Сердце Пармы - сердце земли
Хотя впервые "Сердце Пармы" Алексея Иванова было мной прочитано уже очень давно, я только-только наконец переварил и созрел для того, чтоб изложить свое впечатление от книги. А впечатление.... Всеобъемлющее. Настолько, что все нюансы передать в рамках рецензии я не смогу. И даже по порядку — не возьмусь. Пусть идут так, как сейчас приходят в голову.
Нюанс личный. Я по материнской линии — наполовину эстонец. То есть финно-угр. То есть во мне есть-таки какая-то толика родственной вогулам крови (седьмая вода на киселе, конечно)... И что? Да ничего. Честно скажу — ничего я в связи с этим фактом не почувствовал, кроме разве что дополнительной заинтересованности.
Нюанс философский. Тут столько всякого, что даже не знаю, с чего начать... Наверное, с того простого вроде бы по сути своей факта, что с точки зрения истории одна человеческая жизнь — пусть даже и человека, принадлежащего к кругу сильных мира — почти ничего не значит, но из множества жизней и судеб и складывается сама история. Нет. Не получается... Мы — и есть история. Пусть даже и не сознаем этого. Вот герои книги — очень многие — это сознают. И задумываются: какую же историю они складывают своими жизнями, своей кровью и своими смертями? Историю чего — покорения, объединения, завоевания, процветания?... А ведь неплохо бы каждому человеку над этим задумываться. Ведь мы не в силах уклониться от своего вклада, так может лучше ему быть осознанным?
Нюанс ассоциативный. Книга вызвала у меня множество ассоциаций с другими художественными произведениями. Самые яркие — «Террор» Симмонса (неожиданно) и «Сибириада» Кончаловского. Во всех трех (на мой непросвещенный взгляд, конечно) что называется, красной нитью проходит мысль о том, что никакую землю нельзя завоевать, а уж тем более такие суровые края, как Пермь Великая, Арктика или Сибирь. Чтобы выжить там, чтобы пустить там корни, надо сжиться с этой первозданной мощью, стать ее частью — только тогда она примет тебя, позволит тебе остаться в живых... Вообще согласится с тем, что человек имеет для нее, земли, которая была, есть и будет, хоть какое-то значение. Отдельно замечу определенные параллели — например, между хумляльтом Калиной и Вечным Дедом из «Сибириады».
Нюанс эстетический. Я эту книгу в последний раз не глазами читал, а слушал в аудиоварианте. Чтец потрясающий (Владимир Шевяков). Даже затрудняюсь представить себе ее в каком-то другом исполнении. Не знаю, возможно, какие-то огрехи в исполнении и были, но я настолько наслаждался каждым мгновением прослушивания, что пропустил их мимо ушей и сознания. Да-да, я в курсе, что многие не могут воспринимать художественный текст "на слух". Что я могу сказать - мне повезло, я могу.
Нюанс кинематографический. О нем не стану. Ибо любая экранизация всегда вторична, и... Все равно буду смотреть с иинтересом, надеюсь она все-таки выйдет в скором времени.
Где-то на окраинах моего сознания толпится еще множество нюансов, но вылавливать их, а затем вываливать на читателей рецензии я, пожалуй не стану. А то мало ли, еще испорчу кому впечатление.
ЗЫ. И фиг с ними, с боевыми лосями...
Смотреть боюсь. Ибо наше кино… Мож лучше бы не снимать.
хорошо вам