Вопросы начинающего автора. Снова конкурс впереди, стой писатель, погоди.
Чуть больше двух недель до окончания приема работ на НФ 22. Много рассказов уже участвуют, много еще пришлют, и я свою писанину тоже представлю, потому что глупо упускать возможность научиться писать лучше.
И пусть в предыдущих конкурсах меня, вполне справедливо, высоко не оценили, но пока это бесплатно и не наказуемо буду пытаться дальше. Проанализировав свои ошибки с помощью комментариев и перечитки текста, я разделил их на субъективные и объективные.
К первым (не совсем ошибкам) я отнес то, что нравилось одним читателям и не нравилось другим: детали сюжета, поведение героев, тема, образы, события, описания и т.д. В общем всё, о чём можно дискутировать, спорить или отвечать «На вкус и цвет…», и гнуть свою линию.
С объективными проще (сложнее намного) – это грамматика и пунктуация. Это беда. Может не для всех начинающих авторов, но мне непросто расставить знаки препинания правильно и не налепить опечаток. Одним из главных решений проблемы пока считаю вычитку.
Да, конечно, это и так понятно, и все знают. И я знал. Но дошло до меня только когда под моими рассказами обсуждали ошибки больше чем сюжет. Было обидно, и решено впредь доводить тексты до читабельного состояния (ну, или пытаться это делать).
Возможно, это больная тема не только для меня. И не у меня одного есть надежда, что когда я стану выдающимся Автором, мои произведения будут проверяться корректорами и редакторами, а записать все будет секретарша. Но пока приходится заменять их всех, ведь если о нравственных мотивах ГГ можно спорить, то против «ться и тся» – не попрешь.
Короче, стал вопрос, как добиться надлежащего качества текста?
«Типы» ошибок снова разделились: 1) Опечатки, лишние слова и знаки, как результат невнимательности. 2) Места, где я вижу, что что-то не так (пунктуация, канцелярит, построение предложения), но как исправить знаю не всегда. 3) Ошибки, которые я не увижу, пока в них носом не ткнут.
Первый тип решается вычиткой. Пока многократной. Потому я Очень советую всем нач.писам, если такие здесь есть, не спешить вываливать в свет свой ШедевР, а перечитать его несколько раз и дать «на проверку» другому человеку, ежели такой имеется.
Для устранения проколов под номером два пригодятся: справочники, словари, медиаресурсы (типа Грамоты.ру, best-language и др.) форумы писательских сайтов, и любые другие источники нужной нам информации. (хочу посоветовать В.В.Лопатин. "Правила русской орфографии и пунктуации" – страшно полезная книга ИМХО)
Устранить последние ошибки, которые сам я не увижу, возможно лишь при помощи бдительных и отзывчивых читателей. Так что, дай Боже здоровьечка людям, пишущим: «вот тут у тебя тире лишнее», и плевать на бесполезных: «ашибак многа, низачот».
К чему всё вышесказанное? Ну, во-первых, если кто-то после моего блога перечитает свой рассказ и исправит в нем хоть одну ошибку – уже хорошо. Во-вторых, хочу знать ваше мнение, как его лучше – заранее штудировать талмуды с правилами или решать проблемы по мере их поступления/ написания в тексте?
Что скажете про вордовский корректор? Как по мне, он предлагает много лишних запятых, а в других знаках препинания вообще слабо ориентируется.
Не создать ли на сайте страничку, для таких тупых неучей как я, где любой участник сможет спросить совета у здешних уважаемых экспертов?
И коль вы все уже здесь, завтра выложу исправленный рассказ с БС13 «Квартирант», прочтите, кто сколько может, и помогите в нелегкой борьбе с ошибками!
Вы читаете кому-нибудь вслух перед оправкой? Если вдруг нет — почитайте после того, как уже сами не будете находить ошибок. Вы приятно удивитесь, как найдутся и повторы, и «былки», и кривые обороты…
И ещё добавлю, если позволите. Вот я например сую обязательно в текст.ру — там подсвечивают по другому и другое («заспамленность» и «вода» — характеристики менее важные, а, может, иногда и вредные, но краем глаза тоже можно взглянуть).
И чисто технические моменты: правильное оформление диалогов (народ часто нервничает, если плохо);
— вычистить поиском_заменой двойные пробелы;
— и заменить короткие чёрточки на длинные, где они обозначают тире, а не дефисы (тоже народ на эту тему часто вибрирует).
Думаю, что тут важен опыт, тот который сын ошибок трудных
litclubbs.ru/groups/expert-bureau
Вообще оно создавалось не для консультаций по русскому языку по большей части, да и сама группа подзаглохла, но я (и не только) туда заглядываю.
Другой способ — напрямую написать пользователю, которого вы считаете сведущим, и попросить совета. Думаю, вам не откажут.
Присоединяюсь к совету читать вслух — казалось бы, такая простая вещь, и какая разница, все равно же про себя проговариваешь — ан нет! Совсем иначе воспринимаешь текст ухом. Не панацея, конечно, но и впрямь помогает.
Я тут еще добавлю, что вещи типа канцелярита и штампов тоже можно отнести к субъективным факторам восприятия. Очень часто замечаю, что фразы, которые я проглатываю и не замечаю, кто-то выделяет в комментариях, называет смертным грехом и снижает за них оценку.
К вычитке да, прицепятся все кому не лень. Бета-ридеры и текст.ру в помощь. В остальное вы можете только методой угадывания, но все равно не угадаете )
К объективным еще суньте структурирование, использование удачных шаблонов и штампов. Есть приемы, обкатанные тысячами авторов до вас, как добиться от читателя заветной реакции «я дочитал и не был разочарован».
В ЛИТЕХ вон еще можно влезть: litclubbs.ru/groups/liteh
Андрей, спасибо за рекламу
Вот сейчас очень улыбнуло. Если у автора сюжет застревает в экспозиции или наоборот, падает в развязку, минуя кульминацию; если у героя нет цели, мотивации и какой-никакой арки характера; если в истории нет прогрессии усложнений и соблюдения принципа антагонизма; если тема банальна, а образы избиты — это очень даже объективные факапы. Рекомендую читать Макки и Воглера, весьма просвещает.
Спасибо за рекомендации, с книгами ознакомлюсь.
Незаменимый инструмент. И очень удобный.
Кстати, помимо режима «Грамотность» там есть ещё один полезный: «Красота»