Светлана Ледовская

Ты, ты, ты...

0+
Ты, ты, ты...

Натыкали мне тут давеча. Нет, я не в претензии - все по делу. Но теперь в моей копилке критериев проверки своих стихов добавился пункт “Без местоимений”.

Вернее, я уже стала меньше их использовать, насмотревшись на работы местных авторов. Но вот в кукушке этой пропустила. Видимо, как уже писала, отвлекло то, что это типа непосредственное обращение к собеседнику. Ну да ладно.

Как я сейчас проверяю свои стихи:

  1. считаю гласные в строках
  2. расставляю ударения, проверяю соответствие ритму
  3. чищу повторяющиеся слова (типа: тепло\теплый, особенно, если рядом)
  4. проверяю в словаре, правильно ли вообще читаю слово, там ли ударение
  5. ну, и теперь еще местоимения

И вот по последнему пункту у меня вопрос. ̶с̶к̶о̶л̶ь̶к̶о̶ ̶м̶о̶ж̶н̶о̶ ̶т̶ы̶к̶а̶т̶ь̶?̶ Когда их все-таки можно использовать и в каком количестве?

Стала припоминать знакомые стихи с кучей местоимений. Первые в голову пришли мои любимые Ахматова с Есениным. Поскольку с этими двумя я не расставалась всю свою молодость. Итак:

Анна Ахматова

А ты теперь тяжелый и унылый,

Отрекшийся от славы и мечты,

Но для меня непоправимо милый,

И чем темней, тем трогательней ты.

Ты пьешь вино, твои нечисты ночи,

Что наяву, не знаешь, что во сне,

Но зелены мучительные очи,-

Покоя, видно, не нашел в вине.

И сердце только скорой смерти просит,

Кляня медлительность судьбы.

Всё чаще ветер западный приносит

Твои упреки и твои мольбы.

Но разве я к тебе вернуться смею?

Под бледным небом родины моей

Я только петь и вспоминать умею,

А ты меня и вспоминать не смей.

Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить?

Ты угадал: моя любовь такая,

Что даже ты не смог ее убить.

Считаем? 5 катренов, 6 ТЫ, не считая тебе/твои и т.п. Причем, в первом и пятом катрене по два раза. (где-то я уже видела этот коммент)

Сергей Есенин

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Дальше не буду цитировать, по-моему вопрос ясен. На 5 строк 3 одинаковых местоимения. Только тут ВЫ.

В сравнении с моим стихом, вижу огрех только в моменте добавления ТЫ для поддержки ритма. Ок. Косяк.

Но в чем еще недостаток ТЫ-кания?

Почему спрашиваю.

В перечне дуэлей есть тема “Снег 21го года”. Я решила написать для нее стих. Но! Опять натыкала ̶м̶о̶г̶у̶-̶у̶м̶е̶ю̶-̶п̶р̶а̶к̶т̶и̶к̶у̶ю̶

Понятно, что в дуэль этот стих уже не пойдет, но посоветоваться хочу.

В общем, вот:

ВТОРОЙ ШАНС

Меж нами - мили, города,

Слова,

Обид высокая стена,

Пурга.

Покрыты снежной пеленой

Мосты,

На них я больше ни ногой,

А ты?

Год двадцать первый с нами был

Жесток:

Терзал мне нервы лжи твоей

Порок,

Душила будничность мечту

Любви.

Я грезить больше не хочу,

А ты?

До полночи желаю всё

Забыть,

Оставить в прошлом, разорвать

Ту нить.

Вечерним городом бреду

Пустым.

Лишь снег навстречу мне идет.

И ты.

Ну, и если вы дочитали до этого места, еще один вопрос по стиху: мне кажется, не хватает одного катрена, где она сомневается, что правильно сделали, что расстались, мол, может попробовать еще раз? Но так как меня уже упрекали в слишком длинных выражениях моих мыслей…

В общем, помогите непутевому рифмоплету разобраться во всей этой науке. 

Всем спасибо за подсказки и комменты, которые вы пишете. И за критику тоже.

Другие блоги автора:
+9
15:37
550
19:12 (отредактировано)
+3
Понравилось стихотворение. Полностью. Без претензий. Читается легко и понятно.
20:16
+1
Т.е. тут ТЫ — в тему?
Меня не напрягает. Есть признанные авторы, стихи которых мне не нравятся абсолютно. Читатели же разные, всем не угодишь. Я вот от Чуковского, с его трешем про отрезанные ножки, вывихнутое плечико и т.п., с детства испытываю своеобразные эмоции. smile
20:25
+1
Так стих увидел, он мне понравился rose

21:29
+1
Спасибо за озвучку inlove
20:31 (отредактировано)
+4
Здравствуйте, tassikk, да ведь в новом ст-нии у вас красивый и по делу рефрен, а в том дуэльном «ты» — непонятный общий некто, которому что-то общее выговаривают и декларативно поучают.))) Думаю, невозможно рассуждать о самих по себе местоимениях вне текста, надо ж смотреть, насколько органичны они в тексте: делают ли его изящнее или наоборот — торчат навязчиво. Дело не в количестве местоимений, а в качестве, как обычно.
Картинка с названием смешные ))
20:54
+1
Про дуэльное я поняла. Но вот написала это, и побоялась выкладывать. Вдруг опять перебор. Свои тексты сложно воспринимать критически. Я же и то сто раз читала и правила, а слона-то и не приметила…

Получается, все-таки критерий — для ритма слово используется или для дела. Другого я не вижу
21:09 (отредактировано)
+3
ну… мне проблема видится несколько шире, чем только для ритма или чего-то еще конкретного, мне нравится считать, что текст лучше чувствовать целиком, как бы отодвигая на расстояние и прищуриваясь.)) А если что-то для ритма впихивать — оно ж иногда торчит нелепо, хоть и в ритм.
21:16 (отредактировано)
+5
Тут же у вас рефрен, так что на своём месте всё.
А критерий, по-моему, один: если можно обойтись без местоимения, то оно не нужно. Да и не только с местоимениями это работает.
И простите, не по теме: слово «огрех» — мужского рода. )
21:28
+1
Спасибо, исправила.

Ага, ваш критерий глубже. И согласно этому критерию, добавлять ещё один катрен не стоит.
21:40
+2
Оказалось так просто? ))
21:54
+1
Пока что мне не совсем просто. Думаю, а донесла ли мысль? rofl
23:03
+2
ЛГ сожалеет о чувствах, которые оказались бессильны перед расстояниями, обидами и бытом; не желает помнить несбывшейся любви настолько, что готова обходить стороной мосты (вероятно, места встреч), готова вычеркнуть возлюбленного из памяти. Но вот случайная встреча дарит новую надежду. Донесли мысль? ))
Мост, кстати, хороший символ. И закольцованность (пурга, разделяющая вначале — снег, дарящий встречу в конце) – хорошо.
В предпоследней строке нужна запятая или точка перед «И ты».
23:12
+2
Да, получается, что донесла. Мосты ещё как способ вернуться. Спасибо вам большое за подробный разбор inlove
23:14 (отредактировано)
+3
Да разве это разбор? Не за что )
Про мосты я и говорю — хороший символ, многомерный.
22:23 (отредактировано)
+1
Как вам уже по-моему написали, дело не в количестве, а насколько органично они вписываются в стихотворения. И в ваших примерах повторения усиливают впечатление, а потому единственно нужны. Ваше стихотворение понравилось.
23:19
+2
Ну вот у Есенина, возможно, и усиливают. А у Ахматовой — не вижу усиления unknownпро органичность, да, у неё, конечно органичней, чем у меня. Это было мое любимое стихотворение у нее inlove

спасибо за отзыв rose
23:45
+1
Я стихи оцениваю по тому, возникли у меня в ответ чувства или нет, а размер и всё остальное — не знаю.
08:43
Я тоже так. Но, когда так и пишу, сразу прилетает devilrofl
22:35
+2
Зря на дуэль не отправили. rose
23:16
+1
Испугалась, что затыкают опять roflв критике есть хорошие моменты — указание на ошибки, а есть и не очень — страх, что получится «говоришь ей, говоришь, а все об стену горохом» rofl

Не страшно выкладывать первое сочинение, и с каждым последующим все страшнее wassupjokingly
23:18
+2
Не страшно выкладывать первое сочинение, и с каждым последующим все страшнее

Как интересно. У меня было ровно наоборот. )
23:22
+1
Ну, пока учишься, можно косячить. Но, когда уже есть опыт, косячить становится стыдно. У меня так в голове glassrofl
23:48
+2
Я тоже боюсь, что «не вышла на новую высоту» smile. А потом думаю: сам процесс тоже важен.
08:44
09:43
+2
Да, у Вас были «ты» в изобилии.
Но это не помешало мне отдать голос за Вашу работу.
Не всегда правильно значит хорошо.
09:51
+2
Ну, я старалась. laughСпасибо за голос и за отзыв ok
Загрузка...