Андрей Лакро

Бесы двести лет спустя

16+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Бесы двести лет спустя

Федор Михайлович Достоевский один из столпов русской литературы, вознесший ее на мировой уровень. Человек сложный и противоречивый, его личность, как и его произведения, вызывают самый разные отклики и размышления. Одни считают его гением, а у других он вызывает антипатию. На этот год пришлось двести лет с его рождения, что заставляет задуматься о творческом наследии и пути Достоевского. Насколько он актуален в наше время.

О Достоевском и его романах можно говорить много. Но я выбрал роман, который является на мой субъективный взгляд наибольшую актуальность в России начала XXIстолетия. Это роман «Бесы».

Ни для кого не секрет, что Достоевский один из самых политизированных авторов. И в условия усилившейся политической реакции, роста правых настроений в обществе, он приобретает особую значимость для разных политических сил, в первую очередь державников-государственников. Его слова: "Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы" скоро, наверное, заставят вешать под каждым портретом президента в высоких кабинетах. И вот основным идеологическим романом здесь, как раз выступают «Бесы».

«Бесы» заявлены в первую очередь, как антиреволюционный роман. Что это роман предупредил приход страшной русской революции (октябрьской конечно, ведь идеалы февральской взяли реванш в 91 году), что Достоевский показал опасность любой идеи доведенной до крайности (мнение Дмитрия Бака). От Мережковского до Радзинского будут нестись высокопарные монологи о том, что Достоевский пророк, предвидевший захват России бесами-революционерами, большевиками. А революционеры это вот только такие вот аморальные типы, убийцы и интриганы. Постоянно вспоминают дело Нечаева, создателя «Катехизиса революционера» в соавторстве с Бакуниным, как краеугольный камень, который Достоевский положил в основу романа.

Тут еще любят приводить анекдот. Что когда при подготовке памятника Достоевскому нарком просвещения Луначарский спросил, что написать на постаменте, ему посоветовали «Федору Михайловичу от благодарных бесов».

И современные идеологи, охранители, начинают утверждать, что в «Бесах» узнаются события, случившиеся на Украине. Сейчас же куда не посмотри всюду одна Украина.

И вот напичканный всей этой идеологической установкой я посмотрел сериал Хотиненко. Признаюсь, после школы к книгам Федора Михайловича не тянуло от слова совсем. Но посмотрев сериал, я невольно задумался, а при чем здесь революция. Да, показан кружок социалистов, показано убийство одного из них за предательство, которое он не совершал, но при этом повествование держится не вокруг фигур революционеров, хотя безусловно Петруша Верховенский один из значимых героев. Но все же главный герой романа это Николай Всеволодович Ставрогин.

И вот смотря на Максима Матвеева, который его сыграл блистательно (а я хвалю наше кино также часто, как и Евгений Баженов), я все думал, а он с какого боку он то революционер. Ну да, общается с Верховенским, ходит на собрания, но сам идей не высказывает, никой революционной борьбы, агитации не ведет, зато занимается всякими прочими непотребствами. И тогда я решил обратиться к книге. Может в первоисточники найдется что-то про Ставрогина-революционера. Фильм ведь не всегда может отобразить книгу целиком.

И вот прочитав роман, я пришел к противоположным выводам относительно идейного посыла книги. И вот как раз поступки Ставрогина заставляют посмотреть на суть романа под другим углом. А в его поступках нет ничего революционного. Красивый молодой человек, увлекающий людей, женщины хотят его спасти своей любовью, Верховенский дать ему бразды правления, сделав новым царем. А между тем этот внешне совершенный мужчина творит поистине странные поступки. Публично таскает за нос пожилого человека, целует в губы при всех замужнюю женщину, кусает за ухо губернатора, женится на больной хромоножке Лебядкиной, соблазняет жену Шатова, допускает гибель ряд героев, просто бездействуя, и кончает свой путь самоубийством.

Казалось бы если роман о злодейских революционерах-убийцах, то зачем нужен Ставрогин со всей этой вереницей подлостей? И вот тут напоминает о себе название – Бесы. Бесы как известно злые духи, часть адовых сил. Иногда их отождествляют с демонами, но в некоторых трактовках бесы ниже по иерархии, они духи, тогда как демоны это бывшие ангелы, избравшие путь зла.

И все поступки Ставрогина они как раз бесовские – мелкие, мелочные и низкие. Потому-то он и вызывает отвращение. Демоны это высшее зло, творящие зло страшное, но великое и ужасное, и потому внушающее трепет, ибо весь мир от этих деяний содрогается.

А что у нас здесь? Мелкие проказы, которые приводят к низменным, подлостям, причиняющие горе людям, но лишенные наполеоновского размаха.

Ставрогин и Верховенский два беса, причем оба, осознающие свою мелочность. Только разница в отношении. Если Верховенский принимает свою ничтожность, как есть и готов опереться на более высшего злого гения, которого он находит в Ставрогине и из которого хочет слепить такого демона, то Ставрогин мучительно переживает собственную никчемность.

Он и сам в этом признается на страницах романа. Когда Даша Шатова ему говорит: «Да сохранит вас Бог от вашего демона», то Ставрогин отвечает ей: «О, какой мой демон! Это просто маленький, гаденький, золотушный бесенок с насморком, из неудавшихся». И в этой фразе вся суть, как Ставрогина, так и Верховенского. Оба жаждут внимания, оба жаждут сотворить нечто значимое, оба хотят стать большим злом, но их мелочные, убогие душонки даже на большое зло неспособны. И они идут по нисходящей, от мелких поступков они приходят к преступлениям – Верховенский творит святотатство с иконой, а заканчивает убийством Шатова и склонению к самоубийству Кирилова, то Ставрогин от шалостей доходит до самоубийства.

И тут еще стоит вспомнить главу «У Тихона», исключенную из окончательной версии романа, где Ставрогин признается в совращении девочки Матреши, которая после всего повесилась. И отец Тихон после прочтения не обрушивается на Ставрогина с призывом к покаянию, а замечает, что «нельзя ли в документе сем сделать иные исправления, немного бы в слоге». И дальше Тихон говорит Ставрогину, что некрасивость злодейства повлечет осмеяние общественностью. А Ставрогин хочет прославиться этим как бы «покаянием», вызвать к себе ненависть, этого жаждет его душонка, его бесенок, но Тихон разгадывает его, говоря: «Есть преступления поистине некрасивые. В преступлениях, каковы бы они ни были, чем более крови, чем более ужаса, тем они внушительнее, так сказать, картиннее; но есть преступления стыдные, позорные, мимо всякого ужаса, так сказать, даже слишком уж не изящные».

И пока все обсуждают, как Ставрогин совращал Матрешу, что делает его самым отравительным героем русской литературы, я задаюсь вопросом – а были ли девочка? Не выдумал ли все это Ставрогин, всю эту историю с несчастной девочкой, чтобы предстать в людских глазах более отвратительным, чем он есть на самом деле. И, как я прочитал гораздо позже прочтения книги, в черновиках этой главы Ставрогин посылал Тихону записку о том, что все это он придумал.

Так о чем же писал Федор Михайлович? Об угрозе революции ли? Или о том, что происходит с поколением молодых людей второй половины XIX века. О бездуховности царящей в их душах, об отсутствии веры и стремлении к добру. Они то и злодеи неудавшиеся, все их проказы и преступления мелочны и отвратительны. И какое будущее они принесут России и человечеству, если у них внутри бесы.

И если мы обратимся к нашему времени, то «Бесы» гораздо более актуальны, чем, если бы это был только роман о преступных революционерах. Сейчас бы у Достоевского была бы целая бесконечная галерея прототипов для новых Бесов. Ему нужно было только открыть новостные ленты, ю-туб или включить премию Муз-ТВ. Вот уж бес на бесе бесом погоняется. Это блогеры, ведущие треш-стримы, где унижают людей, это циничные блогеры, глумящиеся над трагедиями, вроде Хованского, это и Пусси Райт, пляшущие в храме, это и стендап-комики с их похабным, глумливым юмором, вроде Идрака Мирзализаде и прочих ему подобных, это и кривляющийся в Тик-Токе Даня Милохин, и пропагандирующий мерзости Моргенштерн, это и те, кто вовлекает несовершеннолетних в суицидальные игры и устраивает голые, пошлые фотосессии на Красной площади. Вот они бесы двести лет спустя. И за всеми их лайками, миллионами просмотров, подписчиками, доходами, видится вся та же демонстрации человеческой низости и подлости, которой они упиваются и которую продают. Так, что это не большевикам, а блогерам и рэперам пора скидываться на памятник Федору Михайловичу с надписью «от благодарных бесов».

Вот и выходит, что нет Достоевского, нет царской России, нет большевиков, а бесы как были, так еще и процветают. И роман Достоевского с его мрачной, пугающей бездной нравственного падения человека становится пророчеством нашего времени.

+9
00:05
1243
09:26
+3
Здравствуйте, Влад! Радостно видеть размышления о Литературе на литературном сайте.
Мне было интересно читать вашу статью, роман читала сравнительно недавно, фильм посмотрела в прошлом году. Со многим согласна. Федор Михайлович знал проблему изнутри: и бунтарства, и грехопадения, и ухода от Бога. Думаю, роман для того времени был более острым, чем сейчас. Ведь писался для читателей, воспитанных в христианской традиции и в Бога верующих. Думаю, что для нас сейчас многое ускользает именно по этой причине. Я тут Висконти пересматривала. В «Гибели богов» яркое отражение романа Достоевского, до цитирования сцен в сюжете, а в основе фильма тема зарождающегося фашизма. В общем, хоть и книга своего времени, но вы правы, вечная, актуальная, без границ. Спасибо, что напомнили.
17:02
+2
Ведь писался для читателей, воспитанных в христианской традиции и в Бога верующих.
В условно христианской традиции действительно воспитывались, но верующими едва ли особо были. На православных вроде Кереевского, Хомякова, Гоголя (а это еще первая половина XIX в.) смотрели почти как на фриков. Да и в самих «Бесах» из всех персонажей христианин только епископ.
18:42
+2
Добрый вечер, Виктория! Спасибо за отклик. Я тоже думаю, что для Достоевского главная проблема была в кризисе религиозного сознания, утраты веры именно в православие, христианскую веру. Он и сам этот кризис в себе переживал. Хотя и упорно хотел верить. В этом он видел спасение. К нам это вряд ли применимо, но утрата человечности, деградация и упоение мелочным злом актуально сейчас независимо от упадка религиозной веры в обществе.
18:43
+2
Об этом Достоевский и писал в своих романах. Об утрате православный веры. Это его пугало.
18:57
+1
Не могу с вами согласиться. Веромер, конечно, не изобретен и поныне, но о повальном агностицизме или атеизме в обществе на момент Бесов речи не велось. И одно дело грешить, другое отречься.
18:58
+1
Да-да. Такой сдерживающий механизм утратить — это страшно по первости.
19:12
Я не имел в виду, что вера иссякла в 19 веке. Нет конечно. Но Достоевский видел рост нигилизма и прочих идей, который уводили людей от привычной картины мира. И возможно в этом он видел нравственную опасность. Он же и сам боялся утратить веру. Он же говорил, что лучше останется с Христом, а не с истиной.
19:14
Но для Достоевского и многих людей того времени — религия, православие, было не сдерживающим механизмом, а жизненным ориентиром. «Красота спасет мир» — это слова Федора Михайловича. Только, что за красота. Христового подвига. Сейчас то эту фразу уже без жертвы Спасителя трактуют.
19:16
+1
Это я Sergiusу отвечала.
19:17
А пришло мне. Но я свое мнение выразил.
19:19
+1
Ой, с этой фразой вообще путаница даже в пространстве романа. Уже там ее искажает герой и говорит с насмешкой, а уж из контекста вырванная…
19:20 (отредактировано)
Конечно, дело не в «грешить», а в отношении к вероучению, а во многом и в открытом позиционировании себя. XIX в. чем-то похож в этом плане на современную ситуацию. В просвещенном обществе было хорошим тоном дистанцироваться от традиционной религиозности. Особенно от Христианства, особенно от Православия. И там открывался довольно широкий выбор от нигилизма до всякого рода мистицизма. Для простого народа Православие сохраняло актуальность, но было особого, вполне языческо-бытового толка. В конце концов начало XX в. дало ряд маркеров демонстрирующих реальное положение (складывавшееся весь прошлый век) в вопросах веры. При временном правительстве около 90% (если не ошибаюсь) офицеров воюющей армии отказалось участвовать в центральных христианских обрядах. Народ при большевиках в подавляющем большинстве легко от веры отказался.
19:34 (отредактировано)
+1
легко от веры отказался

))) Вы же методы помните? Нет, я сейчас не ради спора, я просто думаю, что проблемы «Бесов» во многом если и прочтутся нами, но вряд ли будет такой же эффект. как для современников. Хотя меня в свое время поразило именно многообразие и поразительная живость персонажей. Пожалуй, сильнее эффект, чем от Карамазовых. Те все-таки более «книжные», «Литературные». А эти прямо подлинные, настоящие. Хоть и вымышленные.
19:42 (отредактировано)
Сейчас посмотрела «Бесы» 1871 год. 10 лет как крепостное право отменили только. До времен Временного правительства очень далеко, практически поколение.
19:44
+1
Методы — не главное. Большевики в 20-х годах не смогли бы запугать огромную армию крестьян. На глазах у крестьян, а часто и их руками рушились храмы. Попов убивать начали еще даже до установления советской власти. Сопротивления были по этому поводу, но незначительные. Методы пошли уже в 30-е. И тогда да, под пытками 90% православных подписывали показания, противоречащие их убеждениям.
19:47
+1
На меня Бесы тоже произвели наибольшее впечатление. Современные левые критикуют, конечно, считают, что это карикатура на революционеров, но там действительно не про политические программы. Эффекта такого не будет, согласен. Вообще не знаю от чего сейчас будет эффект. Кто знает, хайпует)
19:56 (отредактировано)
Бесы» 1871 год. 10 лет как крепостное право отменили только. До времен Временного правительства очень далеко, практически поколение.
Не тонкий знаток вибраций общественных настроений в истории, но мне кажется там все шло довольно ровно по нарастающей. Причем время шло сильно медленнее, чем теперь. Что по сути изменилось за это поколение? Тем более при отвратительной политике просвещения. Народ по-прежнему был безграмотный, интеллигенция по-прежнему читала по-французски и проч. Библию нормально издали на русском только в 1876 г.! Т.е., например, мелкие чиновники, не знающие языков, просто Библию читать не могли!
20:01 (отредактировано)
А вот как раз читать ее, Библию, было совсем необязательно. Иначе выходит, что до ее полного перевода на русский вообще не верили, что ли?))) В церковь ходили, законбожий — основной предмет в обучении. Не надо отрицать роль Церкви в патриархальнейшей стране. Думаю, было еще хлеще, чем мы можем себе нафантазировать. Ну, конечно, было и исключение из правил. Но, мне кажется, на тот момент книга была просто бомба.
20:06
Современные левые критикуют, конечно, считают, что это карикатура на революционеров
Ох, любят у нас в произведениях искусства такую дичь откапывать… и за нее закапывать.
Сейчас эффект будет от развлекух. Публика хочет, чтоб ее плющило и таращило, чтоб при этом эмоционально не подключаться. А так, подразвлечься)
20:08
Я лично не очень понимаю как может нормально существовать «религия книги» без книги. Хоть Ислам, хоть Иудаизм, хоть Христианство. Отсутствие Библии в первом веке, совсем не то же, что ее недоступность в 18-19 вв.
Иначе выходит, что до ее полного перевода на русский вообще не верили, что ли?)))
Верили, конечно, но как-то странно. Как современные россияне, из которых тоже процентов 70 считают себя православными. А роль Церкви была значимая, это конечно. Другое дело, что Церковь была слита с государством, что не могло не привести к лютому трэшу.
20:11
+1
Сейчас эффект будет от развлекух. Публика хочет, чтоб ее плющило и таращило, чтоб при этом эмоционально не подключаться. А так, подразвлечься)
Наверное, я вообще безнадежно устарел.) Все собираюсь послушать хоть одну песню Моргенштерна (чтоб хоть понять о чем все говорят), но так отчего-то лень.)
20:21
+1
Анекдот из жизни:
Лет пять назад дело было. Моя коллега, уставшая от загрузов на работе, проблем с детьми, варит суп на кухне в общежитии. Заходит сосед, видит «свободные уши», начинает грузить ее своим взглядом на политику: «Путин-Путин...» Ленка не выдержала, отрывает пустой взгляд от кастрюли, смотрит на соседа и спрашивает: «А кто это?» Тот просто замолчал и ушел. )))
Я, конечно, слышала это название — Моргенштерн, но будучи музыковедом с высшим консерваторским образованием, у меня вопрос, как у Лены на кухне))))))))
20:29
Методы сразу пошли(((
20:29
+1
У кого-то из классиков фантастики есть рассказ, про человека, который все забыл. Когда ему пытались напомнить про кого-то, он говорил: Смит? не знаю я никакого Смита! И этот Смит переставал существовать. Жаль, что у Вас нет такой способности.)))
20:35
+1
Вау! Солипсизм в действии. Что вы, мне такую способность доверять нельзя. У меня память девичья. Я могу забывать даже по собственному желанию. Не хочу помнить и не буду))))
20:42
Да, сразу, конечно. Хотел сказать, что они изначально опирались на народную поддержку. Без поддержки антицерковная программа была бы невозможна.
20:43
Тот персонаж в итоге вообще себя забыл.)
21:02
Согласна. У всего две стороны. Или больше.
21:02
Так ему и надо)))
08:38
Я вам сейчас напою. Это вер-та-лет. Кстати, прочитала, что он недавно по первой просьбе пришёл к умирающему от рака мальчику, играл с ним в машинки пел для него.
08:44
И об этом сразу вышла статья)))) такое «добро» напоказ. Знает куда пойти… простите, это кощунство,
13:59
Моргенштерн вообще позер и все делает напоказ. Однако мальчик был счастлив.
01:05
Да уж, сколько фраз повырывали из контекста.
11:23 (отредактировано)
+1
«Не так страшен черт, как его ...»малютки".
18:43 (отредактировано)
Черт один, а бесов легион.
13:28
+3
Да таких обличителей современности сейчас тоже пачками )) Вот только такой же след сложно будет оставить. Наследили уже все и везде так, что ничем не удивить.
18:44
Ну время у нас такое. Тогда была только бумага и печать, а сейчас есть интернет.
17:08 (отредактировано)
+1
Мне, кстати, в романе обиднее всего было за Ставрогина. Казалось, что он-то может измениться и все изменить. И он действительно мог спасти и Шатова и Кириллова и девушку (Лиза вроде?) Но все губит его бездействие.
18:44
+1
Но возможно его бездействие было сознательным. Он хотел большого зла, но все выходило мелочно.
10:19
+2
ФМ один из моих любимых писателей, а Бесы и БК — два любимейших произведения. Несмотря на банальность и поверхностность блога (одна только фраза «Достоевский — один из столпов..» чего стоит! ФМ бы в гробу перевернулся), ибо ничего нового здесь нет, по сути даже аналитика романа вторична, скомкана и взята из разных читанных-перечитанных аннотаций, монографий и предисловий-послесловий причём советского периода, судя по революционной составляющей, но предпоследний абзац просто свёл на нет все ваши усилия копнуть роман глубже. Этот пропагандистский выхлоп до того напомнил Соловьева, Киселёва и иже с ними, что становится ясно — весь этот блог был ради последних двух абзацев. Омерзительно, что вы приплели имя ФМ к этим своим доморощенным скрепным взглядам. Достоевский совсем это не об этом. А что по поводу бесов, то помните, наверное, бесы тоже бывают разные и хуже всех те, которые в Лаодикийской церкви косят под ангелов)
13:15
+1
верно.
15:02
Ну Вы прям как-то жестко.) Понятно, что всех раздражает скрепность духовная, но люди имеют на нее право. Сам Достоевский в дневниках допускал вполне великодержавные узко-националистические высказывания. Другое дело, что в произведениях он схватывал гораздо более глубокую реальность (не спроста им зачитывались экзистенциалисты и Ницше). А вписывание гениев в свою идеологическую систему — довольно древняя забава.
17:56
Да абсолютно!
17:59
Да это разве ж жёстко? Так, пожурила с душой, слегка потрепав за вихор) А сама по себе скрепность меня не раздражает. Я её даже люблю местами временами) Но вообще, смысл моего коммента был не в этом, если что;)
18:20 (отредактировано)
А меня раздражает именно скрепность! Не здесь, а вообще. Наверное, потому что не понимаю, что это такое и как этим пользоваться (зато интуитивно чувствую, чем чревато посягание на скрепы). А вторичность и поверхностность — это почти нормально. Все такое, если смотреть с определеннойглубины. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».))
Комментарий удален
08:53
Фигня какая-то творится кругом… Сплошные препоны и заговоры гаджетов…
Все это странным образом совпало с массовой вакцинацией и глобальным внедрением 5G. Вы, думаю, это и так заметили. Но правда глубже, и об этом на самом деле предупреждал Достоевский. Он предвидел и пытался сказать, что волновое пространство, эфир, а также кабели будут захвачены бесами. И вот — они уже не пускают Вас на сайт!
00:51
Уважаемая, Марго. Не Симонян я думаю. Отрицательный отзыв тоже хорошо, потому что как писал Дидро: если твой текст понравился всем значит он никуда не годится. Хочу Вам ответить.
Первое. Пришлите пожалуйста (я не шучу и не ёрничаю) ссылки на все аннотаций, монографий и предисловий-послесловий советского периода, которые я по вашему мнению использовал в своем эссе. Я писал все из головы и открывал только сам роман для цитирования. Так что может у меня открылись парапсихологические способности к бессознательному воспроизводству текстов, которые я не читал. Мало ли что.
Второе. Какого черта Вы обвиняете меня в том, что я «приплел имя ФМ к этим своим доморощенным скрепным взглядам». Что Вы вообще знаете о моих взглядах? Судите по своим представлениям о скрепах. Я уже не знаю, что это за скрепы, Вы вот знаете? Просветите. А то что не по вашему берете на штандарты чучела Киселева и Соловьева и вопите скрепы, скрепы. А чего про Михеева не упомянули, он кстати главный поклонник ФМ среди охранителей. И где по тексту я про скрепы писал. Вообще не строчки. Правда если Вы считаете, что назвать подонков и мерзавцев тем кем они являются то есть подонками и мерзавцами это пропаганда скреп, то… Я же считаю, что их поступки и поведение это современная бесовщина, духовная, нравственная пустота, уничтожающая наше общество. Пропаганда тут не при чем. Это любому здравому человеку понятно. Вот она живая духовная пустота и мелочная подлость, о которой Достоевский писал, и здесь сложно не увидеть параллели между нашим прошлым и нашим настоящим. Вам же может не за Достоевского обидно, а за всех тех кого я перечислил, кого считаю современными бесами. Тогда ФМ перевернется в гробу не от того, что я назвал его литературным столпом, а от того, что его читают симпатизанты или сопереживающие бесам. И Ваш комментарий можно посчитать воплощением противоположной пропаганды, оправдывающей всяких бесов, потому что все что против России это прекрасно. Но это я с целью показать, как Вы сами легко вещаете ярлыки скрепности и пропаганды. А тут и без Вас хватает таких членов клуба. А что касается бесов, которые косят под ангелов, то это уже другая история.
Третье. Ну так о чем все же Достоевский? Напишите свое эссе, Магро. Двести лет со дня рождения вашего любимого писателя. Я думаю надо отдать дань памяти своими размышлениями. Столпы русской литературы они ведь не исчерпаемы.
00:56
Обиделись. Бывает. С некоторыми часто. Я сама решу, что мне делать, без ваших сумбурных и пространных указиловок. Вы слишком многословны, а это большой недостаток для писателя, к коим, я робко надеюсь, вы себя всё же не причисляете. Неумение кратко и точно формулировать свои мысли не способствует взаимопониманию. Сформулируйте, пжста, чего вы конкретно хотите, в двух-трех предложениях, возможно, я вам отвечу. А поскольку пока вас бросает из стороны в сторону, начиная от требований что-то там сделать и написать до клеймения в симпатиях бесам, и всё это под эгидой борьбы за высокодуховность, то это даёт мне слишком большой простор для нелестных спекуляций в ваш адрес, в том числе и касаемо вашего здравого смысла. А тут и без вас хватает таких членов клуба, увы.
01:36
Не обиделся, ни сколько. Но вижу интересного спора о Бесах у нас не вышло. Жаль. Вот только, как Вы читаете многословные, многосложные тексты Достоевского, если не способны воспринимать развернутые комментарии-ответы. Удивительно. Но все, все, а то боюсь выйду за пределы восприятия прекрасной дамы…
15:03
Однажды, двадцать лет спустя…))) знаете такую поговорку: дорого яичко ко христову дню…
В общем, с праздником вас, если вы, конечно, празднуете)
19:06 (отредактировано)
Вот вечно так у меня с женщинами, то рано, то поздно laughНо я всегда открыт к дискуссии, даже через сто лет. С праздником и Вас, Марго! Если празднуете.
13:14
Ставрогин- бес дворянства, Верховенский-разночинства. И поступили они как бесы в притче «Когда Господь подошел к бесноватым, чтобы исцелить их, «бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. » Что стало со свиньями все помнят.
00:52
Как раз один их двух эпиграфов романа.
Загрузка...
Андрей Лакро