» – так из-за неудачного оборота речи у Кити появляется третья рука. Неуклюже выразился и однофамилец Льва, Алексей, в «Гиперболоиде инженера Гарина»: «у воды сидел Роллинг и, пригорюнясь, глядел на океан, откуда сто миллионов лет тому назад вышел его предок в виде человекообразной ящерицы».
Паустовский, «Повесть о лесах»: «В воде канавы острым огнем загорелся Юпитер… Он посылал свой огонь к Земле через сотни световых лет». Физика и астрономия рыдают.
Да что говорить, даже у Чехова в «Толстом и тонком» гимназист Нафанаил сначала снимает шапку, а потом роняет фуражку.
Ошибаются не только прозаики, но и поэты. «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло» – так не бывает, иволги в дуплах не живут. Или Жуковский: «Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю гнёздышко вьешь ты, там и поешь ты песню свою». Но перелётные птицы гнездятся не на югах, а у нас, и песня их – всего лишь акустическое предупреждение конкурентам: территория занята, устраивайте свой дом в другом месте!
Короче, классических примеров ляпа достаточно много. Не отстают и современники. Помните песню Градского «Оглянись, незнакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком»?
Вывод тривиален и уныл: чтобы не сесть в лужу, необходимо анализировать тексты на внутреннюю непротиворечивость. Причём не только в отношении фактов, но и, например, мотивации действующих лиц. Впрочем, последнее уже относится к области психологии, в которой я чувствую себя дилетантом. И тут наверняка есть более грамотные специалисты, которые смогут развить тему.
В заключение пожелаю всем (и себе в первую очередь) удачного построения сюжетов и минимума ляпов.
"Лавр Федотович задумчиво вертел длинными пальцами коробочку диктофона" сравните с
"Лавр Федотович безмолвствовал, но его короткие веснушчатые пальцы возбужденно бегали по столу – то ли он искал какую-то особенную кнопку, то ли телефон".