Анна Неделина №1

Книжная система.

Книжная система.

Каждый из нас рано или поздно задавал себе вопрос: «А зачем же нужны книги?». Обычно, все тут же начинают рассуждать в форме свободного сочинения по русскому языку: «Книги развивают мышление, увеличивают запас слов. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира» - все это вкладывают в наши юные умы еще с детского сада. Не спорю, это все так, но хочется подойти к этой проблеме с точки зрения системы – обобщить все эти пространственные понятия по пунктам. Причем рассмотреть систему с точки зрения читателя и писателя одновременно.

1. Книги ради забавы, чтобы «убить время».
Такие книги, на мой взгляд, писать просто: берешь какой-нибудь незамысловатый сюжет, вводишь переменные в виде типичных героев, попавших в «нетипичную» ситуацию – и вуаля - книга готова. От таких произведений никто не ждет мудрых мыслей, заумных оборотов, двойного подтекста и тд. Перед писателем представляется формула, в которую он просто подставляет другие числа. Но, при этом, подобное чтиво всегда популярно. В поезде, метро, на остановках, после тяжелого рабочего на диване – да в любой ситуации, когда хочется просто расслабиться и отвлечься от бытовухи.


2. Книги, как метод познания.
Чтобы писать подобную литературу надо обладать недюжим умом, нетривиальными знаниями в самых разнообразных сферах жизни - начиная от физики и заканчивая тонкостями психологии. Причем, я сейчас имею в виду литературу не учебную, а, скорее, те книги, над которыми хочется поскрипеть мозгами, познать, что за мысль скрыл автор: почему *это* хорошо, а *то* плохо.
Благодаря таким произведениям мы познаем не только красоту слов, но и их силу. На писателе в этой ситуации лежит огромная ноша – донести мысль, которая, с точки зрения философии, будет истинно верной.


3. Книги, как метод терапии.
Для того, чтобы написать такую книгу нужно либо самому пережить личную трагедию/комедию, либо очень тонко понимать грани поведенческой психологии человека в разных ситуациях. При первом варианте, на мой взгляд, писать проще, правдоподобнее, потому что на собственной шкуре познал всю соль. При втором – не так болезненно.
К таким произведениям мы обращаемся, когда нам грустно или тяжело, такие книги помогают бороться с навалившимися проблемами. Да, впрочем, что тут рассуждать и так ясно.


4. Книга, как разговор автора с читателем.
Сложно нащупать ту самую грань между вариантом с «познанием» и «разговором». В первом случае книга намекает на возвышенную идею, на которую нам следовало бы ориентироваться, во втором – обыкновенные рассуждения, рассказы, но не с целью научить, а с целью донести. Причем донести не мораль/нравственность/идею, а сам сюжет, который отражает мысли автора.
С точки зрения писателя: можно проявить мастерство рассуждений, которые не заставят читателя скучать, вывести формулу рассказов «из жизни», чтобы читатель поулыбался и погрустил вместе с автором. Тут важны эмоции, которые вкладывает писатель – это, на мой взгляд, единственная неизменная при варианте «Диалога».


5. Книга, как пропаганда.
Этот вид можно разделить на сотни маленьких подвидов, начиная от банальных «ошибок в исторических фактах» и заканчивая повтором слова «Оболонь» на нескольких страницах. Я бы сказала, что это самое популярное чтиво в наше время, даже обыкновенные анти-утопии, занявшие лучшие полочки в книжных магазинах точно такая же пропаганда, на мой взгляд. С одной стороны, нам как бы намекают – если ты пойдешь против системы, то, скорее всего, «дело выгорит», но с другой описывают все это так, что нам только и остается, что читать.
Впрочем, в современной действительности все понимают значение слова пропаганда, только вот принимают и интерпретируют по-разному.


Не хочется подводить какой-то итог, мне бы было интересно подискутировать на эту тему. На какие типы бы вы разделили книги? К чему стремитесь, шагая по стезе писателя?

+1
17:52
946
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская