Светлана Ледовская №2

Александр Дейнека: «Девочка у окна. Зима»

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Александр Дейнека: «Девочка у окна. Зима»

Картина «Девочка у окна. Зима» была создана художником Александром Дейнекой в 1931 году. На ней изображена девочка, стоящая у большого окна, за которым — зимний пейзаж, деревья и скамьи, занесённые снегом. Всё построено на контрасте, чёрный цвет в сочетании с белым становится у Дейнеки предельно выразительным.

Этот небольшой рисунок, выполненный в обычной для Александра Дейнеки скупой, лаконичной манере, много может поведать зрителю. Как-то сразу ощущается тишина, царящая в тёмной комнате, мороз за окном, жизнь большого города в начале 1930 годов. Невольно проникаешь в душевный мир маленькой девочки, которая стоит в одиночестве у тёмного зимнего окна.

Интересно, что в том же 1931 году Дейнека сделал авторское повторение этого сюжета, но уже в живописном цветном варианте.

Девочка у окна

Композиция картины построена на противостоянии. К обычному для Александра Дейнеки конфликту прямоугольного геометризма и кривизны добавлено противостояние тепла и холода, живого и неживого, света и тьмы, за которой скрыта комната вполне в стиле «нового быта», а источником света является холодное сияние заснеженных деревьев за окном.

Вообще-то следует сказать, что в то время развернутый пейзаж за окном был редкостью в творчестве художников интерьерных сцен. Чаще всего окно на их картинах просто служило элементом, которое зрительно разбивало плоскость стены. Иногда, преимущественно при изображении летних сцен, пейзаж за окном присутствовал, но лишь в декоративно-обобщённом виде.

Здесь же зимний пейзаж представлен в виде чудесного видения, которое человеку обычно дано заметить лишь в детстве. Его свет проникает в темноту комнаты, более или менее освещая фигуру девочки, силуэт спящей собачки и радиатора.

Две работы

Работа, что хранится в Третьяковской галерее, выполнена в чёрно-белых тонах. А вот авторское повторение в цвете смотрится немного иначе. В этот раз для изображения дома, где тепло и уютно, художник выбрал коричневые тона. Вместо собачки на коврике спит кошка, символ домашнего очага. Кошка спит так сладко и безмятежно, поэтому ни у кого не возникает сомнений — здесь всем живётся хорошо.

Улица за окном выглядит по-зимнему сказочно… Пушистые сугробы и ветви деревьев, украшенные снежным покровом, напоминают какую-то давно забытую сказку, прочитанную в далёком детстве.

Центральная фигура картины

Центральной фигурой картины является девочка, которая кажется очень подвижной, лёгкой и пластичной. Скорее всего, она любит заниматься спортом, танцевать, активно участвует в разных мероприятиях. Эдакий пример пионерки-активистки, которая всегда и везде впереди.

В те времена было очень популярно на праздниках «строить» так называемые пирамиды. Так и видится, как девочка принимает участие в этих построениях и задорно отбрасывает с лица коротко остриженные волосы, старательно вытянув руки…

Но сейчас ей явно скучно. Ведь за окном открывается целый мир, полный разнообразных развлечений, а ей приходится сидеть дома.

А может всё не так… Вдруг она просто стоит и мечтает, разглядывая зимний пейзаж, и придумывает свою сказку, которую потом воплотит на бумаге.

Художник

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу. Он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашёл свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно эти зарисовки становились позже основой будущего полотна.

девочка у окна

девочка у окна

+6
12:15
1698
17:51
+1
Очень интересно, спасибо. Картина в цвете теплее и уютней. Черно-белая смотрится наброском. А если не сравнивать ее с цветной, то будто передаёт какую-то холодность, одинокость и грусть. Здесь девочка выписана подробней всей остальной Картины. И мы как будто смотрим на мир вокруг ее глазами. И в них эта серость и несовершенство окружающего.

Это мои впечатления от картин.
17:57
+1
Можно даже сказать, что это две совсем разные картины
18:05
Да, согласна
Загрузка...
Алексей Ханыкин