Как эффектно и эффективно «сойти за умного»?

Нам – участникам литконкурсов и дуэлей – регулярно приходится оценивать чужие работы. И каждый раз сталкиваться с проблемой: как высказать свое мнение аргументированно? Как написать разбор или рецензию, чтобы это выглядело объективно и компетентно?
А давайте порассуждаем.
Тут я мог бы написать, что сам не претендую на экспертность – но я претендую! А что вы мне сделаете?
Итак, сперва пройдемся по категорийному аппарату:
Критика (от critique и κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») – анализ области человеческой деятельности с целью оценки, выявление преимуществ и слабостей объекта. Соответственно тот, кто этим занимается – критик.
С определением, вроде, вопросов быть не должно. Ключевым же камнем преткновения, зачастую, служит степень объективности критики и самого критика. Где та грань между «экспертной оценкой» и «вкусовщиной», «личным мнением»?
Скажу без предисловий: абсолютной объективности в оценке творчества и искусства не существует как данности. Текст – не прибор с конвейера, у него нет настолько четких технических характеристик, несоблюдение которых делает его полностью нерабочим или абсолютно действующим на любого читателя. Есть правила русского языка, есть современные традиции и тенденции, выработанные поколениями литераторов приемы - все это работает на одних, не работает на других, и не обязательно потому, что неверно применяется. Так и зачем ему критик, спрашивается?
Отвечаю. В массовой культуре оценка известного критика – это имидж автора и его произведения, это его популярность, читаемость. В нашем же мини-мирке критика – способ обратной связи и путь личного роста. Человек с опытом и знаниями в любом случае может оценить степень жизнеспособности вашего текста. Но (это к авторам), если вы все же желаете получать компетентную грамотную высокопрофессиональную критику – сперва станьте компетентным грамотным высокопрофессиональным автором, которому есть что предложить экспертам. Иначе – зачем специалисту такого уровня тратить на вас свое драгоценное время, а?
Тем, кто таки претендует на лавры критика хотя бы любительского уровня: постарайтесь прокачать собственную грамотность.
О критике можно много чего написать, например, один товарищ выделяет три закона критики:
1. Не нравится – критикуй,
2. Критикуешь – обоснуй,
3. Знаешь, как лучше – предложи.
Но не все можно применить непосредственно к литературе, так что пойдем по ключевым вехам.
Как можно оценить чужую работу?
Условно выделим такие типы оценки:
1. Мнение. Если вы не обладаете специальными знаниями литературоведа и обширным опытом, занимаетесь писательством и критикой сугубо в качестве хобби, без претензий на экспертность, не уверены в верности своей оценки – сделайте вид, что это просто мнение. Прямо так и вступайте: «На мой взгляд и вкус…». Никто не имеет право упрекать вас за мнение, даже если оно вдруг ошибочно – дайте себе шанс ошибаться. Назовут дураком – разводите руками, мол, бывает, какие тогда ко мне претензии? Не извиняйтесь заранее, не оправдывайтесь наперед, не бейтесь челом в пол за то, что можете быть не правы. Вы автору в сущности ничего не обязаны.
2. Критический разбор. Попытка аргументированно выделить сильные и слабые стороны работы.
Тут я предлагаю отделять критику от корректуры, редактуры и прочего. Часто можно услышать, что критик лишь высказал свое личное «фу», не дав ничего ценного. Например, написал «безграмотно», вместо того, чтобы перечислить пропущенные запятые. Товарищи: тыкать в опечатки, пунктуацию и грамматику – работа корректора, ну или педагога начальных классов. Не критика. Не требуйте большего от того, кто вам этого не должен. Не говоря уже об объяснении рабочих литературных приемов и подсказке готовых решений по улучшению текста – это работа литературного наставника, и она, как правило, платная. Также: поглаживание автора по голове со словами «Ну, ты старался, молодец, продолжай – и у тебя все получится!» – обязанность коуча. Не вешайте ее на критика, пожалуйста, это тоже мимо.
То есть, если вы под текстом автора напишите: «Работа не вычитана, герои пресные, сюжет вторичен, концовка слита» – все, это уже критика! Насколько она аргументирована и объективна – полностью на совести того, кто ее написал.
3. Рецензия. По сути, это определенная форма критики, более развернутая, структурированная и обстоятельная. Предполагается, что ее автор имеет достаточно опыта и знаний, чтобы всесторонне проанализировать текст.
Основной составной частью процесса написания рецензии является – логично же – изучение объекта рецензирования. Причем, тщательное и детальное. То есть, мнение можно составить, полистав бегло по диагонали и сочтя текст не заинтересовавшим вас. А вот чтоб писать рецензию, придется разобрать буквально по букве.
Формы рецензии:
1. Аннотация – раскрывает основное содержание материала, особенности его композиции.
2. Критическая статья – рассмотрение затронутой в первоисточнике актуальной проблематики.
3. Эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала.
4. Обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, автором, и так далее.
Принципы написания рецензии:
-объективность,
-справедливость,
-беспристрастность.
Исходя из этих принципов, логичен вывод, что наиболее эффективно вы «сойдете за умного», написав рецензию в сдержанном, безэмоциональном тоне, в виде обстоятельного рассуждения. Рекомендуется избегать сленга и экспрессивно-окрашенной лексики. Однако если речь не идет об оценке научных статей или публикаций в официальном издании, критики часто допускают неформальный, и даже сатирический тон, стремясь блеснуть остротами, уходя в откровенный троллинг. Более того, именно неформальный тон рецензии задает узнаваемый авторский стиль, за который многих критиков и любят.
Учитывая подобную тенденцию, я бы рекомендовал придерживаться ситуативной этики – то есть, действовать по ситуации. При этом ничто не отменяет требование объективности критики: первоисточник оценивается независимо от ваших личных взглядов и вкусов в литературе (то есть: при себе оставляем всевозможные «это какие-то бабские сопли», «это подростковая чепухня», и даже «ну, я не ЦА», окей?)
Отсюда же сразу упомянем этикет критика:
! Не ставить в вину автору его пол, возраст, умственные способности, убеждения. Вы можете гадать на этот счет (хотя – а смысл?), но не говорить, что автор пишет дерьмово, потому что женщина, ребенок, аутист, комунист, гомосекусуалист и тыды. Критик обсуждает текст, а не составляет психопортрет автора, гадая, какие личностные проблемы помешали ему хорошо написать. Диванную психологию - оставить!
! Про то, что автор очевидно неопытен - писать можно, но осторожно.
Теперь о конкретике.
Приблизительная структура рецензии:
1. Данные об авторе (вплоть до библиографического описания, если это целесообразно).
2. Краткий пересказ – на мой взгляд, целесообразно, если предполагается, что рецензия публикуется отдельным произведением и послужит рекомендацией компетентного критика для читателей, не читавших до этого текст. В виде комментария для автора – лишено смысла, автор без вас помнит, о чем он написал.
3. Непосредственно сам отзыв-впечатление о прочитанном.
4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения.
5. Выделение достоинств и недостатков – а как же, рецензия же должна быть полезна ее читающим.
6. Суммарная оценка всего произведения.
Четкого шаблона написания рецензии нет и не может быть, но, как мы видим, есть то, что придаст ей веса.
Пишите в комментариях, какой информации вам еще не хватило, дополню.
Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616
второе браво!
Спасибо, это то чего так многие ждали, жаждали, требовали… от меня))) Спасибо за то, что есть ТЫ))) Молодец, возьми с полки пирожок. Теперь, надеюсь, всем понятно, как писать-читать -голосовать. Ты все объяснил.
Автору — респект.
За ключевые дефиниции и разграничение понятий.
И за грамотные советы.
Спасибо! :)
Очень понравилось что вы в рассуждениях о критике отталкиваетесь от этики. Полностью с вами согласен и присоединяюсь к вам. Часто веселят нраваучения безусых экспертов едва научившие считать слога и выучивших пару размеров стихосложения, обладающих при этом необыкновенным чувством себялюбия, но не спасобных написать и пару вразумительных строк.
Подобные «специалимты» в подобной «критике» и не скрывают своего откровенно оскорбительно тонна, явной провокации и неспособности вести мало-мальскую дискуссию, показывая свой скудный запас душевных качеств и пример отвратительного воспитания.
По бывшей обязанности пришлось много почитать подобной критики, кое меня не на шутку шокировала
Ещё раз вас благодарю за качественные обращение к этическим нормам.
А критика, всегда полезна, только для некоторых, прежде умения критиковать, я бы предложил предварительно научиться общаться.
Вода камень точит.
Неискренние восторги, как и умышленно обесценивающая автора критика — не нужны.
Это нарушает обмен. (Общение — это обмен идеями). Нас всех и всегда бесит только одно — нарушение обмена.
Обсуждать надо произведение. И его элементы. Сюжет, персов, точность передачи идеи…
А не личностные (реальные или мнимые) качества автора.
Комент или рецензия должна относиться к произведению.
Это сложно…
Но помнить об этом нужно.
:)
Это подход лирика. Поэта. Именно поэтому обычно я с трудом, пересиливая себя, берусь критиковать стихи. Там есть этот момент: стих — это своего рода отпечаток души поэта, полученный в результате столкновения с жизнью.
Когда мы говорим о прозе… Да. Наполняем её эстетикой, да, крутим-раскручиваем ритм и обороты… Но, всё-таки… Делаем это вдумчиво.
Потому, что стих — это в большей степени… «посмотрите, что со мной...»
А проза… — «А что бы вы сказали по этому поводу?»
Это всё моё личное это вот… ИМХО.
И, возможно, я далёк от истины и копаю в другую сторону… Я это допускаю.
Но, чтобы иметь хоть какие-то ориентиры… Я избрал для себя вот такой подход.
Вы вот осознаете, что само по себе замечание «вы пишете паршиво» — уже может задеть личность? Хотя в этом нет ничего про личность, а есть про текст.
Фраза «вы пишете паршиво» — затрагивает способности автора. А значит — о нём.
Правильнее было бы:
Написано так, что… Просто невозможно прочесть, а не то, чтобы понять… Тут, тут и тут…
Что это? Про что тут? :))
… таким образом мы не атакуем автора, не предполагаем о нём «плохое» :)
И даём шанс обратить на это внимание, встать на позицию читателя и… исправить. Если (!) он хочет быть понят. Есть же и те, кому пофигу… Тоже нельзя забывать.
Ну, блин…
Тогда бы пояснить. Что не зашло. :)
Вот, типа… ненавижу хорей! Вот — убейте меня. Поэтому — не понравилось (это пример).
Автор поймёт…
Если не дурак. :)
Фраза «вы пишите паршиво» или «ваш текст — говно» (с пояснением почему, разумеется) — совершенно верно, означает, что автору не хватает навыков и опыта сделать хорошо. Т.е. — да, затрагивает СПОСОБНОСТИ автора. Не его личность (вкусы, убеждения, сексуальную ориентацию, пол, религию), а его НАВЫКИ И ОПЫТ, АЛЛЛОО!!!
Можем ли мы за это его винить? (
да, я могу, потому что какого хрена, мы тут учимся, надрываемся, а кто-то палец о палец не ударил!) Конечно же нет. Мы не обвиняем автора в том, что он не умеет хорошо писать, а констатируем факт, что он пишет херово.А то, что автору корона жмет анализировать критику — его бяда с башкой. Аффтар же краля шо пипец, он дальше «вы пишите плохо» даже вчитываться не станет — некогда, надо оскорбляться срочна!
И корона есть у каждого. :)
Таковы люди. И это данность.
Как они проявляют свою корону — тут да… спектр вариантов и всё зависит от культуры и способности переносить жизнь…
:)))
Ну вот откуда это?
Пачиму такой стандарт?
Я, как старый сэнсэй… утверждаю, что «ткнуть» работает только в том случае, когда ученик (!) решил посвятить себя (!) и свою жизнь (!) постижению мастерства в этой (избранной) области искусств и то (внимание, сейчас открываю страшную тайну) нужно лишь сэнсэю и только лишь для того, чтобы сэнсэй мог ощутить своё превосходство над учеником и возвеличиться в собственных глазах.
Понимаете?
Процесс обучения и особенно (!) процесс общения не требует этого вот «ткнуть».
Я не отговариваю. Личное дело каждого делать этот сложный выбор :)
Не смог не сказать…
Способность — неотъемлемая часть личности. Даже более исконная, чем это вот всё, что Вы в скобочках указали…
Способность — это настойчивость и вектор — то стремление, развив которое человек может стать мастером.
Никогда нельзя обесценивать способность. Или намекать на её отсутствие.
(В тонкие материи заходим).
Человек способен создать, исправить, скорректировать. И снова — создать, исправить, скорректировать.
Как свой продукт, так и самого себя.
Способность.
Если кто-то читает между строк обвинения в отсталости — к психологу, потому что ощущение чувства вины и собственной неполноценности по поводу и без — это проблема, комплексы, что угодно. Вот и все
Претензии к личности не являются критикой вообще. Претензии к тексту (как продукту НАВЫКА, ОПЫТА, ЗНАНИЙ!) — вот это критика, независимо от формы, вашей вежливости и ты ды.
И вот у вас есть право и возможность выбирать ту форму, в какой автору преподнести критику. У автора, аналогично — как на нее отреагировать. О чем это говорит? О том, что альтернативные варианты этого существуют в принципе, их можно выбирать, и одна объективно не будет хуже другой.
Вопрос только в эффективности. И она в реальности не зависит от формы (вежливо, грубо), а от того, человек с какой позицией вам попадется. Вы не узнаете, насколько терпим или раним автор, пока не сунетесь к нему. И автор не знает, кто сунется к его тексту. В данной системе эффективность определяется наибольшей выгодой для вас. Хотите — миндальничайте, получайте обидушки из ничего, хотите — закрывайте акки, жалуйтесь, что вас незаслуженно критикуют. Выбирайте свою стратегию, просто не удивляйтесь, что однажды она не сработает )
Очевидно же, что это бред. Любой автор, который хочет, чтобы его читал кто-то еще кроме мамы и друзей, должен учиться отделять себя от текста, а форму от содержания. Иначе никакого личного роста как автору ему не светит, никогда. Но расти должен ОН, а не критик. У критика свой пусть.
Ну, как те сказать… Женская половая брухля пишется теми и для тех, кому она близка и интересна. Это цельный отдельный жанр. Гротескный, тошнотворный, монструозный, но… Я не считаю себя в праве это осуждать, я просто буду это избегать
Каждый критик сам избирает свой метод и путь. :))
И… я не настаиваю на истинности своего. :)
Просто говорю, что он — такой.
То о чем мечтали все сознательные читатели — свершилось!
Интересно, будут ли дополнения, возражения, инакомыслие.
Хотя, в целом, уже стало понятнее как оценивать, судить, голосовать (ну кроме вкусовщины и «за своих»).
Очень своевременно-актуальный блог, даже так: архи важный блог.
Все доступно даже мне, понятно и логично. Снабжено иллюстрациями, ссылками, используется выделение текста цветом и жиром, присутствует разделение на части и прописана четкая структура.
Очень шикарный, познавательный, интересный и достойный блог.
Рекомендую всем, кто еще не приобщился, в «Достойные внимания».
Бывает, что автор — дебил и именно в этом проблема его текстов. С этим что делать? Изображать, что во всем виноваты неочевидные метафоры?
Я, конечно, знаю обходной путь и последовательное донесение автору, что он дебил, через незнание матчасти и владение русским языком на уровне космического эльфа, пару дней читавшего дореволюционный букварь, но как насчет честности и прямоты?))
Или вон там дитё сказочку написало, про идинарожку. У текста реально одна проблема — его написало дитё. Чо делать — писать, что недоросль с задатками или извиваться и лгать, убеждая, что платьице красивое, белое и только воон там крохотное пятнышко?
Я б вот вообще детей от взрослых отделял в кружках по интересам, но тут возрастного ценза вроде бы нет
(Хотя ладно, в моем случае это будет констатацией факта)
в попе глист
Присоединяюсь к первому «браво» Виктории. Иногда и хочется развернутую рецензию написать, но максимум, что есть сказать по поводу произведения — «поздравляю, вы не обосрались».
Таким образом было доказано, что «Закладочка» работает.
Автор, вы прекрасны)))