Анна Неделина №3

По следам одного рассказа

6+
По следам одного рассказа

Речь о рассказе Виктории «День матери». 

Начну с лирического вступления. Про матерей. Мама может всё. Мама, потерявшая ребёнка, может ещё больше. Только она способна найти убийцу сына-дочери и порвать его на куски.

Мама – добрый волшебник. Как Дед Мороз. Заметьте, «инициалы» Деда Мороза и Дня Матери совпадают – ДМ. Мама любит ребёнка всяким: будь он даун, аутист, да кто угодно. Она – воплощение главной христианской идеи – милосердия. Она несёт мир и любовь.

Но в пику её "небесному граду" на земле – существует другой. Это преисподняя, мир ненависти. Его обитатели – узколобые «неандертальцы». Они готовы уничтожить любого, кто не укладывается в их представления о норме.

Из этой антитезы рождается конфликт рассказа: борьба «чёрного и красного» за души людей. Поле сражения – семейные ценности, они же и общечеловеческие.

Сюжет делится на две части.

Первая.

Время действия – преддверие Дня матери. Место – школа для детей с психическими отклонениями. Все события происходят на уроке. Ребята рисуют в подарок мамам картинки. Гг – педагог. Терпеливая, внимательная, снисходительная. Вторая мать. Она принимает ребят такими, как есть. Пусть они видят окружающее иначе: у страуса – четыре ноги, щенок – зелёный и т.д. Но эта оригинальность взгляда говорит о фантазии, о расширении границ познания. Она несёт в себе возможность развития и движения вперёд. 

За ней – дерзкие научные открытия, новые горизонты искусства и даже попытка изменить существующий мир, сделать его лучше. Это я про рисунок Рафа. Сначала мальчик закрашивает лист чёрным цветом (реальность), потом поверх «грунтовки» накладывает красные штрихи – путь к счастью.

Вторая.

Место действия – суетный мегаполис, похожий на ад. Любви уже не существует, есть только ненависть и ярость. Гг – детектив. И одновременно мать Рафа, который убит маньяком, как и другие дети из уже упомянутой школы. Цель жизни героини – найти и наказать. И она справляется с этой задачей с помощью сына. Тот "присылает" ей «весточку» - портрет убийцы.

Время действия второй части – канун Рождества. Мама Рафа отправляет Санта-Клаусу красно-чёрную картинку-подарок. Красные штрихи на нём похожи на электрический стул. Говорят, под Рождество, что ни пожелается – всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.

Отдельно о Рафе. Он оказался гениальным художником. Его работы украшают музеи и выставки. И это он вместе с мамой спасает мир от чёрного цвета.

Заключение.

Рассказ выстроен на антитезах: прошлое – будущее, любовь – ненависть. И ещё противопоставлены реальность и сверх/над-реальность. То есть мир за пределами нашего понимания. Если мы останемся в рамках «нормы», в тисках «существующего» - откатимся назад: к пещерному человеку и пещерным нравам. Хотим развиваться - закрашиваем чёрное красным.

Постскриптум. 

Несколько слов на тему читательского восприятия текстов. Опять же на примере «Дня матери». Здесь люфт при переходе от первой части рассказа к второй позволяет увидеть возможность другого развития событий. С одной героиней, которая срывается с катушек, и становится Чикатилой. Не знаю, была ли такая задумка у автора или нет. Но автор выбрал то, что выбрал. А рассказ мне понравился ещё и этим зазором. Всё могло быть иначе. Мир вариативен.

+1
13:40
459
14:18 (отредактировано)
+1
Ох-ох! Большое спасибо за блог!
Признаюсь, писала легко, глобальных проблем не вкладывала, втискивала в условие 5 тысяч и подгоняла по теме.
Мне было все настолько просто и ясно, что даже не оригинально. В основе был элементарный триллер. Вы близки. Жаль, что все же не до конца.
Ну что ж. Все еще проще.
1. Неясная локация. Дети, рисующие подарки матерям, заботливый, понимающий взрослый, странный мрачноватый Рафаэль.
2. ясная локация. Детектив на нервах, отмахивается от назойливой рекламы, идет домой вести свое индивидуальное расследование убийства детей из 1 части. Среди них ее сын. Дети мертвые. Жертвы. Не убийцы.
И мне казалось, ну ясно же, с этого момента, что мертвые, что там они и рисуют. Но нет. Мистические триллеры — это, видимо, для меня ясно, многим — нет.
На случайно обнаруженном рисунке (с того света) мать видит портрет убийцы. Он совпадает с фото одного из многих подозреваемых. Мать-детектив звонит шефу и просит дать делу ход.
3 часть потусторонний мир первой части. По рисунку Рафа ясно, что возмездие настигло или настигнет преступника.
Нет ни намека на то, что Раф убийца или другой ребенок. Или сама мать. Откуда эта дичь? Из ее фразы про больных ублюдков? Так она идет логически после размышлений о скупке вещей убитого ребенка. Кто-то покупает, фетишит. О них у героини такое мнение.
Ну да ладно. Краткость сестра таланта, но мы из разных семей))))
14:56
+1
Вообще, когда до меня дошло, на какой фразе людей на эту дичь сворачивает (про больных ублюдков), была поражена. Когда писала, мне даже в голову не могло прийти, что кто-то отнесет эту фразу к детям. Персонаж подан: мать ребенка с ОВЗ (это все поняли) расследует его убийство. Как? Ну как этот персонаж может отозваться так о больных детях, если сама прошла через это? Читатель игнорирует все: жертвы, части тел, ряды фотографий подозреваемых. С чего жертва и подозреваемый стало одним лицом? В каком детективе? «Десять негритят»? Удивительно для меня! Читателю показалось, что автор имел наглость быть не толерантным, читатель берет меч и идет в крестовый поход. А то, что этого нет в тексте, то, что это в головах… Вот, о чем я сейчас думаю: проблема текста — это одно. Но проблема глаз смотрящих… Это уже не ко мне.
Спасибо за еще одни созданные условия, чтобы поразмышлять. Спасибо за потраченное время на прочтение этого случайного лабиринта смыслов, спасибо за творческий отклик, спасибо за неожиданный резонанс.
Это парадокс читательского восприятия. Вроде рисунка, где у страуса четыре ноги)))
А версия, что про трёхчастёвку с ангелочками была. Но потом Остапа понесло)
17:46
Это прекрасно
Загрузка...
@ndron-©