Анна Неделина №2

Системы стихосложения. Силлабо-тоника

Системы стихосложения. Силлабо-тоника

В конце существования силлабического стихосложения в русской поэзии на короткое время трудами, в основном, Тредиаковского появились стихи, в отличии от силлабики строящие соотносительность строк не на численности слогов, а на численности ударений. Это направление получило название «Тоника». Вскоре вследствие стихотворных реформ Тредиаковского и Ломоносова эта система преобразовалась в силлабо-тоническую, которая и поныне занимает главенствующее место в русском стихосложении. Однако в конце 18 века в русскую поэзию триумфально возвращается тоника. Сегодня эти две системы практически заполняют всё поле русской поэзии. Из-за краткости первого этапа развития тоники начнём разговор с силлабо-тонической системы стихосложения.

Из самого названия этой системы видно, что в ней словно бы уживаются два принципа:
- принцип равенства количества слогов (силлабика) и
- принцип равенства количества ударений (тоника).
А. Квятковский даёт следующее определение этой системы: СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. συλλαβή — слог и τόνος — ударение) — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова.
Классический русский стих — силлабо-тонический. Это, безусловно, самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным ритмом оказывается метр - закономерность ритма, обладающая достаточной определённостью, чтобы вызвать; а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах; б) специфическое переживание «перебоя» при ее нарушении (Колмогоров А.Н.). Метрические скрепы упорядочивают речь как по горизонтали, так и по вертикали на базе закономерного чередования ударных и безударных слогов.
МЕТР (от греч. μέτρον — мера) - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, например: ямбический М., хореический М., дактилический М. В силлабо-тонической теории стиха под СТОПОЙ разумеется определенная группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Первоначально в 18 в. различали лишь две стопы: хорей и ямб; обе они перешли в теорию стиха, созданную на базе силлабического двусложия. После трехдольных гекзаметров Тредиаковского появились и трехсложные стопы - дактиль , амфибрахий и анапест .
Силлабо-тоника - единственная из русских систем стихосложения, теоретическая разработка которой предшествовала ее практическому освоению . Окончательные ее результаты были обнародованы лишь во второй половине XVIII в. Как бы ни складывались обстоятельства теоретических споров между ведущими поэтами эпохи, как бы ни старался Тредиаковский умалить достижения своих соперников и даже присвоить их, реальным катализатором перехода от силлабики к силлабо-тонике были их собственные произведения, поражавшие современников невиданной прежде стройностью, складностью и служившие эталонными образцами . Здесь-то уж все преимущества были на стороне М.В. Ломоносова, опубликовавшего в 1741—1742 гг. несколько блистательных од , и А. Сумарокова, работавшего необычайно продуктивно и перепробовавшего все силлабо-тонические метры и размеры едва ли не во всех известных в ту пору стихотворных жанрах.
Долгое время силлабо-тонический стих рассматривался как правильная последовательность однородных групп ударных (одного) и безударных (одного или двух) слогов — в совокупности стоп. Правда, со временем выяснилось, что не каждая стопа имеет «правильный» расклад разнокачественных элементов. В двусложных стопах — хорее и ямбе нередко ударный слог заменяется безударным; такая стопа получила название пиррихий; или, наоборот, хотя и значительно реже, оба слога оказываются ударными; такая стопа именовалась спондеем. В трехсложных стопах - дактиле, амфибрахии отклонение от метрической схемы — скорее исключение, но появление «лишнего» ударения в анапесте, особенно в первой стопе, открывающей стих, случается сплошь и рядом. Этот слог в анапесте называют полуударным.
В силлабо-тоническом стихе, таким образом, существует закономерное чередование сильных (иктовых) и слабых слогов; его принадлежность к одному из пяти силлабо-тонических метров определяется ритмическим зачином и междуиктовым интервалом (количеством слабых слогов между сильными: один слог — в двусложниках, два слога — в трёхсложниках).

Попробуем сначала описать и научиться «отличать ямб от хорея», чего так и не смог сделать Евгений Онегин, а потом перейдем к более сложным вещам.

Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Закон их построения таков: в ямбе ударения падают на четные слоги, в хорее же — на нечетные. Когда мы говорим об ударных слогах в стопах, нужно различать грамматические и ритмические ударные слога. Грамматический ударный слог – единственный в слове (здесь не учитываются односложные слова – союзы и местоимения). Ритмических ударных слогов столько, сколько стоп в строке стиха, т.е. их может быть несколько в слове. Возьмём, например, слово лега/лизи/ровАть. Оно состоит из трёх стоп (разделены делительной чертой). Грамматическое ударение падает на букву А, выделенную полужирным шрифтом и увеличенным размером. Ритмические ударные слоги выделены подчёркиванием. Грамматический слог обязательно является и ритмическим слогом.

В качестве примера ямбического стиха возьмем четверостишие О. Мандельштама:

Из полутемной залы, вдруг

Ты выскользнула в легкой шали —

Мы никому не помешали,

Мы не будили спящих слуг...

В первой строке грамматические ударения падают на четвертый, шестой и восьмой слоги; во второй — на второй, шестой и восьмой; в третьей — на четвертый и восьмой; в четвертой — на четвертый, шестой и восьмой. Как нетрудно убедиться, ударения в стихе падают только на четные слоги. При этом последнее ударение обязательно падает на восьмой слог — значит, максимальное количество ударений, которое может быть в этом стихе — четыре. Перед нами четырехстопный ямб, наиболее употребительный размер в русской поэзии.

В зависимости от максимально возможного количества ударений в стихе размер может колебаться по стопности. Вот двустопный ямб:

Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель Твою качали.

(Пушкин).

Аналогично строится и хорей:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

(Пушкин)

В первой строке ударения падают на третий, пятый и седьмой слоги, во второй — на третий и седьмой, а в третьей — на третий, пятый и седьмой и, наконец, в четвертой — на третий и седьмой. Как видим, опять та же закономерность — ударения падают на нечетные слоги.

Именно эта закономерность и создает основной принцип выделения так называемых «двусложных размеров » силлабо-тонической системы русского стихосложения.

Другой раздел ее составляют три трехсложных размера , то есть размеры, где одно ударение приходится на три слога. Поскольку такое распределение ударений соответствует нормам русского языка, трехсложные размеры, как правило, выдерживают такое чередование: ударный слог, а следом за ним два безударных.

Дактиль начинается с ударного слога:

Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(Лермонтов)

В амфибрахии чередование ударных и безударных слогов такое: безударный, ударный, безударный, и снова — безударный, ударный, безударный:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

(Пушкин).

И, наконец, анапест, где ударный слог замыкает группу из двух безударных:

Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

-- Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

(Ахматова).

«Побочные» ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо чаще, где, однако, регулярность ритмообразующих ударений слишком сильна и подчиняет себе все появляющиеся «незаконные» ударения:

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.

Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

(Заболоцкий).

В этих стихах, написанных пятистопным анапестом, даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слове «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, не вписывающиеся в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. В стопе анапеста первый слог потому и называют полуударным.

+3
11:50
3784
15:30
+1
Хороший ликбез. thumbsup
16:15
+2
Спасибо! Рад стараться smile
16:36
+3
Очень интересно! thumbsup
eyesМамочки! Я, наверное, никогда это не пойму… sorry
Как Вы во всём этом разбираетесь? Когда на Слоне в комментариях начинают обсуждать размеры, ритмы, ударения и прочие «страшности» стихосложения, хочется спрятаться под грибочком, нервно его откусывая листиком :)))
16:44
+5
Я когда-то вот такую штуку придумала smile

Вдруг будет полезно pardon
16:57 (отредактировано)
+3
yahooСпасибо! Я Вас обожаю! Уволоку к себе, может хоть по картинкам дойдёт?! laugh
А то я серьёзно начала сомневаться в своих умственных способностях, мне объясняли тут уже раз двадцать, не доходит и всё. Как баран на орхидею смотрю… Ну, хоть слоги считать почти научилась (и то, только в тренингах laugh).
16:59
+2
Да конечно, на здоровье)).
17:00
+1
Конечно, полезно. Имеются разные варианты подобного «пособия» ))).
17:30
+3
Офигеть! Спасибо вам. Оч-чень хорошо. rose
18:40
+3
Рада, пользуйтесь на здоровье blush
19:55 (отредактировано)
+1
thumbsupзабираю… Спасибо!
19:57
+1
11:26
+1
Потрясающе! Даже как-то отпустило, а то я кааак задумалась-задумалась, аж голова заболела. А тут вы! Спасибо вам!
11:50
16:58
+1
Терпение и труд всё перетрут ))).
17:09
Ага, а где терпение взять, не подскажете? laugh
19:47
+1
Подскажу, конечно — развить хотелку до нетерпелки ))).
19:51
17:28
+2
А это не всем нужно. Ну, разве что для общего развития. Я, например, помню чисто школьную программу. А так — если стих сам в голову лезет, если чувствуешь ритм, получается хорошо. Я, вон, на ПС стих написал, там его уже специалисты по косточкам развинтили. Я хоть узнал, в каком ключе он написан.
Ну, а вам эта статья тем более необязательна. У вас все и так хорошо. rose
17:56
+2
blush
Я, в предвкушении отзывов на ПС, свой нервный тик до истерики довела laugh
Эх, раскатают на лаваш! yahoo
18:42 (отредактировано)
+2
А вы представьте, что ваш стих судил я. Ну, четыре десятки я влепил. И еще две девятки, три восьмерки и пару семерок. Ну не мог же я вас вниманием обойти? Представили? Вот и жить станет легче… laugh
Правда, две десятки точно не ваши. Вы так не пишете. Но все равно много еще осталось.
19:50
+2
Я по разному пишу, как придёт crazylaughИ да, не обошли rofl
19:57
+1
Не слушайте, Ева. Чтобы стать стоящим поэтом, недостаточно врождённого таланта, а нужно ещё постоянно повышать своё мастерство.
Ты давно поэт уже
и душой слагаешь здорово.
Но желательно к душе
присобачить голову ))).
20:03 (отредактировано)
+1
Ты давно поэт уже
и душой слагаешь здорово.
Но желательно к душе
присобачить голову )

А здесь сбой. Я не поэт, но споткнулся. А зачем, если можно подумать и устранить?
20:07
+4
Если спросят меня однажды — От чего же вы стали поэт?
Я отвечу и чинно и важно:
Ну а фига ли собственно, нет? © чутка перефразировал… а то дети…
20:12
И еще. Поэт, в любом случае, не тот, кто бросает образы на строчки, не задумываясь о смысле брошенного.
Но желательно к душе
присобачить голову

А как вы собрались присобачить голову к душе?
Точнее — чем? Клеем «Момент»?
Или черными нитками?
Нужно думать, прежде чем что-то написать.
20:15
Ну, так-то, товарищ Простак, подозреваю, выдал цитату, которая, вполне себе метафорична и звучна. Проблем с ее восприятием не возникает. Претензия, как-то даже не зауши… притянута (да, тоже метафора, ибо у претензий не бывает ушей)…
20:19 (отредактировано)
Да вот уж нет. Все равно нужно меру знать. Логика — штука серьезная. И не всем метафорам поддается. А точнее — не всем мастерам метафор.
20:35
+2
laughЖигану-ка я глаголом (будет в тему это соло):

Неправда! Поэтами не становятся!
Сразу с поющей душою рождаются.
С пелёнок созвучность рифмы впитывают!
И слоги никогда не высчитывают...
tongue
20:36 (отредактировано)
+4
Что-то типа того! laugh
Неведом нюх, потерян страх.
Поэзь, как тень на алтаре
Богини грозной Данунах.
Я на ночь мучаю хорей,
А по утру пытаюсь ямбом
Дать амфибрахию ответ…
К чему такой кордебалет?
«А фига б собственно и нет?» yahoo
Ваша египетская богиня недоверия шедевральна! Сидела замученная на работе (вызвали срочно), грустно было. И тут… Ржу полдня, откуда настроение взялось.
Гениально! bravothumbsup
21:08
Никакого сбоя нет. Все 4 строчки написаны четырёхстопным хореем. Так что твой «врождённый талант» дал маху ))).
21:10 (отредактировано)
+2
Она не моя. Эт цитата:) Я не столь гениален:)
21:12
Зачем клеем? — плюнул и прилепил. А головой-то думать нужно. Именно голова — источник мастерства. А вот «вы», действительно написали, не думая.
21:14 (отредактировано)
Всё равно! Я, наверное и во сне похихикивать сегодня буду! Вы сделали мой день, спасибо! rofl
21:17
+2
Ну, кому-то сделал, кому-то — испортил:) Закон равновесия :)
21:21
+1
21:44
Ну, про «мой врожденный талант» я ничего не говорил. Это во-первых. Во-вторых, мы с вами, уважаемый, лично не общались и потому как-то на брудершавт не пили (слава богу). А в третьих — у вас в словах «здорово» и «голову» ударный слог первый в конце строки. Не знаю, как это относится к хорею (может и относится), но читается дико. Как будто вы пили на брудершавт с чертями и общались с ними на «ты» в стихосложении.
21:46
Не, я всегда думаю, когда что-то пишу. А у вас образы несовместимы с логикой. Лишь бы набросать красивых слов. А смысл идет к черту.
21:47
Если коротко, ну не правда ваша. В конкретном примере, разбираемом выше, нет тех проблем, о которых вы говорите.
21:48
Простите, но в чем нелогичность посыла: к душевному порыву — голову прилагай?
21:50
Возможно. Вам видней. Но мне режет сознание. Может, вкусовщина. Может, эстетсво какое нездоровое. Черт его знает. У каждого мозг устроен по-своему. Но мне в сознание затекают хорошие стихи безболезненно. А этот стих не затек.
21:55
Ну, логично, ибо этот стих, скажем так, не хорош… Это, просто, экспромт, коими завалены комментарии на Слоне. Ничего более
19:54
+1
laughВы не одиноки в этом желании…
20:01
+1
12:19
+4
Голова разболелась у Слоника:
«Не подвластна мне Сила Батоники» sorry
Чтоб не сдохнуть от рифм передоза
Напишу-ка уж лучше я прозу…
15:47
Вот это правильно! )))
Загрузка...
Ольга Силаева