Ты, ты, ты...
Натыкали мне тут давеча. Нет, я не в претензии - все по делу. Но теперь в моей копилке критериев проверки своих стихов добавился пункт “Без местоимений”.
Вернее, я уже стала меньше их использовать, насмотревшись на работы местных авторов. Но вот в кукушке этой пропустила. Видимо, как уже писала, отвлекло то, что это типа непосредственное обращение к собеседнику. Ну да ладно.
Как я сейчас проверяю свои стихи:
- считаю гласные в строках
- расставляю ударения, проверяю соответствие ритму
- чищу повторяющиеся слова (типа: тепло\теплый, особенно, если рядом)
- проверяю в словаре, правильно ли вообще читаю слово, там ли ударение
- ну, и теперь еще местоимения
И вот по последнему пункту у меня вопрос. ̶с̶к̶о̶л̶ь̶к̶о̶ ̶м̶о̶ж̶н̶о̶ ̶т̶ы̶к̶а̶т̶ь̶?̶ Когда их все-таки можно использовать и в каком количестве?
Стала припоминать знакомые стихи с кучей местоимений. Первые в голову пришли мои любимые Ахматова с Есениным. Поскольку с этими двумя я не расставалась всю свою молодость. Итак:
Анна Ахматова
А ты теперь тяжелый и унылый,
Отрекшийся от славы и мечты,
Но для меня непоправимо милый,
И чем темней, тем трогательней ты.
Ты пьешь вино, твои нечисты ночи,
Что наяву, не знаешь, что во сне,
Но зелены мучительные очи,-
Покоя, видно, не нашел в вине.
И сердце только скорой смерти просит,
Кляня медлительность судьбы.
Всё чаще ветер западный приносит
Твои упреки и твои мольбы.
Но разве я к тебе вернуться смею?
Под бледным небом родины моей
Я только петь и вспоминать умею,
А ты меня и вспоминать не смей.
Так дни идут, печали умножая.
Как за тебя мне Господа молить?
Ты угадал: моя любовь такая,
Что даже ты не смог ее убить.
Считаем? 5 катренов, 6 ТЫ, не считая тебе/твои и т.п. Причем, в первом и пятом катрене по два раза. (где-то я уже видела этот коммент)
Сергей Есенин
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Дальше не буду цитировать, по-моему вопрос ясен. На 5 строк 3 одинаковых местоимения. Только тут ВЫ.
В сравнении с моим стихом, вижу огрех только в моменте добавления ТЫ для поддержки ритма. Ок. Косяк.
Но в чем еще недостаток ТЫ-кания?
Почему спрашиваю.
В перечне дуэлей есть тема “Снег 21го года”. Я решила написать для нее стих. Но! Опять натыкала ̶м̶о̶г̶у̶-̶у̶м̶е̶ю̶-̶п̶р̶а̶к̶т̶и̶к̶у̶ю̶
Понятно, что в дуэль этот стих уже не пойдет, но посоветоваться хочу.
В общем, вот:
ВТОРОЙ ШАНС
Меж нами - мили, города,
Слова,
Обид высокая стена,
Пурга.
Покрыты снежной пеленой
Мосты,
На них я больше ни ногой,
А ты?
Год двадцать первый с нами был
Жесток:
Терзал мне нервы лжи твоей
Порок,
Душила будничность мечту
Любви.
Я грезить больше не хочу,
А ты?
До полночи желаю всё
Забыть,
Оставить в прошлом, разорвать
Ту нить.
Вечерним городом бреду
Пустым.
Лишь снег навстречу мне идет.
И ты.
Ну, и если вы дочитали до этого места, еще один вопрос по стиху: мне кажется, не хватает одного катрена, где она сомневается, что правильно сделали, что расстались, мол, может попробовать еще раз? Но так как меня уже упрекали в слишком длинных выражениях моих мыслей…
В общем, помогите непутевому рифмоплету разобраться во всей этой науке.
Всем спасибо за подсказки и комменты, которые вы пишете. И за критику тоже.
Картинка с названием смешные ))
Получается, все-таки критерий — для ритма слово используется или для дела. Другого я не вижу
А критерий, по-моему, один: если можно обойтись без местоимения, то оно не нужно. Да и не только с местоимениями это работает.
И простите, не по теме: слово «огрех» — мужского рода. )
Ага, ваш критерий глубже. И согласно этому критерию, добавлять ещё один катрен не стоит.
Мост, кстати, хороший символ. И закольцованность (пурга, разделяющая вначале — снег, дарящий встречу в конце) – хорошо.
В предпоследней строке нужна запятая или точка перед «И ты».
Про мосты я и говорю — хороший символ, многомерный.
спасибо за отзыв
Не страшно выкладывать первое сочинение, и с каждым последующим все страшнее
Как интересно. У меня было ровно наоборот. )
Но это не помешало мне отдать голос за Вашу работу.
Не всегда правильно значит хорошо.