Анна Неделина №1

На смерть Реализма

6+
На смерть Реализма

Реализм умер?! Как так?! А я где был! Я пропустил такое величайшее событие и не откупорил шампанское! А тут читаю блог уважаемой Редиски и понимаю опять все прошло мимо меня.

Как он вообще посмел умереть! Это я должен был его прикончить! А он не дождался и скопытился… Вот же ж самка собаки!

Но это моя эскапада так для затравки. В свои молодые годы, будучи ярым адептом всего фантастического и нереального – культ реализма меня бесил. Я его ненавидел. Ведь нам и в школе и в жизни и с экранов телевизоров, радио (массового интернета и гаджетов еще не было, это так для молодежи) твердили, что фантастика жанр пустой, примитивный, сугубо развлекательный, а вот реализм это наше все, соль земли, только это настоящее, живое, подлинное искусство. Лишь реалисты являются истинными писателями, а все остальные это так пустышки. И будучи подростковым максималистом, уже писавшим свои антиреалистичные опусы, я мечтал устроить против реализма крестовый поход и организовать аутодафе всем этим книжонкам. Их все равно мало кто читал. Даже те, кто их писал.

Я тут совершаю признание в своих грандиозных замыслах просто для того, чтобы было понятно, я за реализм не переживаю. Мне за фантастику обидно.

Но почему реализм стал таким заповедным жанром. Почему о сегодняшней реальности мало кто пишет, а главное мало кто читает. Редиска в своем блоге привела три пункта угасания жанра. Но они не главные. Они сопутствующие. Главные причины совсем другие.

Сначала ответьте на вопрос - в каком обществе мы живем? Это общество буржуазной демократии, капитализма, рынка, потребления, где главная ценность это получение прибыли, личного успеха, потребления всех мыслимых и немыслимых благ. А главный герой, человек нового времени, это не человек труда, науки, творчества, а человек зарабатывающий, делающий деньги и, следовательно, успешный. И посмотрев на современней мир, его ценности, человек это тот, у кого есть деньги и который способен получить их любой ценой и купить себе красивую жизнь. Но это возможно не для всех. Не может общество состоять из одних чиновников и предпринимателей, рэперов и звезд Тик-Тока, и не у всех есть эта пронырливая жилка стяжательства. Вот потому миллионы людей находятся либо за чертой бедности, либо сводят концы с концами, выживая от зарплаты до зарплаты, гася ипотеку. Вот наша реальность. Расслоение общество, возращение сословного строя, падение нравов. Противоречие глянца и повседневности, цифровой реальности и физического пространства, которые пересекаются, дополняют другу друга и в тоже время создают противоречия и трудности огромному количеству людей, и из которого происходит новая трещина, превращающаяся в пропасть, между поколениями отцов и детей.

А еще есть пласт героев, объеденных термином лишние люди, бедные людях. О которых писали Пушкин, Гоголь, Достоевский, а мы в школе сочинения. А что сейчас их нет в современности? Да полно. Это все те, кто не вписались в рынок. И это как раз таки повестка для писателей-реалистов нынешнего века. Разве здесь не миллион сюжетов для реалистов, которые за правду жизни.

Но всех этих книг нет. Или возможно есть, ограниченным тиражом, стоящие где-то в магазине на нижней полке, заставленные собраниями сочинений раскрученных, распиаренных «гениев», уровня Акунина и Яхиной. Никто не берется, в том числе из этой же протестующей братии бумагомарателей, написать о бедных людях современности. А потому что издатели не станут это печатать, они ведь понимают, что это не будет иметь массового успеха, а значит с подобной продукцией убыточно связываться. Истории о нашей повседневности не принесут прибыли. Реализм это не то что массово продают и рекламируют для покупки рядовым массовым читателем. Да, детектив Донцовой, женский роман какой-нибудь Юлии Набоковой, антисоветские книги Яхиной, мемуары Вали Карнавал, которой нет еще двадцати, зато есть мемуары, издадут миллионными тиражами. Потому что знают, что вот это купят. А роман о семье, которая например, потеряла все после распада Союза и выживает в нынешней реальности, мало кто станет писать, читать. Это не принесет денег, успеха, лавров. Вот и выходит, что Капитализм убил Реализм.

Но есть еще и другое важное обстоятельство. Задача реализма, безусловно, показывать реальность, сохранить ее для последующих поколений в форме художественного текста. Но реализм должен оказать воздействия на умы и души современников, нас с Вами. Они должны развернуть нас к реальности, стать социально-значимыми явлениями. Они должны не только обличать, но и побуждать людей, осознавать, какие беды происходят с нами и что надо делать для исправления ситуации, до того, как станет поздно. Так реализм в искусстве становиться оружием в борьбе против невежества и деградации, против дурного вкуса, против несправедливости царящей повсеместно.

Но допустят ли сильные меры всего распространения такого оружия. Никогда. Их задача удерживать свое положение любой ценой. В их руках орудия пропаганды, в том числе искусство, литературы. Именно поэтому реализм отправлен в летаргию. Люди должны смотреть на красивую картинку потребления, стремится покупать последние айфоны и ездить на модных машинах. Они не должны стремиться к знаниям, духовному совершенству, нравственному идеалу, лучшему будущему. Пусть молодежь направит свою бунтарскую энергию на борьбу за мифические идеалы, вроде непонятной свободы и уродливой толерантности, не замечая реальных проблем вокруг, связанных с образованием, с жизнью их родителей, их страны, их общества. Нельзя чтобы люди пристально смотрели в реальность. Они должны ее принять такой, какая она есть. Смирится с ней. Потому что это выгодно тем, кто формирует эту самую реальность.

И сейчас человечество уходит от реальности, не желает ее замечать, отдаваясь эскапистскому отрешению от мира, обскурантизму ума, созданию иллюзий, выдаваемых за действительность. Потому не востребован реализм у современного читателя. К нему не тянет. Люди не хотят менять мир, ибо больше не верят, что могут, потому и хотят от него бежать. Но люди должны открывать глаза на ту жизнь, которой мы все живем. 

А для этого нужны реалисты. И не только писатели, а все представители творчества. Как это для меня не прискорбно. В фантастике тоже можно показывать проблемы современности, побуждать к свершениям, но фантастика объявлена маргинальным, примитивным жанром. И саму ее активно отравляют уродливыми идеологиями и посылами, прекрасно зная, что через массовую культуру можно быстрее донести свои дегенеративные идеи в первую очередь для молодежи.

Поэтому если вернется Реализм разоблачающий, отвергающий, а не утверждающий, пестующий безобразную повседневность, пленившую нас, ведущую нас к деградации, и я буду приветствовать его воскрешение.  

+4
01:30
744
12:31
+1
Немного с прокламационными нотками, но за душу берёт okПламенно.
17:46
Спасибо. Да эссе получилось, как агитка laughНу да ладно. Здесь уж тема такая.
18:09 (отредактировано)
+1
Ага, было такое дело ) Фантастика ваша это все сказки. Ну, так-то, когда-то фантастика была более маргинальным жанром. И тем более хоррор. Но что-то я не наблюдаю даже сейчас их перевеса…

Хм. Ну вот я смотрю, и, видимо, каждый со своего ракурса смотрит ))) Потому что я вижу, что в основе того же стремления к зарабатыванию и бла-бла лежит еще более обобщенное стремление к удовлетворенности собой и своей жизнью. И высокий заработок с последующей покупкой красивой жизни — только один из путей. Да, все еще активно пропагандируемый, но как-то, если честно, сегодня это уже не модно… Ибо все эти зарабатывания и сэлф-мэйдинг на 80% лохотронщина. Современные люди хотят не просто денег ради денег — это какое-то устаревшее мышление 90-тых У них более конкретные цели — денег на… Что? На какую-то самореализацию.
В общем-то, тут можно приплести популярность жанра нон-фикнш, куда входят и истории обычных людей, безо всякой фантастики. И они сами пишут их, пишут о себе. И это зачастую истории преодоления, развития, становления, и тыды. Вот вам и реализм. С какого перепуга его хоронить — я не понял.
23:13
А самореализация это как раз небольшой, индивидуальный успех. Это как раз пропаганда личного успеха. Тут нет отражения общественных проблем, бед и трагедий.
18:31 (отредактировано)
+1
Мода идёт кругами. Если реализм был в тренде, то придёт время опять попасть в тренд. Жанр вчера вошёл в моду, а сегодня на нём топчутся миллионы, завтра он становится стрёмным и его забывают. А потом, глядь, он опять в тренде… Будем подождать. glass
23:12 (отредактировано)
Мода зависит от того кто ее продвигает. А ныне правит бал то, что продается.
09:06
+1
категорически не согласна))но написано хорошо
23:11
Спасибо. Напишите, если будет желание, с чем не согласны. Интересно Ваше мнение.
Загрузка...
Маргарита Блинова