Владимир Чернявский

Эра Черного квадрата или поколение Nemo…

Эра Черного квадрата или поколение Nemo…

Прислали мне на вотсап заметку Якова Кедми «Никто». Ну, думаю, Яков Кедми не нуждается в представлении. Не буду ее приводить полностью. В этой заметке он перечисляет вещи и явления, которые уже давно ушли из нашей жизни, а многим новым поколениям вообще незнакомы.

Но вот в конце я прочил слова, которые вызывают трепет: «Мы будем первым поколением, что не оставит от себя следов. Мы не оставим своих писем. От себя из юности, когда так остро и неразделённо, а позже понимаешь, что не с тем. Мы не оставим писем от себя постарше, для друзей, с которыми тоскуем по неважным прежде дням. Мы не оставим своих почерков, затертой, мятой, сложенной бумаги, конвертов с адресами, штемпелями, именами тех, кому и от кого. Мы не оставим фотографий. Они все сгинут в электронной суете. Нам и сейчас уже не вынуть свой фотоальбом, нам и сейчас не надписать на обороте - нету оборотов. Мне негде написать, что это я, а это Женька, это Машка, это мы. Мы не оставим своих лиц. Не будет мемуаров, дневников, записок, писем, фотографий разных лет. Не будет биографий, почерков, всего, что для кого-то остаётся нитью к нам, ушедшим навсегда. Мы будем первыми, кто растворится без следа.

Привет, эпоха гаджетов, компьютеров и соцсетей. Ты умудрилась нас стереть....»

Признаюсь эти слова, прогремели как звон труб ангелов Апокалипсиса. Гораздо сильнее, чем новостные ленты об очередных санкциях, митингах, прогнозах о новой войне и так далее. А когда у меня полетел жесткий диск и все, что на нем было сгинуло безвозвратно, я на себе прочувствовал силу слов Якова Иосифовича. Все, что нажил непосильным трудом, все погибло. Обидно, но поправить ничего нельзя.

Люди так пристрастились к технике, ко всем красотам и удобствам цифрового мира, что не думают о таких вещах. А что будет передано новым поколениям из нашего XXIвека. Что будут показывать своим детям и внукам, нынешние молодые люди. Что останется в их домашних архивах, в кладовках, чердаках, подвалах, старых коробках. Что? Старые, морально устаревшие гаджеты, пыльные, поломанные с разбитыми экранами и уже негодными картами памяти. Вот это будет приметой нашего времени.

Есть замечательный сайт Прожито, где историки и добровольцы собирают и публикуют со всей страны дневники людей, не только известных личностей, но и анонимов, обывателей. Эти дневники шлют, как родственники, так и люди, которые нашли чьи-то тетради на помойке или в старом хламе. Эти дневники писались на разных тетрадях, разными почерками, некоторые хранили в себе мелочи жизни – билет в кино или открытку. Примету времени.

Многие хранят письма, поздравительные открытки, черно-белые фотографии. И это история. Одного поколения, которая перешла к другому.

Но в нашу эру, все поглощается огромной черной дырой – технологией гаджетов. Всё переводят туда, в неосязаемое, неощутимое пространство – информационный вакуум. Слова, музыка, изображения, фотографии, голосовые сообщения, все теперь там. Люди, прикованные к гаджетам, ведут переписки в социальных сетях, мессенджерах, одновременно слушают музыку, передачи, следят за новостями, хранят и выставляют свои снимки и записи, работают. И, кажется вся человеческая жизнь, вобрана в один небольшой, темный предмет.

Был у нас на работе паренек из нового поколения, так у него в смартфоне и в самом деле была вся жизнь. Он не мог работать с бумагами и книгами, потому что мог воспринять только электронную информацию. Для него рабочий журнал почитать было подобно пытке. И он боюсь ни один такой.

И вот задумайтесь, что весь наш мир сузился до размера черного прямоугольника, оживающего нажатием кнопки. И они всюду. Дома, на работе, на транспорте в виде телевизоров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, андроидов. А потом они гаснут, превращаясь в подобие черного квадрата.

Может эра супрематизма воплотилась на наших глазах, и Малевич свои черным квадратом предсказал нашу эпоху гаджетов. Случился сбой и погас яркий, красочный мир цифровой реальности, игрушек и социальных сетей, и остался один лишь черный квадрат. Стоит себе на столе, лежит в кармане, брошен на улице. И ничего больше от человека не осталось. Повсюду и везде, один лишь монотонный, словно могильная плита, черный квадрат. А все, чем жили люди, исчезло – блоги, заметки, документы, видео, фотографии, огромный поток переписок и сообщений. Все исчезло, погребенное навсегда внутри мертвого, неживого экрана.

И вот мы люди без прошлого, без самих себя, поколение Nemo. Никто.

В древнем Египте было проклятье - погребение без имени или стирание имени. Человека так убивали вторично, удаляли из истории. А мы тут стираем самих себя, загружая всю свою жизнь в гаджет.

Вспоминая свое детство и юность, когда компьютер казался недостижимой дорогой вещью и когда о смартфонах и планшетах мы и помыслить не могли, жизнь, однако не чувствовалась пустой и неполноценной.

В фотографиях, хранящихся в альбомах, в старых игрушках, кассетах и пластинках, в книгах стоящих на полках, в исписанных тетрадях – есть нечто живое, настоящее. Эти предметы заполняли пространство твоих комнат, очаровывали душу и пробуждали крылья воображения.

Ведь приятно смотреть на черно-белые и цветные фотографии свои и своих близких. Волшебно читать бумажную книгу и вдыхать аромат страниц, перелета, листать журнал и касаться глянцевых листов. И есть некая магия в том, чтобы писать от руки, выводя буквы своим неидеальным почерком и видеть пятна чернил на пальцах, как отметены твоего труда.

У Рэя Брэдбери есть роман «Смерть — дело одинокое» об убийце, который стремился уничтожить прошлое своих жертв. Он забирал мелочи, на которые в повседневности никто не обращал внимание. В аннотации к книге есть такая запись, которая воплощает суть романа: «Жизнь кроется в мелочах, которыми только и живо ушедшее прошлое: в старых газетах, выстилающих дно птичьей клетки, в конфетти, оставшемся от пробитых трамвайных билетов, в древних пластинках с записями Карузо».

У поколений прошлого, наших бабушек и дедушек, осталось много примет времени – фотографии, письма, елочные и детские игрушки, пластинки, книги, а у нас еще и кассеты, диски, журналы, которых уже не издают и не выпускают, но которые хранят в себе следы нашей жизни. Неужели теперь от целых поколений останется один лишь погасший смартфон!

Я не призываю отказаться от мира высоких технологий. Сам их нещадно эксплуатирую, но речь о цене нашего комфорта. Стоит ли так полагаться на гаджеты, так погружать свою жизнь в этот цифровой мир, в котором ты однажды можешь исчезнуть, растворится навсегда и твои потомки ничего так о тебе не узнают. И захотят ли они копаться в этом информационном потоке прошлого, когда возможно их разум будет захвачен еще более мощной и страшной технологией.

Бумага тоже не вечна. Но, чтобы уничтожить Александрийскую библиотеку понадобилось несколько веков, толп фанатиков-христиан и орд мусульман-завоевателей, а сейчас достаточно одного скачка напряжения или вирусной программы.

Я не хочу быть стертым. Жизнь должна быть разнообразной. И прогресс технологии, это развитие науки и техники, но не человеческой души и разума. Прогресс, это то, как мы технологию используем. Не стоит отказываться от того, что считается устаревшим и не новым. Все что создано людьми не вечно и не надежно, а потому может дополнять друг друга.

А еще важно сохранить следы своего бытия, своей жизни, не только для внуков и детей, но и для самих себя и чтобы ни одно поколение не оказалось поколением Nemo.

+6
01:40
505
02:22 (отредактировано)
Нуждается, я в душе не ведаю, кто это crazy
Никогда не понимал тех, кто цепляется за вот это вот все. Артефакты, памятники, материю. Ах, какая потеря-потерь, не останется следов Васи Пупкина в мире… Ужыс. Культура оборвется на этом Васе Пупкине no
Хотите оставить след — оставьте его в памяти людей. Хороший носитель — именно он наделяет артефакты жизнью, а сами по себе они ничего не стоят, мертвое барахло. Да, тоже не вечный. Но что вообще вечно? Ну, разве что, вы там на алмазе чего-нибудь эпохальное начертаете — тогда подольше сохранится. Было б что начертать, что того стоило бы.
Знаете, какой самый долговечный артефакт после себя оставим мы все? Горы мусора. Пластика и стекла, вперемешку с гниющими отходами, а также фотографиями, пластинками, детскими игрушками — вот он, памятник нашей цивилизации, нам всем.
Вот только когда-нибудь сотрется даже само человечество. И Земля, и Солнце, и все вообще. И будет уже все равно, сохранилась ли память о Васе Пупкине.

«Над моей головой нет Бога
Я на Земле в первый раз и в последний
Я не вернусь и я не воскресну»
IC3PEAK — Пламя
05:27
А прикинь, будет не постап, а киберпанк? Дипнет глубиной в века! «Чтобы попасть сюда, вам необходимо модернизироватьс вой компьютер особым образом», " неиспользуемые протоколы хранения информации" и вот эта крипота вся.
09:12
Да наздоровье ) Я-то не доживу laugh
Комментарий удален
09:20
09:21
Эм. Не знаю, хрен вас слаанешитов разберёт crazyА планируешь? )
И где ты шастал столько времени?
09:31
Интернет унесло ветром в полтинник. Я с телефона.
09:46
crazyПрям почти иллюстрция к блогу. Только не про память, а про связь. Фуяк, и отрезан от мира.
09:52
Это явление временное.
10:22 (отредактировано)
+2
Память настолько скоротечна, что вы не запомните даже того, кем пять минут назад восхищались, а десять минут назад — плевались от ненависти. При совке будете доказывать, что при царе было лучше, потому что были мрлрже и член стоял, а при совке было лучше чем сейчас, потому что Сталин всех расстрелял. Особенно если вы 91года рождения. Память — это самый ненадежный из всех возможных носителей, говорю, как человек косвенно связанный с наукой историей. Только материальные предметы и документы. Только хардкор!
Например из Боспорского царства (эллинистическое государство на территории Крыма, Кубани и Ростовской области) до нас дошли только те письменные источники которые были оставленны на неразрагаемых материалах. Свинец, камень и керамика. Вся политическая история царства канула в лету вместе с пергаментом и папирусом. Остались только фрагмерты в списках у иных дошедших до нас античных авторов.
А еще через несколько лет все будут помнить, что люди прилетели с Нибииру, а партия изобрела вертолёт. Всё!
Комментарий удален
10:29
Ну вы, может, и связаны с наукой историей, но очень косвенно и через третьи руки, как минимум. На «Учёных против мифов» практически каждый сезон историкам задают вопрос про интернет и что-то там плачей Ярославны про всепропало не звучит. Напротив, все говорят об избытке цифровой информации, в то время как при работе с материальными источниками исследователь всегда сталкивается с ее, информации, недостатком.
11:02
Я? laughНу, знаете — если я забуду кого-то через пять минут, значит, там ничего такого и не было интересного ) Вот, например, вас — я запомнил inloveПотому, что есть за что. Понимаете, о чем я? Для того, чтобы запомниться людям, не обязательно копить фоточки родни до 5 колена в альбоме.
Ну будут и будут pardonВ истории людей и не такое бывало. Это и есть культура. Заблуждения, идеи, мечты, домыслы… Все меняется, исчезает, стирается. Да и пофиг.
05:21 (отредактировано)
Плач Ярославны, бессмысленный, неумный и избыточно патетичный.

Если человек дурак, то у него его родные сердцу фоточки в бессмертных жанрах «я и моя ср*ная кошка» и «полхлебала на фоне ковра» уйдут в небытие с окончанием срока годности первого смартфона. В моей пекарне крутится три жёстких дисках и вместе с ними до сих пор бережно сохранены все картинки и фотки, а также проза затрапезного вида года с 2003, с момента появления у меня компа. С тех пор я купил пять компов и ноутов, а это барахло все ещё при мне. Наверное, нужно уметь хранить информацию.

А если послушать профессиональных историков, то они жалуются на все голоса, что информации в сети слишком много и проблемой в будущем станет вычленить основные тенденции и систематизировать ее.
10:31
-1
Не несите бреда и тупости если не разбираетесь в вопросе. Настоящий историк не может жаловаться на избыток информации. Это рас. После того, как отцифровали часть архивов (Только часть, Карл!!!) по второй мировой, буквалтно за пару лет было совершено несколько крупных открытий тупо бланодаря тому, что источники стали доступны.
Даже изучение древеей истории где корпус документов меньше осложнено сложностью доступа. Вы не предсиавляете какой ад нужно пройти, чтобы пооучить доступ в РГАДА и взять для работы только 1( один, Карл!!!) документ! А вам нужно обработать весь массив!!!
Историк может жаловаться толтко на нехватку времени, мощностей, денег на обработку больших массивов информации и недоступность существующих и недоступность утраченных источников. Т.к. чем больше выборка, тем точнее результат.
А вы как обычно, услышали звон, да не знали, где он.
10:40
Ага, шутки за триста.

При чем здесь РГАДА, неясно, разве только если не стоит задача продемонстрировать кому-то, что вы слышали, что это такое. Речь идёт про такое явление, как интернет, новое для истории. И речь идёт о науке истории будущего, которая будет изучать нас. Не нужно мне тут рассказывать про умные слова, я не красна девка, чтобы меня соблазнять. Читайте, на что отвечаете, Валет. Хотя бы изредка.
10:59
+1
Историки будущего будут изучать нас по следам ущерба экологии и дикой природе. Наверняка, назовут нашу эпоху как-нибудь вроде «эпоха, положившая начала вымиранию человечества». Или просто эпоха му…
11:08
-4
Вы вымрете. Мы нет.
11:11
+1
Удачи.
12:01
А люди будущего типа будут экологические зелёные ангелы, ага.
Да всем пофигу будет. И жить мы будем под куполами. И жрать крахмальную пасту.
20:06
Я не говорил, что там будут зелёные ангелы либо мудрецы в лавровых венках и простынях на голое тело. Я просто надеюсь, что там вообще кто-либо будет. Возможно, что будет то, что ты описал, то есть лимитированная вода, воздух и питательные сопли, в которых есть всё необходимое жителю матрицы.
20:11
При том, что лучше когда все оцифровано и всего много и в свободном доступе. А не когда всего мало и все под 10 замками.
20:17
Это фигура речи. Я имею в виду, что едва ли потомки будут хоть чем-то мудрее и лучше нас. Те же яйца, только в профиль и машины летающие.
10:48
+2
Если следы моего пребывания на Земле не сохранятся, то я никто, исчезнувшее поколение?

У меня иные приоритеты. Я не хочу «оставить след» и не понимаю, почему многие так этого хотят. возможно, из-за страха смерти — хотят остаться хоть как-нибудь.

Достижение, на мой взгляд — не оставить после себя следов. А ещё лучше — максимально очистить планету от всех следов человечества. Чтобы не было всего этого «ценного» барахла.

“The things you own end up owning you. It's only after you lose everything that you're free to do anything.” Fight Club
11:21
След — не след, а блог, скорее, сводится к преемственности поколений, через передачу опыта.
ИМХО, но дело не в том, что нынешнее поколение не знает что-то там, что было в прошлом. Информация вся в доступе, куда больше, чем когда-либо.
Просто нафиг оно все это не нужно нынешнему поколению. Память надо чтить, но жить настоящим, и своим умом, а не тем, что было ценно в н-дцатом веке до н.э.

Хотя тема страха потери себя через потерю гаджета тоже актуальна, как никогда. Реально ведь есть те, для кого утрата этих террабайтов — как утрата жизни. Другого же нет ничего.
20:18
Не знаю, где ты тут увидел преемственность поколений в этом блоге. Я увидел фразу автора про то, что ему не хочется исчезнуть. На мой взгляд — это ключевое, что его беспокоит. Как и многих других людей, который на вопрос, в чём ты видишь смысл своей жизни, отвечают: хочу оставить след в этой жизни (посадить сына, построить дерево, вырастить дом).

Согласен, что нынешнему поколению бесполезно рассказывать про какие-либо события минувших дней, с целью какого-то влияния на их умы. Деды, которые воевали, достойны всяческого уважения и почитания, но они не могут быть каким-либо учением, которое покажет верный путь в жизни. Да и они сами вряд ли бы хотели, чтобы из них делали какой-то символ, чтобы поучать молодёжь, каким человеком надо быть, как надо жить, думать и так далее. Они сделали то, что должны были, вот и всё. И это касается многого другого. Жить нужно, опираясь на себя, а не на опыт предыдущих поколений. Нельзя ни на кого надеяться, думая, что кто-то там мудрый из других времён скажет тебе, что делать. Самому нужно думать, как жить в современном мире со своими правилами, со своим раскладом.

Тем, кто вкладывает всего себя в кусочек пластика, можно только посочувствовать.
10:55
+1
Жил со стариком, который двинулся на этой почве. Его квартира напоминала пыльный чулан, заставленный кучами мусора (например, на шкафах стояли древние пузатые пк-мониторы). Потом начал и пакеты от пельменей сохранять — сушил на верёвочке и аккуратно складывал. При этом — неглупый человек. Себя называет бережливым и рачительным хозяином.

Слышал, что это весьма распространённый недуг, когда человек начинает складировать барахло. И потом не может уже остановиться.

Начинается всё это постепенно…
11:08 (отредактировано)
Вот Тео ты лоханулся… надо было палазить по укромным тайничкам… авось антиквариата насобирал или деньги в виде полуимпериалов царских… или Русы которые уходят с молотка по 500 000 долларов… а потом как у Достаевского, со старухой…
11:11
Да, там можно было найти много ценных предметов. Но я, к счастью или сожалению, не люблю брать чужое. :)
11:48
Но, чтобы уничтожить Александрийскую библиотеку понадобилось несколько веков, толп фанатиков-христиан и орд мусульман-завоевателей, а сейчас достаточно одного скачка напряжения или вирусной программы.

Чушь какая. Вся ценная информация всегда хранится в нескольких независимых экземплярах, в том числе и, сюрприз, на бумажных носителях. А потеря дняффки какой-нибудь инстаграмщицы лишит человечества разве что пары сотен фоточек сочного женского мясца, не более того.
14:23
Но-но! В 16 веке так относились к тысячам писулек с сисятсыми полуголыми прачками. А сейчас все причмокивают, с многозначителтным «мммм… Рембрант!»
19:22
Хорошая тема. Получается, чтобы что-то осталось в истории и стало шедевром, нужно максимально возможное количество копий.
20:08
Явно не будет лишним
Комментарий удален
Загрузка...
Андрей Лакро