Блеск, Новая Фантастика, или Я не умею писать конкурсные рассказы

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Блеск, Новая Фантастика, или Я не умею писать конкурсные рассказы

Здравствуйте, я автор рассказа «Чароитовый блеск»

Долго думал, что бы написать, а написать бы уже пора. Ну, начну, конечно же, с моей огромной благодарности всем причастным к этому литературному празднику — от устроителей и судей до рядовых участников. Отдельное спасибо моим друзьям из «Литературной Бастилии». Честно, без Вас не было бы этого рассказа.

О рассказе

Рассказ задумывался для другого конкурса, где я не успел к дедлайну, а потом… впрочем, что там было потом, уже было. На «Новую Фантастику» я шёл, надеясь занять какое-то непозорное место в отборочной группе, и итоговый результат превзошёл все ожидания.

История, конечно же, как многие догадались, является вбоквелом к циклу романов. Поэтому мне не очень хочется подробно распространяться — заспойлерю что-нибудь, а вдруг кто-то потом захочет прочесть. (Если меня отсюда не прогонят, я обязательно продублирую здесь первые главы, когда они будут готовы.) В принципе, на все вопросы я могу отвечать примерно так:

— Да, это непонятно, это плохо раскрыто, но в романе это будет понятно лучше, а сейчас мне не хватило знаков и времени. И вообще-то вы могли бы сами разобраться, если бы вспомнили ту фразу на пятой странице, между описанием пятой пуговицы на выходном костюме дяди главного героя и рассуждением об особенностях словообразования в языке зелёных поросят 

Ну, правда, я написал столько рассказов, что в конце концов понял, что рассказы, тем более конкурсные, — это не моё. И чем дальше, тем теснее мне в заданных рамках. Мне бы, наверное, даже 80 тысяч знаков не хватило. В общем, сразу прошу прощения, что не буду отвечать на каждую конкретную претензию, а выскажусь только по тому, что меня волнует.

Очень много отзывов, которые меня огорчили, были связаны с некоторым пренебрежением к жанру. Я уже привык, что в принципе подростковая литература воспринимается как нечто низкое, хотя всё, что я делаю своими рассказами, — это пытаюсь такое отношение изменить. А уж магия здесь — не угода какой-то моде, а метафора зависимости, что, к сожалению, подметили далеко не все. И к моему особому сожалению, совсем незамеченным оказался тот момент, что герои зависимы не только от магии, но и от окружающих их людей, от своих чувств к ним. Жаль, если я не смог раскрыть эту тему.

Кстати, о магии, товарищи отзывальщики с первого этапа! С чего это вдруг магии слишком много? Герой — лишился способностей, его спутница — тоже. Именно колдовство есть всего в трёх сценах, мне даже мало показалось. Какая постоянная смена магических декораций? Какие магические академии, какой «Ночной дозор»? Вы, наверное, и про «Двенадцать стульев» напишете: «о, опять эта русская классика, где все страдают». Вы рассказ-то читали? 

Да, ещё заметил, что некоторым не понравилась политизированность. Кто-то даже попытался искать аналогии. Пожалуйста — не надо.

С перегруженностью рассказа — моя вина. Я не очень понимаю, как в двух словах объяснить, например, кто такой Олег и как он влияет на Тима и Костю. Там, где я пытался это делать коротко, получалось плохо, а где пытался длинно — и получалось длинно. Или, другой пример, одному из судей не понравилось, что не выстрелило ружьё с внезапным походом Милы в туалет. А суть в том, что, как сказано в тексте, человек, потерявший магию, испытывает проблемы со здоровьем. Я подумал: а вдруг в отзывах спросят, почему этого не случилось с Милой? И вставил сцену, где у девушки прихватило живот… В общем, понимаете, почему я решил, что не умею писать конкурсные рассказы? 

Из-за этого же у меня не так хорошо получились взаимоотношения персонажей. Но вот отдельная беда — главный герой, потому что с ним я воюю уже очень давно, но ярче как персонаж он от этого не становится. Это не оттого, что я не читал учебников для сценаристов или чего-то подобного. В моей голове это яркий, харизматичный персонаж со сложной историей и сильным характером — на бумаге он почему-то превращается в то, что есть.

О конкурсе

Мне всё понравилось. Правда, у меня немного времени было, чтобы следить за происходящим за пределами своей группы и подсудной, я и прочитал совсем немного, но было интересно и даже жалко, что не получается как следует погрузиться в эту атмосферу. Может быть, даже к лучшему — кому-то вот, наоборот, очень не понравилось, да и я сам в каких-то случаях замечал, что люди уж слишком напряжены.

Поэтому я хочу позволить себе немного поделиться своим опытом. Я за три года поиграл на разных площадках, только что на Грелку не ходил. Где-то выигрывал, где-то проигрывал с треском, по-разному. Мне кажется, конкурсы — это этап, через который нужно пройти, но на котором не надо задерживаться. Я вряд ли когда-то пойму людей, одержимых победой и количеством плюсиков настолько, что готовы созывать армии ботов и топить конкурентов. Я знаю победителей крупных конкурсов — к сожалению, за ними не бегают толпы поклонниц. За этим вообще лучше в Тик-Ток идти.

Наверное, большим подспорьем для меня было то, что я в своих первых конкурсах участвовал не как автор, а как читатель. Я наблюдал за рассказами со стороны, без непременного желания сравнивать со своими и кого-то осуждать. Это помогло мне примерно понять самые распространённые ошибки и насколько высок средний уровень. Не скажу, что меня совсем не удивляют решения участников или судей — наоборот, я часто не согласен, но есть всё-таки разница между «Почему мой рассказ не прошёл?» и «Почему этот классный рассказ, который я читал, не прошёл?». Если второй вопрос судьям задать можно, то первый стоит адресовать себе. Но это я так считаю.

Самая главная польза от конкурсов — творческий рост, возможность извлечь из отзывов понимание своих слабых мест, научиться видеть их у конкурентов. Меня поэтому особенно расстраивает, когда отзывы представляют собой отписки из общих фраз, даже хвалебные. Конечно, идеал недостижим, но возможность попробовать что-то новое и увидеть реакцию других людей на своё творение — бесценна.


Так что я, кабы не это внутреннее чувство, что я уже «поднаелся» и «перерос», в следующей «Новой Фантастике» поучаствовал бы с удовольствием. И кто знает — может, и появлюсь, ведь когда-то я и на этот розыгрыш не собирался. Поэтому — не прощаюсь Ещё раз спасибо всем!

Другие блоги автора:
+12
16:25
584
19:59
+2
А что? Нормально повеселились. Все равно интересно было. И ожидание, и много новых работ, среди которых попадались реально хорошие тексты, от чтения которых испытываешь удовольствие.
Да и все равно чему-то учишься. Полезное мероприятие.
20:07
+2
Да и до вашей работы я не добрался. laugh
Название, наверное не понравилось. Фэнтазю повеяло. А я ее терпеть не могу.
Вот и хорошо, что так получилось.
23:58
+2
А мне вот, между прочим, обидно за фэнтези! Не, правда, мне на предварительном этапе кое-кто за жанр оценку занизил. Мол, я в фэнтези не врубаюсь, ничего не понял, поэтому ставлю столько-то. Ну хоть не кол, и на том спасибо)))

Но очень обидно, я фэнтези люблю.
23:24
+1
Ура! Наконец появилась возможность узнать, почему Мила — гадина?!
23:54
Это тоже момент, который трудно объяснить в двух словах)))

Я вижу это так, что у неё был выбор, она могла быть гуманнее к тем, кто ни в чём не виноват. Тем же Жене, Нике, стрелочнику. Но она выбирает именно такую позицию. В моём представлении это сродни безумию. Ведь она росла обычной девочкой, знать не знала о каком-то своём могуществе, и потеряла его, толком не поняв, какая ответственность на ней лежит. Она обманывает Тима и использует его, так же как использовали её, но ведь Тим как раз перед ней ни в чём не виноват — и охотится на Нику, которая тоже ни в чём не виновата. То есть вместо того, чтобы мстить конкретным людям, восстанавливая справедливость, она мстит всему миру.
21:49
«Гадина» — это когда вместо свежего мяса подсунула тухлое или бельё с верёвки крала.
А тут дама несколько десятков человек завалила. С особой жестокостью. На глазах у детей. :)
Какаяж она гадина?
21:53
А. В этом смысле я не думал))))
Загрузка...