Как я был литературным негром

Некоторое время назад я работал на фрилансерской бирже, пытаясь продать вдохновенье всем, кто готов за него заплатить звонкой электронной деньгой. Сейчас расскажу.
Биржа называется kwork.ru. Это обычное торжище фрилансеров, впрочем с некоторыми особенностями, как положительными, так и негативными, детали сейчас не очень важны. В разделе «тексты и переводы» есть «написание стихов, рассказов, книг». Вот там я и обитал.
На самом деле, есть на этом сайте ещё копирайт-рерайт, но он мне надоел ещё давно, есть создание/администрирование сайтов, чем я тоже занимался периодически, но я хотел именно зарабатывать, сочиняя художку. К слову, примерно половина моих заказов таки были из вебмастерской сферы, это помогло набрать приемлемый рейтинг исполнителя, которому можно доверять.
Вообще была прекрасная идея – тренироваться в написании художественных текстов и ещё и деньги за это получать. :)))) Как всегда, что-то получилось, что-то нет. Благодаря Бумажному Слону, у меня собралось неплохое портфолио стихов и рассказов, которое обычно производило благоприятное впечатление на потенциальных заказчиков.
Конкурентов там достаточно много, особенно на ниве стихосложения. Но, честно говоря, мало тех, кто пишет хорошо. Глагольные рифмы, сбои размера, штампы и прочее «вот это всё», что у нас считается моветоном – это обычное дело для большинства исполнителей, желающих получить 400 р за десяток-другой зарифмованных строчек на нужную заказчику тему. Но если набрать рейтинг и заработать хорошие отзывы, то и в стихах заказы перепадают.
В прозе тоже всё непросто. Большинство авторов, честно скажем, пишут весьма слабо. Видно даже по описанию предлагаемых услуг, составленному с грамматическими и стилистическими ошибками.
Но и заказчики тоже хороши. Как вам задание написать фантастический/ романтический/ хоррор рассказ грамотным литературным языком… размером на 30-40 тысяч символов… с хорошим сюжетом… за четыреста полновесных деревянных рублей? Ну хорошо, за семьсот! Больше хотите? Да вы зажрались, батенька! Чё там по клавишам-то натыкать двадцать вордовских страниц!
Слава богу, такие уникумы у меня отлетали ещё на подходе. Начинал я свою карьеру со ста рублей за тысячу символов, заканчивал двумястами рублями за ту же тыщу символов без пробелов. Но желающих платить 40*200= 8000 за рассказ не находилось, кстати. Такие большие я и не писал. Было несколько на 20-25 тысяч символов, сходились на 2500-3000 примерно. Но это редко, в основном мелочь.
Ага, Лукьяненко хватается за бока со смеху.
В месяц получалось натыкать примерно на 4000-5000 рублей. Бизнесмен из меня не очень, можно было выжать из заказчиков и больше, но как получилось. Конечно, я не сидел за столом с 9.00 до 18.00, находилась масса других дел, других возможностей заработать, не строя из себя Бальзака. :))) Ну и сочинять каждый день оказалось тоже тяжело.
Заказы были разные, иногда забавные, иногда банальные и скучные. В основном это обычный литературный труд, ну, может краешек труда. Сценка для детсада, заметка для сайта, стихи на юбилей, переделка песни на свадьбу. Выступление на стендапе, сочинение за третьеклассника, описание персонажа для компьютерной игры. Пара хороших заказчиков приходили с желанием «напишите мне историю с такими вот героями! Прям очень-очень хочется воплотить в текст, а сама не умею…» Кто-то из заказчиков становился постоянным клиентом, до сих пор вспоминаю с теплотой.
И, конечно, нюанс – ты пишешь не то, что хочешь, а то, что заказано. Это как копия картины, наверно. Техника тренируется, а креативность – очень условно.
Но я обещал о неграх. :)))
В целях привлечения заказчиков, я поставил в описание своих услуг строчку «Конфиденциальность гарантирую, на авторство не претендую». Мне тогда казалось, что какая разница – деньги за тренировку навыка я всё равно получу… И получал, в сущности. Кстати, делать это необязательно, многие конкуренты прямо писали – авторские права остаются за исполнителем. Это вообще шик, считайте тексты можно продать дважды – сначала заказчику, а потом издателю. :)))) Ну или отрерайтить маленько и таки продать.
Большинству заказчиков насчет «тайны вкладов» было безразлично, но некоторым она оказалась важна.
Был дядечка, который просил улучшить его стихи, а фактически написать заново по его наметкам. Хороший дядечка, благодарный и правильный. Молодой человек, писавший стихи для девушки. Дядечка, заказавший рассказ для девушки, которой он определил роль главной героини. Один раз я чуть не поступил на сценарный факультет – просто по времени не сложилось написать за несколько часов вступительный рассказ для будущего студента. :))))
Вообще, дуэльная практика на Слоне очень помогла с такой работой – когда надо сосредоточиться и за два-три дня на хорошем уровне сочинить рассказ, написать стихи. Написать по сюжету заказчика или придумать самому, вычитать на предмет грамматических ошибок; философски отнестись к исправлениям и просьбам «вот это добавить, а вот это убрать» - это всё нужно делать быстро и спокойно.
Мне нравилось писать сказкотерапию. Это индивидуальная сказка/история, в которой маленьким героем решается некая актуальная для него проблема, ставится/прорисовывается путь в будущее, закладываются важные мысли. Это давало бОльший смысл моему творчеству, чем безликая заметка для сайта.
Почему я ушел с этой работы?
Мало денег. Плохое соотношение затрачиваемого времени/творческих сил и денежного выхлопа. Если писать на совесть, конечно.
Работа в пустоту. Написанное тобой рассказ или стихотворение уходит во тьму… и всё. Остается в виде символов на экране компьютера, которые и не покажешь никому, кроме родных. В воспоминаниях, что «вот тогда ведь у меня хорошо получилось.» Эх... Даже сказка для ребенка, в которую вложены душевные силы, свои переживания… и ты абсолютно не знаешь, как она была принята, на что повлияла. Здесь, на Слоне, Вконтакте ты можешь получить отзывы от знакомых людей, да хотя бы красненькое сердечко лайка – уже отклик. А такие работы – всё равно, что в ящик стола, только чужого и запертого на ключ.
Подвешенные гештальты. За пару лет на Кворке у меня накопилось несколько работ, которые хорошо начинались и никуда не пошли. Заказчик передумал, кончились деньги, изменились обстоятельства. Два начатых романа, один натыканный на 120 000 символов, другой на 50 000, ещё пара неоконченных вещей. Причем начальные отзывы были восхищенными, обсуждения подробными, деньги приходили исправно… но «обрыв линии» и заказчик не выходит на связь. И ничего с этим не сделаешь – персонажи и сюжет тебе не принадлежат. Но герои, тексты никуда не уходят, грустно толпятся, периодически вздыхая «Что ж ты так, а?» А заканчивать чужие истории как-то глупо, можно же написать что-то своё.
Вот примерно так. С мыслью «пора уже писать что-то для себя, а не для неизвестного дяди» я и ушёл с этой площадки. Если что, спрашивайте, постараюсь рассказать подробнее (ну, конечно, кроме особо конфиденциальной информации ).
P.S. И картинка прикольная такая. С намеком...)))
К тому же у многих заказчиков есть стереотип подобного исполнителя как «бедной провинциальной учительницы», для которой и 3000 — большая сумма. Или пенсионера, или госслужащего, у которого время и компьютер с интернетом есть, а зарплата маленькая. Это такие игры между заказчиком и исполнителем, обычные на фрилансерских биржах.
Конечно, имея публично подтвержденный уровень качества работы, можно
проситьтребовать и больше.Но, повторюсь, для меня в значительной степени это была игра, тренировка.
Так я про то и говорю. Я, если и буду браться за подобную работу, то не по принципу «ааа, мне нужны деньги, дайте заказ хоть кто нибудь», а «хотите меня — платите» (о, блин, как это звучит...). И вопрос не в самоуверенности даже, а в ценности для меня работы самой по себе и времени.
дуэльная практика на Слоне — бесценна! Отжимаешь рассказ до нужного количества знаков и понимаешь, что рассказ стал лучше!
А как с нуля рейтинг набить ТОЛЬКО на негритянстве?
И высокий рейтинг, конечно, хорошо, но не гарантирует поток заказов. Важны положительные отзывы, например. Именно поэтому я работал ещё и в «смежных» сферах. Набрать некий статус… ну как везде на фрилансе — составить хорошее предложение, мониторить заказы на бирже (чтобы первым предложить свои услуги), вежливо разговаривать с заказчиком, выполнять заказы быстро и качественно.
Спрос на литературный труд есть, спрос разный и платежеспособный, в определенной степени. Но нестабильный, это минус. Люди готовы платить за редактирование текстов, за разбор и анализ.
Я планировал выйти на написание романов в соавторстве и заниматься в основном этим. Такие предложения были. Если вы зарекомендуете себя, как человека, ответственно выполняющего качественную работу, то можно поймать и долгоиграющие проекты.
Но в конце концов я просто выбрал стабильную оффлайновую работу, не связанную с писательством.
На самом деле, хороший копирайтер зарабатывает больше, чем писатель. Копирайтерские тексты прямо оборачиваются деньгами, поэтому заказчик готов платить больше. Писательские тексты чаще всего просто прихоть, желание, потребность заказчика и быстрого возврата инвестиций не дают.
Писать тексты за деньги — это очень распространенная практика на фрилансерских биржах. И цены очень разные, и виды текстов очень разные. В плюсы Кворка можно дать систему арбитража, которая исключает кидалово со стороны заказчика или исполнителя, а в минусы — комиссию со сделки в 20%.
Хе… У меня как-то на одной бирже фриланса хлопэц хотел заказать иллюстрации за 400 р. За все Х) А там аж цельный комикс был про войну. Патриотический проект, так что я еще должен был радоваться, что вообще хоть какие-то деньги дают, а вообще бесплатно бы согласился, а то чо как не патриот. Работать за идею — вот призвание настоящего творча
Дайте мне этих меррзких бумашек, да побольше!