Читать или не читать. «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова.
Решила я почитать премированные вещи, понять ориентиры современной литературы. Делюсь впечатлениями. Начать хочу с Лауреата Питерской премии «Национальный бестселлер» 2019 года. Славянское фэнтези Андрея Рубанова «Финист — ясный сокол».
Стоит ли читать и кому. Любителям славянского фэнтези, безусловно, да. Любителям книг Семеновой — да. Подобным баловались и Олди, но у них вещи глубже. Поэтому, кто испортил себе вкус на «Герой должен быть один» или «Маг в законе», пожалуй, это сниженный градус. Всем, кто хочет скоротать время не особо напрягая мысль и чувства, но и не тупя над примитивом.
Композиционно три части книги — три взгляда на традиционный сюжет. Сказка сказывается от лица трех Иванов. Все они разные по типу герои и каждый тащит в рассказ свою манеру и подробности. Это вносит разнообразие в повествование и держит внимание и интерес. Автор смело детализирует известную сказку, успешно оживляет ее персонажи, добавляет психологические обоснуи поступкам.
Язык приятный, легкий, и на слух, и на глаз, то распевно-фэнтезийный, со сказовым ритмом, то вполне себе современный литературный, но переходы не режут восприятие, как у того же Водолазкина в Лавре. Герои живые, сказочный лубок с них автор сокреб, каждый персонаж с харизмой и характером.
Шатко то, что главным из них мало лет, перед читателями условно мир подростков. Но подростков древних с предполагаемым ранним взрослением, готовностью к сильным чувствам, принятию решений и героизму. Но все равно вещь как бы для широкой читательской аудитории, и мне было слегка странно чувствовать себя неким передорослем. Но опять же и Кинг, и Гейман вполне гнут эту линию, вот и здесь она неплохо реализована.
Сюжет интересен как раз деталями, известная история обрастает подробностями, поворотами.
Третья часть лично мне понравилась меньше всего. Не люблю я новую мифологию. Видимо автору захотелось обоснуя мира и наплел он плетень выше города, спойлерить не буду. Но это лишь мое непринятие подобного. Лично знаю людей, которых просто разопрет от гордости за такое мифотворчество об истоках.
Итог, вещь развлекательная, легкая, прекрасно коротает время, ничуть не напрягает знакомая сюжетная канва, включается детское желание по сто раз одну сказку слушать. Не знаю, тянет ли данная вещь на лауреатство, смотря с кем там роман состязался. Национальная идея не давит, не выносит мозг, не бьет себя пяткой в грудь, звеня новодельными орденами на сусальных доспехах. Нет, там все в меру. Поэтому жанрового определения: славянское фэнтези можно не бояться. Нормально.
Для меня свою функцию книга выполнила: сопровождала мои пешие походы на работу, я ее слушала в аудиоформате. В общем, ненавязчивый компаньон.
Беру на заметку. Спасибо.
В целом, я более всего полюбил первую часть — про скоморохов. В этом есть дух рок-н-ролла, как ни странно это прозвучит)
Александр Етоев, «Я буду всегда с тобой».
Андрей Рубанов, «Финист — ясный сокол»[21].
Евгения Некрасова, «Калечина-Малечина».
Упырь Лихой, «Славянские отаку».
Александр Пелевин, «Четверо».
Михаил Трофименков, «XX век представляет. Кадры и кадавры».
Никого не читала. Даже не слышала ни про кого, кроме Пелевина (не мое) и Упыря, но только слышала имя, пожалуй, читать его не буду.
Юрий Воронин — почётный председатель.
Андрей Шамрай.
Кристина Потупчик.
Дмитрий Пучков (Гоблин). интересно
Алексей Сальников. — отлично пишет
Владимир Бортко. — это режиссер?
Семён Пегов.
Остальных не знаю.
Да мало ли в
Бразилиив Россиидонов ПедроПелевиных))) И не сосчитаешь)))))Странный выбор.
Просто зачем она тут. Только потому, что филфак закончила?
Они с таким же успехом Симоньян могли пригласить.