Светлана Ледовская

«Аллея парка»: история одной картины

«Аллея парка»: история одной картины

История картины «Аллея парка» работы фаворита вождя революции Владимира Ильича Ленина, художника Исаака Бродского очень интересна. Достоверно установлено, что незадолго до её написания художник создал полотно «Римский парк», которое долгие годы считалось пропавшим, его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года.. Исследователи Третьяковки пригляделись к «Аллее», сделали рентген и выяснили, что эта картина и есть пропавший «Римский парк».

Как известно, Исаак Бродский написал немало картин на тему аллей и парков, но одна из них — «Аллея парка», созданная в 1930 году, много лет хранила загадку.

Сквозь пышные ветви деревьев, которые наклоняются к земле и одновременно тянутся к голубому небу, пробиваются яркие лучи солнца. Скорее всего, художник изобразил полдень в тёплый солнечный день.

Парковая аллея довольно длинная, зритель даже не видит, где она заканчивается. Сами деревья, которые стали главным героем картины, образуют широкую дорожку. На ней, не обращая внимания на прохожих, играют дети. Некоторые посетители прячутся от зноя в тени деревьев, кто-то прогуливается. Всё так легко и беспечно, самому хочется быть там, в этом прекрасном летнем парке…

Загадка

За 19 лет до картины «Аллея парка» Исаак Бродский, более известным всем как автор ленинианы, написал другую работу и назвал её «Аллея парка в Риме». Зная об этом по сохранившимся репродукциям, искусствоведы сравнили картины и пришли к выводу — они похожи. На полотнах почти всё совпадало: ракурс, с которого парк изображён, размеры деревьев, есть лишь незначительные расхождения в человеческих фигурах.

В итоге сделали рентген этого полотна. Думаю, не стоит описывать изумлённые лица исследователей, когда они поняли, что «Аллея парка» 1930 года и «Аллея парка в Риме» 1911 года действительно одна и та же картина, просто ранняя работа скрылась за более поздней. Художник немного изменил персонажей, переодел итальянцев в одежду советского времени, слегка изменил южные деревья, убрал белоснежные мраморные статуи. Потом поменял название и вот оно! Перед нами та же «Аллея парка», но уже не в Риме.

На вопрос: зачем Бродский сделал это? — ответ вряд ли когда-нибудь будет найден. Но мы рады, что одно из этих чудесных полотен всё-таки дошло до нас и мы можем любоваться им хоть каждый день!

Из жизни Исаака Бродского

Будущий художник родился 25 декабря 1883 года в селе Софиевка недалеко от Бердянска. Сам он позже вспоминал, что не было в его детстве ничего, что подтолкнуло бы к рисованию, разбудило вдохновение. Но тяга к творчеству жила в нём, он самостоятельно выучился игре на гармони и скрипке, увлёкся художественным творчеством, любил копировать орнаменты, рисовал животных… И хотя в еврейской среде изобразительное искусство было не в чести, родители не стали препятствовать таланту сына.

Иосиф с отличием закончил Одесское художественное училище, а потом петербургскую Академию художеств. Несмотря на любовь к реализму, в пейзажах Бродского соединяются символизм и модернизм. Критики определяли жанр его живописи как «символическую фантастику», считали, что его яркие картины отдают салонностью. Но в 1920-1930 гг. его творчество протекает уже в русле социалистического реализма.

Бродский всегда был обласкан критиками и властью, очень востребован и хорошо зарабатывал. Трудился он много, честно и кропотливо. В 1932 году Бродский стал сначала преподавателем, а через два года — директором Всероссийской академии художеств. Также он возглавил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Он оказывал поддержку своим менее успешным коллегам — организовывал заказы, помогал деньгами.

Много средств он тратил на своё увлечение — коллекционирование живописи. Основу этой страсти заложил его учитель Илья Ефимович Репин, который подарил любимому ученику три своих рисунка. И Бродский стал покупать на выставках картины самых разных мастеров.

Его превосходная коллекция включала значимые работы Ильи Репина, Виктора Сурикова, Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева и др. После смерти Бродского в 1939 году его квартира в Санкт-Петербурге была объявлена музеем.

Интересные факты об Исааке Бродском

Работы Исаака Бродского находятся во многих музейных и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Золотой фонд творческого наследия Исаака Бродского составляют портреты вождя Октябрьской революции – Владимира Ильича Ленина. Именно этому художнику принадлежат портреты, на которых запечатлён истинный художественный и исторический образ Ленина.

Когда Бродский попросил Ленина дать автограф личному портрету, он сказал: «Я подписываю то, с чем я впервые не согласен».

Фрагменты: картина «Аллея парка» и нижний, записанный слой, на рентгенограмме
аллея парка
И. Бродский. «Аллея парка», 1930 г. ГТГ
+4
13:15
64
21:31
+1
Спасибо, интересная информация. :)
14:57
благодарю
08:33
+1
Спасибо! Интересно. Картина роскошная!
18:40
+1
мне тоже она очень понравилась!
19:10
Счастье в ней! Идиллия какая-то. Мечта!
19:12 (отредактировано)
когда на нее смотришь, почему-то не хочется взгляд отводить. По крайней мере, мне. неожиданный Бродский.
19:13
Кстати да, затягивает в свое пространство.
Загрузка...
Илона Левина