Подпись на кокетке блузы модели указывает на оригинал

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Подпись на кокетке блузы модели указывает на оригинал

Подпись на кокетке блузы модели, изображённой художником Николаем Михайловичем Козаковым на картине «Девушка с бубном», издали кажется вышитым орнаментом. Лишь очень любознательный взор может заострить на этом внимание. А искусствовед подскажет, что работа написана с картины художника Пимена Никтича Орлова и подпись указывает на автора оригинала.

Если сравнивать работы Козакова и Орлова, то различие оригинала и копии видны с первого взгляда. Сюжет один — на картинах изображена молоденькая итальянка с бубном в руках. Но они разные. Это прослеживается во внешности девушки, её одеянии, цветовой гамме.

Вполне вероятно, Николаю Козакову понравился сюжет Орлова и он решил его повторить, не забыв при этом указать автора оригинала. Чтобы не обвинили в плагиате, ажурной вязью он начертал имя Пимена Орлова на кокетке блузы. А может просто хотел окунуться в жаркие дни в Италии, где ему никогда не довелось побывать.

Девушка с бубном

Вряд ли Пимен Орлов предполагал, что благодаря ему до нас дойдёт имя его коллеги по творческому цеху Николая Козакова. И мало того, что дойдёт! Эта работа станет частью коллекции Третьяковской галереи, что свидетельствует только об одном — картина понравилась Третьякову, который просто так не покупал полотна для своего собрания. Но для кого и зачем была сделана эта почти копия неизвестно. Однако нам выпало счастье любоваться юной итальянкой и пытаться разгадать почему у девочки Козакова такие печальные глаза.

Быть может умер кто-то из близких, но она вынуждена выйти на площадь и танцевать, чтобы кормить семью. А может сильно устала, но хозяин таверны, где работает, вновь требует играть и петь для посетителей. Как узнать, какие чувства пытался передать автор в её печальном взоре… Хотя знатоки живописи знают, таких же чернооких девушек можно видеть на полотнах Джона Уильяма Годварда и Алексея Харламова. Но на их фоне «Девушка с бубном» из Третьяковской галереи смотрится самой нежной и трогательной.

Крепостной

Ну а сейчас несколько слов о мастере Николае Михайловиче Козакове. Родился он в 1821 году в Пермском крае и был крепостным художником помещиков Лазаревых. Он не был широко известен, поэтому сведений о его жизни почти нет, не установлена даже дата смерти.

С 1834 г. обучался живописи у Никифора Поносова, такого же, как и он, крепостного мастера. В свою очередь Поносов прошёл пятилетнее обучение рисованию у художника Всеволода Лебедева.

Вместе со своим учителем Поносовым талантливый Николай Козаков расписывал церковь в заводе Чёрмоз, губернаторский дом в Перми. А в 1845 году с другим учеником Поносова — ещё одним бывшим крепостным Лазарева Петром Васильевичем Лодейщиковым и усольскими мастерами – Спасо-Преображенский кафедральный собор в г. Перми.

Именно там его и приметил президент Академии художеств, герцог Максимилиан Лейхтенбергский.

Вольноотпущенник

По просьбе герцога, которому очень понравились росписи Козакова в Перми, юношу освободили от крепостной зависимости. И ему удалось поступить вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1850 г. со званием неклассного художника истории и портретной живописи.

Долгие годы вёл уроки рисования в учебных заведениях. Среди дошедших до наших дней работ, можно назвать сохранившиеся копии «Иоанн в пустыне», «Портрет И.Е. Лазарева», которые можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.

подпись
Николай Козаков. Девушка с бубном. 1853 г. ГТГ
Пимен Орлов. Девушка с бубном. 1846 г. В частной коллекции
+3
14:00
437
20:32
+1
Занятно. Интересная и таинственная история.
21:09
очень. меня т оже она заинтриговала
Загрузка...
Светлана Ледовская