Не можешь кончить? Не начинай!

Бежит, орет. Нэжным фиалкам и асобиным талантам не читать – вы итак восхитительны, у вас свой неповторимый стиль, зачем вам дурацкие рамки, пусть творчество фонтанирует бурным поносом потоком…
Короче.
Как-то достало в каждом втором произведении читать эти бесконечные «началы». Только недавно в тексте на 9 страниц видел 30 (!) этих «начал» – просто в каждом абзаце ! Герой «начал идти», «начал было (!!!) сомневаться» (и «кончил стало убеждаться», ага, все ж логично), «начал собираться»… А чо такова, все жи так гаварят, да??? Ну, то есть, разговорная речь – она ж от литературной никак не отличается, чо ты хател вапче???
Да что уж, нашел такие конструкции в типовых заданиях для ЕГЭ: «Начал идти мокрый снег…» Но коментс, этому, оказывается, в расеянскай школке учут дитачек… Не удивительно, виликий-магучий жы есть, так пабидим!
Да я уже ничего не хочу, можете хоть с ног до головы обмазаться своим «начал».
Технически это не ошибка. Это (всего-навсего, подумаешь) скупость, бедность языкового багажа автора (и местами отсутствие логики – вы только попробуйте представить такие процессы…).
Когда в конструкцию вворачивают слово «начал» – это фактически акцентирует читателя на том, что первоочередной ее смысл не в смене героем действия, а в том, что это действие началось. А, следовательно, далее оно продолжится и закончится – ожидает читатель. Но нет! Герой все начинает, начинает, начинает… и никак не кончит. И вот у автора по 3-7 «началов» на страницу – и ни одного «кончала»! А представьте, что по тексту еще и однокоренные слова попадаются: «вначале», «сначала», «по началу»… Вот и читаешь потом это «начал начал через начал, видит начал – в начал начал»... Ну подумаешь,тавтология...
Доходит до абсурда, например «начал замечать» – то есть, бывает еще «закончил замечать»? «Внимание, господа, предупреждаю, сейчас начну замечать, вот я замечаю, я продолжаю замечать, я все еще замечаю, я закончил замечать, теперь больше ничего не замечаю. Спасибо за внимание!» – вы вот так себе этот процесс представляете, да? В реальной жизни тоже так делаете? Или только в своих влажных фантазиях?
Не, ну ладно: у квасиков тоже есть такое, но сравните:
«…Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее» (С.Т.Аксаков, «Очерк зимнего дня») – так тут автор и описывает процесс, который начался и закономерно продолжился. И это один такой оборот на текст, а не три десятка!
Да вообще на самом деле побоку, что там квасики писали – начписы же все дофига против рамок и правил в творчестве, так же? Против тупого подражательства и примеров из классики? Окай, ну и какой смысл писать «начал», если не предполагается развитие действия? Логика элементарная – где вот она?
Поэтому, если не собираешься кончать – лучше даже не начинай. Каждому «началу» можно найти адекватный благозвучный аналог:
Начал идти – пошел (и далее – ускорился, притормозил, побежал, остановился).
Начал было сомневаться – засомневался, усомнился, не поверил, заподозрил.
Начал собираться – засобирался (оделся, обулся и т.д.).
Начал рассказывать – затараторил, забубнил, изложил, да что угодно (далее – продолжил рассказ, добавил, умолк).
Начал понимать (а потом кончил понимать и снова отупел, видимо) – до него дошло, осознал, прояснилось, осенило.
Начал издавать звуки (серьезно???) – конкретно пишите, какие звуки: невнятно забубнил, тоненько запищал, натужно запыхтел, истошно заорал.
Начал бить – ударил, саданул со всей дури, слегка стукнул, нанес сокрушительный удар хотя бы!
Начал закрывать – закрыл, захлопнул, затворил за собой, прикрыл, дернул ручку на себя.
Начал смеяться – засмеялся, заржал, хохотнул, пропустил нервный смешок.
И так далее, так далее, так далее… Это я только начал!
Но, разумеется – чоб я понимал в етой литиратури, какое-то тупое безосновательное критиканство же )) Главна с душой ат души в душу за душу, остальное – дураццкее придирки
Ну, кто смелый: сколько «началов» в вашем последнем тексте?
Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616
А потом добрался до вопроса и задумался. Открыл свой последний текст, сделал поиск по слову «начал».
Два совпадения. 1) в конструкции «до начала [события]»
2. В слове «предназначались».
Вывод: опоссума недостойна. Пойду
поемначну есть.А вообще вы правы — стилистически глупый оборот с «начал»…
Логика следующая. Есть какая-то мелочь, на которую герой раньше не обращал внимания. А потом она вдруг стала попадаться ему на глаза. Феномен Баадера-Майнхоф, короче. И вот как вы это иначе опишете?
Заметил — нет, это единичное событие.
Замечал — нет, это событие, не имеющее стартовой точки.
Мне приходит в голову только «начал замечать», ну или «стал замечать». Но я, разумеется. готов выслушать ваши предложения.
Тут, думается, если заменять, то на более сложные конструкции. «и теперь эта деталь постоянно его преследовала», к примеру)))
Да и других примеров можно кучу придумать. Я вот нашёл у себя конструкцию «начал оправдываться». Тоже особо вариантов не вижу.
Так-то тему автор поднял правильную, но уж больно категорично.
Аргумент 1: Слово «заметил» очень даже точно отображает смысл того, что начато действие, которого ранее не производилось: «не замечал». Герой какое-то время не замечал – на одном моменте начал это делать – «заметил», и далее постоянно замечал, ведь в противном случае, он «перестал замечать» — а где тогда про «перестал», а? Пока не перестал – он все еще «начал» по умолчанию.
Аргумент 2: Нет, «стал замечать» — не единственный способ выразить смысл. Тут уже от контекста зависит.
«С каждым днем он замечал все больше странностей в поведении…»
«Только сейчас ему бросились в глаза некоторые странности»
«Никогда ранее не замечал за ней, но тут обратил внимание…. И потом лишь находил тому подстверждения»
Аргумент 3: Если вам уж так надо ввернуть этот «начал» — придется оправдать его правомочность в тексте, то есть либо написать, что «продолжил»: «Начал замечать за ней… и теперь замечал это постоянно», либо закончить: «перестал замечать/обращать внимание».
Так что – а вот так, прекрасно напишу я без вашего «начал» как два пальца об асфальт
Ну и последнее – так никто не спорит, что бывает резон так написать. Но так то если есть резон – а лепят-то куда ни попадя.
Да, я тоже могу написать текст без какого угодно слова. Я даже могу букву из текста выполоть. Но зачем, если фраза «начал замечать» короче и полностью описывает смысл?
Я больше скажу — правомочность употребления слова, правомочность употребления слова в конкретном месте и правомочность повтора слова — это три огроменные разницы, как говорят у них в Одессе.
Я, вот, вполне себе смелый и хочу заметить, что в моем последнем рассказе — ни одного
пирожокопоссаНо вот если
начнете читатьпочитаете что-то кроме своего — может тоже чего воспылаетХехе. А у меня ничего нет)
Я крутая
А все эти начать (и кончить) к вопросу о чувстве языка и наличии вкуса.
Но о каком стиле и чувстве говорить, если при написании рассказа все упирается в то, что надо придумать конфликт героям!
Не, так-то я мысль блога уловила, и в общем-то согласна, но всё хорошо в меру.
Исправил.
Теперь 1. Но там надо.
Недоумеваю над этим примером и прочими.
Не всегда понимают что-то в единый момент. Вспышкой.
Иногда понимание это весьма долгий процесс.
Если говорят, что начал понимать, то это означает, что процесс запущен, но до окончательного понимания ещё не дошло. То есть, человек пока только догадывается.
А потом — чёрт побери! Убийца — дворник.
Закончить же понимать…
Это как? Это зачем?
В смысле, забыть то, что успел понять?
И рядом с одним «начал» не нужно писать десять других «начал».
Например, не начал чесать ногу, а принялся.
Но при этом…
Зачем табуировать это слово? Слово как слово, неплохое.
Да никто ничего не табуирует. Проблема не в слове, а в авторах, не умеющих пользоваться словами.
Ну, вот смотри: тебе как автору принципиально донести до читателя, что процесс именно начался, а не просто герой совершил действие? Что этот акцент на начинании дает сюжету, герою, читателю? Изменится ли сюжет, его восприятие, оттого, что ты уберешь из текста пару-тройку десятков «начал»? Нет? Ну и нафига они там? Это необоснованная избыточность, а умение избегать необоснованной избыточности и отсекать лишнее — и есть мастерство автора.
Так понятнее?
Кстати, это же касается слова «был», которое суют пачками по 3 штуки в предложение.
Хотя, я вот полистал — суровая баба Нора, даже разговаривать канцеляритом не велит
Но работаю без ынтузазизма, ибо это так, поугорать. Большинство никогда не признают, и не прислушаются, потому что *тысяча и одна отмаза, почему все дураки, а я творэц-я-так-вижу*
Их — отмаз — кстати, у меня уже тоже коллекция.