Андрей Лакро

Обзор: Орихалковые миры Дарьи Стааль

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Обзор: Орихалковые миры Дарьи Стааль

В жизни всякое бывает: приходит гениальное озарение, настигает любовь с первого взгляда, кислород превращается в золото, Кактус читает фэнтези… На самом деле Кактус читает много фэнтези, он просто мало кому говорит, что знаком с врагом не понаслышке. Потому что Кактус всегда надеется, и надежда эта заставляет его глаза цепляться за очередной заголовок и говорит, старательно изображая внутренний голос: «Может быть, эта книга тебя не разочарует…».

Это история про лёгкое разочарование, которое за три дня обернулось искренним восхищением.

Итак, две книги по вселенной «Орихалковые миры»: «Университет льда: Холода не существует» и «Дерево познания: Факультет призыва». Автор – Дарья Стааль.

Автор не часто впускает книги в свет, да и я уже как-то говорила, что стараюсь не читать друзей и знакомых. Но так уж получилось, что с Дарьей я познакомилась и от неё же услышала, что она пишет книги. Было это года три назад. И как сейчас помню, что книга на тот момент была одна. Сейчас их целых две.

И мне приятно, что из их обзора можно вывести отличный пример авторского роста.

Университет льда: Холода не существует

Аннотация:

Быть огненным магом в мире Льда - так себе удовольствие, но деваться некуда. Война разрушила мой мир, и я выросла в недружелюбных снегах среди высокомерных ледяных магов. Мы с друзьями честно пытались не привлекать к себе внимание, и нам даже почти удалось доучиться в Университете Льда без проблем… Пока однажды мой названый братец не ввязался в драку, а моей скромной персоной не заинтересовался ледяной лорд.

Меня аннотация ни на что хорошее не настраивала. Я была в курсе, что роман издали, правда немного под другим названием. Это, наверно, было единственным, что выделяло книгу на общем фоне. Но самоизоляция, чтоб её… Мозг требовал жвачки. А эта «субстанция» (в тот момент я не могла воспринимать ещё не открытый роман в жанре женского фэнтези иначе) вроде как должна была быть читабельной, хоть и напичканной штампами. Недружелюбная среда, огненная героиня, ледяной лорд, катаклизм в прошлом и его последствия в настоящем – об этом уже столько книг написано. Думала, что буду читать ровно до того момента, как герои потра… полюбят друг друга, потому что после этого авторам обычно наскучивает писать, а читателям – следовать за историей. Но в итоге дочитала книгу до конца. Давайте же попробуем разобраться почему.

Субъективное мнение

История нормальная. Не пик совершенства, но и плеваться не тянет. Местами было даже интересно. Кое-где даже очень интересно. Эпизодически подбешивало, как автор обходится с некоторыми деталями, которые казались важными, а в итоге уходили в никуда. Общая картинка утопала в наигранно активной студенческой жизни. Концовка выглядела слитой, потому что какого-то конкретного вывода я не увидела, несмотря на то, что автор всю историю старательно пропихивал несколько вполне определённых идей.

Идеи

Одна из них озвучена в эпиграфе: «Друзья – это семья, которую выбираешь сам». Она проходит через всё произведение, но в полной мере раскрывается лишь через историю одного второстепенного персонажа, потому что именно для его судьбы эта идея является направляющей.
Вторая, звучит в заголовке: «Холода не существует». Автор не зря ввёл её в название книги, потому что эта идея больше всего продвигается в истории главной героини. Выражаться попроще, то мысль следующая: не нужно сдерживать себя. Ведь жить на полную катушку можно в любых условиях, и всегда найдутся люди, способные принять тебя таким, какой ты есть на самом деле.

И третья: «Надежда сродни второму дыханию». Звучит банально, но как всегда вечно. Эта идея более глобальная и работает на всю историю в целом.

Конфликт

Человек и приро… среда обитания

Здесь даже не человек, а целое общество и некомфортные условия. Есть маги Огня, оставшиеся без дома. Есть неуютный мир Льда, который не способствует развитию особых качеств пришлых, а наоборот пытается ассимилировать их. Есть героиня, которая всё это понимает, пытается не отсвечивать, но очень сильно страдает от условий, в которых живет. В принципе, с её стороны это и конфликтом не назовёшь, скорее некомфортными средой. Холод и снег служат не только антуражем, но и неплохой платформой для развития сюжета в самом начале истории.

Человек и общество

Разумеется, общество героиню не принимает. И причина в том, что сама героиня не принимает общество. Она жаждет свободы, а «ледяной» социум видится ей оковами. Но если честно, у второстепенных героев проблем и то больше с этими принятиями и непринятиями.

Человек и человек

Она – огненная леди, он – ледяной лорд. Её не интересует ничего кроме учёбы. А ему позарез нужны достойные противники. Они уже несколько лет учатся в одном университете и всё бы ничего, но они столкнулись в случайной схватке. Я с трудом понимаю, почему герои в итоге закрутили роман. Как противники они выглядели гораздо интереснее. Правда в толпе друзей их противостояние сильно напоминало вечный спор мушкетёров и гвардейцев кардинала. Но это же классика.

Описанные конфликты разрешаются уже где-то на второй трети книги. И остаток произведения читатель обречён следить за нагнетанием обстановки для будущих книг.

Сюжет

Всё крутится вокруг главной героини и истории её уничтоженного мира. Сюжет насыщен небольшими событиями, которые часто имеют мало связей между собой, разве что участвуют в них одни и те же персонажи. Между какими-то мелкими встречами героиня переодевается, тщательно описывая свой наряд, ест, чтобы показать, как маги Огня зависимы от постоянного притока питательных веществ, и делает вид, что размышляет над очередной магической формулой. После того, как герои проявляют друг к другу интерес на публике, обязательно появляется какая-нибудь ледяная леди и требует от героини, чтобы та не мелькала перед глазами. Если честно, сюжет напоминает какую-то смесь симулятора свиданий и ролевой игры.

Персонажи

Главные герои меня не впечатлили. Вылизанные черты, возведённые в абсолют, их сильно портят.

Сольвейг, горящая новыми идеями, и вечно скучающий Астарт только в начале кажутся интересными. Когда они спорят, конфликтуют, пытаются добиться желаемого, ребята выглядят живыми, сильными и главное – равными. Но когда героиня сдаётся чувствам, она меркнет, потому что остаётся без единственного ярко выраженного антипода.

Создаётся ощущение, что Сольвейг всегда знает больше преподавателей и всех студентов вместе взятых. Она не проигрывает, старательно отгоняет от себя негативные мысли и… не растёт. Перемены, которые в ней происходят, касаются лишь её внешнего вида, но не поступков или взглядов на жизнь.

Астарт переживает перемены в характере на фоне развивающегося чувства. Но по мне так парень просто становится неадекватным рядом с возлюбленной. И поэтому удивляет, что он старается всё-таки быть с ней. Мне кажется, что если человек всю жизнь прожил разумом, то ему должно быть очень тяжело и непривычно познакомиться с сильными эмоциями и зависимостью от кого-то другого. Однако этой тяжести в истории не чувствуется. В принципе, внутреннему миру Астарта уделено не так уж много времени.

Второстепенные персонажи просты, но у некоторых есть определённый потенциал для сюжетного развития.

Сметливый Кеннет служит своеобразным голосом разума Сольвейг и ходячей пояснительной запиской к её прошлому и прошлому их народа.

Романтичный Аарон чуть ли не первый по масштабу развития персонаж. Если честно, я с бОльшим удовольствием прочитала бы ту же историю от его лица. Любимую девушку уводят из-под носа, самого выгоняют из семьи, и он на этом фоне меняется.

До предельного мутный ректор, которому почему-то все доверяют (но я не верю!), мелькает в эпизодах, служа дополнительной силой, сталкивающей героев.

Друзья Астарта, которые несмотря на все описания их достоинств, всё равно выглядят как обычные подпевалы, служат неплохой массовкой. Всё ту же массовку разбавляют вездесущие ледяные леди, которые старательно доказывают, что Астарт в постели царь, бог и предтече, а Сольвейг и ногтя его не стоит. В какие-то моменты казалось, что эти самые леди готовы повиснуть на любом мужике, если он стоит в радиусе пяти метров от главной героини.

Со стороны огненного народа, кстати, массовка сильно обезличена. Имён нет, только сжатая характеристика их всех вместе взятых. Ну и ещё есть почтальонша. Появляется абсолютно внезапно, получает доскональное описание от внешнего вида до предпочтений в мужиках и уходит, оставляя читателя с чувством вполне искреннего а*уя.


Мир

На протяжении всего сюжета герои не покидают территории университета, потому мы вынуждены знакомиться с окружением лишь по их рассказам и воспоминаниям.

Вселенная проработана с намёком на масштаб. Мир Огня и мир Льда напоминают героев: их основные черты доведены до абсолюта. Одежда, интерьер, внешность персонажей - всё служит для того, чтобы подчеркнуть, как одни идеально подходят окружающим условиям, а другие обречены ходить белыми (хотя истории больше подходит «чёрными») воронами.

Обычаи всех миров схожи наличием обязательного обряда инициации. Везде маги возвышены до аристократов. В каждом мире есть уникальные ресурсы.

Выглядит это всё как обычная экономика.

Автор рисует общества, построенные на несколько отличных парадигмах, растущих из природы стихий. Так маги Льда изображаются очень сдержанными и холодными. Они рационально подыскивают себе партнёров и, только решив все вопросы с наследниками, могут позволить себе пойти на поводу чувств и эмоций. В их обществе к случайным интимным связям относятся просто, потому что очень часто за ними нет никакого искреннего чувства.

Позиция магов Огня иная: одна любовь на всю жизнь. Хотя, казалось бы, что Огонь более переменчив. Такое отношение растёт из более сильной эмоциональной привязанности к партнёру. Поэтом для пламенных любовников нет понятия «это временно».

Разница в морали некоторое время мешает персонажам, но им как-то подозрительно быстро удаётся преодолеть эту преграду.

В части магии ничего особенного нет. Напрягает только, что рядом с математическими формулами и графиками обязательно говорится об эмоциях и чувствах.

По поводу географического устройства остаётся загадкой: являются ли миры полноценными планетами, или же это набор плоских блинчиков на одной сковородке мироздания.

Повествование

Основная часть повествования ведётся от первого лица. И когда Сольвейг рассказывает о своих буднях становится безумно скучно. Герои учатся, жрут, тренируются, учатся, экспериментируют, лежат в лазарете, учатся, бухают, страдают от недосыпа и снова учатся. Есть несколько эпизодов от третьего лица про других героев. И это то самое отвратительное третье лицо, где автор старательно пишет кто что думал и чувствовал. Читать про страдания Астарта, который внезапно увидел в дерзкой самодостаточной девчули хрупкое ранимое существо, было невероятно тяжело. Благо такие эпизоды по пальцам можно пересчитать.

Оглядываясь назад, могу сказать, что всё-таки увлекло меня в романе нагнетание обстановки, которое автор начал где-то в середине повествования, когда главные герои уже разобрались со своими чувствами. И именно поэтому концовка мне не понравилась. Герои уже в начале книги слишком круты, чтобы волноваться за их жизни. События финального замеса до ужаса предсказуемы, поверить в то, что кому-то грозит реальная опасность невозможно, а наблюдать за очередным переходом на новый уровень магической силы откровенно скучно.

И этим книга меня разочаровала.

Но я же пишу обзор не для того, чтобы ныть, как всё хреново и зачем я вообще читаю всю эту мутотень. Я пишу обзор, чтобы рассказать, как авторы могут расти и как меня это вдохновляет.

Дерево познания: Факультет призыва

Аннотация:

Я думала, что выбираю между высшим светом и учебой, но решение было принято еще до моего рождения.
Я думала, что за мной ухаживает благородный лорд, но он оказался последним мерзавцем.
Я думала, что стала самостоятельной, но не смогла даже защитить себя.
И я никогда не думала, что самыми честными, верными и благородными окажутся люди без положения и средств.
Но Древо познания раскроет все наши тайны, как бы их не пытались скрыть.

Начнём хвалить книгу с аннотации... Да ладно, что там хвалить, всё те же шаблоны: героиню обманывали и обманывают, а она допускает одну ошибку за другой. Её внутренние стереотипы рушатся, и уродливая правда вылезает на поверхность.

С другой стороны, аннотация говорит: «Ребята, здесь 100% будут конфликты, а героиню ждёт какой-никакой, но рост. И не факт, что она будет просто приобретать какие-то новые магические перки, вполне возможно у неё ещё и характер разовьётся». А надежда такая подпевает: «Читани, чего те стоит? Всего пару глав, а потом бросишь. Если захочешь, конечно…» А Кактус такой: «Ой зря вы ребята. Чую добром это не кончится. Я же отзыв потом на это всё накалякаю…» Когда мой внутренний диалог завершился, я была уже где-то на третьей главе. А дальше всё как в тумане…

Субъективное мнение

Книга мне очень понравилась. Впервые за долгое время мне было жаль прощаться с персонажами, а на душе царило не разочарование, а лёгкая грусть.

Идеи

Каждый в романе видит что-то своё. И если в некоторые идеи своей первой книги меня посветила сама автор, то здесь я имею полное право нести любой бред, который захочу. А хочу я сильных и независимых персонажей, поэтому мы поговорим о тех идеях, которые сопутствуют трём самым ярким, по моему мнению, героям.

Первая: «Даже если кажется, что нет желания жить, ты всё ещё можешь жить ради других». Эта идея стартует с трагедии, описанной в прологе романа. Сначала ей следует один из второстепенных, но далеко не самых малозначимых персонажей, а главная героиня старательно сопротивляется, желая обрести личное счастье. В последствии она принимает и понимает эту мысль.

Вторая: «Долг важнее чувств и желаний». Эта идея лейтмотивом проходит через историю другого второстепенного, но такого же важного персонажа. Вместе в первой они становятся своеобразными уроками, позволяющими героине развиться морально.

Третья: «Умей нести ответственность за свой выбор». И это именно та мысль, которая заставляет юных бунтарей расти и превращаться в рациональных ответственных взрослых. Это главное испытание, с которым встречается героиня на своём пути.

Конфликты

Человек и приро… мля, а теперь уже война

Служит неплохим задником и является частью глобального конфликта всей серии книг. То есть то самое нагнетание обстановки, которым закончился «Унивеситет льда», здесь наконец-то получает некоторую разрядку. Героиня участвует в этом конфликте только в заключительной части книги, но именно здесь становится понятно, к чему её готовила автор.

Человек и общество

Общество готово не просто принять героиню. Трудами её матери общество мечтает включить девушку в свои объятия. Но юная аристократка по характеру оказывается бунтаркой, которой нормы высшего света весь мозг уже проели. Поэтому она готова отказаться от всего, в том числе и от поддержки семьи, чтобы самой управлять своей судьбой.

Человек и Человек

В романе он представлен аж два раза: тургеневским «отцы и дети» и достаевским «тварь ли я дрожащая или право имею?». Утрирую, конечно, но конфликт поколений на лицо, потому что взрослые всегда знают, как лучше, а дети так считают наоборот. Но внутренний выбор героини сопоставим с раскольниковским лишь только в том моменте, что кто-то может умереть. В нашем романе была велика вероятность, что умрёт она сама.

Все четыре конфликта гармонично складываются в единую картинку и нехило разгоняют сюжет. И больше всего было приятно наблюдать, как все они разрешаются вместе в самом конце книги.

Сюжет

На самом деле, если посмотреть со стороны в сюжете нет ничего особенного. Всё те же маги колдунствуют, плетут интриги, что-то решают, героиня учится, заводит друзей, обретает любовь… Но если бы я могла вручить награду этой книге и мне бы нужно было выбирать конкретную номинацию, то я бы всучила её Дарье просто за сюжет. За то, как он выстроен, за то как основная история героини становится частью глобальных событий, за то как автор плавно подводит читателя, давая лишь намёки и краткие исторические справки, к внезапной кульминации и развязке. Возможно, я просто в тот момент страдала от недосыпа и потому тяжело соображала, но меня действительно удивило то, что произошло. А это дорогого стоит.

Я бы хотела отдельно отметить любовную линию, которая всегда есть в женском фэнтези. Мне просто крышу сносит от того, насколько она здесь нормальная. Нет соплей, нет пыток а-ля «она чувствовала, он любил, она отстранялась и т.д. и т.п.». Я вижу случайную встречу, абсолютно логичную причину одностороннего интереса, постепенное сближение, которое превращается во взаимное чувство. Я вижу, как люди сходятся в реальной жизни. И я верю, что так оно всё и должно быть.

Персонажи

Я как-то рассказывала своим несуществующим фанатам, что читаю книги ради персонажей. Читаю, а потом тырю их и прячу в пещерах разума. Автор подарила мне четыре отличных образца.

И первым из них будет Мия – главная героиня. Юная аристократка, вышколенная суровой матерью. Девочка-бунтарка, считающая мать своим главным врагом на пути к личному счастью. В начале истории мы видим, что она неплохо ориентируется в высшем свете, обладает прекрасными манерами и очень недовольна той судьбой, которую ей пророчат. Она энергична и… наивна. Поэтому даже осторожность и осмотрительность не спасают её от ошибок. Но Мия учится и растёт на наших глазах. В конце опыт самостоятельной жизни помогает ей понять позицию матери и частично принять её. Взращённая же на этой благотворной почве воля помогает остаться верной своим целям.

Вторым персонажем будет Линнея – ректор местной академии. Женщина с сильным характером, грустной историей любви и целым складом скелетов в шкафу. Участница одного правительственного переворота и зачинщица другого. Вот уж кто успел повидать некоторое дерьмо в этой жизни. А как она божественно курит. Наверно, кого-то может напрячь наличие в романе аж трёх сцен с курением, но в какой-то момент начинаешь проникаться.

Третьим персонажем будет Ребекка – та самая мать, которую героиня так не любит в начале истории и которую начинает понимать в конце. Потеря любимого человека перекроила характер женщины и заставила сменить приоритеты в жизни. Я вижу её антагонистом главной героини. Пускай некоторые её поступки действительно выглядят жестоко, но все мы понимаем, что материнская любовь порой ослепляет.

Четвёртым я заберу Раймонда. Вот уж человек-загадка. Про него написано мало, но сам он несёт в себе очень много. Эпизоды, где они с героиней остаются наедине, пропитаны едва заметной печалью. Он понимает своё положение обществе и понимает положение девушки, которая ему нравится, и всё, что он может сделать, это быть рядом с ней, пока есть такая возможность. Спасибо автору, что парня не испортили излишней эмоциональностью. На самом деле меня купили сценой в его доме. Это был тот момент, когда ты понимаешь чувства героя, просто наблюдая за его действиями.

Ну и пройдёмся скоренько по другим второстепенным персонажам.

Лойд – тот самый аристократ-мерзавец из аннотации – имел все задатки средненького злодея, если бы его скоропостижно не слили. В принципе он не цеплял ничем таким особенным, поэтому парня было не жалко. Да и основную функцию свою он в сюжете выполнил.

Друзья Раймонда неплохо расширяют кругозор главной героини и дополняют картину мира перед читателем. Мне понравился мотив Иви, из-за которого она старательно настраивала дружеские отношения с Мией, и её способность планировать свою жизнь. Вообще, если подумать, в романе дохрена сильных женщин. Возможно, именно потому мне и зашло. Обидно, что Керту вообще не дали эфирного времени.

Рагнару его кстати тоже практически не досталось. Такое ощущение, что в истории он появился только для того, чтобы привязать вторую книгу к первой.

Ивар – главный наставник Мии – не обделён харизмой. Не без его помощи героиня оказывается перед своим главным определяющем её дальнейшую судьбу выбором. Ивар же становится главным свидетелем его первых последствий.

Мир

Автор не увлекается длинными статьями об истории мира Дерева, но уже к середине романа читатель получает цельную картинку. И представляет она собой примерно следующее:

Государство, пережившее свержение королевской династии. Формально власть принадлежит олигархии, у которой есть политическая оппозиция. Часть аристократии сохраняет нейтралитет, так как верна клятве, данной уничтоженной королевской семье. Есть несколько независимых организаций и академия Дерево познаний входит с их число.

Каждый аристократический род обладает родовым древом, которое по сути своей является символом его могущества. Магический дар преимущественно передаётся первому рождённому ребёнку. В связи с чем нередки случаи, когда дар по глупости юного родителя «уходит в поля». Наследовать могут мальчики и девочки. И обычно от родителей передаётся наиболее сильный дар.

Кстати об этих самых магических дарах. Они имеют некоторую градацию. Разумеется, среди аристократов наиболее ценится боевая магия (а как же иначе пилить территорию), но те, кто не хватает звёзд с неба, могут заниматься тем же садоводством или алхимией.

Общество преимущественно феодального склада, но на некоторых территориях консервативные устои разрушают. В том же самом Дереве познания, где учится героиня, преобладают либеральные взгляды, поэтому чёткие границы между высшим светом и крестьянами разрушаются.

Одним из ключевых магических обрядов, как и в первой книги, является инициация, позволяющая раскрыть магический дар.

Повествование

Также ведётся в основном от первого лица. Рутина Мии не так напрягает, как рутина Сольвейг, возможно, потому что её жизнь не замыкается на учёбе. События выстраиваются в ровный ряд, о котором можно сказать что-нибудь типа «Ничего лишнего». Общению персонажей, их действиям и мыслям даётся достаточно внимания.

Редко встречаешь книгу, которую хочется только хвалить. Я прочитала роман взахлёб за сутки. Единственный минус, который я вижу в Дереве познания, это то, что оно неотрывно связан с Университетом Льда. С другой стороны, было приятно раскрыть некоторые моменты, которые в первой истории только упоминались. Я очень рада, что вторая книга меня не разочаровала. Даже вдохновила. Вот руки зачесались отзыв состряпать. Спасибо автору за это приятное время.

Что ж, подведём итоги, а то я тут столько текста накатала не просто же так.

1) Стоит ли читать книги Орихалковых миров?

Если вы любите женское фэнтези, то читайте обязательно! Если вы относитесь к нему нейтрально, но вам бы хотелось понаблюдать динамику в развитии автора, то вам надо их прочитать. Если вы любите грамотно построенный сюжет и сильных персонажей, то наверно стоит ограничиться второй книгой, но в таком случае не могу обещать, что у вас не останется вопросов после прочтения.

2) Развивается ли Дарья Стааль как автор?

Определённо, да. Я бы даже сказала, что это тот самый случай, когда целеустремлённый человек делает ставку не на количество, а на качество в первую очередь. Надеюсь, что в будущем нас ждут ещё более интересные работы под её авторством.

3) Каково это когда история вопреки ожиданиям не разочаровывает, а вдохновляет?

Постараюсь подобрать цензурные синонимы названию этого состояния. Наверно, это где-то рядом с «обалдеть как круто» и «просто шикаррррно!»

На этом я завершаю свой рассказ о лёгком разочаровании, которое превратилось в искреннее восхищение. И как всегда жду достойных оппонентов, способных доказать мне, что я в своих выводах неправа.

Ссылки:

Университет Льда: Холода не существует
Дерево познания: Факультет призыва
Автор обложек (а то вроде как использую изображения не совсем по назначению): Ирина Косулина

+3
23:05
819
01:30
+2
О-го-го! Если столько можно написать о книге… Каковы книги. Война и мир… в сторонке…
Удачи автору! Читателей и тиражей. Я не ЦА, простите.
Загрузка...
@ndron-©