​Эссе «Я - учитель, я – педагог».

​Эссе «Я - учитель, я – педагог».

Эссе «Я - учитель, я – педагог».

  С самого раннего детства, сколько себя помню, мечтала стать учительницей… Может быть именно поэтому , как только перешла в 4 класс после трёхлетнего обучения в начальной школе, стала вожатой у первоклассников. С ними было так интересно инсценировать песни, проводить викторины и конкурсы, придумывать им новые игры… Мне кажется, я проводила больше времени с малышами, чем со своими одноклассниками. Поэтому, когда наша семья переехала из г. Хабаровска в г. Вяземский, для меня ученицы седьмого класса, было настоящей трагедией, что поручения вожатых были заняты. Я обратилась к старшей вожатой Людмиле Васильевне Истрашкиной с просьбой направить меня в тот класс, куда возможно назначенные вожатые не ходят. И, к моему счастью, такой класс в этой школе оказался. И вот, будучи семиклассницей, я стала опять вожатой во 2 классе! И снова минуты, часы, дни, месяцы и до самого окончания школы годы творческой деятельности с малышами!

   Когда я окончила школу, мои подшефники переходили в 6 класс. Помню этих выдумщиков и фантазёров, ребят – многие из которых после моего отъезда в Благовещенский государственный педагогический институт записались в театральную студию Вяземского дома Культуры. Этого и следовало ожидать, ведь, сколько песен мы инсценировали, сколько придумали сценок, провели замечательных праздников!

   Уже, будучи старшеклассницей- комсомолкой, я пыталась организовать интересную работу не только со своим подшефным классом, но со всеми начальными классами нашей школы. Так появился октябрятский сектор вожатых. Каждый понедельник вожатые октябрят проводили клубы малышей по интересам. Для этого администрация школы выделяла нам в 16 часов классы. И вожатые после общей линейки расходились с ребятишками по кабинетам, чтобы провести занятия в клубах «Почемучка», «Светофорик», «Живая сказка», «Мастерок», «Солнышко», «Весёлый карандаш»… Все эти клубы вели старшеклассники- вожатые с большим энтузиазмом!

   Вспоминаю книги, которые читала в юности с большим интересом. Первая из них Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Помню, как меня потрясла и до глубины души тронула эта книга. Я стала искать всё о биографии этого педагога, и была буквально поражена трагическими событиями его судьбы. Как, у человека, потерявшего в годы войны жену и сына, осталось такое доброе и чуткое сердце, которое он всю свою жизнь отдавал чужим детям. Я решила: обязательно буду педагогом. Продолжала читать книги Василия Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»,«Письма к сыну», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива»…

   Закончились школьные годы, сомнений, куда поступать у меня не было: конечно, в педагогический институт! По совету знакомых решила в БГПИ. Возраст этого вуза в то время приближался к 50 годам. Кафедра начальных классов существовала в этом учебном заведении 30 лет. Именно в этот богатый опытом институт мне и хотелось поступить. Комсомольский и Уссурийский факультеты учителей начальных классов в то время были совсем молодыми. Конкурс оказался сложным, на одно место претендовало 8 желающих, но успешно выдержав экзамены, я поступила!

   Все четыре года обучения в педагогическом институте училась только на отлично и в 1982 году окончила его с красным дипломом. Когда шло распределение, мне почему-то предложили работу воспитателя группы продленного дня, и тогда я тут же поехала на Родину, в Хабаровский край, в Вяземский район, попросилась работать в любое село, где нужен учитель начальных классов. Почему именно в село? Была уверена, что должна работать там, где я необходима! Ведь везде можно сделать жизнь интересной и содержательной!

   И вот по распределению Вяземского районо 10 августа 1982 года я приехала в пограничный посёлок Шереметьево. Мне дали 3 класс. Сказали, что его вела заслуженная учительница. То-то же было моё удивление, когда на первой же августовской линейке я услышала от моих будущих учеников негативные высказывания о школе… Позже стало понятно такое настроение третьеклассников. Оказывается «заслуженная» учительница воспитывала их указкой. А двоих мальчиков, тех, кто обозвал её после очередных ударов, она вообще выставила из класса, и они полгода совсем не учились… Не ожидала, что могут быть вот такие учителя в наших российских школах!

   Хорошую успеваемость трудно было предполагать. Думаю, что этот «трудный класс» был первой проверкой верности выбора моей профессии. Да, плакала, когда что-то не получалось, но терпеливо искала и как ни странно находила новые пути решения тех или иных проблемных ситуаций. Например, чтобы наладить без рукоприкладства дисциплину, организовала соревнование между экипажами, во внеклассной деятельности проводила баскетбольную секцию. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях учеников, после уроков объясняла детям непонятный материал. В первое время вместо двоек писала: «Уже ошибок меньше, молодец!»

    В последующие годы , как бы трудно не было, я вспоминала этот первый третий класс и сразу становилось легче. Я очень благодарна свои первым ученикам, их было 23 ( 19 мальчиков и 4 девочки). Я учила их, они учили меня. Это было взаимное обогащение, очень продуктивное и полезное время! Так в первый год моей педагогической деятельности соревнование между рядами (экипажами) помогло мне наладить дисциплину на всех уроках. Я поняла всю эффективность использования этого метода работы. Ведь, когда даёшь задание представителям трёх экипажей, за их работой на доске следит весь класс, а , значит, все ученики повторяют и закрепляют изученный материал. Во время такой работы дети сосредоточены и внимательны. Они контролируют работу своих одноклассников, оценивают их деятельность. Этот метод я использую и сейчас, уместно меняя содержание заданий.

   Отработав 4 года в посёлке Шереметьево Вяземского района Хабаровского края, выпустив своих учеников в среднее звено школы, я по комсомольской путёвке была направлена в село Нижняя Тамбовка, где начиналось строительство нового города. Но в 1986 году стройка была остановлена, и я со своим мужем поселилась в посёлке Берёзовка Краснофлотского района г. Хабаровска, где устроилась учителем начальных классов в среднюю школу № 2. Мне дали 1 «Д» класс. Это учебное заведение было большим ( шесть классов в одной параллели). Надо сказать, что коллектив в данной школе был творческим. Именно в этом учебном заведении был организован клуб учителей новаторов «Эврика», и в 1987 году меня вместе с директором нашей школы направили в Анапу на съезд творческих учителей. Это было незабываемое время, то педагогическое вдохновение меня окрыляет, и по сей день. Замечательно, что то, что было придумано тогда, успешно реализуется в настоящее время. На том замечательном съезде мне посчастливилось поработать в мастер-классах В.Ф.Шаталова, Ш.А. Амонашвили, послушать лекцию Никитиных.

    С 2002 года работаю в гимназии № 6 г. Хабаровска. «Учитель – профессия дальнего действия…» Возможно, Роберт Рождественский сравнивает профессию учителя со снарядом, который летит на дальнее расстояние. Ведь, действительно, учитель передает знания ребенку, которые ему понадобятся в жизни;понимание того, что каждый из них особенный, исключительный… Это знание вдохновляет многих стать еще лучше и непоколебимее, помогает преодолеть огромные расстояния - внутренние и внешние для воплощения сильных, красивых целей, а иногда и для воплощения своей мечты! 

   Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование. В одном из известных фильмов, снятых Э. Рязановым, «Ирония судьбы, или с легким паром!» врач Женя Лукашин говорит учительнице Наде Шевелевой, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Девушка отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого». 

    Действительно, наша профессия связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее. Исходя из требований к созданию образовательного пространства в гимназии, особое место уделяю работе с одаренными детьми. Реализуя данный подход, мы в рамках ФГОС разработали целевую, сквозную программу «Одаренные дети», в которой изложили механизмы выявления и развития талантливых детей. 

    При выявлении одаренных детей использую комплексный подход. При этом применяю широкий спектр разнообразных методов: различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами; организую проведение различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. 

    Для учащихся с первого класса создаю совместно с родителями портфолио, в котором учитываются индивидуальные достижения моих учеников. В начале 2020-2021 учебного года проведёно отслеживание внеурочной занятости учащихся, которое показало, что 85% учащихся занимаются в различных учреждениях дополнительного образования.

    У всех учащихся были поручения, учитывающие их интересы и возможности. Один раз в неделю происходит смена классных обязанностей.( 1 звено - дежурные по классу, 2 звено- дежурные в столовой, 3 звено- дежурные по коридору, 4 звено – санитары, 5 звено- затейники, 6 звено – ответственные за подготовку к урокам). 

    При проведении мероприятий выбирается творческий актив, при этом используется методика его сменяемости. Это нужно для того, чтобы каждый ученик учился быть и организатором, и подчинённым, принимая активное участие в жизни класса. Организаторы выбираются на короткий срок для того, чтобы:

- не превратиться в своеобразных «должностных лиц»;

- через «командные посты» прошло большее количество учащихся;

- обязанности организатора не стали тягостными для учеников, их исполняющих. Вовлекая детей в деятельность органов ученического самоуправления, создаю условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях школьного, районного , городского и краевого уровня.

    Гимназисты моего класса активно участвуют в социально-значимых делах, социально-образовательных проектах. Они - активные участники социальных акций в гимназии, таких как, «Посылка воину», «Новогодний подарок детям краевой детской больницы»; «Доброе сердце», помощь детям инвалидам (ярмарка); участвуем в городской «Весенней неделе добра»: социальной акции «Помоги собраться в школу» (помощь детям краевого социального приюта).

    Участвовали в краевой акции «Спешите творить добро», в городской акции в парке Гайдара «Против войны и терроризма». По результатам тестирования уровень социальной адаптации у учеников моего класса выше среднего. Гимназисты, а также их родители, положительно отзываются об участии в социальных акциях и проектах, активно в них участвуют.

    Кроме того, по-моему, учитель должен помимо своих знаний по предмету быть всесторонне развитым человеком, чтобы ребенку было с ним интересно. В век новых информационных технологий ему просто необходимо постоянно развиваться. Он не может быть несовременным, не имеет права отставать. Школа меняется, мне кажется, в лучшую сторону. На место бумажных журналов пришли электронные, их заполнять легче, отчёты в таких журналах делают сами компьютерные программы.

    Вместо обычных дневников на их место пришёл «Дневник.ру». Теперь и оценки , и домашние задания могут посмотреть и ученики, и их родители! Кроме того учитель имеет возможность написать сообщения родителям и ученикам своего класса, своевременно сделать объявления. А если ребёнок болен, учитель сообщит его родителям , что было пройдено на уроках. Именно поэтому заболевшие ребятишки моего класса фактически не отстают. Очень эффективно выкладывание в таком дневнике ссылок интерактивных заданий по различным предметам, в зависимости от изучаемых тем. Дети заполняют кроссворды словарных слов, решают задачи, отгадывают викторины, ребусы. А , значит, в непроизвольной форме интересно и увлекательно повторяют изученный материал.

     Чем дальше летит снаряд, тем большую скорость он развивает. Так слово, метко сказанное учителем, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь. Я – классный руководитель в третьем классе и надеюсь, что мои ученики надолго запомнят те воспитательные беседы, которые я с ними провожу, классные часы, которые у них веду.

     Стремлюсь к тому, чтобы используемые в моей работе приёмы, были всегда целесообразны, т.е. работали на цель, соотносились с возрастными особенностями учащихся. Считаю, что только поддерживая тесный контакт с родителями учеников, можно добиться результатов в воспитательном процессе. С этой целью провожу педагогические консультации для родителей, собрания, привлекаю их в качестве участников и организаторов классных и школьных мероприятий. В связи с этим: в начале каждого учебного года на первом родительском собрании все родители моего класса по своему желанию и возможностям записываются в 4 сектора: учебный, культурно-массовый, хозяйственный и спортивный. 

    В каждом из этих секторов выбирают ответственного, который входит в состав родительского комитета класса. На этом же собрании родители выбирают председателя родительского комитета и его заместителя. В начале учебного года родители каждого сектора сообща планируют свою работу. Учебный сектор помогает учителю готовить материал для родительских собраний, для этого посещает семьи учеников нашего класса, проводит рейды по проверке тетрадей, учебников, дневников, контролирует посещаемость учащихся. Культурно- массовый сектор помогает проводить праздники и дни рождения; сопровождает учеников нашего класса на экскурсии. Хозяйственный сектор следит за мебелью классного помещения и своевременно её ремонтирует, закупает для детей класса всё необходимое для учебного процесса, а также подарки для именинников. Спортивный сектор отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований. Любое незапланированное мероприятие обсуждается родителями в виде «мозгового штурма» в чате WhatsApp, а затем успешно реализуется силами родительского коллектива.

    Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать.   

+4
11:25
681
12:36
+2
Не знаю, такой сахарный позитив, конечно, нужен, ну просто потому что пессимизм контрпродуктивен, но у меня не получается верить в красивый фантик. Странно, что в статье о педагогике нет ни слова о борьбе с буллингом, о психологической поддержке подростков, о проблемах программы, которая делает из детей идиотов, не способных даже элементарно читать и воспринимать длинные тексты, странно, что вы не пишете о том, что из 15% тех, кто не посещал никакие дополнительные занятия, кружки и прочее многие — дети алкоголиков, которым просто пофигу. И что у нас с английским языком? Так же читаем и переводим? Май нэйм из Лена Стогова, ай эм э стьюдент?

Вот не люблю учителей. Не люблю и все тут.
17:36
+1
«Странно, что в статье о педагогике нет ни слова о борьбе с буллингом, о психологической поддержке подростков...»
Потому что это эссе для личного дела, может для сдачи на категорию или выставить на портал. Но никак не статья.
Очень жаль, что Вас учили люди «не по призванию». Отсюда, может быть, такой негатив к педагогам.
Английский в нашей гимназии ребята изучают со 2 класса. И ведут его замечательные молодые педагоги. Тут нам повезло!
13:10
+3
Результаты учебы «не по призванию» мимо моей дежурки в пдн ходят. И это только самые запущенные случаи, где стоит вопрос общественной опасности. Ещё кучу жертв российской педагогики я не вижу и не подозреваю об их существовании.

Ничего не могу сказать о степенях замечательном и моих учителей, но я тоже учил английский со второго класса. Доучивал по аниме. Теперь как собака — все понимаю, сказать не могу.

Но вообще это правильно, наверное, что вы выложили этот текст и заступились за профессию. Это просто чертовски правильно — верить в то, что делаешь, иначе все впустую и все незачем. Простите мое ворчание.
Спасибо за Ваш комментарий. rose
14:31
+3
Вы такая стройняшка и милашка на фото) Такая хрупкая и нежная) Даже от фото исходит море позитива и энергия доброты и созидания. Здорово, когда человек нашёл своё призвание и не просто успокоился и сидит, сложив ручки, а продолжает развиваться и «копать глубже»)) Всегда уважала учителей. Очень тяжёлый труд. Тоже считаю, что учитель один из участников процесса созидания личности подрастающего человека, как и воспитатель в саду, не должны эти профессии низко цениться.
Спасибо за добрые слова. Очень приятно! Знаю много педагогов преданных своему делу, искренне любящих ребятишек и отдающих им своё тепло. rose
01:18 (отредактировано)
+3
Рад за Вас, что у Вас так всё хорошо сложилось. Видно, что Вы хороший человек…

Но… *Тео долго и подробно рассказывает про всякие ужасы, но некоторое время спустя обнаруживает этот комментарий и привычно подчищает за собой*
13:30 (отредактировано)
+1
Благодарю за тёплые слова. Очень приятно. rose
13:42
16:55
+2
Написано, конечно, здорово. Такое выставляют на портал учреждения, а потом гордятся педагогическим составом.
Простите, но можно я скажу своё мнение, а вы не будете меня за него ругать.
Ничего особенного, учитель это не более чем профессия в системе «человек-человек». Всё решают знание принципов работы, терпение, опыт, образование — всё то же что и везде… Ну разумеется не все способны учить и воспитывать. Как например, человек, который боится крови не станет хирургом, с боязнью высоты альпинистом.
В целом считаю, чтобы работать педагогом необходимо понимать элементарные принципы детской психологии и быть готовым к тому, что некоторым детям на эти принципы наплевать. Ах да, ещё работа с родителями. И взаимодействие с администрацией. И всё это так чтобы терпение на исходе, сюрпризы на каждом шагу, но профэтика рулит.
Я бы хотела чтобы детям везло, и все учителя у них были творческие и активные, относились с теплом, добром и любовью. Но это на грани фантастики.
17:01
+1
Верно. Просчёты и халатность в работе учителей не стоит оправдывать тем, что это «священная профессия», что это «особые», «священные» люди. Собственно, как в любой работе.
17:29
+1
Ага, просчёты и халатность у них оправданы так же как и у строителей, и у врачей, и у экономистов… Всего лишь люди, всего лишь работа )
!!! экономисты же не кричат о том, что рождены складывать колонки цифр. Но это не претензия.
Рассказать старый анекдот? а всё равно расскажу tongue
Почему у педагогов личностные опросники дают ложный результат. Потому что у них проф деформация, по своей роли учителя должны быть уверены в себе и своей правильности)
17:37
Согласна, что в любой профессии нужно работать по призванию. Иначе зачем? Ни себе в радость, ни людям. unknown
22:10 (отредактировано)
+1
А птица говорит обратное. Призвание не обязательно. Равнодушие не плохо.
Зачем? Потому что за это платят, например, или по другим обстоятельствам, не позволяющим извлечь заработок из того что привлекает больше.
Это альтернативное видение, но, возможно, что я всего лишь хочу поспорить)
С учительскими зарплатами? 25 тысяч в месяц? Молодые специалисты получают и того меньше. Сейчас работать учителями идут в основном те, кто любит детей, кто от этого вида деятельности получает удовлетворение.
Комментарий удален
14:30
Да, с зарплатой в 25, и даже меньше. Без призвания. Без удовлетворения от труда. Так вот учат, как живут. Сообразно только собственной совести.
Хорошо что я не во всём права) С вами приятно познакомиться. Спасибо что есть педагоги с верой в себя и детей, в то что они совершают великое и доброе дело.
08:53
Золотой вы человек, Юрий Бенедикто… crazyИзвините.
Да мы с вами почти земляки. Жил в Хабаровске, в Благе бывал несколько раз.
Тому, кто знал о своем предназначении с детства — только позавидовать laughЯ вот до сих пор лучше знаю, чего я точно не хочу, чем то, чего точно хочу.
Не сомневаюсь, что вы замечательный педагог. Это даже по тексту видно. Первая часть — живая, человеческая, а с середины будто смесь методички по педагогической работе и собственного резюме laughПрофдеформация, видать pardon
Про инсценировать знаю самоубийство sorryможно же просто «поставить сценку по песне».
Спасибо за комментарий. Хабаровчан можно сейчас встретить повсюду. Мои ученики работают в разных городах нашей необъятной Родины. Со многими я переписываюсь. Благодаря интернету меня нашли даже мои первые ученики из посёлка Шереметьево Вяземского района. Это очень трогательно. rose
Загрузка...
Владимир Чернявский