Анна Неделина №2

Зинаида Серебрякова: «За туалетом»

16+
Зинаида Серебрякова: «За туалетом»

Работу «За туалетом» художницы Зинаиды Серебряковой искусствовед Валентина Князева назвала программным портретом. Автор изобразила себя расчесывающей волосы перед зеркалом в дезабилье, в окружении массы женских штучек. Картина, наполненная светом, поёт гимн молодости, радости, самой жизни… Вот какую оценку дала критик этой картине: художница «создала в нём образ гармонически совершенного человека».

По словам Князевой, картина представляет собой одновременно итог раннего творчества Серебряковой и, во многом, отправную точку для дальнейшего творческого поиска.

Автопортрет «За туалетом», который хранится в Государственной Третьяковской галерее, был написан Серебряковой в конце 1909 года. В то время она жила в усадьбе Нескучное Курской губернии. Как потом вспоминала, зима в том году наступила рано, всё вокруг было занесено снегом, а в доме было тепло и уютно, и она «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

Работа понравилась

Брат художницы, Евгений Лансере, настоял на том, чтобы отправить автопортрет вместе с тринадцатью другими произведениями художницы в Петербург, где его показали на VII выставке Союза русских художников. Евгений Лансере так описывал эту картину в письме к Константину Сомову от 18 февраля 1910 года:

«Но у неё будет на выставке вещь несравненно значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee. Расчёсывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Всё очень просто, всё точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа — авт.) находит, что в ней есть «стиль». Она всем чрезвычайно нравилась; Шура советует назначить за неё 500 р…».

Как и ожидалось, работу хорошо встретили. К примеру, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала… очень милая свежая вещь». А близкий родственник Серебряковой, художник и критик Александр Бенуа и вовсе написал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её». Неудивительно, что прямо с выставки картина вместе с двумя другими работами Серебряковой — «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)» была приобретена Третьяковской галереей.

«За туалетом»

Автопортрет представляет собой изображение художницы, отражённой в зеркале и расчёсывающей волосы. Зритель видит рамку зеркала, а свеча с подсвечником в левом нижнем углу показана дважды, вместе со своим отражением. Именно это повторение привносит в композицию необычность и оригинальность.

Картина написана в светлых, жизнерадостных тонах. Следует отметить, что при работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане — на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом, играет и переливается, как драгоценности». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания.

Немного истории

В сентябре 1905 года Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем. Брак этот был выстрадан. В виду того, что они были близкими родственниками, церковь долго его не разрешала. Влюбленные даже хотели поменять веру, но тут нашёлся священник, обвенчавший их за крупную сумму денег.

В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер. А весной 1906 года Зинаида Серебрякова переезжает жить в семейное имение Нескучное. Вскоре у Бориса и Зинаиды родился сын Женя, затем второй — Саша…

Молодой маме становится не до поездок. Поэтому она в основном работает на месте над пейзажами, изображениями крестьян, а также другими картинами из деревенской жизни. Среди её работ этого периода встречаются и портреты, и автопортреты. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками.

Удачная судьба картины

После первого успеха картина «За туалетом» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке «Женщина в русской живописи», организованной в 1925 году в Третьяковской галерее. Её можно было видеть на персональных выставках Серебряковой 1965-1966 годов, проходившей в Москве, Киеве и Ленинграде, и московской 1987 года. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

Этюд к картине, датированный 1909 годом, находится в собрании наследников Серебряковой. В списке произведений художницы, приведённом в монографии Валентины Князевой (1979), было указано, что наброски к картине, исполненные акварелью и карандашом на бумаге, находились в собраниях сына художницы Евгения Серебрякова (Ленинград) и семьи А.А. Сидорова (Москва). Кроме этого, там же упоминался другой вариант картины «За туалетом», также написанный маслом на холсте.

Напомним, в наследии Серебряковой немало автопортретов, выполненных в разные годы. Многие находятся в музейных собраниях, часть хранится в частных коллекциях.

за туалетом

В ожидании первенца. Автопортрет, 1906 год
Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро), 1911 год. Одесский художественный музей
за туалетом
Автопортрет, 1920 год
Автопортрет за работой, 1921 год. Собрание семьи Лойцанских
за туалетом
Автопортрет в белой кофточке, 1922 год. ГРМ
Автопортрет, 1946 год. Fondation Serebriakoff, Париж
+2
13:55
997
20:13 (отредактировано)
О, Серебрякова, моя (нескромно скажу) любимица. Как хороша, как свежа, как тонка, и как при этом глубока )) Ренессансные мотивы в суровые времена. Спасибо за блог!
20:23
ну не могу сказать, что нахожусь в таком же восторге, как и вы. мила, но не более. Как знать, насколько бы она стала известной, если бы не имело столько известной в художественном мире родни. Впрочем, воплне возможно, слишком строга.
не могу сказать, что нахожусь в таком же восторге, как и вы
Ну, вот еще! У каждого свои восторги )) Известность к таланту отношение имеет весьма косвенное. Сколько хорошего проходит мимо просто от того, что нет «известной» родни, или «известных» знакомых. Так что пусть даже и родня.
20:59 (отредактировано)
во всех случаях — она очень талантлива и работы у нее прекрасные
Загрузка...
Владимир Чернявский