Alisabet Argent

Лев Аслан и Иисус. Две разные личности

Лев Аслан и Иисус. Две разные личности

Хроники Нарнии Льюиса - всемирно известная серия книг о волшебной стране говорящих зверей, полюбившаяся множеству детей и взрослых. И, конечно, на общем фоне очень выделяется один персонаж - лев Аслан, творец Нарнии и могучий правитель. Обладающий огромной силой, он даже мог переправлять детей из мира людей в нарнийский. Его боялись, любили, почитали.

Возможно кто-то не знает, но Клайв Стейплз Льюис, написавший эти книги, был верующим. Он написал немало книг на тему христианской веры, и даже Хроники не обошли стороной христианские посылы. Из писем Льюиса известно, что под личностью Аслана он подразумевал Христа. Он говорил: «Предположим, была бы такая страна Нарния, и Сын Божий, как Он стал Человеком в нашем мире, стал бы там Львом, и представим, что бы могло случиться». Многие люди сегодня даже говорят, что никто не сумел так передать образ Иисуса, как Льюис.

Но правда ли это? Действительно ли тот образ могучего льва из Нарнии соответствует тому, каким являлся Иисус Христос? Сегодня мы разберём по полочкам, почему лев Аслан не похож на Господа в огромном количестве вещей.

Примечание: отталкиваться мы будем от слов Клайва, что это не аллегория, а предположение, когда он думает, что бы было, если бы Христос пришёл в Нарнию.

1. Аслан пользуется магией.

В книгах Нарния представляется волшебной страной, и, бывает, упоминаются какие-либо существа, владеющие магическими силами: доктор Корнелиус (учитель Каспиана), Кориакин из «Покорителя Зари». Однако я хочу упоминуть о том, что магией владел сам... Аслан! Нередко в книгах он упоминает о ней, ссылаясь, что владеет ею: в «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» упоминается магия стародавних времён, по которой Белая ведьма вправе убивать предателя. Лев потом упоминает о ещё более древней магии, по которой, если вместо предателя будет убит невинный, то смерть отступит перед ним с первым лучом солнца. Ещё Аслан насылает «добрую магию» на тельмарина, отважившегося первым пройти в человеческий мир (книга «Принц Каспиан»).

Многие могут спросить: и что тут такого? Но проблема состоит в том, что это никак не вяжется с Личностью Господа Иисуса и Библейскими Заповедями. По Библии, всякая магия и волшебство - это мерзость перед Лицом Всевышнего. Занятие этим является грехом, который Бог ненавидит. Он Свят, и противоположен всякому греху и пороку. В Ветхом Завете Господь даже приказывал умерщвлять всяких чародеев. В Новом Завете волшебство обличалось, и даже был случай, когда уверовавшие в Иисуса люди сожгли все чародейские книги. Так что Христос никогда и ни за что не воспользовался бы магией, т.к. Он Свят и отличен от всего этого. Он имеет Божью Силу, Которая превосходит все человеческие представления, и Которая могущественнее любого вида колдовства!

Не ясно, почему Льюис написал так, но он, видимо, не слишком хорошо понимал Бога и Его отношение к волшебству. И напомню, что это - не аллегория, а предположение! Так что следует понимать, что в этом плане Аслан противоречит Характеру и Святости Господа!!!

«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых;

12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:10-12)

2. Аслан сотворил и дружит с богами и мифическими существами.

Фавны, сатиры, кентавры, дриады, наяды, божество Вакх, речные боги, гномы - персонажи, являющиеся обыденностью в Нарнии. И, что странно, эти существа представлены добрыми слугами и друзьями Аслана. Но если Аслан представляется Христом, то это всё равно, что представить, будто Иисус дружит с бесами, злыми духами и сатаной. Почему? Потому что все эти персонажи - часть древней мифологии, когда люди поклонялись языческим божествам и духам. Они не были ангелами (Льюис в одних книгах представлял, будто ангелов считали богами и поклонялись им), т.к. Божьи ангелы были против всякой формы поклонения себе, и сказали бы людям этого не делать. А все эти мифические существа - бесы, которые являлись людям и выдавали себя за божественных сущностей. Они отвращали людей от поклонения Истинному Богу, сотворившему всё.

Поэтому Аслан, если бы на самом деле отображал в себе образ Христа, никогда не сотворил бы и не стал дружить со всеми этими сущностями. Я не говорю о обычных говорящих зверях - в этом ничего плохого нет. Но я говорю о созданиях, которых нет в природе, и которые были объектами поклонения и идолослужения.

Притом эти существа не были добрыми: фавны в мифах похищали детей, Вакх придумал вино и сеял везде убийства. Разве такие существа могут дружить с Иисусом? Да никогда!!!!

3. Характер Аслана противоречит Характеру Христа.

Это заметно на протяжении почти всех семи книг. Аслан часто что-то говорит и делает что-то такое, что противоречит Характеру Божьего Сына. Что же именно? Давайте посмотрим:

  • Когда колдунья приходит ко льву, и говорит о своём праве на Эдмунда, она задаёт вопрос:
  • – Вы забыли Тайную Магию? – спросила Колдунья.– Предположим, забыл, – печально ответил Аслан. – Расскажите нам о Тайной Магии. Теперь вопрос: как Аслан мог забыть эту магию, если она возникла при нём? И разве можно допустить, чтобы он что-либо забыл, будучи Иисусом? Да ни за что!!! Ведь Христос - Бог, и Он был бы ограничен, если бы что-то забывал. Так что, если вспомнить предположение Льюиса о том, Кем является Великий лев, то тогда этот момент - бред сивой кабылы. Реальнее это представили в фильме 2005 года, где Аслан отвечает: «Я помню всё и не забываю ничего!» Именно такой ответ был бы присущ нашему Господу. Хотя и к магии Он никакого отношения не имеет.
  • Аслан играется, как какой-то котёнок с детьми и гномом. В «Лев, колдунья и платяной шкаф», после своего воскрешения, он начинает прыгать и резвиться с Люси и Сьюзен, ссылаясь на «возвращение сил». А в «Принце Каспиане» он начинает подбрасывать гнома Трама вверх, словно кошка мышку. В одном документальном фильме даже подмечают, что лев напоминает большого котёнка. Но, если бы Аслан являлся Христом, он не делал бы так! Иисус никогда не баловался и не игрался с детьми (по крайней мере мы ничего такого в Евангелиях не замечаем). Он обнимал и благословлял их, однако был сдержанным. Бог - не игривый котёнок, с которым можно баловаться и играть! Он - Создатель вселенной и Царь, к Которому мы должны относиться с благоговением и почтением, с любовью и послушанием. Так что это поведение Аслана не присуще Правителю всего! Гораздо лучше Великий лев показан в фильмах: он там не играет с девочками, но лишь радуется с ними и даёт себя обнять. А на гнома он лишь зарычал (возможно дав понять, что он реален, и к нему нужно относиться серьёзно).
  • При встрече с Асланом в «Серебряном кресле» Джил Поул, желая напиться из ручья, просит его пообещать ничего ей не делать, на что лев отвечает, что не даёт обещаний (что не правильно, т.к. в Писании Господь часто обещал что-то или клялся). Однако затем, когда она спрашивает, ест ли лев девочек, тот ответил, что проглотил и много девочек, и мальчиков, и королей, и государства. Этим он сильно напугал Джил. А что, нельзя было сказать, что он её не съест? Вместо этих слов, сказать: «Я не съем тебя. Доверься мне». Это больше бы походило на Иисуса.
  • В «Племяннике чародея» Аслан называет маленькую птичку «первой шуткой», что является оскорблением Божьего Замысла и творения. Все птицы - и большие, и маленькие, забавные и величественные, сильные и слабенькие, красивые и неочень - все являются величественным творением нашего Создателя, в которых виден чёткий план и мастерски сделанная работа. Это создания, в который нет ничего лишнего, но всё сделано для их удобства и возможности нормально жить. Почему же Аслан так называет эту птичку? Господь никогда бы так не сказал. Через птиц Он показывает нам Своё величие и славу. Иисус даже привёл птичек, как пример заботы Божьей, что Создатель, если заботится об этих существах, обязательно позаботится и о людях. Но Христос никогда не сказал бы о какой-либо птице или животном, как о «первой шутке», т.к. это неуважение к Творцу!

Там есть и другие моменты, но ясно одно - Аслан преподносит нам образ не Того Иисуса, о Котором говорится в Библии! И к нему нужно относиться, как к аллегории, но ни как к образу Сына Человеческого.

4. Аслан и Таш.

В повести «Последняя битва» есть один вопрос, который нужно затронуть отдельно - это личности Великого льва и тархистанской языческой богини Таш. На протяжении книги нарнийцев обманывают, будто Аслан и это божество - одно и тоже. И, конечно, правитель Нарнии это потом отрицает. Однако при этом он принимает к себе в страну одного тархистанца. И дело в том, что этот человек верил и искал Таш, а Аслана ненавидел. Он даже не раскаялся перед тем, как попасть в его страну. Лев просто подошёл и сказал, якобы: «Таш и я - разные, но ты всю жизнь искал, на самом деле, меня, и я принимаю добро, совершённое во имя Таш, а она принимает зло, совершённое во имя моё». И здесь возникает проблема - Бог Библии так никогда не считал и не делал! В Ветхом Завете Он категорически запрещал поклонение другим богам и идолам, и запрещает это сегодня. Он ненавидел подобное, и наказывал Израиль, когда евреи так поступали. Что же Он сделал бы с этим тархистанцем? Он бы никогда не принял его нераскаявшимся, а также его добрые дела во имя языческого божества. Здесь это почему-то не представляется мерзостью и грехом, но наоборот - Аслан принимает этого парня с распростёртыми объятиями. Да и этот тархистанец представлен прям верным, добрым и отзывчивым, и все прям на его лице читают, что он - хороший. Но это - ложь! Господь никогда не примет добрых дел, совершённых во имя ложных богов! Он принимает лишь служение во имя Своё, и благословляет тех, кто любит и служит лишь Ему! Здесь показана ересь, и это нужно понимать!!!

5. Страна Аслан: Отличия от Царства Божьего.

В конце «Последней битвы» герои попадают в страну Аслана - настоящую Нарнию. Здесь они видят почти всё, что было в старой Нарнии, и даже частички старой Англии. И здесь происходит загвоздка: если страна Аслана - это Царство Небесное, то Льюис мало знал о том, какова обитель нашего Царя! В Библии сказано: Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9) - т.е. на Небесах не будет ничего такого, что было на земле, и что знал и видел человек. Это будет величественное Царствие Всевышнего, превосходящее все мечты и фантазии людей. Там не будет частей нашей земли или городов, но будет новая, не искажённая грехом земля, и огромный Небесный Иерусалим, потрясающий воображение. То, что представил Льюис - наибледнейшая пародия на то, что приготовил для нас Господь!

Итог

Подведём итоги: Хроники Нарнии - интересные детские книжки, которые можно читать и воспринимать в качестве аллегорий. Через них ребёнку можно объяснить некоторые Христианские Истины. Но их не надо воспринимать, как представление (или предположение) того, какой Бог, и как-бы Он повёл Себя в таких ситуациях, т.к. представление о Господе там совершенно искажено. Лучше воспринимать эти книги, как аллегории и прообразы, обозначающие некоторые Истины.

Пускай этот обзор послужит к славе нашего Господа!!! Благословений всем!!! 

-3
16:16
2932
17:06 (отредактировано)
Добрый день.
Но правда ли это?

странно, сначала вы пишите, что это известно из писем, а теперь сомневаетесь?
Вы знаете, это уже более, чем странно. Под это можно подтянуть практически любого персонажа. Вот смотрите:
Из недавно опубликованных писем Толкиена к никому неизвестной вдове Евангелине Штольц, стало известно, что Гендальф Белый из известной саги Властелин колец, не что иное, как прообраз Иисуса, а зло мордера, не что иное, как Люцифер.
Так правда это или нет? Давайте докажем, что Гендальф не может быть Иисусом и т.т.
Точно также про Гарри Потера и Воландеморта, про мультик «ну погоди« и т.д.
Убедительная просьба — не скатываться до демагогии и бреда.
Заранее благодарен.
14:05
странно, сначала вы пишите, что это известно из писем, а теперь сомневаетесь?

Я имел ввиду, что правда ли Аслан похож на Иисуса, как нам пытается представить Льюис. И из моего исследования выходит, что это не так.
Из недавно опубликованных писем Толкиена к никому неизвестной вдове Евангелине Штольц, стало известно, что Гендальф Белый из известной саги Властелин колец, не что иное, как прообраз Иисуса, а зло мордера, не что иное, как Люцифер.

Вы уверены? Я слышал, что Толкин был против всяких аллегорий. Однако я вижу хорошие прообразы в его книге (хоть и не такие, как вы сказали).
Так правда это или нет? Давайте докажем, что Гендальф не может быть Иисусом и т.т.
Точно также про Гарри Потера и Воландеморта, про мультик «ну погоди« и т.д.
Убедительная просьба — не скатываться до демагогии и бреда.

Я не думаю, что Гэндальф похож на Христа. Он больше напоминает пророка. Про Гарри Поттера я не могу сказать, как про хорошие и, притом, аллегорические книги, т.к. они пропагандируют волшебство. Так что Гарри не похож ничуть на Иисуса. В этом плане с Гэндальфом другое дело, потому что там магии не уделяется внимание (да и сам Толкин писал, что эту силу он так назвал за неимением других слов). Про «Ну, погоди»… Какие там можно извлечь прообразы? Это нехороший мультфильм, наподобии совершенно мерзкого «Тома и Джерри». Ничего поучительного в нём нет!
Про демагогии и бред… я лишь разобрал, похож ли лев Аслан на Господа, как твердит Льюис, или же нет. И из статьи видно, что автор не очень хорошо понимал эти вещи.
14:56
Вы не поняли моей иронии)) Вы видите то, чего нет))
11:22 (отредактировано)
+2
У, как все запущено-то )))
Вообще-то это ни разу не секрет, что у любого фэнтазийного мира есть создатель. Само выдумывание фэнтазийного мира с магией чаще всего начинается с выдумывания истории его появления. Тот же мир Средиземья имеет истории создания, откровенно списанную с религиозной.
Мда, была бы очень интересная параллель и хороший анализ, если бы не цель )
Одной пропагандой на БС больше.
14:14
Вообще-то это ни разу не секрет, что у любого фэнтазийного мира есть создатель. Само выдумывание фэнтазийного мира с магией чаще всего начинается с выдумывания истории его появления. Тот же мир Средиземья имеет истории создания, откровенно списанную с религиозной.

Да, я понимаю это. Но Льюис писал, что делает не аллегорию, а допущение (как-бы представляя, что, если бы Иисус пришёл в Нарнию). Следовательно, Аслан представляется никак какой-то выдуманный творец, а как реальный Господь в образе льва. И писателю следовало писать о Нём в соответствии с Библией, которая запрещает магию, общение с бесами и другие. Аслан неплох именно как аллегория, но ни как представление Христа.
15:33
По поводу параллелей. Купил недавно ВК в переводе Каррика и Каменкович как раз ради т.н. «христианского комментария». Действительно фундаментальный анализ.
11:39
Бедная Нарния, она мне так нравилась… wonderАслан — Иисус… eyesПусть она просто сказочной страной остаётся, пожалуйста! Аслан притянутый за уши к христианскому алтарю… Так можно всё сказки перевернуть. И Каину с Авелем, и Моисею, и Марие Магдалине найти подходящих персонажей… Колобок — чем не блудный сын, например. А у Вас есть работы не на религиозные темы, было бы интересно их почитать. :))
14:21
слан притянутый за уши к христианскому алтарю… Так можно всё сказки перевернуть. И Каину с Авелем, и Моисею, и Марие Магдалине найти подходящих персонажей… Колобок — чем не блудный сын, например.

Так ведь Льюис так сделал. Я лишь, следуя из его слов, провёл исследование по поводу различий Аслана с Иисусом. Про сказки я скажу, что не всё так работает. Из них можно извлекать аллегории и прообразы, но не такие, как вы сказали (он похож на этого, она похожа на ту). А про Колобка — он не похож на Блудного сына, т.к. не вернулся. Но из его истории можно извлечь следующее: непослушный своим родителям сын, гордый и самоуверенный, неосторожный, который ещё и хвастался, что убежал от своих родителей. За это он поплатился. Поучительная сказка, что надо быть послушным родителям, и осторожным в общении с чужими людьми.
22:13
Эрик, я, вероятно, была не права в своих суждениях. Приношу извинения за своё невежество. roseПросто для меня Аслан прозвучал олицетворением природы, со своей волшебной властью, умиранием/воскрешением… Подданными гномами, фавнами, кентаврами, зверями… Верите, вообще в голову не пришло к религии привязать…
Все время что-то своё везде нахожу. Спасибо Вам за информацию.
14:52
Аслан — Иисус
Так это не секрет, вроде. Льюис же с Толкином дружил, оба в теме шарили. Что Властелин колец, что Хроники Нарнии — вполне открытые фанфики на Библию. Это не притягивание за уши, это задумка автора.
15:21
+2
Да, оба действительно шарили в богословии. Причем, для религиоведа может быть интересна разность подходов Льюиса и Толкиена как протестанта и католика. Если первый бьет в лоб, все максимально открыто и считываемо, то второй идет более сложным путем аллюзий и аллегорий.
22:08
Благодарю за информацию. Вечно что-то своё вижу, не как все нормальные люди…
Надо перед автором извиниться за своё невежество.
15:23 (отредактировано)
+1
Ева, мне кажется, конкретно в Хрониках Нарнии религиозные параллели не увидеть очень сложно: смерть и воскресение Аслана, творение мира, апокалиптические мотивы последней битвы.
22:06 (отредактировано)
Вы правы, наверное. Просто не привыкла, вероятно, смотреть сквозь призму религии. На смерть/воскрешение льва смотрела, как на с/в природы, символом которой его видела. Просто для меня все эти звери, фавны, гномы, минотавры, кентавры и прочие волшебные существа как-то в другой сюжет ложились, не религиозный… Но, спасибо за информацию. Вечно что-то своё вижу, не как все нормальные люди…
09:06
+1
Просто для меня все эти звери, фавны, гномы, минотавры, кентавры и прочие волшебные существа как-то в другой сюжет ложились, не религиозный
В том и фишка подобных произведений. Они берут общеизвестные библейские сюжеты (а Европа, в отличие от России, с Библией хорошо знакома) и рассказывают их на совсем другом языке — на языке сказки в данном случае. Английским детишкам к тому времени Закон Божий изрядно опостылел, а вот сказка заходила.
На смерть/воскрешение льва смотрела, как на с/в природы, символом которой его видела.
В принципе логично — во многих языческих религиях подобный ход присутствует. Христианского здесь то, что Аслан умирает не просто, потому что суждено, положено и т.д, — а) по своей воле б) за человека (принципиальная значимость человека — иудео-христианское открытие)
22:39
-1
Скучные книги. Прочитал только потому что заплатил большие деньги за весь сборник. Ну а сайтом Вы обшились. Тут благословения не ждут и не ищут.
Комментарий удален
Комментарий удален
Загрузка...